Организация воспитательного процесса в школе. Педагогическая лоция для директора школы

Снято с продажи
Код 10741
Авторы Щуркова Н.Е.
Издательство Центр "Педагогический поиск", 2011
ISBN 978-5-91569-018-8
Страниц 160
Штрихкод 9785915690188
Размеры (Ш x В x Т) 165 x 235 x 9 (мм)
Вес 203 г
Педагогическая лоция как особый жанр профессиональной литературы содержит в себе предельно сконцентрированный обобщенный материал. В серии "Воспитание" отражены основные положения современной теории воспитания, воплощаемой в методике воспитания детей в образовательных учреждениях; дополняются перечислением необходимых профессиональных умений педагога.
Лоция может служить своеобразным маяком в профессиональной работе и профессиональных сомнениях. Схематичность и лаконичность материала позволяют педагогу в случае профессионального затруднения быстро найти ответ.
Адресовано, в первую очередь, руководителям образовательных учреждений, всем педагогам - практикам, работающим с детьми, а также студентам педвузов, изучающим теорию, методику и технологию воспитания. Будет интересно и научным работникам в сфере образования.

Подробное описание

ПРЕДИСЛОВИЕ

На первый взгляд, книга о воспитании как профессиональная справоч­ная литература выглядит более чем странной. Кажется неправомерным предлагать педагогу жесткие и прямые рекомендации в области сферы тон­кой профессиональной работы, крайне индивидуально ориентированной и по сути своей творческой. Творчество педагога в воспитательном процессе является основной характеристикой профессионального труда, где не мо­жет быть места стандарту, трафарету и жестким предписаниям, потому что объектом воспитания является личность - многоликая, динамичная, не со­относимая ни с какими шаблонами и эталонами.

Личность - носитель внутреннего социально-психологического уни­кального мира, автономного и эмансипированного от каких бы то ни было образцов. Потому не подвластная арифметическим измерениям - как бы этого не хотелось чиновнику от образовательного управления, который ввел «подушевое финансирование», как на скотном дворе или в зверином питомнике, в ожидании стандартного единого результата: рост? вес? цвет? конфигурация? умения? знания? исполнительские навыки крепостного че­ловека?..

Однако воспитание есть организуемый и целенаправленно управляе­мый процесс, выстраиваемый специалистами на основании познанных пси­холого-педагогических закономерностей становления и развития этой лич­ности. Он подвластен педагогическому анализу и может быть выстроен при учете этих закономерностей. И, как всякий специалист, педагог-профес­сионал не может не знать и не опираться в работе с детьми на социально - психологические принципы, не использовать огромный опыт воспитания, обобщенный историческим педагогическим мышлением и оформленный научно-теоретическим языком.

Справочник в предельно сфокусированном виде предоставляет руково­дителю образовательного учреждения опорные ключевые вопросы совре­менного воспитания - переосмысленные и обновленные в своем решении.

Новое воспитание XXI века требует высокой и тонкой квалификации абсолютно всех работников школы. Но по истечении двадцатилетнего заб­вения процесса воспитания в стране очень трудно возвращаться в ситуа­цию «приоритета воспитания» в сегодняшней разлаженной системе образо­вания. Парадоксальность ситуации состоит в том, что именно тот, кто раз­ладил воспитание, громко требует «приоритета воспитания».

Директору постоянно приходится мысленно обращаться к педагогиче­ской науке за рекомендациями, советом или оценкой воспитательной си­туации школьной практики. Если выделить стержневые вопросы организуе­мого воспитания, с которыми постоянно приходится сталкиваться руководи­телю образовательного учреждения, и очертить общее решение этих во­просов, рождается емкий рекомендательный вариант практического разре­шения ежедневных проблем, встающих перед руководителем педагогиче­ского коллектива. Этот вариант и представлен здесь. Как напоминание, по­мощь, совет, инструкция и как критерий оценки профессиональной работы.

Нельзя не учитывать сложившегося практического положения дела вос­питания в школе. Оно, школьное воспитание, не только нарушено и забыто, оно не только устарело и стало в своем прежнем виде непродуктивным, но сегодняшнее воспитание потеряло руководителя, стратега воспитания, кото­рым в истории общественного развития являлся директор школы.

Административное давление управленческих властных структур пре­образовало директора школы (педагога!) в чиновника, который не отходит от компьютера и составляет справки, отчеты, проекты, схемы, графики, ста­тистические данные... - нелепые и никому не нужные сведения, которые он так же нелепо придумывает на ходу и посылает, зная точно, что эти бумаги никто не читает. Положение такое, абсурдное и постыдное, привело к тому, что директор почти не знает своих школьников, а школьники не все даже видели директора.

Принимая во внимание широчайший калейдоскоп функций директора и его огромную занятость, мы предлагаем директору принципиальные ре­шения ключевых вопросов воспитания, так сказать, стратегическое реше­ние. Он несет полную ответственность за все, что происходит в воспита­тельном учреждении, хотя непосредственно и напрямую он чаще всего, к сожалению, не работает с детьми.

Важно не забывать руководителю, что у него есть заместители, столь же озабоченные успехом воспитательного дела. А также что педагогический коллектив состоит из профессионалов, знающих свое дело. Поэтому при решении воспитательных проблем не следует полагаться только на самого себя, а разумнее уполномочивать своих коллег правом на поиски педагоги­ческого решения. Коллегиальное управление всегда эффективнее персо­нального. Однако при коллегиальном управлении голова должна уметь ду­мать, чтобы выносить на обсуждение вопросы воспитания, а главное - быть осведомленной в научно-педагогических основах воспитания более, чем в инструкциях и рекомендациях чиновника, не компетентного в педагогиче­ской науке.

Материал Лоции располагается следующим образом.

На каждом развороте страниц размещается обобщенное и схематиче­ское решение одной из ключевых проблем организации практики школьного воспитания. На странице слева предлагается теоретический абрис пробле­мы в крайне сжатом ее виде, свернутом часто в рисунок или схему. На странице справа - методическое практическое решение вопроса в части его либо в целом.

Лоция указывает вектор решения тринадцати базовых актуальных и ежедневно стоящих перед педагогом проблем. Решение некоторых из них не уместилось на двух развернутых страницах, поэтому дополняется сле­дующими разворотами, излагающими три-четыре дополнительных вопроса данной проблемы (такая структура обозначена в оглавлении).

Последовательность представленных вопросов отражает логику их разрешения: от каждого предыдущего решения зависит последующее. При­ходится рекомендовать директору школы предварительно просмотреть со­держание всех страниц, чтобы в поисках решения возникшей проблемы практики воспитания школьников четко направлять вектор внимания на свя­занные друг с другом педагогические инструкции.

Педагогическая лоция адресована руководителю школы. Это не озна­чает, что нельзя использовать данный материал другим членам школьного педагогического коллектива. В ситуации затруднений, когда решение при­ходится принимать немедленно, либо при возникшем конфликте, когда про­тиворечие между педагогами обострилось и препятствует налаженной ра­боте, лоция могла бы сыграть роль третейского суда. Именно с этой пози­ции позволим себе рекомендацию: найти для постоянного местонахождения лоции доступный для педагогов и удобный для краткого обзора и прочтения уголок в учительской или в комнате отдыха, в научно-методическом каби­нете.

Рядом с директором стоит фигура (очень значимая для воспитания школьников) заместителя директора по воспитательному процессу. Его можно назвать старшим педагогом, чтобы точнее определить роль этой должности в школе. Чрезвычайно важно, чтобы директор и его заместитель занимали единую позицию во взгляде на воспитание ребенка, на сущность воспитательного процесса и на человека как феномен мира и предел со­вершенства живых существ на земле. Надо, чтобы оба носителя этих долж­ностных функций были более философами, чем педагогами, хотя при этом оставались более педагогами, чем философами. Они руководители воспи­тательного процесса, и, следовательно, они ведут педагогический коллек­тив по избранной дороге к хорошо осмысленной цели.

С этим товаром покупают

Товар размещен в разделах

QR-код страницы

Для партнеров

Зарабатывай
с учмагом

Добавить отзыв

Для добавления отзыва необходимо войти на сайт.
Задать вопрос