Мониторинг качества освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Вторая младшая группа

Есть на складе
49 руб.
-50%
24,50 руб.
Нашли дешевле? Снизим цену!
Подписаться на снижение цены
Не участвует в акциях
Код 4465
Авторы Афонькина Ю. А.
Издательство Учитель, 2013
Серия ФГТ в ДОУ. Оценка достижений детей
ISBN 978-5-7057-2902-9, 978-5-7057-3323-1
Страниц 63
УДК 373
Штрихкод 9785705729029, 9785705733231
Размеры (Ш x В x Т) 197 x 285 x 6 (мм)
Обложка припрессовка глянцевой плёнкой
Переплёт мягкая, скрепка
Вес 100 г
В пособии представлена авторская модель мониторинга качества освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования во второй младшей группе. Данная модель разработана на основе Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования с учетом современных исследований в области детской психологии и дошкольной педагогики. Предлагаемый мониторинг имеет универсальный характер и может быть применен к любой образовательной программе, так как в его основу положены интегративные характеристики, отражающие ведущие сферы психического развития дошкольника.
Предназначено руководителям, воспитателям, педагогам-психологам дошкольных образовательных учреждений.

Подробное описание

ВВЕДЕНИЕ

Современное дошкольное образование развивается в принципиально новых условиях, которые регламентированы приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 ноября 2009 г. № 655 «Об утверждении и введении в действие Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования» (далее ФГТ). Данный документ определяет направления стратегических преобразований, реализация которых приведет к качественно иному уровню функционирования и развития системы  образовательных услуг для детей дошкольного возраста.

Центральным моментом, глобальной идеей этих преобразований является, на наш взгляд, психологизация системы образования дошкольника, а именно приведение в соответствие практики дошкольного образования с теми специфическими характеристиками дошкольного возраста, которые определяют его уникальный вклад в общий цикл психического развития. В данном смысле показательным является тот факт, что в качестве центральных принципов ФГТ определяют:

– сочетание принципа научной обоснованности и практической применимости, когда  содержание программы должно соответствовать основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, при этом иметь возможность реализации в массовой практике дошкольного образования;

– соответствие содержания программы  критериям полноты, необходимости и достаточности (позволять решать поставленные цели и задачи только на необходимом и достаточном материале, максимально приближаться к разумному «минимуму»);

– обеспечение единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей в данный возрастной период;

– принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями развития воспитанников, спецификой образовательных областей, предметом их изучения и характеристикой соответствующих видов детской деятельности;

– комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса;

– решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;

– построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми; основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.

Итак, целеполагающие идеи развития дошкольного образования  аккумулируются вокруг принципа интеграции.

Во-первых, под интеграцией содержания дошкольного образования понимается состояние или процесс, ведущий к такому виду связанности, взаимопроникновения и взаимодействия  образовательных областей, который обеспечивает целостность и комплексность образовательного процесса (О. Скоролупова, Н. Федина).

Во-вторых, под интеграцией рассматривается сторона процесса развития, связанная с объединением в гармоническое целое ранее разнородных частей и элементов (И. А. Лыкова). Это не формальное соединение разного знания в новый информационный контекст, а обеспечение соединения разных сфер действительности, выраженных в разнообразной текстовой форме, в сознании ребенка (интеграция знания и сознания), что приводит к появлению нового знания. Ребенок становится целевым и организационным центром образования, постепенно приобретая способность генерировать новые информационные и культурные тексты (смыслы). Его сознание признается ведущим фактором интеграции.

Таким образом, предполагается существенное обновление подходов к организации и содержанию образовательных услуг для детей дошкольного возраста.

Реализация Федеральных государственных требований определяет необходимость разработки мониторинга, направленного на  выявление качества дошкольного образования, а принцип интеграции дает новое видение  организационных форм и содержания мониторинга.

В данном пособии представлена инновационная модель  мониторинга качества освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования с позиции принципа интеграции.

При разработке модели мониторинга мы ориентировались на определение термина «качество дошкольного образования», развиваемого С. В. Кузьминым: качество дошкольного образования – это такая совокупность свойств и характеристик, реализация которых в образовательном процессе способствует разностороннему развитию ребенка до уровня, соответствующего его возраст-ным возможностям и требованиям общества, сохранению его здоровья и обеспечению успешности перехода к следующему возрастному периоду, целью которого является развитие ребенка.

Важность принципа интеграции в контексте анализа мониторинговых показателей в дошколь-ный период определяется тем, что, как показали многочисленные фундаментальные и прикладные исследования, дошкольный возраст обеспечивает общее развитие, которое создает фундамент для приобретения в дальнейшем любых знаний и навыков, освоения сложных видов деятельности, вхождение в общественные процессы, развитие специальных способностей. Следовательно, и критерии качества образования дошкольника должны иметь интегративный характер. Как подчеркивает Низиенко Е. Л., заместитель директора Департамента государственной политики в образовании, специфика дошкольного возраста такова, что достижения детей дошкольного возраста определяются не суммой знаний, умений и навыков, а совокупностью интеллектуальных и личностных качеств.

Разработанная мониторинговая система интегративна и с точки зрения обеспечения взаимодействия специалистов ДОУ в процессе ее реализации. Ее организационным ядром является то, что в контексте идеи сопровождения принято называть «сборка статуса ребенка».

Данная мониторинговая система применима к любой образовательной программе, составленной с учетом ФГТ. Образовательные задачи, определенные в каждой образовательной программе, будут конкретизировать достижения воспитанников в процессе ее освоения, главным образом в тех сферах, которые касаются знаний, умений и навыков.

Предлагаемая мониторинговая система имеет прогностический характер, то есть позволяет выявить перспективные линии развития дошкольника, а также профилактический характер, поскольку позволяет заметить факторы риска в развитии ребенка. Полученные мониторинговые данные создают информационную базу для индивидуализации образовательного процесса, исходя из индивидуальных образовательных потребностей каждого воспитанника ДОУ.

Содержание

Введение    3

Организация и содержание мониторинга    3

Проведение мониторинга    3

Планируемые результаты (показатели) формирования интегративного качества «Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками»    9

Динамика формирования интегративного качества «Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками»    13

Уровень достижения детьми планируемых результатов динамики формирования интегративного качества «Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками»    3

Планируемые результаты формирования интегративного качества «Любознательный, активный»    3

Динамика формирования интегративного качества  «Любознательный, активный»    3

Уровень достижения детьми планируемых результатов динамики формирования интегративного качества «Любознательный, активный»    3

Планируемые результаты формирования интегративного качества «Эмоционально отзывчивый»    3

Динамика формирования  интегративного качества «Эмоционально отзывчивый»    3

Уровень достижения детьми планируемых результатов динамики формирования интегративного качества «Эмоционально отзывчивый»    3

Планируемые результаты формирования интегративного качества «Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками»    3

Динамика формирования интегративного качества «Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками»    3

Уровень достижения детьми планируемых результатов динамики формирования интегративного качества «Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками»    3

Планируемые результаты формирования интегративного качества «Способный уп-равлять своим поведением (произвольность)»    3

Динамика формирования интегративного качества «Способный управлять своим поведением (произвольность)»    3

Уровень достижения детьми планируемых результатов динамики формирования интегративного качества «Способный управлять своим поведением (произвольность)»    3

Планируемые результаты формирования интегративного качества «Способный решать интеллектуальные и личностные задачи  (проблемы), адекватные возрасту»    3

Динамика формирования интегративного качества «Способный решать интеллек-туальные и личностные задачи  (проблемы), адекватные возрасту»    3

Уровень достижения детьми планируемых результатов динамики формирования интегративного качества «Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту»    3

Планируемые результаты формирования интегративного качества «Овладевший предпосылками самоорганизации деятельности»    3

Динамика формирования интегративного качества «Овладевший предпосылками самоорганизации  деятельности»    44

Уровень достижения детьми планируемых результатов динамики формирования ин-тегративного качества  «Овладевший предпосылками самоорганизации деятельности»    46

Планируемые результаты формирования интегративного качества «Имеющий пер-вичные представления (общая осведомленность)»    47

Динамика формирования интегративного качества «Имеющий первичные представ-ления (общая осведомленность)»    48

Уровень достижения детьми планируемых результатов динамики формирования интегративного качества «Имеющий первичные представления (общая осведомленность)»    50

Планируемые результаты формирования интегративного качества «Овладевший не-обходимыми умениями и навыками деятельности»    51

Динамика формирования интегративного качества «Овладевший необходимыми уме-ниями и навыками деятельности»    55

Уровень достижения детьми планируемых результатов динамики формирования интегративного качества «Овладевший необходимыми умениями и навыками деятельности»    57

Итоговая таблица динамики формирования интегративных показателей (в баллах и уровнях)    58

Литература    60

С этим товаром покупают

Товар размещен в разделах

QR-код страницы

Для партнеров

Зарабатывай
с учмагом

Добавить отзыв

Для добавления отзыва необходимо войти на сайт.