В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Духовно-нравственное воспитание — основа формирования личности. Методическое пособие

  • Духовно-нравственное воспитание — основа формирования личности. Методическое пособие — интернет-магазин УчМаг
Снято с продажи
1 Отзыв В избранное
Код: 10517 1.5822950
Издательство: УЦ "Перспектива", 2011
ISBN: 978-5-98594-276-7
Страниц: 28
Штрихкод: 9785985942767
Размеры (Ш x В x Т): 135 x 200 x 3 (мм)
Вес: 41 г
Методическое пособие разработано в помощь организаторам воспитания, классным руководителям, вожатым, учителям предметникам специалистам сферы образования. В пособии раскрыты категории духовно-нравственного воспитания, методологические основы, предложено содержание и технологии деятельности педагогов.
Пособие рекомендовано руководителям и педагогическим коллективам общеобразовательных учреждений, студентам средних и высших педагогических учебных заведений, слушателям - курсов повышения квалификации в сфере образования.

Подробное описание

Введение

Изменения, происходящие в обществе, в том числе и в сфере образования — как одного из социокультурного и духовного фе­номена требует пристального и всестороннего осмысления в обла­сти духовного и нравственного становления подрастающего по­коления.

Поиск новых приоритетов в современных условиях идет пре­имущественно в двух направлениях: по пути формирования тра­диционных российских ценностей и по направлению принятия за­падных ценностей, связанных с расширением и улучшением сфе­ры наличного бытия человека. Особенности присущие западному обществу характеризуются эгоизмом и рационализмом, замкну­тостью на себе и своих проблемах, ориентацией на интеллектуаль­ные и материальные ценности — без должной заботы о ценностях духовных.

В последние десятилетия в образовательной политике государ­ства заметное место занимает проблема нравственного воспитания и духовных ориентиров молодого поколения России. Без укрепле­ния духовных начал нашей жизни, её нравственных основ невоз­можно поступательное развитие российского общества.

Мы гордимся тем, что было достаточно давно: победой в Ве­ликой Отечественной войне, нашей великой культурой, дости­жениями прошлых лет в науке. Мы стыдимся эпохи «девянос­тых» годов больше, чем любой другой эпохи в сложной истории нашей Родины. И дело здесь не только в экономике, не меньшие, а в некотором отношении большие потери мы понесли в нрав­ственной, духовной области. Это рост преступности, особенно насильственной и корыстной, сокращение продолжительности жизни, падение общего уровня культуры и морали, уменьшение интереса к получению систематического образования. «Дух есть самое главное в человеке», — писал русский философ А.И. Иль­ин. Эта мысль недалеко отстоит и от позиции К.Д. Ушинского, для которого духовным было все, что отличает человека от жи­вотных.

Национальная доктрина образования в Российской Федерации до 2025 г. связывает стратегические цели развития образования со стратегическими целями развития страны, среди которых — под­держание статуса России как великой державы в сфере науки, куль­туры, технологий, образования; обеспечения высокого качества жизни для граждан; преодоление экономического и духовного кри­зиса. Задачи воспитания, нравственности, помощи учащимся в осмыслении духовных ориентиров жизни стоят перед каждым пе­дагогом, который решает их в меру своей профессиональной ком­петентности и личного мировоззрения.

Уже не один десяток лет говорят, что человечество живет в по­стоянно обновляющемся мире, который буквально захлестывают волны информации и научно-технического прогресса. Очевидно, что окружающий человека мир изменяется неизмеримо быстрее, чем сам человек. Возьмем сочинения духовных отцов христиан­ства, написанных почти две тысячи лет назад, или более поздние художественные произведения — Шекспира, Сервантеса, отече­ственных классиков. Перед нами предстает человек, обуреваемый «вечными» страданиями. Он находится во власти любви или не­нависти, добра или зла, алчности или бескорыстия.

Внутреннее состояние человека изменилось в гораздо мень­шей мере, чем мир внешний. То, что человек давно обязан был бы изменить, сегодня принимает изощренные формы. Свидетель­ством тому неистовая борьба за деньги и власть, всплеск небы­валой жестокости и насилия, разгул терроризма, национальной вражды, презрения к достоинству других людей. Значит, внут­ренний мир человека, мотивы, побуждающие его к той или иной деятельности, выбор добра или зла мало зависят от технических достижений и научных прорывов. Напротив, умный, хорошо об­разованный негодяй гораздо опаснее для общества, чем «простак», о котором с иронией говорят: «хороший человек не профессия». Грустная «поговорка». С пренебрежением относится к хорошим людям может только общество, страдающее недугом безнрав­ственности.

Проблема в том, что мы разучились «строить» внутренний мир человека. Воспитание, в основном, нацелено на формирование человека вовне: как буду выглядеть в обществе, какое место в нем займу, какую карьеру сделаю, какой у меня будет дом, машина и многое другое. Конечно, это необходимо для каждого. А вот внут­ренняя культура, внутреннее содержание, наполнение духовного мира человека чаше всего не воспитываются. Потому известные философы, например, И.А. Ильин, Н.А. Бердяев говорили, что са­мая трудная наука — это наука самопознания, ибо, заглянуть в себя, иной человек найдет в душе лишь мерзость запустения, а там долж­ны быть святыни. Историк В. О. Ключевский отмечал «Человеку легче добраться мыслью до отдаленнейшего созвездия, чем до са­мого себя, и можно опасаться, что он доберется до себя, когда уже не останется ни одного созвездия».

Следует не только передавать нашим юным согражданам зна­ния, но и формировать высокую внутреннюю культуру, светлые, добрые, нравственные человеческие качества. Об этом размышлял и В. О. Ключевский, когда писал: «Мысль бывает светла, когда оза­ряется изнутри добрым чувством. Мысль — фонарное стекло, чув­ство — лампа, сквозь него светящаяся и освещающая людям дорогу их». А у нас нередко расставляются противоположные акценты. В добродетели возводится сила, напор, достижение любой ценой по­ставленных целей, презрение к «неудачникам». Великий русский писатель А.И. Солженицын писал: «Жизнь, как и совесть, дается человеку один раз». Устраивает ли совестливого человека жизнь среди бессовестных людей? Наверняка нет. Но что он один может сделать? У него сложная задача — сохранить свою совесть как на­дежду, что она поможет разбудить совесть и у других людей. Подоб­ное поведение под стать духовному подвигу, и чем больше будет людей, способных на него, тем светлее будет мир, радостнее и легче совместная жизнь.

Духовно-нравственное воспитание — это процесс содействия восхождению детей к нравственному идеалу, через приобщение их к нравственным ценностям (добро, долг, верность, истинность, бла­годарность, отзывчивость, милосердие), пробуждение и развитие нравственных чувств (стыда, сострадания, долга любви и веры); становление нравственной воли (способности к служению добру и противостояние злу, терпения и терпимости, готовности к преодо­лению жизненных испытаний и противостоянию соблазнам, стрем­ления к духовному совершенствованию); побуждение к нравствен­ному поведению (послушание, служение Отечеству).

Содержание

Введение    3

Современные тенденции воспитания    7

Духовно-нравственное воспитание в России    8

Методологические основы духовно-нравственного воспитания    9

Современные исследования в области духовно-нравственного воспитания    14

Понятие «нравственности» и «духовности» в светской и православной педагогике    16

Цель и задачи духовно-нравственного воспитания    19

Содержание духовно-нравственного воспитания    20

Технология воспитания духовно-нравственного воспитания    22

Список литературы    25

С этим товаром покупают

Товар размещен в разделах

QR-code

Скрыть
https://www.uchmag.ru/estore/e132860/?utm_source=www.uchmag.ru&utm_medium=qr&utm_campaign=qrcode

Для партнеров

Скрыть
Коммерческое предложение
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее мышкой и нажмите:
Ctrl + Enter

Добавить отзыв

Для добавления отзыва необходимо войти на сайт.
Вход Регистрация
Поиск: по сайту | по коду товара | расширенный
Для выгрузки прайса в формате YML Вам необходимо стать партнером УчМага.
Ознакомиться с условиями участия в партнерской программе
Используйте вашу учетную запись Яндекса для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Odnoklassniki.ru для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Google для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись VKontakte для входа на сайт.
@mail.ru
Используйте вашу учетную запись Яндекса для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Odnoklassniki.ru для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Google для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись VKontakte для входа на сайт.
@mail.ru