Духовно-нравственное воспитание — основа формирования личности. Методическое пособие

Снято с продажи
Код 10517
Издательство УЦ "Перспектива", 2011
ISBN 978-5-98594-276-7
Страниц 28
Штрихкод 9785985942767
Размеры (Ш x В x Т) 135 x 200 x 3 (мм)
Вес 41 г
Методическое пособие разработано в помощь организаторам воспитания, классным руководителям, вожатым, учителям предметникам специалистам сферы образования. В пособии раскрыты категории духовно-нравственного воспитания, методологические основы, предложено содержание и технологии деятельности педагогов.
Пособие рекомендовано руководителям и педагогическим коллективам общеобразовательных учреждений, студентам средних и высших педагогических учебных заведений, слушателям - курсов повышения квалификации в сфере образования.

Подробное описание

Введение

Изменения, происходящие в обществе, в том числе и в сфере образования — как одного из социокультурного и духовного фе­номена требует пристального и всестороннего осмысления в обла­сти духовного и нравственного становления подрастающего по­коления.

Поиск новых приоритетов в современных условиях идет пре­имущественно в двух направлениях: по пути формирования тра­диционных российских ценностей и по направлению принятия за­падных ценностей, связанных с расширением и улучшением сфе­ры наличного бытия человека. Особенности присущие западному обществу характеризуются эгоизмом и рационализмом, замкну­тостью на себе и своих проблемах, ориентацией на интеллектуаль­ные и материальные ценности — без должной заботы о ценностях духовных.

В последние десятилетия в образовательной политике государ­ства заметное место занимает проблема нравственного воспитания и духовных ориентиров молодого поколения России. Без укрепле­ния духовных начал нашей жизни, её нравственных основ невоз­можно поступательное развитие российского общества.

Мы гордимся тем, что было достаточно давно: победой в Ве­ликой Отечественной войне, нашей великой культурой, дости­жениями прошлых лет в науке. Мы стыдимся эпохи «девянос­тых» годов больше, чем любой другой эпохи в сложной истории нашей Родины. И дело здесь не только в экономике, не меньшие, а в некотором отношении большие потери мы понесли в нрав­ственной, духовной области. Это рост преступности, особенно насильственной и корыстной, сокращение продолжительности жизни, падение общего уровня культуры и морали, уменьшение интереса к получению систематического образования. «Дух есть самое главное в человеке», — писал русский философ А.И. Иль­ин. Эта мысль недалеко отстоит и от позиции К.Д. Ушинского, для которого духовным было все, что отличает человека от жи­вотных.

Национальная доктрина образования в Российской Федерации до 2025 г. связывает стратегические цели развития образования со стратегическими целями развития страны, среди которых — под­держание статуса России как великой державы в сфере науки, куль­туры, технологий, образования; обеспечения высокого качества жизни для граждан; преодоление экономического и духовного кри­зиса. Задачи воспитания, нравственности, помощи учащимся в осмыслении духовных ориентиров жизни стоят перед каждым пе­дагогом, который решает их в меру своей профессиональной ком­петентности и личного мировоззрения.

Уже не один десяток лет говорят, что человечество живет в по­стоянно обновляющемся мире, который буквально захлестывают волны информации и научно-технического прогресса. Очевидно, что окружающий человека мир изменяется неизмеримо быстрее, чем сам человек. Возьмем сочинения духовных отцов христиан­ства, написанных почти две тысячи лет назад, или более поздние художественные произведения — Шекспира, Сервантеса, отече­ственных классиков. Перед нами предстает человек, обуреваемый «вечными» страданиями. Он находится во власти любви или не­нависти, добра или зла, алчности или бескорыстия.

Внутреннее состояние человека изменилось в гораздо мень­шей мере, чем мир внешний. То, что человек давно обязан был бы изменить, сегодня принимает изощренные формы. Свидетель­ством тому неистовая борьба за деньги и власть, всплеск небы­валой жестокости и насилия, разгул терроризма, национальной вражды, презрения к достоинству других людей. Значит, внут­ренний мир человека, мотивы, побуждающие его к той или иной деятельности, выбор добра или зла мало зависят от технических достижений и научных прорывов. Напротив, умный, хорошо об­разованный негодяй гораздо опаснее для общества, чем «простак», о котором с иронией говорят: «хороший человек не профессия». Грустная «поговорка». С пренебрежением относится к хорошим людям может только общество, страдающее недугом безнрав­ственности.

Проблема в том, что мы разучились «строить» внутренний мир человека. Воспитание, в основном, нацелено на формирование человека вовне: как буду выглядеть в обществе, какое место в нем займу, какую карьеру сделаю, какой у меня будет дом, машина и многое другое. Конечно, это необходимо для каждого. А вот внут­ренняя культура, внутреннее содержание, наполнение духовного мира человека чаше всего не воспитываются. Потому известные философы, например, И.А. Ильин, Н.А. Бердяев говорили, что са­мая трудная наука — это наука самопознания, ибо, заглянуть в себя, иной человек найдет в душе лишь мерзость запустения, а там долж­ны быть святыни. Историк В. О. Ключевский отмечал «Человеку легче добраться мыслью до отдаленнейшего созвездия, чем до са­мого себя, и можно опасаться, что он доберется до себя, когда уже не останется ни одного созвездия».

Следует не только передавать нашим юным согражданам зна­ния, но и формировать высокую внутреннюю культуру, светлые, добрые, нравственные человеческие качества. Об этом размышлял и В. О. Ключевский, когда писал: «Мысль бывает светла, когда оза­ряется изнутри добрым чувством. Мысль — фонарное стекло, чув­ство — лампа, сквозь него светящаяся и освещающая людям дорогу их». А у нас нередко расставляются противоположные акценты. В добродетели возводится сила, напор, достижение любой ценой по­ставленных целей, презрение к «неудачникам». Великий русский писатель А.И. Солженицын писал: «Жизнь, как и совесть, дается человеку один раз». Устраивает ли совестливого человека жизнь среди бессовестных людей? Наверняка нет. Но что он один может сделать? У него сложная задача — сохранить свою совесть как на­дежду, что она поможет разбудить совесть и у других людей. Подоб­ное поведение под стать духовному подвигу, и чем больше будет людей, способных на него, тем светлее будет мир, радостнее и легче совместная жизнь.

Духовно-нравственное воспитание — это процесс содействия восхождению детей к нравственному идеалу, через приобщение их к нравственным ценностям (добро, долг, верность, истинность, бла­годарность, отзывчивость, милосердие), пробуждение и развитие нравственных чувств (стыда, сострадания, долга любви и веры); становление нравственной воли (способности к служению добру и противостояние злу, терпения и терпимости, готовности к преодо­лению жизненных испытаний и противостоянию соблазнам, стрем­ления к духовному совершенствованию); побуждение к нравствен­ному поведению (послушание, служение Отечеству).

Содержание

Введение    3

Современные тенденции воспитания    7

Духовно-нравственное воспитание в России    8

Методологические основы духовно-нравственного воспитания    9

Современные исследования в области духовно-нравственного воспитания    14

Понятие «нравственности» и «духовности» в светской и православной педагогике    16

Цель и задачи духовно-нравственного воспитания    19

Содержание духовно-нравственного воспитания    20

Технология воспитания духовно-нравственного воспитания    22

Список литературы    25

С этим товаром покупают

Товар размещен в разделах

QR-код страницы

Для партнеров

Зарабатывай
с учмагом

Добавить отзыв

Для добавления отзыва необходимо войти на сайт.
Задать вопрос