В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Компьютерные игры в обучении детей 4-7 лет: программа, развернутое планирование, модели занятий

  • Компьютерные игры в обучении детей 4-7 лет: программа, развернутое планирование, модели занятий — интернет-магазин УчМаг
-10%
118 руб.
106,20 руб.
Нашли дешевле? Снизим цену! Подписаться на снижение цены Заказать
Есть на складе Заказать в ближайшем магазине
1 Отзыв В избранное
Код: 898
Авторы-составители: Балабанова Л. К.
Издательство: Учитель, 2012
ISBN: 978-5-7057-2121-4
Страниц: 175
УДК: 372.3/.4
Штрихкод: 9785705721214
Размеры (Ш x В x Т): 140 x 210 x 8 (мм)
Обложка: припрессовка глянц. плёнкой
Переплёт: мягкая, склейка
Вес: 131 г
Компьютерные технологии - способ передачи знаний, который соответствует качественно новому содержанию обучения и развития ребенка.
В предлагаемой системе развивающих занятий с использованием компьютерных игр дошкольники 4-7 лет с интересом обучаются, самостоятельно находят источники информации, решают познавательные и творческие задачи с опорой на наглядность. При организации компьютерных игр педагог создаёт проблемную ситуацию, решение которой производится доступными ребёнку средствами и возможностями. Занятия носят комбинированный, интегрированный с различными видами деятельности характер. Игры и упражнения подобраны в порядке нарастающей сложности, направлены на развитие речи, памяти, внимания, слухового восприятия, зрительно-моторной координации.
Пособие адресовано педагогам ДОУ всех видов, может быть интересно студентам педагогических специальностей и родителям.

Подробное описание

ВВЕДЕНИЕ

Окружающая действительность предстаёт перед ребёнком во всём её многообразии. Приобщение детей ко всему, чем живёт общество, – задача, которую человечество решает с тех пор, как стала осознаваться необходимость в передаче каждому последующему поколению опыта предыдущего.

Компьютеризация, постепенно проникающая во все сферы жизни и деятельности современного человека, вносит свои коррективы в вопросы образования детей дошкольного возраста.

У истоков работы по введению курса основ компьютерного обучения в рамках дополнительного образования дошкольников стояли учёные и специалисты научно-исследовательских институтов дошкольного воспитания: Центр «Дошкольное детство» им. А. В. Запорожца, Психологический институт РАО и другие организации, объединившиеся в 1990 году в независимую Ассоциацию «Компьютер и детство». Тогда было избрано направление, подтвердившее в дальнейшем свою жизнеспособность: компьютер вошёл в жизнь ребёнка через игру. Научно-информационные технологии стали средством игровой, умственной и речевой деятельности детей, а также обогатили новым содержанием общение детей друг с другом и взрослыми.

Методическое пособие «Новые информационные технологии в дошкольном образовании» под редакцией Ю. М. Горвиц и группы авторов Л. Д. Чайновой, Н. Н. Подьяконовой, Е. В. Зворыгиной и др. с прилагаемым к нему пакетом игровых компьютерных программ «КИД» успешно используются в системе дидактики дошкольных учреждений во многих городах РФ.

Современные развивающие и обучающие программы нового поколения «Никита», «Улица Сезам», «Руссобит» и др., рекомендованные В. М. Моториным, аспирантом МПГУ кафедры обучения дошкольного образования, ориентированы для обучения дошкольников с нормой развития.

Специализированная логопедическая программа «Игры для Тигры» разработана на основе методик ведущих логопедов страны: Л. Н. Ефименковой, Г. А. Каше, Р. Е. Левиной и направлена на коррекцию речевых нарушений дошкольников с общим недоразвитием речи.

В настоящее время просматривается тенденция к увеличению числа детей группы риска школьной соматической и психофизической дезадаптации (по данным Министерства образования и науки Российской Федерации, среди детей, поступающих в школу, их более 60 %). Из них около 35 % обнаруживают очевидные расстройства нервно-психической сферы уже в детском саду. Особое место среди таких детей занимают дети с задержкой психического развития (ЗПР). В состав этой категории входят соматически ослабленные дети, дети с функциональной недостаточностью нервной системы, в том числе из неблагоприятной микросоциальной среды, дети с незрелостью эмоционально-волевой сферы (гармонический и дисгармонический инфантилизм), а также имеющие наряду с незрелостью эмоционально-волевой сферы недостаточное развитие познавательных процессов (развитие внимания, памяти, мышления, речи). Эти дети испытывают трудности в усвоении дошкольной программы, что в дальнейшем приводит к проблемам при адаптации детей в начале школьного периода.

Развитие ребёнка-дошкольника зависит от ряда условий и причин, среди которых выделяются:

1. Социальная ситуация развития ребёнка (круг общения и характер взаимоотношений «взрослый – ребёнок», «ребёнок – ребёнок» в семье, в обществе в целом и т. п.). На развитие ребёнка оказывают негативное влияние следующие факторы:

– дефицит общения с окружающими взрослыми;

– травмирующее действие социальной микросреды;

– отсутствие квалифицированных педагогических условий, обеспечивающих реализацию полноценного развития ребёнка и коррекцию неблагоприятных вариантов его развития.

2. Отсутствие полноценной, соответствующей его возрасту игровой деятельности.

3. Ухудшение состояния здоровья (соматического и нервно-психического).

4. Гиподинамия (слабая двигательная активность).

С учетом рекомендаций ведущих специалистов в области компьютерных технологий, содержания компьютерных программ для работы с дошкольниками разработано предлагаемое пособие по использованию компьютерных игр в развитии дошкольников. Его можно использовать также и в работе с детьми 4–6 лет с общим недоразвитием речи и задержкой психического развития.

Целью пособия является построение системы развивающей работы, направленной на формирование у воспитанников мотивационной, интеллектуальной и операциональной готовности к обучению в школе для успешной социальной адаптации.

Обучающий материал дается в игровой форме, для того чтобы сформировать умения детей в решении игровых задач. Педагог включает игры (сюжетные, дидактические, подвижные и т. п.) в предварительную работу. Осваивая компьютерные игры, ребенок обучается ставить задачу, определять способы ее реализации.

Как показывает практика, комплексный подход обеспечивает более высокие темпы общего и речевого развития проблемных дошкольников. Он предусматривает преемственность и тесную взаимосвязь в работе специалистов ДОО: психолога, логопедов, учителей-дефектологов, специалистов и воспитателей, работающих в контексте одной лексической темы.

На первом этапе обучения проводится психолого-педагогическая диагностика по выявлению индивидуально-типологических особенностей дошкольников. Разрабатывается и утверждается на медико-педагогическом консилиуме индивидуальная программа сопровождения детей. Учитываются рекомендации всех специалистов дошкольного учреждения, это позволяет определить уровень сложности заданий для воспитанников.

Составляется совместный перспективный план по годам обучения в соответствии с лексическими темами, задачами коррекционно-речевого и познавательного развития. Работа с учителями-логопедами, воспитателями направлена на установление содержательных связей в воспитательно-образователь-ном процессе. С данной категорией работников организуются постоянно действующие семинары, консультации по использованию коррекционно-развивающих методик на совместных обобщающих, тематических занятиях. При планировании специалисты ориентируются на зону ближайшего развития ребёнка; учитываются рекомендации учителей-дефектологов и логопеда.

На заключительном этапе обучения дошкольников с проблемами в речевом и нервно-психическом развитии на психолого-педагогическом консилиуме проводится обсуждение результатов совместной деятельности, проведённой работы с рекомендациями по поводу дальнейшей деятельности ребёнка (индивидуальных и дополнительных коррекционных занятий с применением компьютера по специализированным программам).

Важным моментом является то, что многие компьютерные игры позволяют выявить пробелы в тех или иных направлениях образовательного процесса. Изучение уровня развития детей, своевременная корректировка «пробелов» вызывает необходимость подбора индивидуальной методики, соответствующей особенностям личностного развития каждого ребёнка, определения темпа, уровня сложности в обучении. При этом реализуется принцип дифференцированного подхода в обучении.

В ходе организации компьютерных игр используется принцип игровой стратегии обучения и введения ребёнка в игровую ситуацию. Педагог создаёт проблемную ситуацию, решение которой производится доступными ребёнку средствами и возможностями. Таким образом, реализация этих принципов особенно актуальна при работе с детьми, имеющими задержки развития:

– создаётся дополнительная мотивация – игровая;

– ускоряется процесс запоминания программного материала, он становится более осмысленным;

– без дополнительных специальных занятий развивается необходимая зрительно-моторная координация;

– ребёнок усваивает новый, более простой и быстрый способ получения и переработки информации. А это умение ускоряет и оптимизирует процесс мышления, помогает не только узнать больше, но и лучше, глубже осознать новый материал.

Кроме того, в содержании компьютерных игр изначально заложен принцип самоконтроля. Сам сюжет подсказывает детям, верное или неверное решение они выбрали. В дошкольном возрасте применяются приёмы эмоциональной оценки: при правильном решении игровых задач ребёнок слышит весёлую мелодию либо видит печальное лицо персонажа, если задача решена неверно. Дети начинают воспринимать такую оценку психологически позитивно. Во всех сюжетах игр есть герои, которым нужно помочь выполнить задания, ребёнок входит в сюжет игры, усваивает правила, подчиняя им свои действия, стремится к достижению результатов, игра приобщает ребенка к сопереживанию, помощи героям, тем самым обогащая его отношение к окружающему.

Содержание работы в целом направлено:

– на воспитание интереса дошкольников к компьютеру;

– формирование положительного эмоционального отношения к компьютеру, восприятия его как помощника в различных видах деятельности, понимания его назначения и возможностей, информационной и коммуникативной культуры у детей и взрослых;

– использование компьютерных игр как средства для обогащения игровой развивающей среды.

Занятия носят преимущественно комбинированный, интегрированный с различными видами деятельности характер, проводятся в занимательной игровой форме в течение всего учебного года. Игры и упражнения подобраны в порядке нарастающей сложности, направлены на развитие речи, памяти, внимания, слухового восприятия, развитие зрительно-моторной координации. Период обучения рассчитан на три года.

В Приложении представлены: комплексы гимнастики для глаз; полезная информация из области занимательной информатики; правила по использованию компьютерных игр, безопасного и бережного обращения с электронной техникой; практический материал с речевыми играми и заданиями.

Новизна подхода к обучению и развитию дошкольников заключается:

– в обучении детей игре на компьютере с четырёхлетнего возраста;

– систематизации компьютерных игр с учётом возрастных особенностей, интеллектуальных возможностей детей и видов деятельности;

– подборе коррекционно-развивающего материала по годам обучения;

– разработке мониторинга результатов.

Содержание

Введение    3

Первый год обучения (с 4 до 5 лет)    11

Перспективно-тематическое планирование    12

Второй год обучения (5–6 лет)    46

Перспективно-тематическое планирование    47

Модели занятий для детей от 4 до 5 лет    93

Тема: Дикие и домашние животные    93

Тема: Времена года    94

Тема: Цветные краски    96

Игры и упражнения к занятиям    98

Игры-задания «Пальцы – тело»    101

Модели занятий для детей 5–6 лет    102

Тема: Безопасность на дороге    102

Тема: Насекомые – наши друзья    103

Тема: Город    105

Тема: Занимательные задачи    106

Тема: Дикие животные    108

Тема: Животные зимой    109

Тема: Звуки [м], [м’]. Знакомство с буквой м    113

Тема: Путешествие по весенним дорожкам    115

Тема: Загадки Флоры    118

Тема: Техника – наша помощница    120

Тема: Мы – изобретатели    122

Игры и упражнения к занятиям    126

Основные показатели оценки деятельности детей в компьютерных играх (старшая группа)    137

Диагностические карты определения уровня речевого развития детей с 5 до 6 лет    138

Модели занятий для детей 6–7 лет    143

Обучение грамоте    143

Занятие 1    143

Занятие 2    144

Занятие 3    145

Занятие 4    146

Занятие 5    147

Тема: Из чего что сделано? (комплексное занятие)    148

Тема: Предлоги: в, на, под (логопедическое занятие)    151

Тема: Мы учимся общаться    153

Тема: Как мы общаемся    155

Речевые задачи для детей 6–7 лет    156

Фрагменты занятий по основам компьютерной грамотности для детей 6–7 лет    160

Двигательная гимнастика для глаз (для снятия напряжения после игры на компьютере)    161

Гимнастика для глаз (с проговариванием чистоговорок)    164

Консультации для родителей и воспитателей    165

Тема: Компьютер в детском саду    165

Тема: Как эффективно и правильно применять игровые компьютерные программы с целью воспитания и развития дошкольника    168

Тема: Особенности вовлечения детей в компьютерные «Игры для Тигры»    169

Литература    173

С этим товаром покупают

Товар размещен в разделах

QR-code

Скрыть

Для партнеров

Скрыть
Коммерческое предложение
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее мышкой и нажмите:
Ctrl + Enter

Отзывы

15 апреля 2011 (20:07)
САВЧЕНКО ВИКТОРИЯ ВАСИЛЬЕВНА
Я ОЧЕНЬ БЛАГОДАРНА,ЧТО ЕСТЬ "УЧИТЕЛЬ"

Добавить отзыв

Для добавления отзыва необходимо войти на сайт.
Вход Регистрация
Поиск: по сайту | по коду товара | расширенный
Для выгрузки прайса в формате YML Вам необходимо стать партнером УчМага.
Ознакомиться с условиями участия в партнерской программе
@mail.ru
@mail.ru