Интеграция детей с ограниченными возможностями в образовательный процесс. Начальная школа

Снято с продажи
Код 4550
Авторы-составители Возняк И. В., Годовникова Л. В.
Издательство Учитель, 2011
ISBN 978-5-7057-2835-0
Страниц 87
УДК 371
Штрихкод 9785705728350
Размеры (Ш x В x Т) 197 x 285 x 8 (мм)
Обложка припрессовка глянцевой плёнкой
Переплёт мягкая, скрепка
Вес 135 г
Большинство детей с ограниченными возможностями здоровья, которые сегодня обучаются в специальных школах, могут и должны интегрироваться в общеобразовательные учреждения.
В пособии представлены: нормативно-правовая база, диагностический комплекс исследований, коррекционно-развивающие программы и занятия, модель внедрения интегрированного образования в условия общеобразовательной школы. Описан опыт работы и даны рекомендации по некоторым аспектам содержания и организации педагогического процесса, совместной деятельности всех участников образовательного процесса на уроках и внеурочных мероприятиях, групповых и индивидуальных занятиях. Модель работы с проблемными учащимися массовой школы предусматривает две части коррекционно-развивающей работы - педагогическую и психологическую, которую на основном этапе работы осуществляют учителя, дефектологи и педагог-психолог, он же осуществляет и координацию совместных действий психолого-педагогического сопровождения и адаптации учащихся.
Адресовано руководителям и педагогам специальных (коррекционных), и общеобразовательных учреждений, студентам педагогических вузов и колледжей, а также родителям детей с ограниченными возможностями здоровья.

Подробное описание

Введение

Изменения, происходящие в России, затрагивают все сферы жизни и деятельности общества, особенно это касается школьного образования. Приоритетным направлением модернизации современного общего и специального образования в изменяющейся России выступает интегрированное образование. Интегрированное образование – это процесс совместного образования обычных и нетипичных детей, установление между детьми разных групп, категорий более тесных взаимоотношений в процессе их обучения и воспитания в одном классе массовой школы.

Проблема совместного обучения обычных и нетипичных детей чрезвычайно сложна и многогранна. Её рассматривали отечественные педагоги и психологи ещё в начале XX века (П. П. Блонский, Л. С. Выготский, В. П. Кащенко, П. О. Эфрусси и др.).

Психологами и дефектологами Т. А. Власовой, Ю. З. Гильбухом, А. А. Дмитриевым, З. И. Калмыковой, И. Ю. Кулагиной, В. И. Лубовским, Н. М. Назаровой, М. М. и Н. Я. Семаго, У. В. Ульенковой, О. Н. Усановой, Л. М. Шипицыной, Н. Д. Шматко и другими доказано, что дети, имеющие пограничные нарушения физического и психического здоровья, парциальные отклонения в функциональном развитии, способны обучаться в массовой школе при учете их особых образовательных потребностей.

С каждым годом увеличивается число детей с легкой патологией, которые обучаются в массовой школе. С целью помощи таким детям организуются классы коррекционно-развивающего обучения, однако в силу ряда причин количество таких классов в настоящее время явно недостаточное. Дети, нуждающиеся в специальных подходах, зачастую оказываются в массовых школах в ситуации один на один со школьными трудностями и соответствующими проблемами. При этом специалистами признается необходимость создания определенных предпосылок для интегрированного образования, имеющих морально-нравственную, финансово-экономическую и научно-практическую стороны. Образование детей с ограниченными возможностями в массовой школе, по мнению ученых и практиков, возможно при создании специальных материально-технических и психолого-педагогических условий, предусматривающих сотрудничество различных служб сопровождения с массовой школой.

Однако на сегодняшний день в школах отсутствует четкая система выявления проблемных детей, определения причин испытываемых ими затруднений, прогнозирования возможных школьных трудностей. Не определены условия и возможность организации интегрированных классов в массовой школе. В случае стихийной интеграции специальная работа с проблемными детьми не ведется, чаще всего учителя не могут организовать учебно-воспитательный процесс в соответствии с особыми нуждами таких детей в силу отсутствия необходимых знаний, умения наладить продуктивное взаимодействие со специалистами психолого-педагогического и медико-социального сопровождения учащихся, что отрицательно сказывается на школьной адаптации проблемных детей.

Случаи продуманной, планомерной интеграции являются в настоящее время единичными (в порядке эксперимента), координацией работы в данном направлении зачастую централизованно не занимаются. Массовая школа, официально принявшая необычного ученика, сталкивается с множеством проблем: подготовка учителей, коллектива учащихся и родителей, создание особых материально-технических и психолого-педагогических условий. Проблематичным вопросом для массовой школы является установление сотрудничества со специалистами-смежниками (дефектологами, преподавателями специальных школ, специальными психологами, специалистами психолого-медико-педагогических консультаций и реабилитационных центров и др.).

В пособии представлены материалы из опыта работы специалистов г. Белгорода по комплексному сопровождению детей с ограниченными возможностями в условиях их интеграции в массовые образовательные учреждения. Все материалы рассмотрены и рекомендованы к использованию методическим советом научно-методического информационного центра управления образования администрации г. Белгорода. Надеемся, что книга будет полезна педагогам, работающим с особыми детьми, и специалистам психолого-педагогического сопровождения в организации интегрированного обучения в условиях массовых образовательных учреждений.

Содержание

Введение    3

Нормативные документы, регламентирующие организацию интегрированного образования детей с ограниченными возможностями здоровья    4

Федеральный закон о социальной защите инвалидов в Российской Федерации (извлечение)    4

О концепции интегрированного обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья (со специальными образовательными потребностями) (письмо Министерства образования Российской Федерации от 16.04.2001 № 29/1524-6)    6

Примерное положение о классе (классах) компенсирующего обучения в общеобразовательных учреждениях (приказ Министерства образования Российской Федерации № 30-95-6 от 09.09.92)    7

Приложение 1 к Примерному положению о классах компенсирующего обучения в общеобразовательных учреждениях. Рекомендации по отбору детей в классы компенсирующего обучения (разработано НИИ дефектологии РАО)    10

О единых требованиях к наименованию и организации деятельности классов компенсирующего обучения и классов для детей с задержкой психического развития (письмо Министерства образования Российской Федерации от 90.05.2003 № 27/2887-6)    11

О психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательного учреждения (письмо Министерства образования Российской Федерации от 27.03.2000 № 27/901-6)    12

Приложение 2. О порядке создания и организации работы психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк) образовательного учреждения    13

Положение о школьном психолого-медико-педагогическом консилиуме    15

Наумов А. А. Что такое интегрированная школа    18

Возняк И. В., Дубинина В. В. Муниципальная модель организации интегрированного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья    27

Годовникова Л. В. Модель психолого-педагогического сопровождения учащихся в условиях интегрированного обучения    37

Командирова В. М., Жеребненко О. А. Педагогическая и психологическая диагностика в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими ограниченные возможности    45

Диагностический комплекс исследований    49

Шкала оценки уровня психологической готовности к школьному обучению по результатам диагностики    54

Возняк И. В., Михеева С. А., Южбабенко Л. А. Диагностическая карта целостного развития учащегося с ОВЗ на начальной ступени обучения    56

Годовникова Л. В. Особенности психологического сопровождения семьи ребенка с ограниченными возможностями    63

Круглянская Л. П. Программно-методическое обеспечение комплексного сопровождения учащихся с ОВЗ    67

Евсеенко Н. С. Особенности развития письменной речи у детей с ОВЗ    70

Программа профессиональной подготовки подростков в межшкольном учебном комбинате    75

Положение о социально-реабилитационной службе    80

Положение о классном руководителе-воспитателе в классах коррекционно-развивающего и компенсирующего обучения    82

Литература    85

С этим товаром покупают

Товар размещен в разделах

QR-код страницы

Для партнеров

Зарабатывай
с учмагом

Добавить отзыв

Для добавления отзыва необходимо войти на сайт.