Формирование двигательной сферы детей 3-7 лет: фитбол-гимнастика: конспекты занятий

Снято с продажи
Код 4354
Авторы-составители Соломенникова Н. М.
Издательство Учитель, 2013
Серия Инструктору физического воспитания ДОУ
ISBN 978-5-7057-2777-3
Страниц 159
УДК 372.3/.4
Штрихкод 9785705727773
Размеры (Ш x В x Т) 140 x 200 x 7 (мм)
Переплёт мягкая, склейка
Вес 115 г
В пособии представлен материал из опыта работы по использованию элементов художественной и фитбол-гимнастики в разных формах организации двигательной деятельности дошкольников 3-7 лет, позволяющей применять его в педагогической практике по освоению детьми содержания образовательных областей "Здоровье", "Физическая культура", "Коммуникация", "Социализация" и представляющий интерес для реализации дополнительного компонента образования к основной образовательной программе дошкольного учреждения,, предусмотренных ФГТ.
Программы Клуба выходного дня и кружка "Калейдоскоп", тематическое планирование и разнообразные варианты проведения занятий и мероприятий направлены на укрепление здоровья детей, совершенствование их двигательных качеств, развитие психических способностей и эмоциональной сферы.
Предназначено инструкторам по физическому воспитанию, воспитателям ДОУ, рекомендовано педагогам дополнительного образования.

Подробное описание

ВВЕДЕНИЕ

Первостепенной задачей для дошкольного учреждения является органичное сочетание воспитательно-образовательного процесса с сохранением и укреплением здоровья детей. Перед детским садом в настоящее время остро стоит вопрос о путях совершенствования работы по укреплению здоровья, развитию движений и в целом физическому развитию детей как фундаментальной составляющей общечеловеческой культуры. Забота о здоровом образе жизни – это основа физического и нравственного здоровья, а обеспечить укрепление здоровья можно только путем комплексного решения педагогических, медицинских
и социальных вопросов.

Средствами решения данной задачи являются: разные формы организации двигательной деятельности детей, закаливающие мероприятия, оздоровительные мероприятия, познавательные занятия. Развитие двигательной сферы обеспечивается через разного вида занятия физической культурой, утреннюю гимнастику на свежем воздухе, проведение спортивных и подвижных игр, спортивных праздников и т. д. Для решения всех поставленных задач традиционных форм и методов работы по физическому развитию недостаточно, поэтому педагоги используют в своей работе новые эффективные технологии. В настоящем пособии представлен материал из опыта работы инструкторов по физическому воспитанию детей детских дошкольных образовательных учреждений г. Чайковского Пермского края по использованию элементов фитбол-гимнастики и художественной гимнастики в разных формах деятельности.

Систематическое использование фитболов на физкультурных занятиях с детьми 5–7 лет способствует улучшению координации движений, снижению нарушений опорно-двигательного
аппарата и просодики, активизации дыхательной системы.

Дошкольный возраст – это тот период в жизни ребенка, когда идет интенсивное формирование опорно-двигательного аппарата, закладываются основы гармонизации телосложения и функ-
циональных возможностей организма. Именно на данном возрастном этапе актуальной является задача выявления нарушений осанки, поиска эффективных средств их предупреждения и коррекции.

Возрастные особенности детей дошкольного возраста требуют интересных, ярких по содержанию упражнений, способствующих функциональному совершенствованию детского организ-
ма и обеспечивающих всесторонний воспитательный эффект.

Применение средств художественной гимнастики в физическом воспитании детей дошкольного возраста способствует совершенствованию двигательной активности детей.

Методически правильное использование средств художественной гимнастики на физкультурных занятиях дошкольников достаточно эффективно и способствует укреплению здоровья, повышению функциональных возможностей организма, гармоничному развитию опорно-двигательного аппарата, формированию правильной осанки, а также потребности в физическом совершенствовании. Каждый ребенок в дошкольном возрасте должен полноценно пройти все жизненно необходимые этапы физического развития и достигнуть к школьному возрасту определенного уровня созревания всех систем организма.

Существует много вариативных и нетрадиционных форм про-ведения физкультурных занятий в ДОУ. Главное заключается
в том, чтобы все они были направлены на решение следующих
задач:

укрепление здоровья детей, повышение функциональных
и адаптационных возможностей организма, умственной и физической работоспособности;

– гармоничное развитие всех звеньев опорно-двигательного аппарата;

– формирование правильной осанки;

совершенствование двигательных навыков, воспитание двигательных качеств;

развитие психических способностей и эмоциональной сферы;

– воспитание интереса и потребности в систематических занятиях физическими упражнениями.

Внедрение здоровьесберегающих технологий в педагогический процесс ДОУ необходимо начинать с изменения подхода к организации двигательной активности детей и проведению физкультурных занятий.

В отличие от традиционного подхода (где главная функция педагога – непосредственная организация деятельности детей, передача им в деятельности своего взрослого опыта), личностно ориентированная модель отводит педагогу иную роль, заклю-
чающуюся в организации такой образовательной среды, которая обеспечит возможность реализации индивидуальных интересов, потребностей и способностей, то есть самостоятельной деятельности     и эффективного накопления ребенком своего личного опыта. Активная двигательная деятельность помимо положительного воздействия на здоровье и физическое развитие обеспечивает психоэмоциональный комфорт ребенка, формирует навыки поведения в обществе.

Таким образом, воспитание двигательной культуры дошколь-
ника должно быть одной из наиглавнейших задач каждого педагога не только в теории, но и в практической ежедневной работе
с детьми.

Известно, что передача двигательного опыта поколений осуществляется не автоматически. Для того, чтобы она реализо-
валась успешно, необходима организация системы воспитания

и образования. Ребенок не рождается с готовым набором движе-

ний. Он осваивает их в процессе общения с родителями, воспитателями, детьми, в процессе обучения. Успешность воспитания двигательной культуры во многом зависит от собственных физических и психических усилий ребенка: от его собранности, внимательности, конкретности представлений, активности мысли. Что же такое двигательная культура?

Это специфический результат человеческой деятельности, средство и способ всестороннего физического развития     людей,
а     также практического выполнения ими своих социальных обязанностей в обществе.

Двигательная культура дошкольников начинается с формирования структуры естественных     движений и развития двигательных способностей, создания условий для творческого освоения детьми эталонов движения в различных ситуациях, формирования двигательного воображения, способности эмоционально переживать движения. Основными условиями такого формирования считаются:

· воспитание у детей осознанного отношения к выполнению двигательных действий;

· включение сенсорных     систем при воспитании двигательной культуры;

· развитие воображения в процессе освоения двигательных действий;

· создание условий для творчества и преобладание положительных     эмоций на физкультурных занятиях;

· выполнение детьми движений с установкой на легкость
и красоту на занятиях и во время прогулок;

· создание оптимальных условий для каждого ребенка в процессе освоения двигательного опыта.

Двигательная культура осваивается каждым ребенком индивидуально, представление двигательной культуры осуществляют родители, воспитатели, инструктор по физической культуре и сами дети.

Формирование двигательной культуры дошкольника имеет
свою специфику, которая выражается, во-первых, в выработке
у ребенка системы условно-рефлекторных связей, направленных на освоение движений, а во-вторых, в передаче накопленного предшествующими поколениями универсального (общечеловеческого) и национального двигательного опыта.

В процессе воспитания     двигательной культуры ребенок при-
обретает знания, необходимые для сознательной двигательной деятельности, овладевает способами данной деятельности и опы-
том их реализации, а также происходит развитие творческих
и познавательных способностей ребенка, его волевых качеств
и эмоциональной сферы.

Формирование двигательной культуры происходит в процессе активной деятельности детей при столь же активной направляющей работе взрослых. При этом необходимо уделять внимание развитию познавательных, исполнительских, эмоционально-эсте-
тических и конструктивных параметров двигательного действия ребенка.

· Конструктивные параметры способность планировать,
изменять способы выполнения двигательных действий     приме-
нительно к условиям.

· Познавательные параметры умение мысленно расчле-
нять целостное действие на части и заново     интегрировать их в це-
лое, видеть их связь, способность обобщать разнообразные представления о мире движений и относиться к движениям как способу жизнедеятельности.

· Исполнительные параметры – умение гибко использовать двигательный образец и свободно производить коррекцию действия в меняющейся ситуации, способность к импровизации.

· Коммуникативные параметры – это умение выражать через телесные движения собственные представления, образы и адресовать их другому человеку.

· Эмоционально-эстетические параметры – способность переживать эмоциональный подъем и эстетическое наслаждение, проявлять артистизм, качественно выполнять движения.

Следовательно, ключевыми направлениями работы являются:
формирование осмысленного целостного отношения ребенка
к     движению как к способу существования живого, активное освоение им двигательного опыта, развитие физических качеств и способности к двигательной импровизации.

Эффективность педагогических воздействий на формирование двигательной культуры дошкольника повышается при следующих условиях:

· объединение усилий педагогического коллектива и семьи;

· творческое освоение детьми эталонов движений в специально созданных игровых ситуациях;

· развитие в процессе освоения детьми двигательной культуры воображения, воспитание способности эмоционально переживать движения.

В процессе комплексного     воспитания здорового образа жизни можно использовать методы педагогического, психологического и медицинского воздействия.

В основе этих методов     лежат следующие принципы:

1. Принцип простоты. Все, что необходимо ребенку и педагогу для готовности к укреплению собственного здоровья, долж-
но быть рядом.

2. Принцип безопасности. Не предлагать ничего, что отрицательно связано с внешним воздействием на него.

3. Принцип доступности. Ребенок и педагог должны использовать только то, что сами испытали на собственном опыте.

4. Принцип эффективности. Используя различные методы диагностики, отслеживать результаты и наблюдать динамику роста
в физическом развитии ребенка и снижения заболеваемости.

На данный момент существует множество нетрадиционных методик, позволяющих решить комплекс задач и проблемы, стоящие перед педагогом. Но эффективность нововведений зависит от знания методики, систематичности и рациональности
ее использования.

Содержание

Введение    3

Н. М. Соломенникова

Использование фитбол-гимнастики для профилактики и коррекции нарушений психофизического развития детей    10

Этапы освоения комплексов фитбол-гимнастики    15

Картотека подвижных игр и упражнений с использованием фитбола    18

Конспекты занятий

Тема: Путешествие вокруг света (подготовительная группа)    22

Тема: Наш скелет (старшая группа)    36

Тема: Смешарики (старшая группа)    39

Клуб выходного дня «Здоровая семья»    42

Тематический план    43

Конспекты занятий

Тема: По следам Смешариков (в форме комплекса упражнений на фитболе)    48

Тема: Покажите вашу пятку (в форме практического занятия с оценкой плантограммы)    53

Тема: Этот мир подвижных игр    57

Т. Н. Машина

Роль художественной гимнастики в формировании двигательной активности    61

Программа кружка «Калейдоскоп» (для детей 3–7 лет)    62

Тематическое планирование (содержание работы кружка)    63

Тематическое планирование (вторая младшая группа)    65

Тематическое планирование (средняя группа)    73

Тематическое планирование (старшая группа)    81

Консультация-практикум для родителей (эффективность применения элементов художественной гимнастики для профилактики нарушений осанки у детей дошкольного возраста)    90

Конспекты занятий

Волшебная страна Гимнастика (занятие для детей 5–7 лет)    92

Тема: Зимняя сказка    96

Тема: Веселые скакалки (предметно-образное занятие)    101

Тема: Акробаты (сюжетно-игровое занятие)    102

Тема: Придумай свои движения (занятие на свободное творчество)    103

Тема: Юные гимнасты (занятие с лентами)    105

Тема: В гости к Дюймовочке (занятие с обручем и мячом)    106

Комплекс ЛФК для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата    108

Н. В. Томилова, Н. В. Абашева

Интегрированные физкультурно-речевые занятия    120

Тема: Путешествие в осенний сад    121

Тема: Путешествие в зимний лес    123

Тема: Праздник фантиков    126

Тема: В гостях у Капитошки    128

Л. П. Шарифулина, Н. В. Мешавкина

Тема: Путешествие в весенний лес    131

Л. А. Коновалова, Т. Н. Машина

Тема: Машины разные нужны    135

Е. В. Андрюкова, Н. М. Соломенникова

Тема: Большой артист в веселом цирке (занятие в старшей группе [ИЗО + ФИЗО])    141

Тема: «В гости барышня пошла…» (занятие в старшей группе [ИЗО + ФИЗО])    144

Е. В. Андрюкова, Н. В. Коц

Тема: Волшебная красота жар-птиц (занятие для детей подготовительной к школе группы [ИЗО + МУЗО])    148

Е. В. Андрюкова

Тема: Винни-Пух и линейная перспектива (открытое занятие по ИЗО в подготовительной к школе группе)    151

Литература    155

С этим товаром покупают

Товар размещен в разделах

QR-код страницы

Для партнеров

Зарабатывай
с учмагом

Добавить отзыв

Для добавления отзыва необходимо войти на сайт.