Лепка с детьми раннего возраста (1-3 года). Методическое пособие для воспитателей и родителей

Снято с продажи
Код 2100
Авторы Янушко Е.А.
Издательство Мозаика-Синтез, 2011
ISBN 978-5-86775-278-1
Страниц 80
Штрихкод 9785867752781
Размеры (Ш x В x Т) 140 x 205 x 3 (мм)
Вес 87 г
В методическом пособии представлен материал для занятий с детьми раннего возраста лепкой из пластилина и теста. В ходе занятий у детей развивается мелкая моторика пальцев и воображение, они учатся координировать движения рук и приобретают новый сенсорный опыт.
Пособие адресовано педагогам дошкольных образовательных учреждений, гувернерам и родителям.

Подробное описание

Предисловие


Лепка — это создание объемных или рельефных фигур, кар­тин и даже целых композиций из пластичных материалов — пластилина, теста, глины, снега и других.

На занятиях с детьми можно использовать самые разные пластичные материалы: пластилин, тесто, глину, окрашен­ный воск, а также специальные материалы для детского твор­чества, которые затвердевают при нагревании. Кроме того, материалом для лепки зимой может служить снег, а летом — влажный песок.

Пластичные материалы предоставляют большие возмож­ности для развития и обучения детей. Во время лепки раз­вивается мелкая моторика пальцев, воображение детей, формируются и развиваются навыки ручного труда, дети учатся координировать движения рук, приобретают новый сенсорный опыт — чувство пластики, формы и веса. Кроме того, они учатся планировать свою работу и доводить ее до конца. Именно при работе с пластичными материалами по­является уникальная возможность изготовления объемных поделок.

Однако в работе с маленькими детьми можно использовать все разнообразие пластичных материалов не сразу. В начале занятий лепкой малыши часто боятся испачкать руки глиной, им не нравится, что тесто липнет к рукам, а пластилин заби­вается под ногти. Знакомство с материалами для лепки сле­дует осуществлять постепенно. Наиболее подходящими мате­риалами для работы с детьми раннего возраста являются тесто и пластилин, при этом пластилину в книге уделяется больше внимания. Для занятий следует использовать мягкое теплое тесто и мягкий пластилин хорошего качества.

Волшебный мир пластилина знаком каждому из нас со вре­мен детства. Современные технологии позволили усовершен­ствовать этот материал — пластилин стал более мягким и эла­стичным, приобрел чистые и разнообразные расцветки, перестал липнуть к рукам. Эти качества превращают работу с ним в приятное и интересное занятие как для детей, так и для взрос­лых. Другие материалы можно начинать использовать, когда дети подрастут. Дети охотнее соглашаются на эксперименты с новыми материалами в знакомой ситуации, когда основные навыки работы уже сформированы.

Традиционно считается, что занятия лепкой можно начи­нать лишь по достижении ребенком определенного возраста. Поделки, выполненные с применением разных способов — конструктивного (составление целого из отдельных кусочков), скульптурного (из целого куска, постепенно изменяя его) или комбинированного (сочетание скульптурного и конструктив­ного способов), — довольно непростые. Они требуют, с од­ной стороны, сложных манипуляций с большим объемом пла­стичного материала, а с другой — тонких действий с мелкими деталями. Кроме того, при создании такой поделки необходимо распланировать этапы работы, нужно терпение и время.

Такая длительная, сложная работа пока недоступна малы­шам. Маленькие дети в силу своих возрастных особенностей не способны сосредоточиваться на одном виде деятельности длительное время. Уровень развития ручной моторики малень­ких детей делает затруднительной работу с большими кусками теста или пластилина, а также не позволяет изготавливать и прикреплять мелкие детали. К тому же у малышей может воз­никнуть соблазн попробовать пластилин на вкус, раскидать тесто по полу или размазать материалы по столу и по другим, совсем не предназначенным для этого поверхностям.

Но, несмотря на все описанные выше трудности, на заня­тиях с малышами не следует отказываться от работы с плас­тичными материалами. Мы предлагаем посмотреть на лепку нетрадиционно, под другим углом, использовать новые методы, которые подходят для работы с маленькими детьми. В слу­чае если детям предлагать простые картинки и поделки, впол­не доступные их пониманию и не требующие много времени для выполнения, лепка может стать одним из любимых заня­тий малышей. Помните: работать сосредоточенно, не уставая, ребенок второго года жизни может 7-10 минут, ребенок треть­его года жизни — 10-15 минут.

В процессе работы с детьми раннего возраста автором бы­ла разработана и опробована система занятий с пластичны­ми материалами. Она включает в себя знакомство с пластичными материалами и их свойствами, изготовление пластилиновых картинок методом надавливания и размазывания, изготовление простейших объемных поделок методом скатывания и раскаты­вания, соединения деталей, вдавливание различных предметов и материалов в основу из теста или пластилина.

Занятия лепкой с детьми раннего возраста можно проводить как индивидуально, так и в небольших группах (2-4 человека). Помимо обучения основным навыкам работы с пластилином и формирования интереса и положительного отношения к леп­ке, занятия несут в себе много возможностей обучения и развития детей.


Развитие речи

Занятия лепкой одновременно являются и занятиями по раз­витию речи. В процессе обыгрывания сюжета и выполнения практических действий с пластилином ведется непрерывный разговор с детьми. Такая игровая организация деятельности детей стимулирует их речевую активность, вызывает речевое подражание, а в дальнейшем организует настоящий диалог с игрушечным персонажем или со взрослым. Можно говорить о том, что занятия — это особая ситуация, которая стимули­рует развитие коммуникативной функции речи, способствует расширению активного и пассивного словаря детей.

Для удобства использования в практической работе пред­ставленных ниже занятий мы приводим в описании некото­рых из них примерный текст беседы взрослого с детьми, а также стихотворения, потешки, загадки. Этот вариант можно взять за основу и в дальнейшем развивать диалог с детьми с учетом их интересов, возросших возможностей, в зависимо­сти от конкретной ситуации.


Ознакомление с окружающим миром

Для занятий подобраны сюжеты, близкие жизненному опы­ту ребенка. Они позволяют уточнять уже усвоенные им зна­ния, расширять их, применять первые варианты обобщения. Представленный в книге материал позволяет дать детям знания о цвете, величине, форме, количестве предметов и их пространственном расположении.


Развитие фантазии и творчества

После того как основные навыки сформированы и у детей появилось больше возможностей для самостоятельной работы, можно дать ребенку определенную свободу выбора вариантов при изготовлении поделки. Такой подход позволяет разви­вать воображение детей, их креативность (творческое нача­ло личности).


Личностное развитие

Следует внимательно и осознанно относиться к дальней­шей судьбе детских работ. Очень важно, чтобы дети чувство­вали уважение к своим творениям. Не забывайте, что детям этого возраста необходимо постоянное внимание значимого взрослого, его похвала и одобрение. Ожидание такого вни­мания является одним из самых сильных психологических мотивов, побуждающих детей к деятельности и достижению результата. Поэтому хвалите малышей, не бойтесь их пере­хвалить! Ведь такое отношение сегодня позволит им чувст­вовать себя компетентными и уверенными в себе людьми в будущем. Организуйте выставку детских работ и регулярно обновляйте ее.


Эстетическое развитие

На занятиях лепкой предлагайте детям тесто разных цветов, разные виды пластилина и основ для пластилиновых карти­нок. Старайтесь, чтобы выбор цветов и оттенков был разно­образным. Используйте также различные предметы, игрушки и материалы, подходящие для того или иного занятия.

На обобщающих занятиях помогите малышам путем на­глядного представления увидеть и сравнить различные варианты выполнения одной и той же пластилиновой картинки или поделки.


Меры предосторожности

Следите за соблюдением «мер безопасности» — не позво­ляйте малышам разбрасывать тесто, брать пластилин в рот, размазывать их по полу, одежде и игрушкам. Для этого не­обходимо организовать место для занятия: поставьте стол там, где нет коврового покрытия, застелите его клеенкой. На за­нятиях лепкой будьте всегда рядом с детьми. После занятия уберите пластилин в недоступное для них место.

В ходе описанных занятий дети освоят различные приемы, необходимые для работы с пластичными материалами. Реко­мендуется использовать эти приемы в том порядке, в кото­ром они приведены ниже. Этот порядок можно изменять, принимая во внимание возраст и уровень возможностей детей и учитывая цели занятий. В дальнейшем усвоенные навыки можно применять при изготовлении более сложных поделок, как плоских, так и объемных. Большие работы можно созда­вать поэтапно с участием всех детей. Это могут быть большие пластилиновые картины-панно (как сюжетные, так и абстракт­ные) и целые пластилиновые сказки из объемных поделок.

Содержание

ПРЕДИСЛОВИЕ    3

ЗНАКОМСТВО С ПЛАСТИЧНЫМИ МАТЕРИАЛАМИ    8

Тесто    11

Занятие 1. Вот такое тесто!    11

Занятие 2. Тесто — шлеп-шлеп!    12

Занятие 3. Спрячь шарик    12

Занятие 4. Достань предмет    13

Занятие 5. Покормим птиц    14

Пластилин    15

Занятие 1. Вот такой пластилин!     15

Занятие 2. Пластилиновая мозаика    16

Занятие 3. Блинчики    17

Занятие 4. Готовим «котлеты»    18

ОСВОЕНИЕ ПРИЕМОВ РАЗМАЗЫВАНИЯ И НАДАВЛИВАНИЯ    19

Занятие 1. Покормим курочку    24

Занятие 2. Конфеты на тарелке    25

Занятие 3. Витамины в баночке    27

Занятие 4. Снег идет     28

Занятие 5. Мухомор    29

Занятие 6. Яблоки    30

Занятие 7. Божья коровка    32

Занятие 8. Салют    34

Занятие 9. Дождик    35

Занятие 10. Солнышко    36

Занятие 11. Ежик    37

Занятие 12. Ягодная поляна    38

Занятие 13. Цветы    40

Занятие 14. Наряжаем елку    41

Занятие 15. Красивая тарелка    42

ОСВОЕНИЕ ПРИЕМА ВДАВЛИВАНИЯ    44

Занятие 1. Огород    46

Занятие 2. Шоколад с орехами    47

Занятие 3. Бусы    48

Занятие 4. Булка с изюмом    49

Занятие 5. Гусеница    49

Занятие 6. Цветок    50

Занятие 7. Лошарик    51

Занятие 8. Рыбка    52

Занятие 9. Бабочка    52

Занятие 10. Букет    53

Занятие 11. Щетка    54

Занятие 12. Одуванчик    55

Занятие 13. Волшебная картина    56

ЛЕПКА ОБЪЕМНЫХ ФИГУР ИЗ ТЕСТА И ПЛАСТИЛИНА    57

Занятие 1. Булочки    61

Занятие 2. Пирожки    61

Занятие 3. Апельсины    62

Занятие 4. Конфеты    63

Занятие 5. Витамины    64

Занятие 6. Вишенки    65

Занятие 7. Яблоки    66

Занятие 8. Колбаска    67

Занятие 9. Бананы    67

Занятие 10. Морковка    68

Занятие 11. Змейка    69

Занятие 12. Готовим салат    70

Занятие 13. Бутерброды    71

Занятие 14. Сушки    72

Занятие 15. Гусеница    73

Занятие 16. Неваляшка    74

Занятие 17. Снеговик    75

Товар размещен в разделах

QR-код страницы

Для партнеров

Зарабатывай
с учмагом

Добавить отзыв

Для добавления отзыва необходимо войти на сайт.
@mail.ru
@mail.ru
Задать вопрос