Былины. Древнерусские повести.

Снято с продажи
Код 7089
Издательство Паритет, 2011
ISBN 978-5-93437-288-1
Страниц 224
УДК 39+373
Штрихкод 9785934372881
Размеры (Ш x В x Т) 130 x 206 x 15 (мм)
Переплёт твёрдая
Вес 275 г
Книга посвящена классическим жанрам устного народного творчества - былинам и повестям. Она знакомит читателя с различными сторонами жизни былинных героев-богатырей: борьбой с внешними врагами, приключениями, поездками, а также рассказывает об исторических лицах, событиях, явлениях с установкой на достоверность.
В сборник включены произведения, предусмотренные школьной программой по литературе со 2-го по 7-й классы,-героические, новеллистические и сказочные былины и повести.
В книгу вошли сохранившиеся в исторических записях и летописях былины и древнерусские повести, сложенные народом про русских богатырей и витязей, рассказы о русских святых, которые необходимо прочесть по школьной программе.
Книга адресована в первую очередь школьникам, но будет полезна и всем любителям эпической прозы.

Подробное описание

Введение


Особый мир русских богатырей, чудесных подвигов, могучих, непобедимых сил запё­чатлён в удивительных песнях-сказаниях да­лёкой старины — в былинах. Былины — жанр устной народной эпической поэзии, в ко­торой есть повествовательный (эпический) сюжет, типовые персонажи, — жанр русского фольклора.

Хотя тексты былин сохранились благода­ря письменности, это не литературный текст. В тексте былин много архаизмов, истори­змов, диалектизмов, которые иногда требуют пояснения или даже перевода. В первона­чальном виде былины неудобны для чтения малоподготовленному читателю. Былины читаются (исполняются) напевно, с соблюдени­ем ритма, с повторениями и отступлениями. В былинах и древнерусских повестях про­реживается коллективное творчество, в них есть постоянные, повторяющиеся средства художественной выразительности — эпитеты, присказки, словесные формулы — зачины, концовки. Былины вариативны, один сю­жет может быть передан в разных версиях, персонажи похожи и узнаваемы.

В былинах историческая действительность отражается в образах, обогащённых фанта­стическим вымыслом. Былины представляют собой своеобразный отклик на конкретные события и поступки реальных лиц, живших в эпоху Киевской Руси. В народном созна­нии образы богатырей воплощают народные идеалы — силу, мужество, справедливость, любовь к родной земле. Богатыри обладают недюжинным умом и добротой, они всегда защищают слабых и всегда побеждают врага. Илья Муромец, с именем которого связано наибольшее число былин, Алёша Попович и Добрыня Никитич — их имена все мы знаем с детства; богатырь-пахарь Микула Селянинович, купец-гусляр Садко, великан Святогор — все они борются с чудовищами, одолевают полчища врагов, совершают под­виги, превышающие силы обычного чело­века. Фантастические картины и события сопутствуют изображению реальной русской жизни.

Сохранившиеся летописи, исторические записи позволяют нам говорить о том, что описываемые в былинах события происходи­ли на самом деле. Только при пересказе «из уст в уста», при передаче героических под вигов новым поколениям певцы-сказители несколько приукрашали легенды, наделяли героев более сильными качествами, идеали­зировали их.

В этом есть и педагогический, патриоти­ческий смысл - былины учат любить свою родину и свой народ, уважать его, верить в его силу и мудрость.

Древнерусские повести как жанр литера­туры объединяют повествовательные произ­ведения разного характера: сказания, жи­тия, летописные своды. Повести появились с возникновением письменности. Большая часть древнерусских повестей сохранилась в летописях. В них рассказывается о княже­ских преступлениях (убийство Игоря Ольговича), о русско-половецких войнах («Слово о полку Игореве»), о многолетней борьбе русского народа за независимость (битва на Калке, разорение Рязани), о знамена­тельных сражениях (Куликовская битва, Мамаево побоище).

Древнерусские повести основаны на под­вигах князей-ратоборцев, в них торжест­венно разворачиваются жизнеописания лю­дей («Житие Александра Невского»), Ле­гендарно-исторические повести носят христи­анский характер, прославляют благочестие и милосердие, «Повесть о Петре и Февронии» о мудрой, верной, благочестивой жене напоминает волшебную сказку.

Изучение устного народного творчества предусмотрено школьными программами со 2-го по 8-й классы. Вопросы экзамена­ционных билетов по литературе (и вступи­тельных экзаменов филологических факуль­тетов вузов), предлагаемые темы сочине­ний также предусматривают знание жанров фольклора и умение анализировать устное творчество и литературные тексты.

Содержание

Введение     3

БЫЛИНЫ

Как Илья из Мурома богатырём стал    9

Три поездки Ильи Муромца    18

Илья Муромец и Соловей-разбойник    25

Илья Муромец и Идолище    35

Илья Муромец и Калин-царь    42

Илья и Сокольник    66

Встреча Святогора с Ильёю Муромцем    69

Добрыня и Змей    75

Алёша Попович и Тугарин Змеевич    85

Вольга и Микула Селянинович    97

Про прекрасную Василису Микулишну    103

Садко и Морской царь    115

Василий Буслаев    128

ДРЕВНЕРУССКИЕ ПОВЕСТИ

Повесть о Петре и Февронии    141

Житие Бориса и Глеба    163

Житие Александра Невского    169

Житие Сергия Радонежского    179

Слово о погибели Русской земли после смерти
великого князя Ярослава    190

Отрывки из «Повести временных лет»

О походе Олега на Царьград    192

О гибели Олега    196

О походах Святослава    198

О Никите Кожемяке    205

О Белгородском киселе    208

Отрывок из «Повести о разорении Рязани Батыем» Евпатий Коловрат    211

Словарик    215

С этим товаром покупают

Товар размещен в разделах

QR-код страницы

Для партнеров

Зарабатывай
с учмагом

Добавить отзыв

Для добавления отзыва необходимо войти на сайт.
@mail.ru
@mail.ru
Задать вопрос