Окружающий мир. 1-4 классы: конспекты уроков и внеклассных занятий

Снято с продажи
Код 2718
Авторы-составители Васина Е. М. и др.
Издательство Учитель, 2011
Серия Урок в современной школе
ISBN 978-5-7057-2508-3
Страниц 247
УДК 372.016:502*01/04
Штрихкод 9785705725083
Размеры (Ш x В x Т) 140 x 195 x 10 (мм)
Переплёт мягкая, склейка
Вес 172 г
Главное в современном уроке - отказ от шаблонов, максимальное вовлечение учащихся в активную деятельность, развитие способности к самостоятельному поиску и общению.
В пособии раскрывается опыт использования проблемных ситуаций, опорных схем, интерактивной доски, интеллектуальных игр на уроках окружающего мира в 1-4 классах. Особый интерес представляют уроки, на которых ведущим является коллективный способ взаимного обучения. Интегрированный подход и краеведческий аспект в содержании всех представленных уроков и внеклассных занятий способствуют формированию мировоззрения младших школьников.
Предназначено учителям начальных классов, руководителям методических объединений, воспитателям групп продленного дня.

Подробное описание

Программа по курсу «Окружающий мир» предусматривает выявление простейших связей и взаимосвязей, доступных пониманию учащихся. В процессе установления связей создаются благоприятные условия для интеллектуального развития детей. Развитие ребенка, прежде всего его творческое развитие, является важнейшей задачей современной педагогики. Чем раньше ребенок начинает «творить», тем быстрее у него формируется способность к самостоятельным действиям. Сегодня сформировалась общественная, социальная потребность в активной, саморазвивающейся личности, способной жить и трудиться в условиях быстро меняющегося мира. Одним из путей решения этой задачи является широкое применение проблемного обучения в школе. Причем путь этот должен начинаться уже в начальной школе.

Мыслящая личность «начинается» с проблемной ситуации, вытекающей из логики изучения учебного предмета и отражает объективные противоречия в его содержании. Чтобы создать ее, учащимся следует предложить такое практическое или теоретическое задание, выполнение которого требует освоения новых знаний и овладения новыми умениями; здесь может идти речь об общей закономерности, общем способе деятельности или общих условиях реализации деятельности. При проблемном изложении учащиеся усваивают образцы логики решения задач; в ходе эвристической беседы решают задачу частично самостоятельно, ведомые логической цепочкой проблемно ориентированных вопросов учителя; при использовании исследовательского метода учащиеся  максимально самостоятельны. Большая часть уроков из опыта работы практикующих педагогов, содержащихся в пособии, раскрывает особенности использования таких методов обучения.

Широкие возможности для самостоятельной деятельности учащихся создает краеведческая работа с ее исследовательской, прикладной, общественно полезной направленностью. Краеведческий принцип в преподавании окружающего мира  требует умелого сочетания разнообразных методов и приемов учебной работы. Школьной программой рекомендуется организация систематических наблюдений над явлениями природы и трудовой деятельностью окружающих людей; указаны практические работы в природе, выполнение которых сочетается с краеведением; предусматриваются и обязательные учебные экскурсии для изучения отдельных географических объектов или всего географического комплекса. Примерное содержание таких уроков предлагается в пособии.

Развитию навыков мыслительной деятельности способствуют опорные схемы. Опыт их использования в  подготовке к уроку в современной школе показывает, что  задача учителя сводится не только к тому, чтобы помочь ученикам создать определенные представления, но и научить мыслить, анализировать, сравнивать, делать выводы, рассуждать, искать решения. Методика работы со схемами одновременно проста и разнообразна. Она включает конструирование схем, соединение отдельных блоков схемы связующими стрелками с объяснением связей, составление рассказов по схеме, иллюстрацию схемы своими наблюдениями или отрывками из прочитанного.

Грамотное использование интерактивной доски на уроках «Окружающего мира» в начальной школе решает проблему дефицита наглядности, способствует развитию у детей внимания, памяти, воображения и мышления, умению быстро и эффективно работать самостоятельно. Интерактивную доску можно использовать как при изучении нового материала, так и для повторения и обобщения. Что дает учителю начальных классов использование интерактивной доски? Экономию времени на уроке; глубину погружения в материал; интегрированный подход в обучении; повышенную мотивацию обучения; возможность одновременного использования аудио-, видео- и мультимедиаматериалов.

Использование рассматриваемых нами новаций определяет главное в современном уроке: отказ от шаблона в проведении; максимальное вовлечение учащихся класса в активную деятельность; различные формы групповой работы; развитие способности к общению

Содержание

Введение    3

Е. М. Васина

Информационные технологии как средство формирования познавательной активности школьников    6

Тема: Наши предки – славяне    18

Тема: Многообразие насекомых, их роль  в природе и практическое значение    27

Тема: М. В. Ломоносов    34

М. А. Денисова

Создание проблемных ситуаций как продуктивное средство приобретения новых знаний    45

Фрагменты уроков    48

Интерактивная доска как способ повышения эффективности образовательного процесса    51

Тема: Животные родного края    52

И. Н. Пикус

Изучение краеведческого материала как средство становления мировоззрения школьников    72

Тема: В лесу (экскурсия)    85

Тема: Аппликация. Золотая осень (интегрированный урок по технологии и окружающему миру)    90

Е. П. Сулацкова

Опорные схемы как эффективное средство развития мыслительных операций школьников    97

Г. В. Лейбас

Тема: Солнце, растения и мы с вами    102

Л. Н. Ильина

Тема: Россия – многонациональное государство. Культура, язык, история народов России (заочное путешествие)    109

И. Н. Карпова

Тема: Войны в Древней Руси. Ледовое побоище (групповое творчество)    115

Тема: Войны в Древней Руси. Куликовская битва (групповое творчество)    134

Л. Н. Бражникова

Тема: Растения – живые существа    153

Н. И. Макарова

Творческий проект «Полезная азбука питания»    160

Интеллектуально-игровые уроки    174

И. В. Курбеко

Тема: С корзиной за грибами (викторина)    174

Тема: Ягодные кузовки (викторина)    185

Тема: Эти забавные животные (игра «Крестики-нолики»)    190

Тема: Деревья (игра «Счастливый случай»)    197

Тема: Крылатая компания (КВН)    205

Тема: Цветочный хоровод (игра «Слабое звено»)    211

Тема: Мордочка, хвост и четыре ноги (игра «Своя игра»)    218

В. П. Артеменко

Тема: Здравствуй, лес! (спектакль)    226

В. П. Артеменко, Н. В. Назаркова

Тема: Книга джунглей (сценарий выступления агит-бригады)    237

Литература    244

С этим товаром покупают

Товар размещен в разделах

QR-код страницы

Для партнеров

Зарабатывай
с учмагом

Добавить отзыв

Для добавления отзыва необходимо войти на сайт.
Задать вопрос