Русский язык. 10-11 классы. Трудные вопросы орфографии: конспекты занятий, практический материал

Акция
Есть на складе
227 руб.
-10%
204,30 руб.
Нашли дешевле? Снизим цену!
Подписаться на снижение цены
Код 2926
Авторы-составители Божко Н. М.
Издательство Учитель, 2016
Серия В помощь преподавателю
ISBN 978-5-91651-025-6, 978-5-7057-5043-6
Страниц 207
УДК 371.3
Штрихкод 9785916510256, 9785705750436
Размеры (Ш x В x Т) 140 x 210 x 9 (мм)
Обложка припрессовка глянцевой плёнкой
Переплёт мягкая, склейка
Вес 150 г
До 23:59 31 мая Скидка 0% по акции ЕГЭ, ОГЭ, ВПР
В пособии представлен опыт работы педагога по преодолению орфографических трудностей у учащихся 10-11 классов. Разработки занятий содержат богатый информационный и практический материал: исследовательские и творческие задания, схемы и таблицы, систематизирующие и обобщающие знания, шуточные стихи, ребусы, кроссворды, исторический комментарий, знакомящий с возникновением той или иной орфограммы, её обусловленностью, тенденциями в развитии совре-менного языка.
Предназначено учителям русского языка для организации профильного обучения, образовательной деятельности базового и повышенного уровней в соответствии с планируемыми результатами - предметными умениями и УУД на основе требований ФГОС; полезно выпускникам при подготовке к ЕГЭ по русскому языку.

Подробное описание

Смысл и ценность орфографии в её единстве… Писать
безграмотно – значит посягать на время людей,
к которым мы адресуемся, а потому совершенно
недопустимо в правильно организованном обществе.

Л. В. Щерба

Русская орфография справедливо считается одной из лучших орфографий буквенно-звуковых систем письма, однако всё же и в ней есть трудные случаи. Эти трудные случаи – разные в разных разделах орфографии, у них разная «природа» и разная степень трудности. Особенно много трудностей в области слитных, раздельных и дефисных написаний. Трудности, имеющиеся в русской орфографии, объясняются рядом причин: существованием различных, иногда даже противоречащих друг другу принципов правописания, неудачностью принятых в своё время орфографических решений и некоторыми другими причинами. Есть в орфографии и такие трудности, которые выходят за рамки трудностей чисто орфографических: бывают трудны для интерпретации сами языковые категории, с которыми связано определённое орфографическое оформление. К числу последних относится, например, разграничение частиц не и ни, а также разграничение частицы и приставки не.

Каждое занятие из предложенных на страницах данного пособия содержит богатый иллюстративный и практический материал (часто используются шуточные стихи, ребусы, кроссворды и т. д. при изучении трудных орфограмм), а также исторический комментарий с целью ознакомления с возникновением той или иной орфограммы, её исторической обусловленностью, тенденциями в развитии современного языка. Без этих знаний немыслимо сознательное и успешное освоение той или иной трудной орфограммы, поэтому нет необходимости доказывать полезность для учащихся некоторых исторических экскурсов и сравнений при изучении трудных вопросов языка. Однако при отборе материала для исторического комментария главное внимание уделяется его практической направленности. При подготовке к очередному занятию учащимся необходимо продумать вопросы, связанные с той или иной темой, найти ответы в специальной литературе.

Представленные материалы педагог может изменять по своему усмотрению, использовать их частично, помещая в собственные планы, дополнять, варьировать.

Содержание

Введение    1

Занятия 1–2. Тема: «Орфография, сия геральдика языка, изменяется по произволу всех и каждого» (А. С. Пушкин)    5

Занятия 3–4. Тема: Слоговой принцип русской графики. Ограниченность действия слогового принципа и вытекающие отсюда орфографические вопросы. Отступления от слогового принципа (практикум)    12

Занятия 5–6. Тема: Освоение заимствованных слов русской языковой системой (защита реферата)    30

Занятия 7–8. Тема: «Больной вопрос русского письма». Употребление буквы ё (лекция)    38

Занятия 9–10. Тема: Трудные случаи орфографии, связанные с особенностями русской графики (практикум)    43

Занятия 11–12. Тема: Трудные вопросы орфографии, связанные с буквенным обозначением фонем в составе значимых частей слова (семинар)    51

Занятия 13–14. Тема: Употребление букв е(ё) и о после шипящих для обозначения ударного [о] (практикум)    59

Занятия 15–16. Тема: Правописание н и нн (практический семинар)    71

Занятия 17–18. Тема: Употребление и правописание частиц не и ни (практический семинар)    96

Занятия 19–20. Тема: Употребление и правописание частиц не и ни (практикум)    108

Занятия 21–22. Тема: Трудные вопросы орфографии, связанные с употреблением прописных и строчных букв (практикум)    114

Занятия 23–24. Тема: Употребление прописных и строчных букв (контрольная работа)    132

Занятия 25–26. Тема: Разграничение приставки не- и частицы не (практический семинар)    146

Занятия 27–28. Тема: Слитное и раздельное написание не с формами на -мый (практический семинар)    167

Занятия 29–30. Тема: Слитное и дефисное написание сложных прилагательных (практикум)    182

Занятия 31–32. Тема: Трудные вопросы орфографии (презентация Школьного Свода трудных орфограмм)    191

Занятия 33–34 (резервные)    192

Приложение    192

    Программа элективного курса «Трудные вопросы орфографии»    192

    Пояснительная записка    192

    Учебно-тематический план    199

Литература    204

С этим товаром покупают

Товар размещен в разделах

QR-код страницы

Для партнеров

Зарабатывай
с учмагом

Добавить отзыв

Для добавления отзыва необходимо войти на сайт.
Задать вопрос