В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?
Введение
Смысл и ценность орфографии в её единстве… Писать безграмотно – значит посягать на время людей, к которым мы адресуемся, а потому совершенно недопустимо в правильно организованном обществе.
Л. В. Щерба
Русская орфография справедливо считается одной из лучших орфографий буквенно-звуковых систем письма, однако всё же и в ней есть трудные случаи. Эти трудные случаи – разные в разных разделах орфографии, у них разная «природа» и разная степень трудности. Особенно много трудностей в области слитных, раздельных и дефисных написаний. Трудности, имеющиеся в русской орфографии, объясняются рядом причин: существованием различных, иногда даже противоречащих друг другу принципов правописания, неудачностью принятых в своё время орфографических решений и некоторыми другими причинами. Есть в орфографии и такие трудности, которые выходят за рамки трудностей чисто орфографических: бывают трудны для интерпретации сами языковые категории, с которыми связано определённое орфографическое оформление. К числу последних относится, например, разграничение частиц не и ни, а также разграничение частицы и приставки не.
Каждое занятие из предложенных на страницах данного пособия содержит богатый иллюстративный и практический материал (часто используются шуточные стихи, ребусы, кроссворды и т. д. при изучении трудных орфограмм), а также исторический комментарий с целью ознакомления с возникновением той или иной орфограммы, её исторической обусловленностью, тенденциями в развитии современного языка. Без этих знаний немыслимо сознательное и успешное освоение той или иной трудной орфограммы, поэтому нет необходимости доказывать полезность для учащихся некоторых исторических экскурсов и сравнений при изучении трудных вопросов языка. Однако при отборе материала для исторического комментария главное внимание уделяется его практической направленности. При подготовке к очередному занятию учащимся необходимо продумать вопросы, связанные с той или иной темой, найти ответы в специальной литературе.
Представленные материалы педагог может изменять по своему усмотрению, использовать их частично, помещая в собственные планы, дополнять, варьировать.
Введение 1
Занятия 1–2. Тема: «Орфография, сия геральдика языка, изменяется по произволу всех и каждого» (А. С. Пушкин) 5
Занятия 3–4. Тема: Слоговой принцип русской графики. Ограниченность действия слогового принципа и вытекающие отсюда орфографические вопросы. Отступления от слогового принципа (практикум) 12
Занятия 5–6. Тема: Освоение заимствованных слов русской языковой системой (защита реферата) 30
Занятия 7–8. Тема: «Больной вопрос русского письма». Употребление буквы ё (лекция) 38
Занятия 9–10. Тема: Трудные случаи орфографии, связанные с особенностями русской графики (практикум) 43
Занятия 11–12. Тема: Трудные вопросы орфографии, связанные с буквенным обозначением фонем в составе значимых частей слова (семинар) 51
Занятия 13–14. Тема: Употребление букв е(ё) и о после шипящих для обозначения ударного [о] (практикум) 59
Занятия 15–16. Тема: Правописание н и нн (практический семинар) 71
Занятия 17–18. Тема: Употребление и правописание частиц не и ни (практический семинар) 96
Занятия 19–20. Тема: Употребление и правописание частиц не и ни (практикум) 108
Занятия 21–22. Тема: Трудные вопросы орфографии, связанные с употреблением прописных и строчных букв (практикум) 114
Занятия 23–24. Тема: Употребление прописных и строчных букв (контрольная работа) 132
Занятия 25–26. Тема: Разграничение приставки не- и час-тицы не (практический семинар) 146
Занятия 27–28. Тема: Слитное и раздельное написание не с формами на -мый (практический семинар) 167
Занятия 29–30. Тема: Слитное и дефисное написание сложных прилагательных (практикум) 182
Занятия 31–32. Тема: Трудные вопросы орфографии (презентация Школьного Свода трудных орфограмм) 191
Занятия 33–34 (резервные) 192
Приложение 192
Программа элективного курса «Трудные вопросы орфографии» 192
Пояснительная записка 192
Учебно-тематический план 199
Литература 204
Пришлите нам ссылку на этот товар в другом магазине, ответ поступит на указанный вами e‑mail.