Физкультурно-оздоровительная работа с детьми 2-7 лет: развернутое перспективное планирование, конспекты занятий

Снято с продажи
Код 3318
Издательство Учитель, 2011
Серия Тематическое планирование в ДОУ
ISBN 978-5-7057-2477-2
Страниц 66
УДК 372.3/.4
Штрихкод 9785705724772
Размеры (Ш x В x Т) 197 x 285 x 3 (мм)
Переплёт мягкая, скрепка
Вес 104 г
В дошкольном возрасте ребёнок уже способен усваивать знания о здоровье и приобретать навыки его сбережения благодаря регулярным двигательным, общеукрепляющим, игровым и дыхательным упражнениям.
Предлагаемая система занятий, представленная перспективным тематическим планированием для всех возрастных групп, направлена на развитие двигательных умений и навыков, коммуникативной инициативы и активности, пространственно-координационных и ритмических способностей, формирование правильной осанки.
Занятия разработаны с учётом оздоровительной направленности в работе детского сада, но могут быть использованы педагогами и физическими инструкторами в любом ДОУ, независимо от его вида, материальной базы, а также в дополнительном образовании.

Подробное описание

ВВЕДЕНИЕ

В современных условиях всё ускоряющегося темпа жизни и возрастания напряжённости социальных отношений здоровье становится одним из основных условий успешности любого человека. Здоровье и развитие тесно взаимосвязаны, состояние здоровья обеспечивается современным естественным и полноценным развитием и, в случае необходимости, коррекцией недо-
статков развития. Именно поэтому возрастает роль детского сада во всестороннем развитии детей. В предлагаемой системе физкультурно-оздоровительных занятий выделены следующие компоненты отношения к здоровью:

  • ценностно-смысловой компонент (то есть какова ценность здоровья, в чём смысл заботы о здоровье);
  • когнитивный компонент (это система знаний о здоровье, способах его сохранения);
  • эмоционально-волевой компонент (принятие решения быть здоровым);
  • поведенческий компонент (конкретные поступки, действия, навыки, обеспечивающие сохранение здоровья).

Их можно наблюдать у подростков, старшеклассников, взрослых людей. А что же дети дошкольного возраста? Конечно, мы не ждём осмысления ценности здоровья от дошкольника. Ребёнок хочет быть здоровым, чтобы ему не делали уколы, чтобы не нужно было пить таблетки
и т. д. Однако в дошкольном возрасте ребёнок уже способен усвоить некоторую сумму знаний о здоровье и приобрести навыки его сбережения благодаря систематическим общеукрепляющим, игровым и дыхательным упражнениям.

На развитие таких навыков направлена предлагаемая система занятий «Оздоровительная физкультура для дошкольников», основанная на формировании потребности и мотивации к сохранению и укреплению здоровья.

Организуя такую работу, необходимо учитывать:

  • возрастные, психофизиологические особенности детей;
  • состояние их здоровья;
  • диагностику уровня физического развития;
  • рекомендации врачей;
  • необходимость управления образовательным процессом на гуманных принципах уважения и понимания ребёнка.

Система работы представлена перспективным тематическим планированием физкультурно-оздоровительных занятий для всех возрастных групп и подробными разработками занятий в старшей группе.

Цели занятий: воспитание основ культуры здоровья; развитие эмоционально-волевой и интеллектуальной сферы ребёнка, общих физических и двигательных качеств дошкольников.

Задачи: развитие двигательных умений и навыков, крупно- и мелкомоторных групп мышц, пространственно-координационных и ритмических способностей, коммуникативной инициативы и активности; формирование правильной осанки, дыхания; привитие стойких культурно-гигиенических навыков.

С учетом того, что эмоционально-волевая сфера ребёнка-дошкольника ещё находится в стадии формирования, акцент сделан на повышение мотивации здоровьесберегающего поведения. Поведенческий компонент отношения к здоровью предполагает конкретные поступки, следовательно, очень важно научить ребёнка заботиться о своём здоровье, формируя привычки, связанные со здоровым образом жизни. Говоря о способах и методах формирования привычек, особо следует подчеркнуть, что они воспитываются не столько словами, сколько делами.

Поэтому структура занятий основана на оздоровительно-игровых действиях, формиру-
ющих навыки здоровьесбережения.

Структура занятий:

       1-я часть – беседа по теме;

       2-я часть: 1) точечный массаж; 2) оздоровительно-игровые упражнения; 3) подвижная игра;

       3-я часть – дыхательное упражнение.

Способы прямого воздействия на ребенка часто не дают желаемого эффекта, поэтому в начале занятия, в ходе беседы, одним из способов опосредованного воздействия является использование игрушки, где чаще всего она становится главным действующим лицом. Следуя правилам игры, ребёнок должен помогать игрушке и осуществлять все необходимые действия: делать самомассаж, дыхательную гимнастику, зарядку и т. д. Например, раскрывая тему «Вот я какой», дети в беседе знакомятся со строением человека, для этого используется игровое пособие «Конструктор» тела человека.

В основной части занятия, например в теме «Королевство Простуды», детям предлагаются оздоровительно-игровые упражнения для горла, также основанные на игровом моменте «Помоги больному мальчику». Важным элементом основной части занятия являются точечный массаж и самомассаж. Обязательный момент при этом – подвижная оздоровительная игра. Например: игра «Филин». Здесь дети не только играют, но и лечат сами себя, выполняя оздоровительно-дыхательное упражнение.

Отношение ребёнка-дошкольника к своему здоровью зависит от того, насколько удовлетворены его потребности, а также от стиля семейного воспитания. Отношение родителей к здоровью ребёнка нередко носит формальный характер: хорошо питается, находится на свежем воздухе – будет здоров.

Почти никто из родителей не отмечает, что для здоровья ребёнка важно и полноценное общение с ним, и эмоциональные контакты. Поэтому в содержание занятий введено домашнее задание, которое способствует закреплению полученных знаний в семейном кругу, например: «Научи папу делать зарядку».

В заключительной части занятия очень важно восстановить частоту сердечных сокращений. Для этого существует множество методических приёмов: игра, пальчиковая гимнастика, прослушивание музыки с успокаивающими звуками природы и многое другое. Авторы отдают предпочтение дыхательным упражнениям, которые являются хорошим стимулятором для работы сердца, головного мозга, нервной системы и развивают умение управлять собой. Упражнения подбираются для определённых занятий по принципу от простого к сложному. Например, выполняя дыхательное упражнение «Пёрышки», дети просто дуют на них, а в следующем упражнении сочетают выполнение дыхательного упражнения с движением.

Для разнообразия дыхательных упражнений создаются дыхательные тренажёры, с помощью которых выполняются упражнения «Шторм», «Снегопад», «Конфетти».

Для определения результативности изучаются показатели ежегодного медицинского осмотра, проводятся сравнительные и итоговые обследования физического развития детей и уже по их результатам планируется дальнейшая работа.

Предлагаемая система занятий апробирована в кружковой работе с детьми санаторной группы, наиболее подверженными простудным заболеваниям и ослабленными физически.

Результаты:

  • отмечена положительная динамика скоростной выносливости у 60 % детей;
  • улучшены силовые качества у 50 % детей;
  • снижено количество пропусков по болезни на 30 %.

Вся система работы направлена на личную культуру здоровья как часть культуры личности, опирающейся на систему ценностных ориентаций, приоритетными из которых являются жизнь и здоровье, на систему знаний, позволяющих отбирать и использовать соответствующие своим индивидуальным способностям способы укрепления здоровья. Занятия разработаны с учётом оздоровительной направленности в работе детского сада, но могут быть использованы в любом ДОУ, независимо от его вида, материальной базы, наличия физического инструктора, а также педагогами дополнительного образования

Содержание

Введение    3

Перспективный план физкультурно-оздоровительных занятий    5

1-я младшая группа    5

2-я младшая группа    7

Средняя группа    10

Старшая группа    14

Подготовительная к школе группа    16

Занятия в разных возрастных группах    20

Традиционное занятие в средней группе    20

Сюжетное занятие (прогулка на лесную поляну)    21

Занятие с использованием народных игр в старшей группе    22

Занятие – круговая тренировка в подготовительной группе    23

Конспекты занятий для старших дошкольников    24

Октябрь. Тема: Вот я какой    24

Ноябрь. Тема: Путешествие по городам здоровья    26

Декабрь. Тема: Чудо-нос    30

Январь. Тема: Королевство простуды    32

Февраль. Тема: Верные друзья    35

Март. Тема: Я и движение    39

Апрель. Тема: Помоги себе стать здоровым!    42

Май. Тема: В здоровом теле – здоровый дух    46

Приложение    53

Подвижные игры    53

Игровые упражнения    59

Считалки    61

Оздоровительная гимнастика    61

Дыхательные упражнения    62

Комплекс оздоровительных упражнений для горла    63

Массаж    63

Литература    65

Товар размещен в разделах

QR-код страницы

Для партнеров

Зарабатывай
с учмагом

Добавить отзыв

Для добавления отзыва необходимо войти на сайт.
Задать вопрос