Сопровождение здоровья учащихся в образовательном учреждении: система работы, мониторинг

Есть на складе
126 руб.
-10%
113,40 руб.
Нашли дешевле? Снизим цену!
Подписаться на снижение цены
Код 1228з
Составители Павлова М. А. и др.
Издательство Учитель, 2010
Серия В помощь администрации школы
ISBN 978-5-7057-2385-0
Страниц 248
УДК 371
Штрихкод 9785705723850
Размеры (Ш x В x Т) 140 x 215 x 10 (мм)
Обложка припрессовка глянц. плёнкой
Переплёт мягкая, склейка
Вес 185 г
В пособии представлены материалы, раскрывающие основные направления педагогического участия в сопровождении здоровья учащихся, рассмотрены образовательные технологии в сфере здоровья, механизм проведения мониторинга здоровья. Теоретическое обоснование здоровьесберегающей деятельности направлено на повышение устойчивости организма ребенка к воздействию многообразных факторов и расширение его адаптационных возможностей, на снятие зрительного утомления, уменьшение статического напряжения опорно-двигательного аппарата, уменьшение эмоционального напряжения.
Предназначено руководителям образовательных учреждений, специалистам отделов образования, осуществляющим методическую и контролирующую функции по сохранению здоровья школьников; может быть полезно всем педагогам.

Подробное описание

ВВЕДЕНИЕ

Последние десятилетия состояние здоровья российских детей вызывает серьезную тревогу родителей, государственных деятелей, специалистов различного профиля. Исследователи отмечают, что объективным показателем неблагополучия является ухудшение здоровья сегодняшних школьников по сравнению
с их сверстниками двадцать или тридцать лет назад. При этом увеличение частоты всех классов болезней происходит в возрастные периоды, совпадающие с получением ребенком общего среднего образования. Негативные тенденции роста заболеваемости детей в процессе обучения повышают актуальность проблем охраны здоровья учащихся. В целом число детей с хронической патологией за время обучения в школе возрастает более чем в полтора раза [8]. Здоровье школьников тесно связано
с состоянием школьной среды, личностью учителя [14] и педагогическими технологиями [25].

Количество случаев нарушения здоровья возрастает в периоды наиболее существенных изменений условий обучения: при поступлении в школу (адаптация в 1 классе), переходе
к предметному обучению (адаптация в 5 классе) и на третью ступень школы (адаптация в 10 классе). Исследования показали, что заболеваниям в эти периоды нередко предшествует выраженная эмоционально-стрессовая реакция, возникающая в связи с необходимостью приспосабливаться к новым микросоциальным условиям. Нарушения здоровья учащихся часто имеют дезадаптационный генезис. Поэтому мероприятия, направленные на уменьшение выраженности психоэмоционального стресса и на повышение функциональных ресурсов организма в процессе школьного обучения, являются важным компонентом системы активного формирования здоровья учащихся. Деятельность по укреплению здоровья учащихся должна осуществляться самым активным образом уже в дошкольном учреждении, а также с первых дней обучения
в школе.

Задача данного пособия – рассмотреть возможности образовательного учреждения по сохранению и компенсации здоровья школьников.

Содержание

Введение    3

Проблема сохранения здоровья обучающихся    4

Реализация здоровьесберегающих образовательных техно-логий в учебно-воспитательном процессе    11

Образование в области здоровья как ведущий фактор станов-ления культуры здоровья школьников    25

Здоровьесберегающие образовательные программы    27

Обеспечение гигиенических условий образовательного про-
цесса    32

Здоровьесберегающая организация учебного процесса    40

Рациональная организация урока    45

Рациональная организация общего режима дня школьников    54

Оздоровительные мероприятия в оу    56

Мероприятия, направленные на повышение резистентности
и расширение адаптационных возможностей организма    56

Мероприятия, направленные на снятие зрительного утомле-
ния    77

Мероприятия для уменьшения статического напряжения опор-
но-двигательного аппарата    84

Мероприятия, направленные на уменьшение эмоционального напряжения и улучшение деятельности центральной нервной системы    95

Мониторинг здоровья школьников    109

Основы мониторинга в образовании. Понятие мониторинга    109

Классификация систем мониторинга    110

Организация мониторинга в оу (по А. М. Моисееву)    113

Основные требования и этапы осуществления мониторинга
в образовании    118

Рекомендации по выбору социально-психологического ин-
струментария для проведения мониторинга здоровья    124

Методы сбора информации    127

Методы психодиагностики детей    140

Методики, рекомендуемые к использованию в ходе монито-ринга здоровья школьников    151

Цветовой тест эмоционального состояния детей (модифициро-ванный тест Люшера)    151

Методика «Оценка психического развития учащихся» (М. В. Бо-дунова)    164

Методика определения уровня ситуативной и личностной тре-вожности (Ч. Д. Спилберг, Ю. Л. Ханин)    167

Детский вариант шкалы явной тревожности (SMAS) (в адапта-

ции А. М. Прихожан)    171

Методика «Удовлетворенность учащихся и родителей образо-ванием»    175

Паспорт здоровья школы    179

Паспорт здоровья класса    182

Анкета здоровья учащегося 1 класса    186

Анкета здоровья учащегося 10 класса    189

Карта динамического наблюдения за состоянием здоро-
вья учащихся 1–10 классов    192

Карта наблюдения за состоянием ребенка (1 класс)    197

Анкета «Расскажи о школе»    201

Карта наблюдения за поведением ребенка в школе
(1 класс)    203

Анкета оценки напряженности    206

Анкета «Режим дня вашего ребенка» (1 класс)    210

Анкета «Ваш режим» (10 класс)    213

Определение медицинской группы для занятий детей физи-
ческой культурой в образовательных учреждениях    217

Оценка физической подготовленности школьников    225

Медико-педагогический контроль на уроках (занятиях) фи-
зической культуры    233

Правила освобождения от занятий физкультурой и спортом
после перенесенных заболеваний и травм    239

Литература    242

Товар размещен в разделах

QR-код страницы

Для партнеров

Зарабатывай
с учмагом

Добавить отзыв

Для добавления отзыва необходимо войти на сайт.
@mail.ru
@mail.ru