Физическое развитие. Игры и занятия с детьми раннего возраста.1-3 года.

Снято с продажи
Код 2117
Издательство Мозаика-Синтез, 2007
ISBN 978-5-86775-543-0
Страниц 32
Штрихкод 9785867755430
Размеры (Ш x В x Т) 165 x 235 x 3 (мм)
Вес 52 г
В пособии представлены игры и занятия, способствующие развитию двигательной активности у детей 1-3 лет. Книга адресована педагогам, работающим с детьми раннего возраста в дошкольных образовательных учреждениях.

Подробное описание

Введение


Настоящее пособие является частью методического комплекта к программе «Первые шаги», которая охватывает все основные сферы развития ребенка: физическое, познавательно-речевое, социально-личностное и художественно-эстетическое.

Забота о физическом развитии ребенка имеет особое значение в раннем возрасте. В этот период жизни малыш только овладевает ос­новными движениями, приобретает необходимые моторные навыки, учится управлять своим телом, координировать действия.

В конце первого — начале второго года жизни ребенок начинает ходить. Сначала его движения неуверенны, он часто падает, не умеет удерживать равновесие, преодолевать даже небольшие препятствия. Пер­вые шаги малыша короткие и неравномерные. Он пока еще не умеет самостоятельно останавливаться, менять направление движения, обхо­дить препятствия. Ему трудно одновременно выполнить движения но­гами и руками, например, в ответ на предложение взрослого потанце­вать, малыш сначала топает ножками, а потом хлопает в ладоши.

К полутора годам ребенок обычно уже умеет не только ходить, но и приседать, поворачиваться, пятиться, перешагивать через невысо­кое препятствие. В этом возрасте он может целенаправленно по прось­бе взрослого менять рисунок ходьбы: «ходить, как мишка», «прыгать, как зайчик», и т. п.

На втором-третьем году совершенствуются основные движения ма­лыша: он начинает все лучше координировать свою двигательную ак­тивность. К концу второго года ребенок может пройти по дорожке, нарисованной на полу, перешагивать чередующимся шагом через не­высокие препятствия, подниматься и спускаться по слегка приподня­той наклонной доске, лестнице, горке, подлезать под скамейку, ве­ревку, перелезать через перекладину.

На третьем году жизни ребенок свободно передвигается, способен менять ритм и направление движения. К трем годам он может бегать, подпрыгивать на двух ногах на месте и прыгать вперед, перепрыгивать через небольшие препятствия.

По мере того как ходьба ребенка становится все более автоматизированной, создаются условия для более сложной деятельности, предполагающей сочетание ходьбы и действий с предметами. Ребенок может носить в руках предметы, возить их за тесемку, толкать перед собой игрушку на палочке, играть в разнообразные игры с мячам (катать, подбрасывать, ловить, догонять мяч) и пр.

Грамотно организованная двигательная активность ребенка способствует укреплению его здоровья. Она является одним из важных условий правильного обмена веществ, стимулирует развитие нервной и сердечно-сосудистой систем, костно-мышечного аппарата, органов дыхания и пищеварения.

Двигательная активность играет важную роль и в обеспечении полноценного психического развития ребенка, так как стимулирует положительные эмоции, повышает общий жизненный тонус малыша,  дает пищу для разнообразных впечатлений и активной познавательной деятельности.

В сфере физического развития основными педагогическими задачами являются:

- развитие у детей разных видов двигательной активности (ходьбы, бега, прыжков, лазания, бросания и др.);

- развитие координации движений.

Для успешного физического развития детей необходимо создавать специальные условия.

В детском учреждении должно быть спортивное оборудование, способствующее развитию двигательной активности детей: лесенки, горки, дорожки с препятствием, скамеечки, мячи, обручи, гимнастическая стенка, детские велосипеды, самокаты, санки и пр. Эти приспособления стимулируют детей к соответствующим движениям: подниматься и спускаться по лесенке, перешагивать, подлезать, проползать, переносить, идти в определенном направлении, соблюдать равновесие ходить по разной поверхности, бросать, метать в цель и пр.

Спортивное оборудование, инвентарь и игрушки должны быть  только в спортивном зале, но и в групповом помещении (спортивный уголок, мини-стадион), а также на участке. При этом групповое пространство должно быть организовано таким образом, чтобы дети могли свободно передвигаться по комнате и имели доступ к спортивным снарядам и игрушкам.

В процессе работы педагог должен использовать разнообразные формы организации двигательной активности детей, например, проводить прогулки. Следует также включать элементы двигательной активности во все занятия с детьми, поддерживать их стремление к подвижным играм.

С детьми также необходимо проводить утреннюю гимнастику, физкультурные занятия, физкультминутки, физические упражнения после сна и пр. В эти занятия включают общеукрепляющие упражнения в положении стоя, сидя, лежа, направленные на укрепление мышц спи­ны, плечевого пояса и ног. Особое внимание следует уделять разви­тию у детей координации движений, дыхательного аппарата, форми­рованию правильной осанки.

Для того чтобы пробудить у детей интерес к физкультурным заняти­ям, желательно проводить их в игровой форме с использованием вообра­жаемых ситуаций и игровых образов, подражательных действий («прыга­ем, как зайчики», «ходим, как мишка», и др.). При этом воспитатель не должен ограничивать стремление детей к творческому самовыражению в двигательной активности, напротив, следует стимулировать и поощрять желание малышей придумывать различные двигательные элементы.

Желательно, чтобы физкультурные занятия и подвижные игры со­провождались музыкой, песенками, чтением стихов. Это поддержи­вает интерес малышей к занятиям, облегчает выполнение трудных для них элементов упражнений, способствует творческому самовыраже­нию. Поэтому физкультурные занятия целесообразно интегрировать с музыкальными занятиями, театрализованной деятельностью детей.

При организации двигательной активности детей следует учиты­вать их возрастные особенности, в частности, мягкость и податливость скелета, недостаточное развитие мускулатуры и связочного аппарата, быструю утомляемость. Нужно иметь в виду, что некоторые движения вредны детям. Нельзя разрешать им висеть на руках, прыгать с вы­соты, требовать правильного исполнения тех или иных упражнений путем длительного повторения. Продолжительность физкультурного занятия с детьми от 1 года 6 месяцев до 2 лет составляет 5—6 минут, с детьми от 2 до 3 лет — 8—12 минут. Занятия следует проводить не менее трех раз в неделю.

Развитие двигательной активности детей обязательно требует ин­дивидуального подхода. Педагог должен ориентироваться на состояние здоровья каждого ребенка, темпы его физического развития, меди­цинские показания. В процессе подвижных игр необходимо наблю­дать за самочувствием детей, варьировать содержание занятий в со­ответствии с индивидуальными особенностями каждого ребенка. Очень важно соблюдать баланс между подвижными и спокойными играми, не допуская перевозбуждения и переутомления малышей. Если воз­никает необходимость в коррекции движений ребенка, педагог должен использовать не порицания, а игровые приемы, переключения с одной деятельности на другую, поощрения.

Содержание

Введение     3

Игры и занятия    6

Ходьба     6

«Встань, малыш, еще разок»     6

«Большие ноги»     6

«Ходим вереницей»     7

«Флажок»     7

«Помашем флажками»     7

«Отнеси в ладошке капельку»     8

«Поезд»     8

«Слоны и мышки»     9

«Дойди до зайчика»     9

«Идем в лес»      10

«Пятки, носочки»     10

«Идем по лесенке»     10

«По мостику»     Ю

«По ровненькой дорожке»     10

«Найди игрушку»     11

«Непослушный котенок»     11

«Игрушки заблудились»     12

«Займи свой домик»     12

Прыжки     13

«Прыг-прыг, топ-топ»     13

«Ловим перышко»     13

«Лягушата и жучок»     13

«Белочки»     13

«Ловкие котята»     14

«Допрыгни до игрушки»     14

«Цирковые лошадки»     14

«Лягушка и лягушата»     14

Бег     15

«Вертушки»      15

«Лошадки»     15

« Птички летают»      17

«Самолеты»     17

«Домики»     17

«Кошка мышек сторожит»     17

«У медведя во бору»     18

« Гуси, гуси»    18

«Прогулки в лесу»    19

«Гуси и коршун!    19

Общеразвивающие игры     20

«Кач-кач»     20

«По-турецки мы сидели»     20

«Цветочки растут»     20

«Вот как солнышко встает»     20

«Тук-тук молотком»     21

«Догоните мячики»     21

«Бегите за мячиком»     21

«Покатился мячик мой»     21

«Воротца»     22

«Прокати мяч по скамейке»     22

«Лови и бросай — упасть не давай!»     22

«Брось и догони»     23

«Деревья большие и маленькие»     23

«Едем на машине»     23

«Дорожка из обручей»     24

«Пролезь в норку»     24

«Обезьянки»     24

Комплексные игры     24

«Уж ты котенька-коток...»     24

«Лесные звери»     26

«Самолетик-самолет»     26

«Чудесный сундучок»     27

Дыхательные упражнения     28

«Коровка мычит»     29

«Солнышко и луна»     29

«Пыхтим, как ежики»     29

«Ветерок»     29

«Радуга улыбается»     29

Список литературы     30

QR-код страницы

Для партнеров

Зарабатывай
с учмагом

Добавить отзыв

Для добавления отзыва необходимо войти на сайт.
Задать вопрос