Развитие игровой деятельности. Игры и занятия с детьми 1-3 лет.

Снято с продажи
Код 2115
Издательство Мозаика-Синтез, 2008
ISBN 978-5-86775-545-4
Страниц 64
Штрихкод 9785867755454
Размеры (Ш x В x Т) 163 x 235 x 3 (мм)
Вес 92 г
В пособии представлены игры и занятия, способствующие развитию игровой деятельности у детей 1-3 лет.
Книга адресована педагогам, работающим с детьми раннего возраста в дошкольных образовательных учреждениях.

Подробное описание

Введение


Настоящее пособие является частью методического комплекта к программе «Первые шаги», которая охватывает все основные сферы развития ребенка: физическое, познавательно-речевое, социально-личностное и художественно-эстетическое.

Игровая деятельность имеет исключительно важное значение в раз­витии ребенка. Она оказывает влияние на все стороны его психиче­ского развития.

Игра — одно из важных средств познания окружающего мира. Это сложная, внутренне мотивированная, но в то же время легкая и ра­достная для ребенка деятельность. Она способствует поддержанию у него хорошего настроения, обогащению его чувственного опыта, раз­витию наглядно-образного мышления, воображения, речи. В ней закла­дываются основы творчества. Дети с хорошо развитым воображени­ем обладают более высоким интеллектом, лучше ориентируются в нестандартных ситуациях, успешнее учатся. Игра способствует разви­тию у детей произвольного поведения и самостоятельности.

Игра является важным условием социального развития детей: в ней они знакомятся с разными видами деятельности взрослых, учат­ся понимать чувства и состояния других людей, сопереживать им, при­обретают навыки общения со сверстниками и старшими детьми.

Игра способствует физическому развитию детей, стимулируя их двигательную активность. Она обладает прекрасным психотерапев­тическим эффектом, так как через игровые действия ребенок мо­жет неосознанно и непроизвольно высвободить накопившиеся не­гативные переживания. Игра, если она не превращается в формальное занятие, доставляет ребенку удовольствие, дает ему особое ощуще­ние свободы.

Игра — наиболее естественный и продуктивный способ обучения детей: усвоение различных знаний и умений осуществляется в при­влекательной и мотивированной для них деятельности.

В игре ребенок живет и действует не только в зримом, реальном пространстве, но и в пространстве воображаемом, представляемом.

Главной отличительной особенностью детской игры является наличие воображаемой ситуации, благодаря которой расширяется жизненный мир малыша и становятся возможными самые необыкновенные пре­вращения. В игре происходит «оживление» игрушек: куклы, мишки и зайчики начинают говорить друг с другом, ходить в гости, прятаться; знакомая комната может стать океаном, больницей или магазином; носовой платок превращается в одеяло или плащ для куколки, ска­терть — в парус на лодке, а карандаш — в градусник, флаг, самоле­тик. Фантазируя, ребенок комбинирует свои знания и впечатления, «создает» новую действительность, отвечающую его интересам и по­требностям.

Однако столь сильный эффект в развитии ребенка имеет только полноценная игра, которая не возникает сама по себе, а развивается во взаимодействии с теми, кто уже умеет играть — со взрослыми и старшими детьми. В дошкольной педагогике игра издавна использо­валась для обучения и воспитания детей. Она являлась непременным атрибутом народной педагогики. Ее образцы передавались самым ма­леньким детям из поколения в поколение через взрослых и старших детей. Многочисленные исследования и наблюдения показывают, что малыши, с которыми никто никогда не играл, не могут сами создать воображаемую ситуацию, придумать игровые замещения. Дети, рас­тущие в закрытых детских учреждениях, в условиях дефицита обще­ния со взрослыми, значительно отстают по уровню развития и сро­кам появления игры от своих сверстников, живущих в семье.

Для того чтобы игра стала действительно развивающей, ребенка сначала нужно научить играть. Сензитивным периодом для зарожде­ния игры является именно ранний возраст. В это время создаются условия для зарождения особого вида детской деятельности — про­цессуальной игры. В ее основе лежат предметные действия, которые осваивает ребенок, а также стремление подражать действиям взрос­лых, которые он наблюдает в повседневной жизни. Для ребенка привлекательно все, что делают взрослые, воспроизвести же их дей­ствия в реальности малыш еще не может. Но у него есть возмож­ность действовать в условном плане, понарошку, с помощью игру­шек и предметов-заместителей. Такие действия и составляют содержание процессуальной игры. В этих играх ребенок чаще всего воспроизво­дит ситуации, знакомые ему по собственному опыту, перенося реаль­ные бытовые действия на игрушечные персонажи (кукол, медвежат, собачек и пр.). Как правило, ребенок отражает в игре то, что видит вокруг себя, то, что с ним происходит, о чем узнает из книжек и дет­ских фильмов.

Развитие процессуальной игры происходит постепенно. В нача­ле второго года жизни ребенок воспринимает сюжетные игрушки в том же качестве, что и любой другой предмет, с которым можно ма­нипулировать: малыш перекладывает игрушки с места на место, сту­чит ими, грызет и т.д., то есть изучает их физические свойства. Ес­ли взрослые показывают ребенку, как можно играть с такими игрушками, то малыш начинает усваивать игровое назначение пред­метов: вместе со взрослым кормит куклу, укладывает ее спать, ку­пает. Сначала ребенок действует с небольшим количеством игру­шек, чаще всего с теми, действия с которыми ему продемонстрировал взрослый.

Постепенно круг игрушек, которыми играет ребенок, расширя­ется, возникает перенос действий с одного предмета на другие по­хожие предметы. Так, если годовалый малыш укладывает спать толь­ко ту куклу, которую убаюкивала мама, то постепенно он начинает укладывать спать и другие игрушки, которые есть в его игровом уголке. Таким образом,  появляются обобщенные действия. Растет интерес ребенка к играм с сюжетными игрушками, увеличивается число игровых сюжетов. Малыш начинает играть не только по ини­циативе взрослых, но и по собственному побуждению. В этом воз­расте он действует преимущественно с реалистическими игрушка­ми, то есть с теми, которые имеют сходство с реальными предметами (например, поит куклу из чашки, но не может «угостить» ее воображаемой конфетой). Заменять отсутствующие предметы другими ребенок может пока еще только с помощью взрослого, под­ражая ему (например, кормить куклу палочкой вместо ложки, ку­биком вместо хлеба).

Самостоятельная игра ребенка в этом возрасте кратковременна, игровые действия хаотичны, их последовательность случайна, они часто переплетаются с манипуляциями. Однако, если взрослые уде­ляют специальное внимание организации сюжетных игр ребенка, то уже к концу второго года жизни у него развивается достаточно вы­раженный интерес к игре, игровые действия постепенно теряют ис­ключительно подражательный характер, они становятся все более разнообразными и развернутыми. Все большее место в игре занима­ют воображаемые действия с отсутствующими предметами (напри­мер, ребенок подносит пустую ладошку ко рту куклы или помеши­вает в пустой кастрюльке «еду»).

На втором году жизни ребенка закладываются основные состав­ляющие игры:

- интерес к новому виду деятельности;

- умение принимать воображаемую ситуацию;

- овладение первыми игровыми действиями, отражающими фраг­менты жизненных ситуаций, доступных наблюдению и пониманию малыша;

- самостоятельные вариации одного и того же действия с разны­ми предметами;

- первые замещающие действия.

Однако все эти элементы игры еще очень неустойчивы и в от­сутствие взрослого быстро переходят в простые манипуляции. Имен­но поэтому так велика роль взрослого на данном этапе становле­ния игры.

На третьем году жизни ребенка процессуальная игра достигает сво­его расцвета. Обогащается ее эмоциональная окраска, увеличивается продолжительность, игра становится все более самостоятельной. Те­перь участие взрослого в игре не так важно: игрушки сами начинают побуждать ребенка к игре.

На смену разрозненным игровым действиям приходит последова­тельная и самостоятельная «проработка» выбранного сюжета, вклю­чающая множество разнообразных действий, их постоянные повторе­ния и вариации с использованием различных предметов.

Но, пожалуй, главное достижение этого возраста — бурный рост воображения, для которого игра — самая благоприятная почва. Это выражается в резком увеличении по сравнению с предыдущим пери­одом замещающих действий. Если на втором году жизни, используя предметы-заместители, ребенок подражал взрослому, то теперь малыш способен придумывать собственные замещения, проявляя подчас боль­шую изобретательность и настоящее творчество. Например, один и тот же кубик может стать хлебом, конфетой, котлетой, столом; ша­рик—картошкой, яблоком, таблеткой и т.п. Использование замеще­ний одних предметов другими позволяет значительно расширить рам­ки одного или нескольких хорошо знакомых ребенку сюжетов. Более того, в этом возрасте ребенок способен преодолеть навязываемый сю­жетными игрушками ход игры и перестроить ситуацию, придумав соб­ственный сюжет, построенный лишь на одних замещениях. Такая иг­ра становится по-настоящему творческой.

Большое значение в процессе развития творческой сюжетной иг­ры имеет речь, которая позволяет ребенку лучше осмыслить то, что он делает, развивает его способность строить диалог с партнером, по­могает планировать дальнейшие действия.

На протяжении всего раннего возраста происходит подготовка ре­бенка к принятию на себя той или иной роли в игре. Сначала, под­ражая действиям взрослого, ребенок не осознает, что он играет не­кую роль, не называет себя или куклу именем персонажа, хотя реально действует, как мама, врач или парикмахер. Такая игра получила на­звание «роль в действии». Однако к трем годам у малыша постепен­но начинает формироваться ролевое поведение в полном смысле это­го слова, предполагающее сознательное наделение себя и партнера той или иной ролью. Ребенок начинает называть себя мамой, папой, тетей, шофером; куклу — дочкой или сыночком и т. д. Так же как и все основные приобретения раннего возраста, своевременное приня­тие ребенком роли зависит от взрослого. Если родители и воспитате­ли не проводят соответствующей педагогической работы, ролевое по­ведение формируется значительно позже.

Процессуальная игра является важной предпосылкой к переходу ребенка на следующий этап развития, на котором ведущей деятель­ностью становится сюжетно-ролевая игра.

Содержание

Введение     3

Методические рекомендации     8

Организация предметной среды     8

Психолого-педагогические условия развития процессуальной игры     10

Методы, способствующие развитию процессуальной игры .    13

Игры-занятия     25

Процессуальные игры     25

«Пора кушать»     25

«Ласковая мама»     27

«Баюшки-баю»     28

«Укладываем игрушки спать»     28

«Пора вставать»     28

«Надо, надо умываться»     28

«Кукольный домик»     29

«Мы идем гулять»     30

«Домашние заботы»     31

«Кукла заболела»     31

«В магазине»     32

«Приходите в гости к нам»     34

«В парикмахерской»     34

«У меня зазвонил телефон»     35

«Покатаем машинку»     36

«Маленькие путешественники»     36

«Я — шофер!»     37

«Плывет, плывет кораблик»     38

«В цирке»     39

«Зоопарк»     39

«Петушок поет»     40

«Матрешки ходят в гости»     40

Игры с предметами-заместителями     41

«Сладкий арбуз»     42

«Дудочка»     42

«Качели»     42

«Яблочко»     43

«Совушка-сова»     43

«Согреем птенчиков»     43

«Веселый волчок»     44

«Курочка и цыплята»     44

«Козлята и волк»     44

«Где мое окошко?»     45

«Посмотри в окошко»     45

«На что это похоже?»     45

«Тени на стене»     46

«Прятки с солнечными зайчиками»     46

«Разноцветные салфетки»     47

«Бабочки»     47

«Найди зайчика»     47

«Превращения проволочки»     47

Игры-забавы     48

«Ладушки»     49

«Сорока»     50

«Коза рогатая»     50

«Цап»     51

«По ровненькой дорожке»     51

«Еду-еду к бабе, к деду»     51

«Баба сеяла горох»     52

«Раздувайся, пузырь»     53

«Карусели»     53

Товар размещен в разделах

QR-код страницы

Для партнеров

Зарабатывай
с учмагом

Добавить отзыв

Для добавления отзыва необходимо войти на сайт.
Задать вопрос