В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Развитие игровой деятельности. Игры и занятия с детьми 1-3 лет.

  • Развитие игровой деятельности. Игры и занятия с детьми 1-3 лет. — интернет-магазин УчМаг
Снято с продажи
Отзывы
Код: 2115 1511650
Издательство: Мозаика-Синтез, 2008
ISBN: 978-5-86775-545-4
Страниц: 64
Штрихкод: 9785867755454
Размеры (Ш x В x Т): 163 x 235 x 3 (мм)
Вес: 92 г
В пособии представлены игры и занятия, способствующие развитию игровой деятельности у детей 1-3 лет.
Книга адресована педагогам, работающим с детьми раннего возраста в дошкольных образовательных учреждениях.

Подробное описание

Введение


Настоящее пособие является частью методического комплекта к программе «Первые шаги», которая охватывает все основные сферы развития ребенка: физическое, познавательно-речевое, социально-личностное и художественно-эстетическое.

Игровая деятельность имеет исключительно важное значение в раз­витии ребенка. Она оказывает влияние на все стороны его психиче­ского развития.

Игра — одно из важных средств познания окружающего мира. Это сложная, внутренне мотивированная, но в то же время легкая и ра­достная для ребенка деятельность. Она способствует поддержанию у него хорошего настроения, обогащению его чувственного опыта, раз­витию наглядно-образного мышления, воображения, речи. В ней закла­дываются основы творчества. Дети с хорошо развитым воображени­ем обладают более высоким интеллектом, лучше ориентируются в нестандартных ситуациях, успешнее учатся. Игра способствует разви­тию у детей произвольного поведения и самостоятельности.

Игра является важным условием социального развития детей: в ней они знакомятся с разными видами деятельности взрослых, учат­ся понимать чувства и состояния других людей, сопереживать им, при­обретают навыки общения со сверстниками и старшими детьми.

Игра способствует физическому развитию детей, стимулируя их двигательную активность. Она обладает прекрасным психотерапев­тическим эффектом, так как через игровые действия ребенок мо­жет неосознанно и непроизвольно высвободить накопившиеся не­гативные переживания. Игра, если она не превращается в формальное занятие, доставляет ребенку удовольствие, дает ему особое ощуще­ние свободы.

Игра — наиболее естественный и продуктивный способ обучения детей: усвоение различных знаний и умений осуществляется в при­влекательной и мотивированной для них деятельности.

В игре ребенок живет и действует не только в зримом, реальном пространстве, но и в пространстве воображаемом, представляемом.

Главной отличительной особенностью детской игры является наличие воображаемой ситуации, благодаря которой расширяется жизненный мир малыша и становятся возможными самые необыкновенные пре­вращения. В игре происходит «оживление» игрушек: куклы, мишки и зайчики начинают говорить друг с другом, ходить в гости, прятаться; знакомая комната может стать океаном, больницей или магазином; носовой платок превращается в одеяло или плащ для куколки, ска­терть — в парус на лодке, а карандаш — в градусник, флаг, самоле­тик. Фантазируя, ребенок комбинирует свои знания и впечатления, «создает» новую действительность, отвечающую его интересам и по­требностям.

Однако столь сильный эффект в развитии ребенка имеет только полноценная игра, которая не возникает сама по себе, а развивается во взаимодействии с теми, кто уже умеет играть — со взрослыми и старшими детьми. В дошкольной педагогике игра издавна использо­валась для обучения и воспитания детей. Она являлась непременным атрибутом народной педагогики. Ее образцы передавались самым ма­леньким детям из поколения в поколение через взрослых и старших детей. Многочисленные исследования и наблюдения показывают, что малыши, с которыми никто никогда не играл, не могут сами создать воображаемую ситуацию, придумать игровые замещения. Дети, рас­тущие в закрытых детских учреждениях, в условиях дефицита обще­ния со взрослыми, значительно отстают по уровню развития и сро­кам появления игры от своих сверстников, живущих в семье.

Для того чтобы игра стала действительно развивающей, ребенка сначала нужно научить играть. Сензитивным периодом для зарожде­ния игры является именно ранний возраст. В это время создаются условия для зарождения особого вида детской деятельности — про­цессуальной игры. В ее основе лежат предметные действия, которые осваивает ребенок, а также стремление подражать действиям взрос­лых, которые он наблюдает в повседневной жизни. Для ребенка привлекательно все, что делают взрослые, воспроизвести же их дей­ствия в реальности малыш еще не может. Но у него есть возмож­ность действовать в условном плане, понарошку, с помощью игру­шек и предметов-заместителей. Такие действия и составляют содержание процессуальной игры. В этих играх ребенок чаще всего воспроизво­дит ситуации, знакомые ему по собственному опыту, перенося реаль­ные бытовые действия на игрушечные персонажи (кукол, медвежат, собачек и пр.). Как правило, ребенок отражает в игре то, что видит вокруг себя, то, что с ним происходит, о чем узнает из книжек и дет­ских фильмов.

Развитие процессуальной игры происходит постепенно. В нача­ле второго года жизни ребенок воспринимает сюжетные игрушки в том же качестве, что и любой другой предмет, с которым можно ма­нипулировать: малыш перекладывает игрушки с места на место, сту­чит ими, грызет и т.д., то есть изучает их физические свойства. Ес­ли взрослые показывают ребенку, как можно играть с такими игрушками, то малыш начинает усваивать игровое назначение пред­метов: вместе со взрослым кормит куклу, укладывает ее спать, ку­пает. Сначала ребенок действует с небольшим количеством игру­шек, чаще всего с теми, действия с которыми ему продемонстрировал взрослый.

Постепенно круг игрушек, которыми играет ребенок, расширя­ется, возникает перенос действий с одного предмета на другие по­хожие предметы. Так, если годовалый малыш укладывает спать толь­ко ту куклу, которую убаюкивала мама, то постепенно он начинает укладывать спать и другие игрушки, которые есть в его игровом уголке. Таким образом,  появляются обобщенные действия. Растет интерес ребенка к играм с сюжетными игрушками, увеличивается число игровых сюжетов. Малыш начинает играть не только по ини­циативе взрослых, но и по собственному побуждению. В этом воз­расте он действует преимущественно с реалистическими игрушка­ми, то есть с теми, которые имеют сходство с реальными предметами (например, поит куклу из чашки, но не может «угостить» ее воображаемой конфетой). Заменять отсутствующие предметы другими ребенок может пока еще только с помощью взрослого, под­ражая ему (например, кормить куклу палочкой вместо ложки, ку­биком вместо хлеба).

Самостоятельная игра ребенка в этом возрасте кратковременна, игровые действия хаотичны, их последовательность случайна, они часто переплетаются с манипуляциями. Однако, если взрослые уде­ляют специальное внимание организации сюжетных игр ребенка, то уже к концу второго года жизни у него развивается достаточно вы­раженный интерес к игре, игровые действия постепенно теряют ис­ключительно подражательный характер, они становятся все более разнообразными и развернутыми. Все большее место в игре занима­ют воображаемые действия с отсутствующими предметами (напри­мер, ребенок подносит пустую ладошку ко рту куклы или помеши­вает в пустой кастрюльке «еду»).

На втором году жизни ребенка закладываются основные состав­ляющие игры:

- интерес к новому виду деятельности;

- умение принимать воображаемую ситуацию;

- овладение первыми игровыми действиями, отражающими фраг­менты жизненных ситуаций, доступных наблюдению и пониманию малыша;

- самостоятельные вариации одного и того же действия с разны­ми предметами;

- первые замещающие действия.

Однако все эти элементы игры еще очень неустойчивы и в от­сутствие взрослого быстро переходят в простые манипуляции. Имен­но поэтому так велика роль взрослого на данном этапе становле­ния игры.

На третьем году жизни ребенка процессуальная игра достигает сво­его расцвета. Обогащается ее эмоциональная окраска, увеличивается продолжительность, игра становится все более самостоятельной. Те­перь участие взрослого в игре не так важно: игрушки сами начинают побуждать ребенка к игре.

На смену разрозненным игровым действиям приходит последова­тельная и самостоятельная «проработка» выбранного сюжета, вклю­чающая множество разнообразных действий, их постоянные повторе­ния и вариации с использованием различных предметов.

Но, пожалуй, главное достижение этого возраста — бурный рост воображения, для которого игра — самая благоприятная почва. Это выражается в резком увеличении по сравнению с предыдущим пери­одом замещающих действий. Если на втором году жизни, используя предметы-заместители, ребенок подражал взрослому, то теперь малыш способен придумывать собственные замещения, проявляя подчас боль­шую изобретательность и настоящее творчество. Например, один и тот же кубик может стать хлебом, конфетой, котлетой, столом; ша­рик—картошкой, яблоком, таблеткой и т.п. Использование замеще­ний одних предметов другими позволяет значительно расширить рам­ки одного или нескольких хорошо знакомых ребенку сюжетов. Более того, в этом возрасте ребенок способен преодолеть навязываемый сю­жетными игрушками ход игры и перестроить ситуацию, придумав соб­ственный сюжет, построенный лишь на одних замещениях. Такая иг­ра становится по-настоящему творческой.

Большое значение в процессе развития творческой сюжетной иг­ры имеет речь, которая позволяет ребенку лучше осмыслить то, что он делает, развивает его способность строить диалог с партнером, по­могает планировать дальнейшие действия.

На протяжении всего раннего возраста происходит подготовка ре­бенка к принятию на себя той или иной роли в игре. Сначала, под­ражая действиям взрослого, ребенок не осознает, что он играет не­кую роль, не называет себя или куклу именем персонажа, хотя реально действует, как мама, врач или парикмахер. Такая игра получила на­звание «роль в действии». Однако к трем годам у малыша постепен­но начинает формироваться ролевое поведение в полном смысле это­го слова, предполагающее сознательное наделение себя и партнера той или иной ролью. Ребенок начинает называть себя мамой, папой, тетей, шофером; куклу — дочкой или сыночком и т. д. Так же как и все основные приобретения раннего возраста, своевременное приня­тие ребенком роли зависит от взрослого. Если родители и воспитате­ли не проводят соответствующей педагогической работы, ролевое по­ведение формируется значительно позже.

Процессуальная игра является важной предпосылкой к переходу ребенка на следующий этап развития, на котором ведущей деятель­ностью становится сюжетно-ролевая игра.

Содержание

Введение     3

Методические рекомендации     8

Организация предметной среды     8

Психолого-педагогические условия развития процессуальной игры     10

Методы, способствующие развитию процессуальной игры .    13

Игры-занятия     25

Процессуальные игры     25

«Пора кушать»     25

«Ласковая мама»     27

«Баюшки-баю»     28

«Укладываем игрушки спать»     28

«Пора вставать»     28

«Надо, надо умываться»     28

«Кукольный домик»     29

«Мы идем гулять»     30

«Домашние заботы»     31

«Кукла заболела»     31

«В магазине»     32

«Приходите в гости к нам»     34

«В парикмахерской»     34

«У меня зазвонил телефон»     35

«Покатаем машинку»     36

«Маленькие путешественники»     36

«Я — шофер!»     37

«Плывет, плывет кораблик»     38

«В цирке»     39

«Зоопарк»     39

«Петушок поет»     40

«Матрешки ходят в гости»     40

Игры с предметами-заместителями     41

«Сладкий арбуз»     42

«Дудочка»     42

«Качели»     42

«Яблочко»     43

«Совушка-сова»     43

«Согреем птенчиков»     43

«Веселый волчок»     44

«Курочка и цыплята»     44

«Козлята и волк»     44

«Где мое окошко?»     45

«Посмотри в окошко»     45

«На что это похоже?»     45

«Тени на стене»     46

«Прятки с солнечными зайчиками»     46

«Разноцветные салфетки»     47

«Бабочки»     47

«Найди зайчика»     47

«Превращения проволочки»     47

Игры-забавы     48

«Ладушки»     49

«Сорока»     50

«Коза рогатая»     50

«Цап»     51

«По ровненькой дорожке»     51

«Еду-еду к бабе, к деду»     51

«Баба сеяла горох»     52

«Раздувайся, пузырь»     53

«Карусели»     53

С этим товаром покупают

Товар размещен в разделах

QR-code

Скрыть

Для партнеров

Скрыть
Коммерческое предложение
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее мышкой и нажмите:
Ctrl + Enter

Добавить отзыв

Для добавления отзыва необходимо войти на сайт.
Вход Регистрация
Поиск: по сайту | по коду товара | расширенный
Для выгрузки прайса в формате YML Вам необходимо стать партнером УчМага.
Ознакомиться с условиями участия в партнерской программе
Используйте вашу учетную запись Яндекса для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Odnoklassniki.ru для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Google для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись VKontakte для входа на сайт.
@mail.ru
Используйте вашу учетную запись Яндекса для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Odnoklassniki.ru для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Google для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись VKontakte для входа на сайт.
@mail.ru