Русский язык. 2-4 классы. Сочинения и изложения. Программа для установки через Интернет

Есть на складе
170 руб.
-10%
153 руб.
Нашли дешевле? Снизим цену!
Подписаться на снижение цены
Версии товара:
Код СИ-90ю
Авторы-составители Дьячкова Г. Т.
Издательство Учитель, 2023
Серия В помощь преподавателю начальной школы
Электронная версия скачать
УДК 372.22
Данный программный продукт является интернет-версией и доступен через центр управления программами издательства "Учитель".
Инструкция по оплате и установке электронной продукции через Интернет: ознакомиться.
Покупка одного экземпляра программы дает право её использования на одном ПК.
Данный программный продукт не работает без наличия подключения к Интернету и в системах виртуализации, таких как Virtual Box, VMWare.
Как помочь мысли, рассуждению ребенка принять форму точного, ясного, логически завершенного изложения? Эту трудную задачу, возникающую всякий раз перед учителем при работе над очередным сочинением или изложением, призвано отчасти решить данное пособие. Предлагаемые тексты к письменным работам по развитию речи, различные задания к ним, формы и приемы деятельности с обучающимися помогут учителю научить школьников младших классов свободно и правильно выражать свои мысли в устной и письменной речи.
Предназначено учителям начальных классов общеобразовательных организаций, приступивших к реализации ФГОС НОО; может быть полезно родителям для занятий с детьми по формированию навыков овладения литературным словом.

Минимальные системные требования:
- операционная система - Windows XP/VISTA/7/8/8.1;
- процессор - Pentium-II;
- оперативная память - 256 МВ;
- разрешение экрана - 1024х768;
- свободное место на жестком диске - 400 МВ.

Примеры документов

Сочинение-описание предмета «Моя любимая игрушка»

Тема: Сочинение-описание предмета
«Моя любимая игрушка»

Цели:

– ознакомить с особенностями описательного текста;

– формировать умение использовать в речи имена прилагательные, грамотно строить предложения;

– учить детей отбирать для описания предмета признаки, соответствующие главной мысли текста-описания;

– расширять словарный запас учащихся.

Примечание. Учитель дает предварительное задание накануне урока по данной теме: принести свою любимую игрушку.

Ход урока

1. Сообщение темы и целей урока.

Учитель. Сегодня мы будем учиться писать текст-описание. На уроке нам предстоит разобраться в особенностях сочинения-описания.

2. Наблюдение над особенностями описательного текста.

На доске записан текст:

Моя машина

На день рождения мне подарили большую красивую машину. Это пожарная машина. Вся она красная, а по бокам проходит яркая синяя полоса. Впереди у нее круглые фары, как у настоящей машины. Когда она двигается, издает гудки. А какие красивые шины! Просто настоящие.

– О чем узнали из этого текста?

– Можно ли представить себе машину именно такой, какой она описывается в тексте?

– На какой вопрос отвечает этот текст? (На вопрос: какая машина?)

– К какому виду отнесем этот текст? (Описание.)

– Какие признаки, названные в тексте, помогают представить машину?

– Докажите, что автору нравится эта игрушка.

– Какова главная мысль этого текста?

– Приходилось ли вам в устном ответе или письменно использовать описания?

– Для чего нужны описания?

– Что они вам дают?

Работая над текстом и отвечая на вопросы о том, как выглядит предмет, какой он, мы создаем текст – описание предмета.

3. Постановка учебной задачи.

– Как вы думаете, для чего на урок русского языка я попросила вас принести вашу любимую игрушку?

Я вижу, у всех моих учеников есть любимые игрушки.

Сегодня на уроке мы будем учиться описывать игрушку. Постарайтесь научиться описывать предмет так, чтобы читающий ваше сочинение мог легко представить себе его внешний вид, привлекательность.

4. Обсуждение темы и основной мысли сочинения.

– Что значит – описать игрушку?

– На какие вопросы вы должны ответить в своем сочинении? (Какая игрушка? Как она выглядит?)

– Итак, мы определили главное: по описанию читатель сможет легко представить себе игрушку. А что еще должно быть понятно ему? (Мы должны убедить его, что это любимая игрушка, с ней очень интересно играть.)

– Что мы сейчас определили? (Основную мысль.)

5. Обсуждение структуры текста.

– Как лучше начать сочинение? О чем можно сказать во вводной части? (Рассказать кратко, как появилась у меня игрушка, что это за игрушка.)

– Что необходимо осветить в основной части? (Описание игрушки. В этой части необходимо рассказать, как выглядит игрушка, за что я ее люблю, что в ней интересного.)

– Что надо написать в заключительной части? (Нужно выразить свое отношение к игрушке, рассказать о том, почему я люблю с ней играть.)

6. Орфографическая подготовка, написание сочинения.

Учитель. Сегодня каждый будет писать о своей игрушке, поэтому трудные для написания слова вы должны найти сами. Если у вас появится какое-либо затруднение в написании того или иного слова, можно посоветоваться с учителем или с товарищем по парте о правописании. Не забывайте, что мы умеем пользоваться орфографическим словариком. И не забудьте, что безударные гласные, проверяемые ударением, надо всегда проверить, для этого надо подобрать проверочное слово, то есть поставить эту гласную под ударение.

7. Проверка сочинения.

– Прочитайте свое сочинение про себя.

– Как вы думаете, можно ли по вашему описанию представить игрушку?

– Сделайте вывод, удалось ли вам передать свое отношение к игрушке.

– Проверьте, грамотно ли написано сочинение.


Сочинение по наблюдениям «Ранняя осень»

Тема: Сочинение по наблюдениям
«Ранняя осень»

Цели:

– формировать умение подбирать самостоятельно материал к сочинению путем наблюдения, использовать речевые средства для передачи своих мыслей, средства выразительности для описания замеченных явлений;

– расширять словарный запас учащихся.

Ход урока

1. Постановка учебной задачи.

– Какое время года сейчас?

– Какие перемены наблюдаются в природе?

– Это ранняя осень или поздняя?

– Сегодня мы будем писать рассказ о ранней осени.

2. Беседа по содержанию сочинения. Лексическая работа.

– Какой по счету осенний месяц наступил сейчас?

– Почему мы можем сказать, что это ранняя осень?

– Что можно сказать об октябрьских днях? (Дни стали короче. Солнце меньше пригревает. Воздух свеж и прохладен.)

– Что можно сказать о солнце? (Солнце не такое яркое, как было летом.)

– Каким стало небо? Как оно изменилось?

– Что произошло с растениями? Как изменились кусты, деревья?

– Как ведут себя птицы?

– Прочитайте название нашего сочинения, постарайтесь передать интонацией то настроение, которое у вас возникло при воспоминании о ранней осени.

– Какая, по-вашему, главная мысль сочинения? (Прошли яркие солнечные дни, наступает время изменений в природе.)

3. Составление плана сочинения.

– Составим план сочинения. Чем он будет отличаться от плана наблюдений? (В плане сочинения надо отразить главную мысль.)

– С чего можно начать сочинение?

– О чем будете рассказывать в основной части сочинения?

– Что напишете в заключении?

– Какая мысль объединяет все части сочинения? (Природа меняет свои краски, когда наступает ранняя осень.)

план

1) Наступила ранняя осень.

2) Меняются краски природы.

3) Звуки осени.

4) Прощание птиц с родными местами.

– Какие признаки, факты надо подобрать для раскрытия темы сочинения? (Только то, что характерно для ранней осени.)

4. Написание сочинения, проверка.

Желательно, чтобы каждый ученик прочитал свое сочинение вслух.

5. Итог урока.

– Чему учились при работе над сочинением?

– Какие наблюдения вы описали в своем сочинении?

– Какие трудности вам встретились при написании сочинения?

Примерный текст сочинения

В этом году осень наступила рано.

Сразу заметно похолодало. Солнце редко проглядывает из-за туч. Утром на траве заблестели белые росинки. Небо сделалось низким и темным. На деревьях появились желтые листочки. Птицы собрались в стайки, полетели в теплые края. Шустрые воробьи перестали купаться в лужах. Люди теперь одеваются теплее.

Природа затихла, стала скучной. Нехотя она прощается с яркими солнечными днями. Но и в этой унылой поре есть своя прелесть и очарование!


Сочинение по наблюдениям «Как осень становится золотой»

Тема: Сочинение по наблюдениям
«Как осень становится золотой»

Цель:

– формировать умение проводить наблюдения по заданной теме и собирать материал к сочинению, использовать речевые средства выразительности для описания своих наблюдений и передачи своего отношения к описываемому.

Примечание. Учитель накануне дает задание: понаблюдать за сменой нарядов деревьев и кустарников, за изменениями, происходящими в природе.

Ход урока

1. Обсуждение темы сочинения. Постановка учебной задачи.

– Какое задание вы выполняли?

– За какими именно фактами, явлениями наблюдали?

– Как вы считаете, какая задача сегодня стоит перед вами? (Описать то, что наблюдали: какие изменения произошли в природе на сегодняшний момент.)

– Как вы наблюдали?

– Как падали листья на землю? Что вы ощущали при этом?

В своем сочинении вы должны отразить испытываемые чувства, рассказать об этом так, чтобы читающий все увидел своими глазами, прочувствовал ваше отношение, понял ваше настроение, представил себе картины листопада, разноцветия, красоты увядающей растительности.

2. Лексическая подготовка.

– Как мы назовем наше сочинение? (Ответы детей.) Все предложения хороши. Каждый по-своему может назвать свое сочинение.

– О чем мы будем писать в сочинении?

– Какие слова уместны для описания листопада? (Кружатся, вьются, сыплются, летят, медленно опускаются, опадают и т. д.)

– За какими деревьями и кустарниками вы наблюдали?

– Как опадают листья с осины?

– Как опадают листья с ясеня?

– Как опадают листья с клена? Какие листья у клена? (Резные, фигурные.)

– Какие листья у березы? Как они опадают?

– Какие слова подходят к опаданию листьев клена? (Падают медленно, плавно.) Что можете сказать об опадании листьев у березы? (Сыплются, как дождь.)

– На что похожи листья липы? (На сердечки.)

– Как они падают? (Кружатся и тихо приземляются.)

– Что можно сказать о листочках ивы? С чем их можно сравнить? (Золотые мальки, словно рыбки плавают в воздухе.)

– Что можно сказать о земле? (Укрыта золотым ковром.)

Трудные в написании слова обсуждаются и записываются на доску.

3. Обсуждение структуры сочинения.

– С чего начнем сочинение? (Пришла золотая пора осени. Желтым нарядом покрылась земля.)

– Какое предложение обязательно должно быть во вводной части, чтобы перейти к раскрытию темы? (Тихо падает на землю листва, теряют золотой наряд деревья.)

– О чем будем рассказывать в основной части? (О том, как с кустарников и деревьев опадают листья. Все они разные по форме и цвету, но в большинстве желтые и с красным отливом.)

– Какие слова не следует повторять, чтобы не делать повторов? (Листья, падают.)

– Что будем писать в заключительной части текста? (О красивом наряде осени, о необычном и удивительном природном явлении – листопаде.)

4. Написание сочинения, проверка написанного.

– Проверьте сочинение. У вас получился рассказ о том, как наступает золотая осень?

– Что вы выразили в своем сочинении – грусть, радость, тревогу?

Примерные тексты сочинений

Пример 1.

Наступила прекрасная пора золотой осени. В разноцветном хороводе закружилась листва. В воздухе летают листья тополя, липы. Вот и рябина роняет узорные листочки, слегка опаленные холодом осени. Плавно опускаются тяжелые листы клена. Все они кружевные, разные по цвету. Из них можно составить красивые осенние букеты, которые радуют глаз своей разноцветной окраской. Земля покрыта багряным ковром. А как хорошо пройтись по этому мягкому настилу! Ноги утопают в шелковистой гуще, и чувствуешь, как проваливаешься в нее.

Тихо плывут листья ивы. Они ярко-желтые, длинные, как мальки в речке.

Все листья разные, как разноцветная мозаика, поэтому на земле получился удивительный, красочный рисунок, словно фигурный ковер.

Пример 2.

На дворе стоит золотая осень. Почему мы можем назвать осень золотой? Наряд у нее такой!


Сочинение с заданной структурой текста «Один день в городе-герое Волгограде»

Тема: Сочинение
с заданной структурой текста
«Один день в городе-герое Волгограде»

Цели:

– формировать умение определять тему частей в тексте, строить части текста, раскрывать основную мысль в тексте;

– воспитывать патриотическое отношение к родному краю;

– расширять словарный запас учащихся.

Ход урока

1. Вводная беседа.

Город Волгоград известен всему миру как город-герой, овеянный славой во время Второй мировой войны. В городе много памятников, посвященных героям Великой Отечественной войны, которые привлекают внимание приезжающих к нам гостей. Волгоградцы тепло их встречают, показывают достопримечательности города-героя.

Представьте себе, что к вам из далекой Сибири приехал родственник или друг посмотреть славный город или прибыл потомок героя, который защищал Сталинград от немецких захватчиков. Что вы покажете ему в нынешнем Волгограде? Куда поведете? О чем будете говорить?

2. Постановка учебной задачи. Обсуждение содержания сочинения.

Запись на доске:

На праздник города приехал ко мне друг (подруга) _____ из города Тюмени. Прежде всего я хотел бы познакомить его с нашими достопримечательностями, с красивыми местами города ___________________. Вечером мы ходили в цирк (на выставку, в театр, в музей) ____________________. Надолго ему (ей) запомнится эта поездка.

– Прочитайте, что написано на доске.

– Какое задание будете выполнять? (Дополнить рассказ.)

– Можно ли по этим предложениям понять, о чем текст?

– Что главное в этом тексте? Какая основная мысль?

– Что еще должно быть в этом тексте, чтобы раскрыть тему?

– Какое предложение последнее? Раскрывает ли оно главную мысль?

3. Структура текста.

– Сколько частей в этом тексте?

– Какая часть дана полностью? Можно ли ее изменить?

– Какую часть надо дополнить, расширить, для того чтобы раскрыть основную мысль?

– Сколько будет частей в вашем сочинении?

– О чем будете рассказывать в первой части? (В первой части следует рассказать о городе, чем он примечателен, почему люди стараются посетить город Волгоград, отдать должное предкам.)

– О чем будете рассказывать в основной части? Почему?

4. Обсуждение дополнений к тексту. Орфографическая подготовка.

– Какие места в нашем городе вы бы посетили с гостем? Почему? Чем они примечательны?

– Как можно дополнить первое предложение во вводной части? (Дать имя другу/подруге.)

– Как перейдете к описанию мест, которые вы будете посещать с другом? Составьте предложения. (Я покажу ему Мамаев Курган. Мы посетим панораму Сталинградской битвы, он/она увидит полуразрушенную мельницу, которая дает представление, каким был город во время войны. Мы обязательно погуляем по Центральной набережной.)

– Какие слова помогут передать величие нашего города?

– Какие слова помогут передать отношение к нему жителей города?

– Как лучше закончить каждую часть? (Город выстоял атаки, поднялся из руин и превратился в красивейший город России. Волгоградцы гордятся славой города-героя и делают все, чтобы улицы его были еще красивее.)

Опорные слова записать на доске:

Любовались, показал, посетили, посмотрели, вокзал, панорама, Мамаев Курган, площадь Чекистов, представление, планетарий, памятник, здания, праздник и т. д.

5. Написание сочинения.

– С чего начнете работу? (Озаглавим текст.)

Учитель оказывает индивидуальную помощь слабым ученикам.

6. Итог урока.

– Чему научились на уроке? (Составлять рассказ по заданной структуре.)

– Что помогло вам написать содержательные сочинения?

– А вам, действительно, приходилось показывать город гостям? Кто к вам приезжал? Какое впечатление осталось от города у ваших гостей? Они делились с вами своим впечатлением?

Примерный текст сочинения

Летом ко мне в гости приехал мой двоюродный брат из Тюмени. Его поезд прибыл поздно вечером. Радостный, я встретил его на перроне и повел на Привокзальную площадь, сияющую огнями в ночи. С первых минут брат был заворожен красотой сумеречного города.


Сочинение по наблюдениям с элементами описания «Первый снег»

Тема: Сочинение по наблюдениям
с элементами описания «Первый снег»

Цели:

– формировать умение определять и раскрывать тему в сочинении, собирать материал по данной теме, использовать речевые средства для передачи своего отношения к описываемому;

– расширять словарный состав.

Ход урока

1. Постановка учебной задачи.

– Что мы наблюдали вчера на прогулке?

– Для чего проводили наблюдения?

– Почему важно было наблюдать? (Чтобы написать сочинение о первом снеге, о чувствах, вызванных этим явлением.)

2. Обсуждение темы и основной мысли сочинения.

Учитель. Прочитайте тему, над которой предстоит работать в сочинении. Вы читали описание первого снега в каких-либо произведениях? Как это явление описывают авторы? Доводилось ли вам наблюдать первый снег? Когда это было? Что вы испытывали?

– Вспомните стихотворение, посвященное этому природному явлению.

– Послушайте строки:

Первый снег пушистый

В воздухе кружится

И на землю тихо

Падает, ложится.

– Кто автор этих строк?

– О чем будем писать сочинение с таким названием?

– Какое чувство вызвал у вас первый снег? Почему?

– Вспомнили ли вы при этом первый дождь? Почему?

– Какая главная мысль нашего сочинения? (Радостное чувство в связи с первым снегом. Ожидание чего-то нового, необыкновенного, чудесного, приближение новогоднего праздника.)

3. Обсуждение структуры и содержания сочинения.

– Что вам удалось подметить? Опишите устно, какой снег, какие снежинки.

– Что вы ощущали, когда снежинки падали вам на лицо, шею, руки?

– С чего начнем сочинение? (Опишем погоду, какой это был день – пасмурный, солнечный?)

– О чем будем писать в основной части? (О том, каким видели снег, какая стояла погода, как выглядело небо, был ли ветер. Опишем, как шел снег, какими были первые снежинки.)

– Как называют первый снег? С чем его сравнивают? (Словно хлопья, молодой, пушистый, белый, снежинки резные…)

– Как снег падает на землю? (Кружится, медленно опускается на землю.)

– Составьте предложения о снегопаде.

– Как закончим сочинение? Какое чувство, настроение вызывает первый снег? Почему на душе радостно, легко, восторженно? Почему хочется дольше побыть на свежем воздухе? Почему мы ловим снежинки и любуемся ими?

– Составьте предложения, в которых вы выразите радость, восхищаясь первым снегом.

4. Орфографическая подготовка.

При написании сочинения не забывайте, что в нем не должно быть ошибок. Слова с безударной гласной, проверяемой ударением, следует перед написанием проверить, подобрать проверочное слово. Написание словарных слов не забудьте сверить с орфографическим словарем.

Давайте на доске запишем трудные слова: радуемся, восхищаемся, превращается, медленно, кружатся, искрятся, тают на лету, искрится, стелется белым ковром.

5. Написание сочинения.

Учитель оказывает помощь в написании сочинения слабым ученикам.

6. Проверка работы.

– Прочитайте сочинение. Как считаете, вы раскрыли тему? Вам понравилось содержание?

– Проверьте грамотность своего сочинения.

7. Итог урока.

Чтение сочинений вслух (2–3 ученика).

Примерные тексты сочинения

Пример 1.

Сегодня с утра пошел снег. Неожиданно все стало бело. Земля покрыта словно белоснежным покрывалом. Деревья нарядные, ветки укутаны в пуховые платки. Снег тихо падает, снежинки кружатся, летают. Воздух чистый, прохладный, вдыхаешь его и насладиться не можешь! У всех радостное настроение, хотя солнышка нет. Небо низкое, темное. Наверное, так бывает в сказочном царстве.

Пример 2.

Товар размещен в разделах

QR-код страницы

Для партнеров

Зарабатывай
с учмагом

Добавить отзыв

Для добавления отзыва необходимо войти на сайт.