Патриотическое воспитание. 1-4 классы. Классные часы, праздники. Программа для установки через интернет

Есть на складе
74 руб.
-10%
66,60 руб.
Нашли дешевле? Снизим цену!
Подписаться на снижение цены
Версии товара:
Код СИ-5430
Авторы-составители Лукьяновская С.В., Дмитриева Е.А., Мелихова Е.А., Немчинова Т.В., Платонов А.И., Сапьянова А.А., Федусь М. И.
Издательство Учитель, 2023
Серия ФГОС. Внеурочная деятельность
Электронная версия скачать
УДК 373.3/.5
Данный программный продукт является интернет-версией и доступен через центр управления программами издательства "Учитель".
Инструкция по оплате и установке электронной продукции через Интернет: ознакомиться.
Покупка одного экземпляра программы дает право её использования на одном ПК.
Данный программный продукт не работает без наличия подключения к Интернету и в системах виртуализации, таких как Virtual Box, VMWare.
Пособие содержит необходимые в организации воспитательной работы и всегда актуальные в деятельности классного руководителя материалы для проведения внеклассных мероприятий по патриотическому воспитанию школьников 1-4 классов. Предложены классные часы, школьные вечера, интеллектуальные игры, посвященные памятным событиям в жизни общества, способствующие развитию духовно-нравственных и патриотических качеств через приобщение обучающихся к отечественному историко-культурному наследию, становлению гражданской позиции личности.
Адресовано учителям начальных классов, классным руководителям, педагогам дополнительного образования, заместителям директора, методистам образовательных организаций.

Минимальные системные требования:
- операционная система - Windows XP/VISTA/7/8/8.1;
- процессор - Pentium-II;
- оперативная память - 256 МВ;
- разрешение экрана - 1024х768;
- свободное место на жестком диске - 400 МВ.

Примеры документов

«Славься, Отечество наше!» (сценарий историко-поэтического классного часа)

О. А. Гудникова

«СЛАВЬСЯ, ОТЕЧЕСТВО НАШЕ!»
(сценарий историко-поэтического классного часа)

Пояснительная записка

Цель: воспитание у обучающихся уважительного отношения к государственным символам России, чувства гордости за страну.

Задачи:

• Расширить представления учащихся о родной стране: современной государственной символике, преемственности в ней.

• Познакомить с историей Государственного герба, флага и гимна России.

• Познакомить с понятиями и терминами «геральдика», «бесик».

• Развивать интерес к истории России.

• Развивать познавательную активность учащихся.

Разработка предназначена для обучающихся основной школы.

Для составления презентации и музыкального оформления мероприятия необходимый материал можно найти на сайтах, указанных в списке информационных ресурсов, раздел «Дополнительные ресурсы».

Сценарий мероприятия

Звучит «Маленькая сюита № 1» («В монастыре») А. П. Бородина.

Ведущий 1. Добрый день, дорогие друзья! Мы рады приветствовать вас сегодня у нас в гостях. Сильная, независимая держава с вековыми традициями, которой восхищается весь мир, – это наша Родина, наша Россия. Через года доносятся до нас голоса, в которых звучит трепетная любовь к родной русской земле.

Чтец 1. Распростерлись в дымке синей

Величавые края, –

Это ты, моя Россия,

Свет мой, Родина моя!

Если ж вороги посмеют

К нам прийти из-за морей,

Только брови потемнеют

У твоих богатырей.

Равной нет тебе по силе,

У тебя везде друзья, –

Это ты, моя Россия,

Свет мой, Родина моя.

А. Прокофьев. «Цвети, наша Родина»

Ведущий 2. Любовь к Родине – важнейшее чувство для каждого человека. У взрослого это чувство подобно большой реке. Опыт жизни расширяет понятие Отечества до границ всего государства. Но ведь даже у больших рек есть исток – маленький ключик, из которого река берет свое начало.

Звучит песня «С чего начинается Родина?» (муз. М. Матусовского, сл. В. Баснера).

Чтец 2. – Что значит «Родина моя?» –

Ты спросишь, я отвечу:

– Сначала тропочкой земля

Бежит тебе навстречу.

Потом тебя поманит сад

Душистой веткой каждой.

Потом увидишь стройный ряд

Домов многоэтажных.

Потом пшеничные поля

От края и до края,

Все это – Родина моя, земля твоя родная.

Чем старше станешь и сильней,

Тем больше пред тобою

Она заманчивых путей

Доверчиво раскроет.

Н. Полякова. «Родина моя»

Ведущий 1. Родина, Отечество… Как мы понимаем эти слова? (Высказывания детей.)

К. Д. Ушинский писал: «Наше Отечество, наша Родина – матушка Россия. Отечеством мы зовем Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши. Родиной мы зовем ее потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком, и все в ней для нас родное; а матерью – потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку, как мать она защищает и бережет нас от всяких врагов… Много есть на свете, кроме России, всяких хороших государств и земель, но одна у человека родная мать – одна у него и Родина».

Ведущий 2. С этими словами трудно не согласиться, равно как и с тем, что каждое государство должно иметь свои государственные символы. Есть они и у России. Знаете ли вы, что является символами государственности России? (Флаг, герб, гимн.)

Без них никак нельзя. Изображение герба и флага помещают на государственных учреждениях, военной форме, морских кораблях, воздушных лайнерах, космических ракетах. (Дети дополняют.)


«Наши предки в далеком прошлом» (занятие по исследовательской деятельности)

Л. А. Правшина

«Наши предки в далеком прошлом»
(занятие по исследовательской деятельности)

Пояснительная записка

Цель: развитие исследовательских навыков младших школьников при изучении истории Древней Руси.

Задачи:

• познакомить детей с восточными славянами, их образом жизни, верой;

• развить у детей интерес к истории России;

• воспитывать любовь и уважение к родной стране.

Оборудование: интерактивная доска, персональный ноутбук, ватманы, наборы для ручного труда (цветная бумага, ножницы, клей), цветные карандаши и фломастеры, письменные принадлежности, листы с заданием и статьей для каждой группы, энциклопедии, демонстрационный материал.

Форма работы: групповая.

Дополнительные материалы: презентация, Приложение (практические задания), папки с рисунками для групп.

Сценарий занятия

I. Организационный момент.

II. Эмоциональный настрой.

Ученики читают наизусть стихотворение С. Михалкова «Россия»*.

Россия, ты – великая держава,

Твои просторы бесконечно велики.

На все века себя ты увенчала славой.

И нет другого у тебя пути.

Озерный плен твои леса венчает.

Каскад хребтов в горах мечты таит.

Речной поток от жажды исцеляет,

А степь родная хлебушек родит.

Твоими городами мы гордимся.

От Бреста до Владивостока путь открыт.

Тебя венчает славная столица,

А Петербург историю хранит.

В земле твоей богатств поток неиссякаем,

К сокровищам твоим нам путь лежит.

Как мало о тебе еще мы знаем.

Как много изучить нам предстоит.

III. Мотивация.

Учитель. Как вы думаете, о чем пойдет речь на нашем занятии? (Предположения детей.) Что вы уже знаете о нашей стране из уроков окружающего мира? (Ответы учащихся.) Можем ли мы утверждать, что нам уже все известно о нашей Родине? (Школьники высказывают свои мнения.)

Учитель. Как мало о тебе еще мы знаем.

Как много изучить нам предстоит…

Как и в жизни каждого человека, в истории государства есть рождение, юность, зрелость… Где же начало всех начал русской истории, где же тот росток, из которого выросло раскидистое и могучее «древо государства Российского»? Это поистине вопрос из вопросов, проблема из проблем, над решением которых бились лучшие умы исторической науки.

А вам интересно узнать, каким было наше государство много веков назад?

(Ответы детей.)

Я вам предлагаю совершить небольшое путешествие в глубину веков. Садитесь поудобнее, наше путешествие начинается…

Звучит спокойная музыка.

В те давние времена наша Родина была совсем не такой, как теперь. Территорию европейской части страны почти сплошь покрывали леса. Там, где сейчас обширные поля и многолюдные города, тогда можно было увидеть лишь деревья-великаны, заросли кустарника и непроходимые болота. Только по широким, полноводным рекам можно было проплыть через лесные чащи.

Представьте, что вы попали в то далекое время. Закройте глаза и представьте… Темной лентой вьется река. Длинные ветви низко висят над водой. Местами их обнаженные корни торчат из размытых во время паводков берегов.

Посмотрите, над высоким холмом, над рекой вьется узкой струйкой дымок. Оттуда слышен людской гомон. Подойдем поближе. На расчищенной поляне стоят строения. Это жилища древних славян…

IV. Постановка вопросов. Определение сферы исследования.

– Ребята, что бы вам хотелось сейчас узнать? (Кто такие древние славяне? Как они выглядят, во что одеты? Чем занимаются? Как выглядят их жилища?)

– Давайте определим (при коллективном обсуждении):

Тему исследования: Наши предки в далеком прошлом.

Область исследования: История Древней Руси.

Объект исследования: Древние славяне.

Источники информации: научная (энциклопедии) и художественная литература, компьютер, ресурсы Интернета.


«Живая память поколений» (вечер встречи с участниками локальных войн и вооруженных конфликтов)

Л. А. Правшина

«ЖИВАЯ ПАМЯТЬ ПОКОЛЕНИЙ»
(вечер встречи с участниками локальных войн
и вооруженных конфликтов)

Музыкальный фон по теме присутствует на протяжении всей программы.

Чтец за кадром.

Герой не гибнет, умирая: двойная жизнь ему дана,

И эта жизнь его, вторая, бессмертной славою полна!

Хореографическая группа исполняет «Вальс».

Звучит музыкальный фрагмент. Выходят чтецы.

Презентация «Солдаты Отечества»

1-й чтец (на фоне заставки).

По страницам времен

Под победные марши шагали,

Много славных российских имен,

Мы в гранитную вечность вписали.

2-й чтец. И когда было тяжко подчас,

Силы таяли в грохоте боя,

Вас бросала на доты не раз

Вдохновенная доблесть героя.

3-й чтец. Верность, доблесть, отвага и честь –

Эти качества не напоказ.

У отчизны героев не счесть

Время выбрало вас.

Звучит музыкальный фрагмент, выходят ведущие.

Ведущий. Нашу встречу сегодня мы назвали «Живая память поколений». Великая Отечественная война. Афганистан и Чечня, Таджикистан и Абхазия сегодня обжигают не только побывавших там и смотревших смерти в лицо. Это боль и волнение многих, потому что это – не вчера, а «сегодня».

Ведущая. Именно живая память, потому что живы те, кто воевал. Живая, потому что память о погибших свято хранят их товарищи по оружию.

Их семьи и близкие. И память эта будет жива, пока мы об этом помним, пока мы об этом говорим и поем.

Звучит песня «Афганский ветер».

Ведущая. Война… явление жестокое, страшное. Пока на земле существует злоба и ненависть, будут существовать и войны, которые наносят боевые раны людям, уносят из жизни детей и близких. Россиянам свойственна любовь к своей прекрасной Родине. Эта любовь испокон веков проявляется в их готовности защищать свое Отечество.

Ведущий. Сегодня к нам на встречу приглашены мужественные люди, отважные парни, наши земляки (представить гостей по именам).

Презентация «Служили наши земляки».

Ведущий зачитывает имена почетных гостей по ведомости регистрации.

Хореографическая группа исполняет танец «Спецназ».

Ведущая. Наши гости прошли жестокую закалку огнем. Видя смерть и горе, они не черствели душой. Напротив, они сохранили любовь к людям, сочувствие к человеку в его страданиях.

В том-то и заслуга героев, что в адских условиях они действовали разумно и бесстрашно, защищали свою жизнь и жизнь товарищей.

Пусть их короткая жизнь и подвиг станут для всех нас нравственным уроком, уроком долга и чести.

Звучит песня «Оловянный солдатик» (муз. А. Гарнизова, сл. Е. Муравьёва).

Ведущий. Пройдут года, затянутся раны, напоминая о себе к непогоде. Потускнеют боевые ордена, у солдат вырастут внуки. Многое со временем, конечно, забудется. Но эти войны останутся в народе ничем неизгладимой трагической меткой. Останутся стихи и песни, рожденные на войне, рассказывая о силе духа и мужестве русского солдата. Останутся памятники и обелиски. Останется наша память.

Звучит песня «Мой дедушка – герой» (муз. Н. Вайнер, сл. А. Вайнера).

Ведущая. У каждого из нас есть долг. Даже если мы очень редко над этим задумываемся. Долг перед страной, долг перед товарищами, долг перед совестью…

Ведущий. Афганская война… вооруженные конфликты на территории Северного Кавказа… и Таджикистана. У этих войн еще нет истории. Они не написаны. Мы знаем о них ровно столько, сколько не опасно знать, чтобы не увидеть себя такими, какие мы есть. Но у этих войн есть свидетели, тысячи свидетелей. И они хотят быть услышанными.

Звучит лирическая музыка.

Презентация «Солдаты Отечества».

Из солдатских писем родным (на фоне презентации).

1-й чтец.


«Гимн России» (внеклассное мероприятие)

Е. А. Дмитриева

«ГИМН РОССИИ»
(внеклассное мероприятие)

Предварительно учащиеся пытаются самостоятельно ответить на вопрос, что такое гимн, совместно с учителем выявляют роль личности Петра I, Екатерины II, Павла I в истории нашего государства, вспоминают события, связанные с этими датами (февраль, октябрь 1917, 1941–1945, 1991 годы), закрепляют знание текста и мелодии гимна РФ, мелодии «Преображенского марша».

Цель внеклассного мероприятия: выявить взаимосвязи между историей гимна и историей России и истоки возникновения гимнов России.

Дидактическое обеспечение:

• «Боже, царя храни!» (муз. А. Ф. Львова, сл. В. А. Жуковского), фрагмент из художественного фильма Н. Михалкова «Сибирский цирюльник».

• Гимн Российской Федерации («Россия – великая наша держава...» (муз. А. В. Александрова, сл. С. В. Михалкова)).

• «Коль славен наш Господь в Сионе» (муз. Д. С. Бортнянского, сл. М. М. Хераскова).

• Компьютерная презентация «Гимн России».

• Литературный текст-воспоминание А. С. Пушкина о Николае I.

• «Преображенский марш» (фрагмент телевизионного концерта «Кремлёвская заря»).

• Хор «Славься!» из оперы «Жизнь за царя» М. И. Глинки (фрагмент телевизионного концерта «Кремлёвская заря»).

Результаты:

Учащиеся узнают: значение понятия «гимн» (духовный, государственный); хронологию российских государственных гимнов.

Учащиеся смогут: сравнить, проанализировать и сопоставить различную информацию, исполнить и охарактеризовать звучание музыки с позиции стиля, средств выразительности и образности; выразить личностное отношение к гимну России как частице истории нашей страны; рассуждать о создании гимна гимназии на основе полученных знаний.

Россия – священная наша держава,

Россия – любимая наша страна.

Могучая воля, великая слава –

Твое достоянье на все времена!

– Говоря о государственных символах России, хочется отметить, что самый молодой среди них – гимн. Что означает слово гимн? Какие знаете гимны? Когда появился государственный гимн в нашей стране?

Представьте себе, что вы выступили в роли журналиста, составьте вопросы, которые хотели бы задать собеседнику, знающему о гимне очень многое. (Учащиеся составляют вопросы.)

Мне тоже хочется добавить свои вопросы: «Часто ли менялся гимн нашей страны? Почему он изменялся?».

Сегодня нашими собеседниками будут являться книги, словари, справочные материалы, фильмы, свидетельства современников, записи концертов.

У вас на столах находятся различные справочные материалы, высказывания известных людей. Хочется надеяться, что результатом нашего общения станут ответы на заданные вопросы.

Вопрос. Что означает слово гимн? Какие вы знаете гимны? Давайте заглянем в словарь и прочитаем определение гимна.

Когда могли появиться государственные гимны?

Ответ. В XVI–XVII веках.

Вопрос. В XVI–XVII веках сложились и стали быстро развиваться национальные государства, то есть такие государства, которые объединяли под властью одного государя подавляющее большинство людей, говорящих на одном языке и имеющих одинаковые обычаи. Зачем необходимо было создавать гимны?

Ответ. Причиной являлась возникавшая у граждан одной страны потребность отличить себя от других, обозначить свою страну, стремление людей объединиться, почувствовать себя связанными общей судьбой.

Вопрос. В какой стране появился первый гимн?

Ответ. Первой страной мира, официально утвердившей свой государственный гимн, стала Великобритания.

Вопрос. Что вы можете сказать об этом историческом периоде? Когда в России стали возникать первые мелодии и песни, подобные государственному гимну?

Ответ. В XVIII веке. В царствование императора Петра I неизвестным композитором был создан «Преображенский марш». 10 лет от роду Петр с матерью жил в селе Преображенском, где создал 2 воинских батальона. Из них потом появилась Российская гвардия.

Звучит «Преображенский марш» (фрагмент телевизионного концерта «Кремлёвская заря»).

Вопрос. Это официальная музыка старейшего полка Российской гвардии – лейб-гвардии Преображенского. Являлся ли он государственным гимном?

Ответ


Несовместимы дети и война (литературно-музыкальная композиция)

А. А. Сапьянова

НЕСОВМЕСТИМЫ ДЕТИ И ВОЙНА
(литературно-музыкальная композиция)

Действующие лица: дети, Катя – приезжая, не понаслышке знающая, что такое война.

Сценическое оформление – «детская площадка».

Голос за кадром: Люди на улице

Подняли головы:

Голуби, голуби,

Белые голуби,

Шумом их крыльев

Город наполнен,

Людям о мире

Голубь напомнил.

А. Барто

Звучит музыкальная тема «Выглянуло солнышко». Дети выбегают на детскую площадку и занимаются каждый своим делом: мальчики играют с мячом, девочки заплетают веревочку, у кого-то в руках планшет. Одна из девочек, Катя, выходит и смотрит вверх «на пролетающих птиц в небе», складывает из бумаги голубя.

Соня. Ребята, давайте поиграем!

Вика. У меня есть волшебные карточки.

Варя. Не такие уж они и волшебные.

Аня. А может быть в планшет?

Ребята подбегают к Ане.

Все. Ура!

Олеся. Ребята, и как же мы все вместе будем в него играть?

Дети опять расходятся по своим местам.

Никита. А я взял с собой футбольный мяч. Кто со мной?

Катя. А у меня есть голубь, как настоящий, смотрите.

Вова. А я взял автомат, ты-дыщ… предлагаю в войнушку, граната, ложись…

Мальчик выбегает на середину сцены и, играя, задевает бумажного голубя, он падает. Дети подходят к Кате. Становятся вокруг.

Катя. Что ты наделал? Ты убил моего голубя!

Девочка закрывает уши и будто слышит звуки автомата и другие звуки войны.

Вова. Прости, я не хотел, я просто играл в войну.

Лера. Как страшно, ребята, когда только взрывы и дым вокруг – и ничего больше нет. Когда кто-то погибает.

Катя. Как бы мне хотелось, чтобы не было войны никогда-никогда!

Вова. А мой прадед воевал, моя бабушка до сих пор хранит старое фото своего отца, он был убит под Сталинградом.

Соня. Бабушка Лида мне рассказывала, как ее мать спасала раненых солдат на войне, как горел госпиталь. Там она и познакомилась с моим прадедом. Он был ранен, и моя прабабушка спасла его. Ой, ребята, а какие он потом писал ей письма с фронта… зачитаешься.

Аня. До сих пор сохранились письма?

Соня. Да. Мы очень бережно храним их. Почитаешь письма, и кажется, что прадед рядом и как будто рассказывает, какими тяжелыми были для них годы войны.

Аня. Люди, защитившие нашу землю, дали нам право на жизнь, право на мир.

Никита. Они как будто и сейчас оберегают нас, как будто находятся рядом – в плывущих по небу облаках, в шелесте листвы, в стае птиц, пролетающей над нашим домом.

Полина. Память о тех, кто принес мир человечеству, всегда будет жить в сердцах благодарных людей.

Девочка поднимает белого голубя из бумаги вверх. Танцевальная композиция «Журавли».

Вика. А дети? Как же нелегко было тем, кто был в войну совсем еще ребенком!

Аня. Многие из них остались сиротами: отцы погибли на войне, кто-то потерял родителей во время бомбежек.

Лера. Третьи лишились не только родных, но и дома.

Олеся. Четвертые оказались в плену у немцев.

Вова. Война – не место для детей!

Здесь нет ни книжек, ни игрушек.

Разрывы мин и грохот пушек,

И море крови и смертей.

Катя. Ребенку нужен теплый дом

И мамы ласковые руки,

И взгляд, наполненный добром,

И песни колыбельной звуки.

Игорь. И елочные огоньки,

С горы веселое катанье,

Товар размещен в разделах

QR-код страницы

Для партнеров

Зарабатывай
с учмагом

Добавить отзыв

Для добавления отзыва необходимо войти на сайт.