В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Народные праздники в детском саду. Методическое пособие для педагогов и музыкальных руководителей. Для работы с детьми 5-7 лет.

  • Народные праздники в детском саду. Методическое пособие для педагогов и музыкальных руководителей. Для работы с детьми 5-7 лет. — интернет-магазин УчМаг
Снято с продажи
Отзывы
Код: 868з
Авторы: Зацепина М.Б., Антонова Т. В.
Издательство: Мозаика-Синтез, 2008
ISBN: 978-5-86775-335-1
Страниц: 160
Штрихкод: 9785867753351
Размеры (Ш x В x Т): 164 x 234 x 7 (мм)
Вес: 203 г
Пособие посвящено актуальной современной проблеме - сохранению национальных традиций, установлению связей между церковно-православной, крестьянской календарно-обря-довой и современной культурами. В него включены сценарии календарно-обрядовых праздников, которые помогут педагогам подготовить и провести праздники с детьми 5-7 лет, а также перечень календарных праздников, народный мясецеслов, народные игры и т.д.
Книга адресована педагогам дошкольных учреждений, школ, центров детского досуга, а также всем, кто интересуется проблемами возрождения детского традиционного досуга.

Подробное описание

От авторов

Одним из главных показателей становления личности на этапе дошкольного детства является эстетическое развитие ребенка. Понятие эс­тетического развития включает в себя две составляющие: первое — фор­мирование эстетического отношения к миру, в том числе к освоению и активному преобразованию окружающего пространства; второе — худо­жественное развитие — приобщение к искусству и художественной дея­тельности. В специально организованной художественной деятельности под влиянием окружающей среды у ребенка формируются основы эстети­ческого сознания, художественного вкуса.

Одной из главных задач художественного развития детей дошкольного возраста является формирование специальных художественных спо­собностей — музыкальных, литературных; способностей к изобразитель­ной деятельности, танцевальных, певческих — в соответствующих видах деятельности; а также развитие на основе художественных качеств лично­сти, что является одной из ведущих задач воспитания подрастающего по­коления сегодня.

Каждый народ имеет национальную культуру, в которой существуют пласты народной и профессиональной (авторской) культуры. С древней­ших времен люди выражали в фольклоре свои взгляды на жизнь, приро­ду, общество и человека. Эти воззрения, основанные на жизненном опыте и мудрости, передавались молодому поколению в художественной форме. Задолго до создания педагогических теорий люди стремились воспитать молодежь, развивая чувство прекрасного, прививая подрастающему по­колению такие качества, как честность, любовь к труду, гуманное отно­шение к человеку, преданность человеческим идеалам. Однако долгие годы формирование основ духовной и эстетической культуры подраста­ющего поколения было ущербным — народное искусство не изучалось, не преподавалось, не воспитывалось отношение к нему как к националь­ному достоянию.

Сегодня, когда происходит переоценка ценностей, идет активный поиск новых, более соответствующих требованиям времени методов массового музыкального образования и воспитания, на первый план выдвигается задача воспитания личности ребенка, обладающего базовой культурой; фор­мирование его культурных потребностей и эмоциональной отзывчивости.

Поэтому художественное и эстетическое (художественно-эстетическое) воспитание не может полноценно развиваться без такого важного компонента, как народная культура, которую, на наш взгляд, следует рас­сматривать не только как самобытную художественную систему, но и как специфическое средство для формирования творческих способностей личности.

Сегодня в дошкольной педагогике уже делаются шаги в этом направ­лении. Музыкальные руководители и воспитатели, владеющие знаниями и методами фольклорного творчества, пытаются строить музыкально-воспитательную работу на материале народных песен, игр, танцев. Опи­раясь на методические разработки, собственные знания, педагоги-практи­ки предлагают свои оригинальные методики по ознакомлению детей с народным искусством, разрабатывают новые приемы обучения исполне­нию народных песен и танцев, пытаются применить их в разных группах детского сада.

Однако на практике педагогам приходится преодолевать определен­ные трудности, в основном организационного характера. До сих пор не су­ществует специальной программы, учитывающей именно фольклорное направление в музыкально-эстетическом воспитании детей дошкольного возраста, хотя попытки создать такие программы предпринимались и бы­ли опубликованы в журналах «Дошкольное воспитание», «Живая стари­на», в методических разработках лаборатории дошкольного воспитания «МИПКРО».

Большинство этих программ заслуживают пристального внимания, так как являются результатом практического опыта работы с детьми, но раскрывают в основном этнографическую сторону фольклорного матери­ала (ознакомление с традициями и обычаями, народными песнями и иг­рами). Раздел обучения детей народному танцу недостаточно разработан или отсутствует совсем. Народный танец как один из видов музыкально­го искусства, на наш взгляд, требует более внимательного изучения в пла­не возможностей его влияния на эстетическую сторону развития личнос­ти и творческих проявлений детей.

Как известно, народное искусство соединяет в себе слово, музыку и движение. В соединении этих трех компонентов образуется гармоничный синтез, достигающий большой силы эмоционального воздействия, позво­ляющий комплексно подойти к проблеме освоения детьми различных ви­дов искусств. Поэтому изучение фольклора как средства музыкально-эс­тетического воспитания ребенка нам представляется возможным только при условии взаимосвязи этих трех компонентов. Проблема же формиро­вания у дошкольников музыкально-ритмических движений средствами народного искусства является актуальной и по той причине, что она ме­нее изучена и ее изучение позволило бы решить одну из программных за­дач музыкального воспитания в детском саду. Это дало бы возможность использовать новые методы и приемы, формы воспитания и обучения в музыкально-эстетической работе с детьми.

Книга имеет логическую структуру построения. Она ведет от общего знакомства с традициями и праздниками русского народа к планирова­нию интегрированных занятий по ознакомлению детей с русской народ­ной культурой. В разделе «Планирование интегрированной работы по ознакомлению детей с русской праздничной культурой» предлагаются ва­рианты тем занятий, их цель, раскрываются программные задачи, а также излагается перечень детской литературы, художественных картин, музы­кальных произведений, что в итоге поможет педагогам творчески подой­ти к этим материалам с учетом возможностей детей и своих художествен­ных пристрастий. Следующий раздел книги содержит сценарии детских праздников и развлечений. В конце книги имеются приложения: пере­чень календарных праздников, народных игр, произведений изобрази­тельного искусства, где сюжетом являются народные праздники; список художественной литературы о православных праздниках.

Содержание

От авторов     3

Традиции и праздники русского народа     6

Планирование интегрированной работы по ознакомлению детей с русской праздничной культурой     17

Осенние народные праздники     17

Зимние народные праздники     19

Весенние народные праздники     22

Летние народные праздники     25

Сценарии календарно-обрядовых праздников     29

Капустные вечерки     29

Осенние посиделки     33

Осенняя ярмарка     39

Новый год — Коляда    41

Зимние святки    43

Масленица (праздник для детей всех возрастных групп, проводится на улице)     46

Русская Масленица     50

Веснянка    53

Весна, весна, на чем пришла     55

Прилет птиц (Сорок сороков)     57

Праздник весны     59

Благовещение — третья встреча весны     62

Вербное воскресенье     77

Пасха. Гулянье на велик день     79

Праздник Пасхи и весны     82

Семик — девичий праздник     92

Троицын день — праздник русской березки     94

Троица    98

Спас, Успение, Медовый Спас     103

Современные праздники с использованием фольклорных традиций     106

Русская ярмарка (интегрированное занятие)     106

Города Золотого кольца     111

Славен, славен град Москва!     117

Приложение 1     125

Примерный перечень календарных праздников     125

Приложение 2     132

Народные игры     132

Приложение 3     137

Произведения изобразительного искусства для ознакомления дошкольников с народными праздниками, традициями и обрядами    137

Приложение 4     139

Литература о православных праздниках     139

Рекомендуемая литература     142

С этим товаром покупают

Товар размещен в разделах

QR-code

Скрыть

Для партнеров

Скрыть
Коммерческое предложение
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее мышкой и нажмите:
Ctrl + Enter

Добавить отзыв

Для добавления отзыва необходимо войти на сайт.
Вход Регистрация
Поиск: по сайту | по коду товара | расширенный
Для выгрузки прайса в формате YML Вам необходимо стать партнером УчМага.
Ознакомиться с условиями участия в партнерской программе
Задать вопрос
@mail.ru
@mail.ru