Родная страна. От 2 до 7 лет (серия "Грамматика в играх и картинках")

Снято с продажи
Код 869г
Издательство Паритет, 2006
ISBN 5-93437-246-7
Страниц 32
УДК 373
Штрихкод 9785934372461
Размеры (Ш x В x Т) 194 x 254 x 3 (мм)
Вес 121 г
Книга поможет педагогам и родителям организовать работу по развитию у детей дошкольного возраста грамматической стороны речи. В ней предложены дидактические игры, посвященные лексической теме "Родная страна".
Материал усложняется постепенно, варьируется сочетаемость упражнений. Приведенная таблица демонстрирует последовательность расположения материала по частям речи. Обучение проводится с помощью упражнений и специально подобранных дидактических игр с наглядным материалом.
Цветной иллюстративный материал содержится в середине пособия. Он легко вынимается из книги и может служить демонстрационным или раздаточным материалом.

Подробное описание

ВВЕДЕНИЕ


Авторы серии книг «Грамматика в играх и картинках» — известные специалисты-практики, давно и плодотворно работающие с детьми раннего возраста,— дают методические и практические рекомендации по работе с детьми в соответствии с периодами возрастного развития.

Каждая книга серии посвящена определенной лексической теме, соответствующей типо­вой «Программе воспитания и обучения в детском саду». Тема «Родная страна» изучается в младшей, второй младшей, средней, старшей и подготовительной группах.

Формирование грамматической стороны речи — раздел работы, наименее освоенный в дошкольной педагогической практике, т. к. является наиболее сложным для усвоения детьми и, соответственно, для преподавания.

Цель книги — помочь педагогам (логопедам, дефектологам, воспитателям) и родителям организовать работу по развитию грамматической стороны речи у детей в возрасте от 2 до 7 лет.

В основе системы лежит комплексный подход, направленный на решение взаимосвязанных задач, охватывающих разные стороны речевого развития (лексическую, грамматическую, развитие связной речи). Основным принципом является взаимосвязь разных речевых задач, которая на каждом возрастном этапе выступает в разных сочетаниях. Образуется принцип преемственности, который осуществляется в двух формах: линейной и концентрической.

Решение каждой задачи осуществляется прежде всего линейно, поскольку от одной возрастной группы к другой постепенно усложняется материал, варьируется сочетае­мость упражнений. На каждом этапе обучения сохраняется программное ядро. Словарная работа —это работа над смысловой стороной речи, а грамматическая —- формирование языковых обобщений. Последовательное осуществление преемственности в обучении поз­воляет не только опираться на прошлое, но и ориентироваться на последующее развитие речевых умений и навыков.

В таблице приведена последовательность расположения материала для каждого года жизни ребенка по частям речи.

Пособие содержит специально подобранный игровой материал. Игры составлены с уче­том основных дидактических принципов: наглядности, доступности, последовательности, максимального использования активности ребенка. Работа по формированию грамма­тической стороны речи определяется как нормами русской грамматики, так и типовыми особенностями усвоения ее в дошкольном возрасте.

Обучение осуществляется с помощью упражнений и дидактических игр с наглядным материалом или без него. Наглядным материалом служат не только картинки, но и нату­ральные предметы, игрушки.

Для удобства работы с детьми цветные иллюстрации находятся в середине пособия. Они легко вынимаются из книги и могут служить демонстрационным или раздаточным материалом.

Дидактические игры помогут ребенку обогатить словарный запас, уточнить значение слов, формировать словоизменение и словообразование.

Работа осуществляется на материале имен существительных, имен прилагательных, глаголов, наречий, местоимений, числительных, служебных частей речи, начиная со слов, наиболее часто употребляющихся в речевой практике, с постепенным переходом к менее употребительным.

При нормальном речевом развитии дети к пяти годам свободно пользуются развернутой фразовой речью. Они имеют достаточный словарный запас, владеют навыками словооб­разования и словоизменения. К этому времени окончательно формируется правильное звукопроизношение, готовность к звуковому анализу и синтезу.

Но не всегда эти процессы протекают благополучно. У некоторых детей при нормальном слухе и интеллекте может задерживаться формирование компонентов языка: фонетики, лексики, грамматики. Это нарушение определяют как общее недоразвитие речи. У детей с общим недоразвитием речи всегда отмечается нарушение звукопроизношения, недо­развитие фонематического слуха, выраженное отставание в формировании словарного запаса и грамматического строя, что служит серьезным препятствием для овладения ими программой детского сада общего типа, а в дальнейшем и программой общеобразовательной школы.

Компенсация речевого недоразвития ребенка, его социальная адаптация и подготовка к дальнейшему обучению в школе продиктовали необходимость создания данной серии книг. Чтобы ребенок овладел грамматической стороной речи, недостаточно обеспечить ему богатое речевое общение, идеальные образцы для подражания.

Грамматическая сторона речи формируется по законам образования нервных связей, стереотипов. Первые условные связи имеют характер широкой иррадиации, они вызывают в речи ребенка грамматические ошибки («ногов», «ножов», «мячов»). Этот процесс может затянуться, поскольку у детей самостоятельно не возникает ориентировки на форму слова, они не прислушиваются к ней.

В речевой практике, в результате воздействия взрослого и использования специальных приемов (исправление, многократное упражнение, подчеркивание голосом нужной части слова и др.) у ребенка возникает замена одних стереотипов другими, их дифференциа­ция.

В русском языке много исключений из общих правил, которые нужно запомнить, на которые нужно выработать частные, единичные динамические речевые стереотипы. Это объясняет необходимость таких методических правил в развитии речи детей, как повторе­ние, обеспечение целевой речевой практики, упражнения.

Заниматься грамматикой следует непродолжительно, т. к. материал сложен. Играм и упражнениям отводится, как правило, 5-10 минут; таким образом, они составляют лишь часть занятия по развитию речи. Занятия должны проходить живо, непринужденно. Не следует при объяснении употреблять грамматическую терминологию.

Для того чтобы заинтересовать ребенка, можно в предлагаемые фразы включать имена знакомых или присутствующих. Играя с ребенком, используйте названия музеев, про­спектов, площадей, улиц, достопримечательностей вашего города (населенного пункта). Одно и то же программное содержание повторяется на занятиях до полного исчезновения грамматической ошибки. Занятия должны чередоваться по частям речи.

Содержание

Введение. .      3

3 года (1 младшая группа)

Игра «Мой дом»     7

Игра «Спрячусь я, а ты ищи!»    7

Игра «Помоги дорисовать картину»    8

Игра «Путешествуем по улицам»    8

Игра «Кто спрятался на крыше?»     9

Игра «Едем на автобусе по нашей улице»    9

Игра «Вдоль по улице идем»    10

Игра «Рассматриваем фотографии»    10

Игра «Много—-один»    10

Игра «Можно, нужно, нельзя»    11

Игра «Разложи совочки в ведерки»     11

4 года (2 младшая группа)

Игра «Я лечу на вертолете»      12

Игра «Украсим город к празднику»      12

Игра «Сквер моей мечты»     12

Игра «Сосчитай цветы на клумбе»      13

Игра «Покормим птиц в парке»     13

Игра «Идем в детский городок»     14

Игра «Хорошо — плохо»     14

Игра «Что спрятано за жалюзи?»     15

Игра «Идем на экскурсию»     15

Игра «Вот удача, едем мы на дачу»     16

4—5 лет (средняя группа)

Игра «Улица, на которой я живу»    17

Игры «Я иду в детский сад»    17

Игра «В деревне у бабушки»    18

Игра «Угадай, чем?»    18

Игра «Хвастуны»    19

Игра «Красим скамейки в сквере»    19

Игра «Днем — ночью»    19

Игра «Праздники моего города»     20

Игра «Он, она, они»    20

Игра «Как он едет?»    21

5—6 лет (старшая группа)

Игра «Сколько в доме этажей?»    22

Игра «Мой адрес»    22

Игра «Закончи фразу»    23

Игра «Помоги мне рассказать» .     23

Игра «А у нас, в деревеньке»    23

Игра «Моя деревня лучше»    24

Игра «Скажи по-другому»     24

Игра «Сосчитай и назови»    24

Игра «Придумай синонимы»    25

Игра «Чья картинка?»    25

6—7 лет (подготовительная группа)

Игра «Подумай и назови»    26

Игра «Один — много»    26

Игра «Подбери признак»    26

Игра «Я по городу иду»    27

Игра «Расставь по порядку»    27

Игра «Как сказать иначе?»    27

Игра «Наш флаг»    27

Игра «Идет по полю комбайн»    28

Игра «Широка страна моя родная»    28

Игра «В северных морях»    28

Игра «Зеленое море тайги»    29

Игра «Спутник над Землей»    29

Товар размещен в разделах

QR-код страницы

Для партнеров

Зарабатывай
с учмагом

Добавить отзыв

Для добавления отзыва необходимо войти на сайт.