Лепка с детьми 3-4 лет. Конспекты занятий

Снято с продажи
Код 2103
Авторы Колдина Д. Н.
Издательство Мозаика-Синтез, 2011
ISBN 978-5-86775-453-2
Страниц 48
Штрихкод 9785867754532
Размеры (Ш x В x Т) 140 x 204 x 3 (мм)
Вес 66 г
В данном пособии представлены конспекты увлекательных занятий с детьми 3-4 лет по лепке из глины и пластилина в сочетании с разнообразными материалами. Занятия способствуют развитию эмоциональной отзывчивости, воспитанию чувства прекрасного; развитию воображения, самостоятельности, настойчивости, аккуратности, трудолюбия, умения доводить работу до конца; формированию умений и навыков в лепке.
Книга адресована педагогам дошкольных образовательных учреждений, гувернерам и родителям.

Подробное описание

От автора


К концу третьего года жизни ребенок усваивает основные представления о цвете, величине, форме; слушает сказки; учит­ся сравнивать реальные предметы с их изображениями на картинах; рассматривает пейзажи.

Маленькому ребенку легче выразить свои впечатления с по­мощью изобразительной деятельности (объемное изображе­ние — в лепке, силуэтное — в аппликации, графическое — в рисовании). Он передает образы предметов с помощью плас­тилина, цветной бумаги, красок. Эти материалы должны быть у ребенка всегда под рукой. Но этого недостаточно. Нужно развивать творческие способности малыша, показывать при­емы лепки, учить вырезать из цветной бумаги, знакомить с разнообразными техниками рисования. Для совершенство­вания изобразительных навыков следует формировать восп­риятие формы, цвета, ритма, эстетических представлений.

Ребенок 3—4 лет умеет очень многое: мыть руки, чистить зубы, самостоятельно есть, одеваться и раздеваться, пользо­ваться туалетом. У малыша появляются простые речевые рас­суждения. Он с удовольствием отвечает на вопросы взрос­лых, тянется к общению с другими детьми; развиваются его игровые навыки и произвольное поведение.

Для развития детского творчества и овладения изобрази­тельной деятельностью необходимо учитывать интересы де­тей, использовать разнообразные темы занятий и формы ор­ганизации (индивидуальные и коллективные работы). Очень важно создать доброжелательную обстановку на занятии. Сна­чала ребенку интересен сам процесс изготовления поделки, но постепенно его начинает интересовать и ее качество. Ма­лыш стремится как можно натуральнее передать образ пред­мета, а после занятия обыграть свою поделку: покатать по столу самодельный мячик, покормить ежика изготовленны­ми грибами. Ребенок с удовольствием рассказывает, что он вылепил, что может делать этот предмет, какой цвет он выб­рал для своей поделки.

В данном пособии мы приводим конспекты увлекательных занятий для детей 3—4 лет по лепке из глины и пластилина в сочетании с природным и дополнительным материалом. Эти занятия способствуют реализации следующих задач: при­общение ребенка к окружающей красоте; развитие вообра­жения, самостоятельности, настойчивости, умения доводить работу до конца, аккуратности и трудолюбия, умений и на­выков в обработке различных материалов, которые в даль­нейшем он сможет самостоятельно применить для изготов­ления подобных поделок.

Занятия составлены по тематическому принципу: одна те­ма объединяет все занятия (по окружающему миру, по раз­витию речи, по лепке, по аппликации, по рисованию) в те­чение недели. Занятие по лепке с детьми 3—4 лет проводится один раз в неделю и длится 15 минут. В пособии представ­лены 36 конспектов комплексных занятий, рассчитанных на учебный год (с сентября по май).

Заранее внимательно прочитайте конспект занятия и, ес­ли вам что-то не подходит, внесите изменения; подготовьте необходимый материал и оборудование. Важна и предвари­тельная работа (чтение художественного произведения, озна­комление с окружающими явлениями, рассматривание рисунков и картин).

Наблюдая за каждым ребенком на занятиях или в игре с другими детьми, вы можете больше узнать о нем и спра­виться с трудностями в его поведении.

Если ребенок бросает свое занятие, как только у него что-то не получилось, значит, он не умеет преодолевать препят­ствия. Этому можно научить, если предлагать ребенку дру­гие способы достижения желаемого. Тогда он будет понимать, что из любой ситуации должен быть выход. Например, если малыш хочет вылепить снеговика, а у него не получается, предложите вместе с вами нарисовать его.

Если ребенок быстро теряет интерес к занятию, возможно, оно слишком простое или наоборот сложное для него. Пой­мите причину и усложните или облегчите задание. Напри­мер, ребенку нужно лепить из пластилина баранки. Если это слишком просто для него, предложите лепить калачи и ук­рашать их бусинками, пуговицами и другим дополнительным материалом. Если задание слишком сложное, начните с леп­ки пирожков (шариков) из пластилина, а затем украсьте их дополнительным материалом.

Если ребенок быстро устает, не может высидеть и пяти ми­нут, попробуйте развить его выносливость, используя мас­саж, закаливание, спортивные упражнения. А на занятиях ча­ще чередуйте активные и спокойные действия.

Для того, чтобы ребенок понимал задание и выполнял его, необходимо развивать его внимание и умение сосредотачи­ваться. Поиграйте с малышом в игру «Что изменилось?» (по­ложите перед ребенком 3-4 игрушки, а потом незаметно спрячь­те одну из них или поменяйте игрушки местами). Ищите как можно больше способов привлечь ребенка к доведению за­дания до логического конца (например: «Давай слепим для ежика еще немного грибов, у него в лесу очень много дру­зей, и некоторым может не хватить грибов» или «Давай доделаем домик и поселим в него зайчика, а то сейчас прибе­жит лиса и съест его»).

Занятия по лепке строятся по следующему примерному плану.

1. Создание игровой ситуации для привлечения внимания и развития эмоциональной отзывчивости детей (загадки, пес­ни, потешки; сказочный персонаж, нуждающийся в помощи; игры-драматизации; упражнения на развитие памяти, внима­ния и мышления; подвижные игры).

2. Лепка изделия: знакомство с изображаемым предметом, последовательностью действий и приемами лепки (иногда же­лательно дать ребенку возможность самому подумать, как луч­ше выполнить поделку). Необязательно заранее изготавливать образец изделия; можно рассмотреть и ощу­пать предмет или создать изображение по памяти.

3. Доработка изделия с помощью дополнительного мате­риала (необходимо при этом обращать внимание детей на выразительные средства: правильно подобранные нужные цвета и интересные детали).

4. Рассматривание готовых работ (им дается только поло­жительная оценка). Дети должны радоваться полученному ре­зультату и учиться оценивать свои поделки.

На занятиях по лепке дети 3—4 лет лепят из небольших ку­сочков пластилина. Используются следующие способы лепки:

Конструктивный — лепка предмета из отдельных частей;

Пластический — детали предмета вытягиваются из целого куска пластилина.

Комбинированный — сочетание в одном изделии разных спо­собов лепки.

Перечислим приемы лепки, которые могут применять де­ти 3—4 лет:

- скатывание круговыми движениями рук (шарики, мячи);

- раскатывание прямыми движениями рук (столбики, кол­баски);

- надавливание шариков пальцем сверху (горошины, точ­ки на шляпке мухомора);

- растягивание надавленных шариков на картоне (осьми­ноги, звезды);

- прищипывание краев формы кончиками пальцев (клюв птички, края миски);

- сплющивание между пальцами или ладонями (пироги, блины);

- сглаживание поверхности вылепленной фигуры или мес­та соединения частей (голова и туловище снеговика);

- нанесение пластилина внутри контура для создания плос­кой пластилиновой картинки на картоне (гриб, котенок).

- вытягивание отдельных частей от целого куска (голова матрешки вытягивается из ее туловища);

- вдавливание пальцем углубления на поверхности формы (чашка, тарелка).

Для занятий по лепке из глины и пластилина заранее за­готовьте  природный материал (половинки скорлупок грец­ких орехов, скорлупу фисташек, плоды каштана, желуди, вет­ки, семена ясеня, крылатки клена, фасоль, горох, рис) и дополнительный материал (пуговицы, спички, крышки от пузырьков и пластмассовых бутылок, капсулы от киндер-сюрпризов, нитки, баночки от йогурта).

Для аккуратной работы с пластилином и глиной у каждо­го ребенка должна быть дощечка-подкладка и тряпочка, ко­торой он будет вытирать руки, а также небольшая картонка-подставка для готового изделия.

Если у вас нет глины, можно использовать самодельное мягкое и пластичное тесто (для теста нужно смешать полста­кана соли, полстакана муки, полстакана воды и одну чайную ложку подсолнечного масла). Готовое изделие из теста нуж­но просушить с двух сторон на теплой батарее, а потом раск­расить гуашью.

Предполагаемые навыки и умения ребенка к 4 годам:

- испытывает интерес к лепке из пластилина и глины;

- знает свойства глины и пластилина;

- использует разнообразные приемы лепки (скатывание, раскатывание, сплющивание, соединение, вдавливание паль­цем углубления, прищипывание  краев формы кончиками пальцев);

- передает в лепке различие предметов по величине;

- раскатывает комочки прямыми и круговыми движения­ми ладоней;

- соединяет концы раскатанной колбаски в кольцо;

- сплющивает шар, сжимая его ладонями обеих рук;

- умеет украшать вылепленный предмет из глины, исполь­зуя палочку с заостренным концом (спичку) или стеку;

- умеет доводить изделие до нужного образа с помощью до­полнительного материала;

- сочетает в поделке лепку из пластилина и природный ма­териал;

- умеет лепить различные предметы из 1—3 частей, соеди­няя их путем прижатия и примазывания друг к другу;

- умеет наносить пластилин тонким слоем на ограничен­ную контуром поверхность;

- умеет аккуратно пользоваться глиной и пластилином: не пачкать стол, одежду, лепить на дощечке.

Если ребенок не умеет делать что-либо из выше перечис­ленного, не переживайте. У вас еще будет время наверстать упущенное.

Желаем успеха!

Содержание

От автора     3

Годовое тематическое планирование занятий по лепке     9

Конспекты занятий     12

Занятие 1. Мячик (Лепка из глины)     12

Занятие 2. Картошка в мешке (Налеп из пластилина)     13

Занятие 3. Яблоко (Нанесение пластилина на поверхность)     14

Занятие 4. Миска с вишенками (Лепка из пластилина)     15

Занятие 5. Грибная поляна (Лепка из пластилина)     16

Занятие 6. Листья на дереве (Налеп из пластилина)     17

Занятие 7. Солнышко лучистое

(Нанесение пластилина на поверхность)     18

Занятие 8. Длинная змея (Лепка из пластилина)     19

Занятие 9. Варежки (Нанесение пластилина на поверхность)     20

Занятие 10. Стол (Лепка из пластилина)     20

Занятие 11. Миски трех медведей (Лепка из глины)     21

Занятие 12. Печенье (Лепка из глины или теста)     22

Занятие 13. Колодец (Налеп из пластилина)     23

Занятие 14. Елочный шарик (Лепка из пластилина)     24

Занятие 15. Снеговик (Лепка из пластилина)     25

Занятие 16. Елка (Налеп из пластилина)     26

Занятие 17. Черепаха (Лепка из пластилина)     26

Занятие 18. Лестница для бельчонка (Лепка из пластилина)     27

Занятие 19. Рыбка (Лепка из глины)     28

Занятие 20. Бабка и дед

(Нанесение пластилина на поверхность)     29

Занятие 21. Мама (Лепка из глины)     30

Занятие 22. Домик для зайчика и петуха

(Лепка из пластилина)     31

Занятие 23. Пушка (Лепка из глины)     32

Занятие 24. Машинка (Лепка из пластилина)     33

Занятие 25. Повар (Лепка из глины или теста)     34

Занятие 26. Бабочка на цветке

(Нанесение пластилина на поверхность)     35

Занятие 27. Кактус в горшке (Лепка из пластилина)     36

Занятие 28. Возвращение уток (Лепка из пластилина)     36

Занятие 29. Цыпленок (Лепка из пластилина)     37

Занятие 30. Сова (Лепка из пластилина)     38

Занятие 31. Цветок на клумбе (Лепка из пластилина)     39

Занятие 32. Пасхальное яйцо

(Нанесение пластилина на поверхность)     40

Занятие 33. Грядки

Коллективная работа. (Лепка из пластилина)     41

Занятие 34. Свободная тема (Лепка из пластилина)     42

Занятие 35. Гусеница (Лепка из пластилина)     42

Занятие 36. Красивая бабочка

(Нанесение пластилина на поверхность)     43

Товар размещен в разделах

QR-код страницы

Для партнеров

Зарабатывай
с учмагом

Добавить отзыв

Для добавления отзыва необходимо войти на сайт.