В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Модели взаимодействия с детьми группы риска: опыт работы социального педагога

  • Модели взаимодействия с детьми группы риска: опыт работы социального педагога — интернет-магазин УчМаг
-10%
161 руб.
144,90 руб.
Нашли дешевле? Снизим цену! Подписаться на снижение цены Заказать
Есть на складе Заказать в ближайшем магазине
1 Отзыв В избранное
Код: 1228е
Авторы-составители: Свиридов А. Н.
Издательство: Учитель, 2019
ISBN: 978-5-7057-2168-9, 978-5-7057-4583-8
Страниц: 184
УДК: 371
Штрихкод: 9785705721689, 9785705745838
Размеры (Ш x В x Т): 140 x 200 x 8 (мм)
Обложка: припрессовка глянц. плёнкой
Переплёт: мягкая, склейка
Вес: 125 г
В пособии представлены рекомендательные и технологические материалы,
необходимые в практической деятельности работникам образования среди детей
и подростков социально опасного поведения, и методики социально-педагогической работы с их родителями.
Предлагаемые модели взаимодействия построены с учетом положений ФГОС
на основе координации усилий педагогов, психологов, родителей, специалистов социальной защиты и ресурсов самой формирующейся личности молодого человека.
В поиске контакта и взаимопонимания с подростками используются предельно гуманистические методы народной педагогики, социально-педагогический тренинг, досуговые мероприятия.
Адресовано руководителям образовательных организаций, социальным педагогам, психологам, классным руководителям, родителям; будет интересно широкому кругу читателей.

Подробное описание

Введение

Современная школа уходит от авторитарности, от представлений об ученике только как объекте педагогической системы.

Естественно, что в своей работе с детьми осложненного поведения педагоги должны использовать предельно гуманистические методы воспитания: самовоспитание, социально-педагогический тренинг, досуговые мероприятия, методы лечебной и народной педагогики, воспитание природой.

Ведущим гуманистическим методом профилактической работы в образовательном учреждении является метод самоорганизации и саморегуляции. Ведь педагогу чаще всего приходится общаться с «трудными», несамостоятельными и неорганизованными подростками, которые испытывают затруднения в руко-водстве своими эмоциями и поступками. По словам Р. В. Овчаровой, «воспитание самоорганизации – это воспитание культуры времени»: умения планировать свою жизнь, знать и адекватно оценивать свои возможности, самостоятельно делать свой выбор и нести ответственность за собственные принятые решения.

Социальная педагогика придерживается строгого принципа: прежде чем помогать развитию, необходимо изучить возможности каждого конкретного ребенка и его социокультурной среды. Необходимо выявить личностный потенциал каждого ребенка
и среды, чтобы педагогически грамотно и эффективно помочь ему включиться в программы развития.

Главная цель социализации личности не в ее унификации, превращении в послушный «винтик» и «болтик», а в удовлетворении потребности в самореализации (А. Маслоу) и в развитии способности для успешного осуществления этой цели. В противном случае процесс социализации лишается гуманистического смысла и становится инструментом психологического насилия, направленного не на личностный рост и не на достижение единственной в своем роде индивидуальности, а на унификацию, стратификацию, нивелировку «Я».

Р. Мэй выделяет следующие составляющие устойчивой личности:

Первая – это свобода личности. В его понимании означает возможность «строить свои собственные неповторимые личностные модели из материалов наследственности и среды». Ее оборотной стороной является ответственность за свои поступки
и решения.

Вторая составляющая – индивидуальность. Иначе, это умение быть самим собой. И как бы мы ни относились к себе, взаимодействовать с окружающим миром приходится такими, какими мы являемся. Любой человек уникален и неповторим. Задача в том, чтобы понять собственную природу и найти в себе мужество принять себя таким, а не воевать с самим собой всю свою жизнь.

Третья составляющая – социальная интегрированность. Утверждается, что «для личности огромное значение имеет умение приспосабливаться к обществу, ибо человек вынужден жить
в мире, состоящем из других индивидов». Это не означает отказа от индивидуальности, так как чем более социально интегрированным становится человек, тем больше возможностей реализовать свою неповторимую индивидуальность, накинув узду
на свои эгоцентрические, антисоциальные инстинктивные побуждения. «От нас зависит, предаться ли разгулу и, потеряв человеческий облик, опуститься на дно или подняться к высотам разума и беседовать с вечностью» (А. Маслоу).

Четвертая составляющая – духовность человека. Н. Ф. Голованова системообразующим элементом процесса социального воспитания считает «ситуации социального опыта» ребенка. «Эти педагогически организованные обстоятельства и отношения, «запускающие» социальные действия детей, стремление приспосабливаться к изменениям, поиск решений, связанных
с собственным жизненным смыслом, мы называем ситуациями социального опыта».

Логика ситуации социального опыта характеризуются шестью последовательными и взаимосвязанными стадиями:

  1. Наблюдение социального явления или обстоятельства, выделение его социального содержания.
  2. Переживание и принятие акта социального воздействия.
  3. Актуализация имеющегося социального опыта.
  4. Превращение внешнего воздействия в факт сознания: его интерпретация и сохранение.
  5. Практическое действие или реакция.
  6. Рефлексия.

Детский социальный опыт – это всегда образ реально прожитой ситуации. Типология ситуаций социального опыта (по Н. Ф. Головановой):

Первый тип – ситуация обращения к имеющемуся у ребенка социальному опыту, актуализация этого опыта, его рефлексивный анализ: «Ситуации ролевого действия», «Ситуации переживания и осмысления отношений людей», «Ситуации переживания и осмысления отношения к себе» и т. д.

Второй тип – социальный опыт строится вокруг личного выбора ребенка: от него требуется объяснить свой выбор словами, высказав собственное суждение, стать инициатором игрового взаимодействия или проявить личную ответственность в принятии решения: «Вербальная ситуация выбора», «Игровая ситуация выбора», «Реальные ситуации самоопределения в социуме».

Ситуации социального опыта позволяют понять воспитание как неотъемлемую часть социальной жизни ребенка, увидеть реальную взаимосвязь социализации и воспитания.

Следовательно, рамки предоставленных материалов ограничиваются социально-психологическим и социально-педагогическим аспектами.

Цель их – вооружить педагогов, родителей, слушателей курсов повышения квалификации, студентов современными методиками, технологиями, формами работы в сфере педагогической профилактики в среде детей осложненного поведения.

Некоторые педагоги и родители склонны испытывать чувство беспомощности перед проблемой, чувство вины за «ошибки» своих детей и воспитанников и рассматривают их как следствие только своих собственных недоработок в воспитании.

Очень важно, чтобы бесплодное и разрушительное чувство вины уступило место чувству конструктивной ответственности за дальнейшие события и поступки подростка. Введение

Современная школа уходит от авторитарности, от представлений об ученике только как объекте педагогической системы.

Естественно, что в своей работе с детьми осложненного поведения педагоги должны использовать предельно гуманистические методы воспитания: самовоспитание, социально-педагогический тренинг, досуговые мероприятия, методы лечебной и народной педагогики, воспитание природой.

Ведущим гуманистическим методом профилактической работы в образовательном учреждении является метод самоорганизации и саморегуляции. Ведь педагогу чаще всего приходится общаться с «трудными», несамостоятельными и неорганизованными подростками, которые испытывают затруднения в руко-водстве своими эмоциями и поступками. По словам Р. В. Овчаровой, «воспитание самоорганизации – это воспитание культуры времени»: умения планировать свою жизнь, знать и адекватно оценивать свои возможности, самостоятельно делать свой выбор и нести ответственность за собственные принятые решения.

Социальная педагогика придерживается строгого принципа: прежде чем помогать развитию, необходимо изучить возможности каждого конкретного ребенка и его социокультурной среды. Необходимо выявить личностный потенциал каждого ребенка
и среды, чтобы педагогически грамотно и эффективно помочь ему включиться в программы развития.

Главная цель социализации личности не в ее унификации, превращении в послушный «винтик» и «болтик», а в удовлетворении потребности в самореализации (А. Маслоу) и в развитии способности для успешного осуществления этой цели. В противном случае процесс социализации лишается гуманистического смысла и становится инструментом психологического насилия, направленного не на личностный рост и не на достижение единственной в своем роде индивидуальности, а на унификацию, стратификацию, нивелировку «Я».

Р. Мэй выделяет следующие составляющие устойчивой личности:

Первая – это свобода личности. В его понимании означает возможность «строить свои собственные неповторимые личностные модели из материалов наследственности и среды». Ее оборотной стороной является ответственность за свои поступки
и решения.

Вторая составляющая – индивидуальность. Иначе, это умение быть самим собой. И как бы мы ни относились к себе, взаимодействовать с окружающим миром приходится такими, какими мы являемся. Любой человек уникален и неповторим. Задача в том, чтобы понять собственную природу и найти в себе мужество принять себя таким, а не воевать с самим собой всю свою жизнь.

Третья составляющая – социальная интегрированность. Утверждается, что «для личности огромное значение имеет умение приспосабливаться к обществу, ибо человек вынужден жить
в мире, состоящем из других индивидов». Это не означает отказа от индивидуальности, так как чем более социально интегрированным становится человек, тем больше возможностей реализовать свою неповторимую индивидуальность, накинув узду
на свои эгоцентрические, антисоциальные инстинктивные побуждения. «От нас зависит, предаться ли разгулу и, потеряв человеческий облик, опуститься на дно или подняться к высотам разума и беседовать с вечностью» (А. Маслоу).

Четвертая составляющая – духовность человека. Н. Ф. Голованова системообразующим элементом процесса социального воспитания считает «ситуации социального опыта» ребенка. «Эти педагогически организованные обстоятельства и отношения, «запускающие» социальные действия детей, стремление приспосабливаться к изменениям, поиск решений, связанных
с собственным жизненным смыслом, мы называем ситуациями социального опыта».

Логика ситуации социального опыта характеризуются шестью последовательными и взаимосвязанными стадиями:

  1. Наблюдение социального явления или обстоятельства, выделение его социального содержания.
  2. Переживание и принятие акта социального воздействия.
  3. Актуализация имеющегося социального опыта.
  4. Превращение внешнего воздействия в факт сознания: его интерпретация и сохранение.
  5. Практическое действие или реакция.
  6. Рефлексия.

Детский социальный опыт – это всегда образ реально прожитой ситуации. Типология ситуаций социального опыта (по Н. Ф. Головановой):

Первый тип – ситуация обращения к имеющемуся у ребенка социальному опыту, актуализация этого опыта, его рефлексивный анализ: «Ситуации ролевого действия», «Ситуации переживания и осмысления отношений людей», «Ситуации переживания и осмысления отношения к себе» и т. д.

Второй тип – социальный опыт строится вокруг личного выбора ребенка: от него требуется объяснить свой выбор словами, высказав собственное суждение, стать инициатором игрового взаимодействия или проявить личную ответственность в принятии решения: «Вербальная ситуация выбора», «Игровая ситуация выбора», «Реальные ситуации самоопределения в социуме».

Ситуации социального опыта позволяют понять воспитание как неотъемлемую часть социальной жизни ребенка, увидеть реальную взаимосвязь социализации и воспитания.

Следовательно, рамки предоставленных материалов ограничиваются социально-психологическим и социально-педагогическим аспектами.

Цель их – вооружить педагогов, родителей, слушателей курсов повышения квалификации, студентов современными методиками, технологиями, формами работы в сфере педагогической профилактики в среде детей осложненного поведения.

Некоторые педагоги и родители склонны испытывать чувство беспомощности перед проблемой, чувство вины за «ошибки» своих детей и воспитанников и рассматривают их как следствие только своих собственных недоработок в воспитании.

Очень важно, чтобы бесплодное и разрушительное чувство вины уступило место чувству конструктивной ответственности за дальнейшие события и поступки подростка.

Содержание

Введение    3

Технологии и методики  социального воспитания    7

Социально-педагогические проблемы  в среде детей из группы риска (материалы для семинаров с педагогами)    36

Современные технологии профилактики наркозависимости сре-ди детей и подростков    71

Социально-педагогическая работа  с родителями детей группы риска (рекомендации, консультации, тренинги)    111

Приложения    164

Литература    178

С этим товаром покупают

Товар размещен в разделах

QR-code

Скрыть

Для партнеров

Скрыть
Коммерческое предложение
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее мышкой и нажмите:
Ctrl + Enter

Отзывы

16 июня 2011 (14:23)
Ирина Телина
РЕЦЕНЗИЯ
на пособие А. Н. Свиридова «Модели взаимодействия
с детьми группы риска: опыт работы социального педагога»

В последнее время нестабильность общественных отношений и интенсив-ных социальных сдвигов привели к усилению негативных тенденций, предъявляющих повышенные требования к самоопределению и стабильности личности, а также провоцирующие ее девиантное поведение, а нередко де-градацию и саморазрушение. Особенно трудно в этот период приходится детям и подросткам, которые в силу возрастных особенностей отличаются личностной нестабильностью, противоречивостью. Именно поэтому, говоря об отклоняющемся поведении, имеют в виду в основном подростков.
Характер нарушений поведения у подростков может быть самым разнообразным. Чаще всего они проявляются в противоположных действиях, игнорировании существующих требований и порядков, пьянстве и алкоголизме, сексуальной распущенности, бродяжничестве, употреблении наркотических и токсических веществ, суицидальных тенденциях, агрессии, вандализме.
В этой связи пособие А. Н. Свиридова является весьма актуальным и по-лезным в практике работы школьного социального педагога не только с детьми и подростками группы риска, но и их родителями. Пособие ориенти-ровано на то, что возникшие трудности в психофизиологическом развитии подростка нуждаются в понимании, принятии  и правильном социально-педагогическом воздействии со стороны учителей, социального педагога и родителей.
В пособии автор достаточно глубоко раскрывает технологии и методики социального воспитания, социально-педагогические проблемы в среде детей из группы риска. Особо востребованными в настоящее время являются технологии профилактики наркозависимости детей и подростков (цель, принципы, этапы профилактической программы, подходы к ее организации и пр.), которые автор предлагает читателю-специалисту в качестве рекомендаций.
Особого внимания в пособии заслуживают материалы, посвященные социально-педагогической работе с родителями детей группы риска – рекомендации, тренинги, досуговые мероприятия.
Пособие А. Н. Свиридова по новизне, теоретической и практической значимости рекомендуется руководителям образовательных учреждений, классным руководителям, социальным педагогам, психологам, студентам педагогических вузов. Материалы пособия в практике образовательных учреждений могут быть использованы для психолого-педагогического просвещения родителей.

Рецензент:
канд.пед.наук, доцент кафедры
социальной педагогики, педагогики
и психологии начального образования
Орского гуманитарно-технологического
института (филиала) ГОУ ОГУ                            И. А. Телина

Добавить отзыв

Для добавления отзыва необходимо войти на сайт.
Вход Регистрация
Поиск: по сайту | по коду товара | расширенный
Для выгрузки прайса в формате YML Вам необходимо стать партнером УчМага.
Ознакомиться с условиями участия в партнерской программе
@mail.ru
@mail.ru