Новогодний праздник. От 2 до 7 лет (серия "Грамматика в играх и картинках")

Снято с продажи
Код 865ф
Издательство Паритет, 2005
ISBN 5-93437-212-2
Страниц 32
УДК 373
Штрихкод 9785934372126
Размеры (Ш x В x Т) 192 x 255 x 3 (мм)
Вес 121 г
Книга поможет педагогам и родителям организовать работу по развитию грамматической стороны речи у детей дошкольного возраста от 2 до 7 лет. В ней предложено 50 дидактических игр, посвященных лексической теме "Новогодний праздник". От одной возрастной группы к другой постепенно усложняется материал, варьируется сочетаемость упражнений, их смена и взаимосвязь. Приведенная таблица демонстрирует последовательность расположения материала для каждого года жизни по частям речи.
Формирование грамматической стороны речи определяется нормами русской грамматики и типовыми особенностями усвоения ее в дошкольном возрасте. Обучение носит характер упражнений и специально подобранных дидактических игр с наглядным материалом.
Цветной иллюстративный материал содержится в середине пособия. Он легко вынимается из книги и может служить демонстрационным или раздаточным материалом.

Подробное описание

ВВЕДЕНИЕ


Авторы серии книг «Грамматика в играх и картинках» — известные специалисты-практики, давно и плодотворно работающие с детьми раннего возраста,—дают методические и практические рекомендации по работе с детьми в соответствии с периодами возрастного развития.

Каждая книга серии посвящена определенной лексической теме, соответствующей ти­повой «Программе воспитания и обучения в детском саду». Тема «Новогодний праздник» изучается в младшей, второй младшей, средней, старшей и подготовительной группах.

Формирование грамматической стороны речи — раздел работы, наименее освоенный в дошкольной педагогической практике, т. к. является наиболее сложным для усвоения детьми и, соответственно, для преподавания. Цель книги — помочь педагогам (логопедам, дефектологам, воспитателям) и родителям организовать работу по развитию грамматиче­ской стороны речи у детей дошкольного возраста от 2 до 7 лет.

В основе системы лежит комплексный подход, направленный на решение взаимосвязан­ных задач, охватывающих разные стороны речевого развития (лексическую, грамматиче­скую, развитие связной речи). Основным принципом является взаимосвязь разных речевых задач, которая на каждом возрастном этапе выступает в разных сочетаниях. Образуется принцип преемственности, который осуществляется в двух формах: линейной и концентри­ческой. Решение каждой задачи осуществляется, прежде всего, линейно, поскольку от одной возрастной группы к другой (младшей, второй младшей, средней, старшей, подготовительной) постепенно усложняется материал, варьируется сочетаемость упражнений. На каждом этапе обучения сохраняется программное ядро. Словарная работа — это ра­бота над смысловой стороной речи, а грамматическая — формирование языковых обоб­щений. Последовательное осуществление преемственности в обучении позволяет не толь­ко опираться на прошлое, но и ориентироваться на последующее развитие речевых умений и навыков.

Приведенная таблица демонстрирует последовательность расположения материала для каждого года жизни ребенка по частям речи.

Пособие содержит специально подобранный игровой материал. Игры составлены с уче­том основных дидактических принципов: наглядности, доступности, последовательности, максимального использования активности ребенка. Работа по формированию граммати­ческой стороны речи определяется нормами русской грамматики и типовыми особенно­стями усвоения ее в дошкольном возрасте. Обучение осуществляется с помощью упраж­нений и дидактических игр с наглядным материалом или без него (в старших группах). Наглядным материалом служат не только картинки, но и натуральные предметы, игрушки.

Для удобства работы с детьми цветной иллюстративный материал содержится в середи­не пособия. Он легко вынимается из книги и может служить демонстрационным или разда­точным материалом.

Работа по формированию и коррекции нарушений лексико-грамматического строя у дошкольников проводится по следующим направлениям:

- обогащение словаря;

- уточнение значений слов;

- формирование словоизменения;

- формирование словообразования.

Она осуществляется на материале имен существительных, прилагательных, глаголов, наречий, местоимений, числительных, служебных частей речи, начиная со слов, наиболее часто употребляющихся в речевой практике, с постепенным переходом к менее употреби­тельным. При нормальном речевом развитии дети к пяти годам свободно пользуются развернутой фразовой речью. Они имеют достаточный словарный запас, владеют навыка­ми словообразования и словоизменения. К этому времени окончательно формируется правильное звукопроизношение, готовность к звуковому анализу и синтезу.

Но не всегда эти процессы протекают благополучно. У некоторых детей при нормаль­ном слухе и интеллекте резко задерживается формирование каждого из компонентов языка: фонетики, лексики, грамматики. Это нарушение определяют как общее недоразви­тие речи. У детей с общим недоразвитием речи всегда отмечается нарушение звукопроизношения, недоразвитие фонематического слуха, выраженное отставание в формировании словарного запаса и грамматического строя, что служит серьезным препятствием для овладения ими программой детского сада общего типа, а в дальнейшем и программой общеобразовательной школы.

Компенсация речевого недоразвития ребенка, его социальная адаптация и подготовка к дальнейшему обучению в школе продиктовала необходимость создания данной серии книг.

Чтобы ребенок овладел грамматической стороной речи, недостаточно обеспечить ему богатое речевое общение, идеальные образцы для подражания.

Грамматическая сторона речи формируется по законам образования нервных связей, стереотипов. Первые условные связи вызывают в речи ребенка грамматические ошибки («ногов», «ножов», «мячов»). Этот процесс может затянуться, поскольку у детей само­стоятельно не возникает ориентировка на форму слова, они не прислушиваются к ней. В процессе речевой практики, в результате воздействия взрослого и использования специ­альных приемов (исправление, многократное упражнение, подчеркивание голосом нуж­ной части слова и др.) у ребенка возникает замена одних стереотипов другими, их дифференциация. В русском языке много исключений из общих правил, которые нужно запомнить, на которые нужно выработать частные, единичные динамические речевые стереотипы. Это объясняет необходимость таких методических правил в развитии речи детей, как по­вторение, обеспечение целевой речевой практики, упражнения.

Заниматься грамматикой следует непродолжительно, т. к. материал сложен. Играм и упражнениям отводится, как правило, 5-10 минут, таким образом, они составляют лишь часть занятия по развитию речи.

Занятия должны проходить живо, непринужденно. Не следует при объяснении употреб­лять грамматическую терминологию. Для того чтобы заинтересовать ребенка, можно в предлагаемые фразы включать имена знакомых или присутствующих. Одно и то же программное содержание повторяется на занятиях до полного исчезновения грамматиче­ской ошибки. Занятия должны чередоваться по частям речи.

Содержание

Введение .     7

2—3 года (1 младшая группа)

Игра «Дед Мороз и елка»     7

Игра «Мы на елочку идем, громко песенку поем»     7

Игра «Прятки»    8

Игра «Что сказать?»    8

Игра «Два гнома»     8

Игра «Что будут делать дети?»    9

Игра «Волшебная палочка»     9

Игра «Такая же игрушка»     10

3—4 года (2 младшая группа)

Игра «Дед Мороз раздает подарки»     11

Игра «Собери елочные игрушки»     11

Игра «Длинный — короткий»    12

Игра «Что в мешке?»     12

Игра «Накрываем праздничный стол» .      12

Игра «Идем в лес за елкой»     13

Игра «Чей подарок?»    13

Игра «Приказы Деда Мороза»    14

Игра «Покупаем елочные украшения»    14

Игра «Чья игрушка?»      14

4—5 лет (средняя группа)

Игра «Что лежит под елкой?»    15

Игра «Играем в прятки с Дедом Морозом»    ...15

Игра «Наряжаем елку»     16

Игра «Блестящий — матовый»    16

Игра «Кто что делает?»     16

Игра «А у меня лучше»     17

Игра «Собираем подарки»     17

Игра «Слова наоборот»    17

Игра «Скажите ласково»    18

Игра «Скажи, какой?»     18

5—6 лет (старшая группа)

Игра «Чья это игрушка?»     19

Игра «Какой, какая, какое?»     19

Игра «Веселый лабиринт»     20

Игра «Ласковый лисенок»     20

Игра «У кого?»     20

Игра «Что это такое?»     21

Игра «Какое слово лишнее?»     21

Игра «Слова-родственники»     21

Игра «Подумай и скажи»    22

Игра «Скажи, где»     22

6—7 лет (подготовительная группа)

Игра «У меня много, а у тебя?» .     23

Игра «Хвастун»     23

Игра «Загадки Деда Мороза»     ,23

Игра «Как сказать иначе?»     24

Игра «В лесу»     24

Игра «Скажи правильно»    24

Игра «Скажи по-другому!»     25

Игра «Подумай и скажи»     25

Игра «Кому что?»     25

Игра «Угадай, без чего?»    26

Игра «Рождественский стол»    26

Игра «Колядки»    26

Игра «Святочные гадания»    27

Товар размещен в разделах

QR-код страницы

Для партнеров

Зарабатывай
с учмагом

Добавить отзыв

Для добавления отзыва необходимо войти на сайт.