Школьный словарь синонимов и антонимов. С практическими упражнениями и заданиями: для учащихся 1-4 классов

Есть на складе
156 руб.
-10%
140,40 руб.
Нашли дешевле? Снизим цену!
Подписаться на снижение цены
Версии товара:
Код 91а
Авторы-составители Лободина Н. В.
Издательство Учитель, 2020
Серия Школьный словарь
ISBN 978-5-7057-5172-3
Страниц 133
УДК 373.167.1
Штрихкод 9785705751723
Размеры (Ш x В x Т) 140 x 200 x 6 (мм)
Обложка припрессовка глянц. плёнкой
Переплёт мягкая, склейка
Вес 138 г
Предлагается школьный словарик синонимов и антонимов, составленный с учетом лексики, имеющейся в действующих учебниках по русскому языку и литературному чтению в начальных классах, соответствующих ФГОС НОО. Грамматический состав словарика дает возможность ученику использовать материалы при изучении имен существительных, имен прилагательных и глаголов, то есть частей речи, которым в начальной школе отводится главное место, подбирая для практических упражнений те группы синонимов и антонимов, которые составлены из слов изучаемой части речи.
Главная особенность словаря в том, что он представлен двумя частями: теоретической (самого словаря синонимов и антонимов) и практической, где даются различные упражнения с синонимами и антонимами, выполнив которые учащийся сможет легко справиться с любым заданием образовательной программы по этой теме.
Предназначен учащимся 1-4 классов, педагогам общеобразовательных организаций, родителям школьников, заинтересованным в успешном освоении детьми лексики русского языка.

Подробное описание

Введение

Предлагаемый словарик синонимов и антонимов разработан с учетом лексики, имеющейся в ныне действующих учебниках по русскому языку и литературному чтению в начальных классах. Синонимические и антонимические гнезда составлены преимущественно из имен существительных, имен прилагательных и глаголов, то есть из тех частей речи, изучению которых в начальных классах отводится главное место. Подобный грамматический состав словарика дает возможность использовать материалы словаря при изучении любой из названных частей речи, подбирая для практических упражнений те синонимические и антонимические группы, которые составлены из слов изучаемой части речи.

Словарь синонимов и антонимов состоит из двух частей: теоретической части (самого словаря синонимов и антонимов) и практической части, в которой предложены различные упражнения с синонимами и антонимами, выполнив которые ученик сможет легко справиться с любым заданием образовательной программы по этой теме.

Лексическое богатство языка в значительней степени обеспечивается его синонимикой. Синонимы – это слова, обозначающие одно и то же явление действительности. Однако они называют одно и то же по-разному – или выделяя в называемом предмете различные его стороны, или характеризуя этот предмет с различных точек зрения. Синонимы могут различаться:

– оттенками лексического значения;

– эмоционально-экспрессивной окраской;

– стилистической принадлежностью;

– степенью употребительности;

– сочетаемостью с другими словами.

Система практических упражнений с синонимами складывается из следующих элементов:

а) обнаружение синонимов в читаемых текстах, объяснение значений и особенно оттенков значений, различий между словами-синонимами;

б) подбор синонимов, которые могут служить заменой данным, и выяснение оттенков значений, различий употребления;

в) специальные упражнения с синонимами;

г) активизация синонимов, использование синонимов в связной речи;

д) исправление речевых ошибок (неудачное употребление слов), замена слова другим, синонимичным ему и более уместным в данном тексте.

Элементарную работу с синонимами начинают в период обучения грамоте. Учитель постоянно обращает внимание учащихся на встречающиеся в текстах синонимы и их градацию: «светлое», «солнечное небо». Во 24 классах учащиеся подбирают группы из 23 синонимов. Обычно при подборе синонимов они располагаются по нарастающей степени качества: «большой», «огромный», «громадный». С целью активизации лексического словаря необходимо предлагать для анализа группы из трех синонимов и более. Анализ синонимов – это работа над точностью употребления слова в речи. Умение пользоваться синонимами является навыком сложным и формируется путем включения в работу разнообразных упражнений.

Антонимы, или слова с противоположным смыслом, стали предметом лингвистического анализа сравнительно недавно, и интерес к изучению русской антонимии заметно возрастает. Потребность подобрать слова с противоположными значениями, найти образное противопоставление, «выделить» полярные проявления того или иного качества, признака, свойства часто возникает у людей самых разных специальностей, у всех, кто интересуется языком и тем более связан с ним своей профессией, то есть у филологов, преподавателей русского языка, переводчиков, писателей, журналистов.

Лексические единицы словарного состава языка оказываются тесно связанными не только на основании их ассоциативной связи по сходству или смежности как лексико-семантические варианты многозначного слова. В основе антонимии лежит ассоциация по контрасту, отражающая существенные различия однородных по своему характеру предметов, явлений, действий, качеств и признаков. Антонимия представляет собой одно из существенных измерений лексико-семантической системы различных языков. Разнообразные смысловые отношения антонимов с иными категориями слов, и в первую очередь с синонимами, свидетельствуют об их тесной связи.

В практической части словаря антонимов предложена система практических упражнений, складывающихся из следующих элементов:

1. Группировка антонимов по парам.

2. Составление предложений с антонимами.

3. Замена антонимов в предложении.

4. Дополнение начатого предложения словами с противоположным значением.

5. Подбор антонимов к словам, выступающим в разных значениях.

Представленные в словарике упражнения способствуют глубокому усвоению учащимися антонимии как языкового явления. Школьники здесь оперируют не столько словами-антонимами, сколько антонимами-морфемами, не просто делят слова по составу, а устанавливают отношения между соответствующими приставками, в нашем случае, например, антонимические, усложняется мыслительная работа. Основная цель упражнений – использовать антонимы в устной и письменной речи, ведь умение вводить их в свою речь служит одним из критериев оценки речевого развития младших школьников.

Содержание

Введение    3

Словарь синонимов    6

Практические упражнения, связанные с усвоением синонимов    26

Словарь антонимов    52

Практические упражнения, связанные с усвоением антонимов    79

Рекомендации по проверке практических упражнений    108

Синонимы    108

Антонимы    121

Литература    129

Товар размещен в разделах

  • Детский мир
  • Ребенок и школа
  • Помогаем выполнять домашние задания
  • Словари

QR-код страницы

Для партнеров

Зарабатывай
с учмагом

Добавить отзыв

Для добавления отзыва необходимо войти на сайт.
@mail.ru
@mail.ru