Ниткография. Конспекты занятий по развитию пальчиковой моторики и речи (от 3 до 7 лет).

Снято с продажи
Код 850в
Авторы Новиковская О.А.
Издательство Паритет, 2008
ISBN 978-5-93437-327-7
Страниц 48
УДК 373
Штрихкод 9785934373277
Размеры (Ш x В x Т) 190 x 255 x 2 (мм)
Вес 86 г
В книге представлены конспекты 20 занятий с применением ниткографии. Метод ниткографии позволяет совершенствовать зрительное восприятие детей, развивать зрительно-моторную координацию, формировать плавность, ритмичность и точность движений, подготавливать руку ребенка к письму.
Ниткографию можно сочетать с развитием связной речи - после прослушивания сказки, рассказа, загадки можно дать ребенку задание изобразить его героев или задать вопросы, ответами на которые послужат "рисунки" нитью.
Изобразительные задания даются как самостоятельная часть занятия. Ниткография в сочетании с живым рассказом научит маленьких слушателей составлять план повествования с помощью несложных контурных "рисунков". Слуховая память в процессе выполнения рисунка нитью подкрепляется и другими видами запоминания - зрительным и двигательным.

Подробное описание

Введение

Педагогам, работающим с детьми дошкольного возраста, хорошо известна прямая связь между развитием мелкой моторики пальцев рук ребенка и его ре­чевым развитием. Исследования физиологов доказали, что «есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи такой же, как артикуляционный аппарат. С этой точки зрения проекция руки есть еще одна речевая зона мозга» '. Иначе говоря, чем более ловки и умелы пальчики малыша, тем успешнее будет формироваться его речь. Причем не только устная, но и письменная, так как ка­чество письма первоклассника напрямую зависит от развития тонких движений пальцев рук, приобретенных еще в дошкольном детстве.

В работе с детьми следует уделять большое внимание развитию пальчиковой моторики. Очень полезны игры с мелкими игрушками и предметами (мозаики и конструкторы), упражнения по выкладыванию из счетных палочек, пуговиц, рисованию пальцем по крупе (рассыпанной тонким слоем на подносе) или по за­потевшему стеклу.

Необходимо как можно чаще предлагать детям и все традиционные виды ри­сования карандашами, мелками, фломастерами, красками. Нравится детям и обводить с помощью трафаретов, а затем штриховать или раскрашивать полу­чившиеся контурные изображения.

Большую пользу для развития подвижности рук, приносит работа с ножни­цами, когда ребенок самостоятельно вырезает изображения предметов по конту­ру или получает симметричные фигурки, вырезая их из листа тонкой бумаги сложенной в 2, 4 и больше раз. Полезна и такая работа с бумагой, как оригами, которая требует от ребенка не только точности движений пальцев рук, но и их силы. Кроме того оригами развивает у будущих школьников такие качества как глазомер, пространственные представления, умение ориентироваться на плос­кости листа.

Весьма полезны для развития подвижности и силы пальцев рук занятия по лепке из пластичных материалов глины и пластилина. В процессе овладения различными приемами работы с пластилином (раскатыванием, скатыванием, расплющиванием, вытягиванием, сгибанием, защипыванием) кончики пальцев ребенка становятся все более гибкими и чувствительными. Ребенок учится рабо­тать всеми десятью пальцами, а одновременно с этим развивается его глазомер и художественный вкус.

Еще одним способом совершенствования пальчиковой моторики детей мож­но считать метод ниткографии. Ниткография выкладывание с помощью шнур­ка или толстой нити контурных изображений различных предметов, то есть «рисование» с помощью нити. «Рисунки», выполненные толстой нитью или шнуром, отличаются мягкостью получаемых форм, кажутся объемными и «жи­выми» по сравнению с обычным контурным изображением. Кроме того занятия с податливой, мягкой и пушистой нитью успокаивают детей и развивают у них интерес к декоративно-прикладному искусству.

Метод ниткографии позволяет решать сразу несколько дидактических за­дач:

  • совершенствовать зрительное восприятие детей;
  • развивать зрительно-моторную координацию;

формировать плавность, ритмичность и точность движений;

-    подготавливать руку ребенка к письму.

Обучение рисованию с помощи нити следует начинать с работы по готовому образцу. Взрослый показывает ребенку уже готовую «картинку» для того, чтобы он ее скопировал. Когда ребенок научится выкладывать простейшие изображе­ния, целесообразно переходить к «рисованию» по представлению. В этом случае параллельно с мелкой моторикой развивается и творческое воображение ма­ленького человека.

Ниткографию можно сочетать с развитием связной речи. После прослушива­ния сказки или рассказа имеет смысл дать ребенку задание изобразить его геро­ев. Также можно загадать загадки или задать вопросы, ответами на которые по­служат «рисунки» нитью.

Поначалу изобразительные задания даются обязательно в конце занятия как его самостоятельная часть. В дальнейшем, когда у детей появится определенный навык в работе с нитью, можно переходить к иллюстрации рассказа по ходу по­вествования. Таким образом, ниткография не только будет развивать моторику детей, но, в сочетании с живым рассказом, научит маленьких слушателей со­ставлять план повествования с помощью своих несложных контурных «ри­сунков». В результате слуховая память в процессе выполнения рисунка нитью будет подкрепляться и другими видами запоминания зрительным и двига­тельным.

На следующем этапе обучения рекомендуется соединить пересказ и изобра­зительную деятельность. Для этого взрослый просит ребенка пересказать знако­мый сюжет и проиллюстрировать его следующими одна за другой картинками, выполненными с помощью «волшебной» нити.

Важно отметить, что рисование нитью в сочетании с рассказыванием будет особенно полезно в работе с детьми, чей ведущий канал восприятия не слуховой, а кинестетический или зрительный. Возможность через движение и зрительный образ пропустить через себя информацию, воспринятую на слух, позволит малы­шам лучше ее усвоить, а затем и воспроизвести. Кроме того, как показывают на­блюдения, у современных дошкольников преобладают именно визуальный и ки­нестетический типы восприятия.

Теперь о материалах, которые понадобятся для занятий ниткографией. В ка­честве «волшебной нити» может быть использована толстая (не менее 2 мм толщиной) хлопчатобумажная или шерстяная нитка. Чем младше ребенок, тем толще должна быть нить. Детям трехлетнего возраста стоит дать для занятий не нитку, а шнурок, толщиной 4-5 мм. Важно, чтобы он легко изгибался и не был скользким (поэтому синтетические волокна не годятся). Длина шнурка (нити) должна быть 25-30 см.

Содержание

Занятие 1

Колобок            6

Занятие 2

Курочка Ряба              9

Занятие 3

Пузырь, соломинка и лапоть        10

Занятие 4

Лиса и журавль        12

Занятие 5

Котик-рыболов        14

Занятие 6

Митины подарки        15

Занятие 7

Загадки        16

Занятие 8

Утята           17

Занятие 9

Король и грязь            18

Занятие 10

Где чей дом?        19

Занятие 11

Лето        21

Занятие 12

Осень        24

Занятие 13

Зима        26

Занятие 14

Весна            28

Занятие 15

Цветы        30

Занятие 16

Как буквы пели песенки            32

Занятие 17

Веселый счет        34

Занятие 18

Буквы и цифры        35

Занятие 19

Любимые сказки            39

Занятие 20

Прописные буквы        44

Товар размещен в разделах

QR-код страницы

Для партнеров

Зарабатывай
с учмагом

Добавить отзыв

Для добавления отзыва необходимо войти на сайт.
Задать вопрос