Программно-целевое проектирование образовательных систем: стратегии инновационного развития

Снято с продажи
Код 1153
Авторы-составители Мясоедова Е. А., Томилина Н. В.
Издательство Учитель, 2011
Серия Управление современной школой
ISBN 978-5-7057-2224-2
Страниц 351
УДК 371
Штрихкод 9785705722242
Размеры (Ш x В x Т) 140 x 200 x 14 (мм)
Переплёт мягкая, склейка
Вес 235 г
В основу предлагаемых методических рекомендаций заложена идея программно-целевого проектирования деятельности, связанной с освоением новаций. Комментарии, встроенные в содержание рекомендаций, направлены на разъяснение процессных или технологических составляющих проектировочных шагов, согласование позиций по понятийному и методологическому аппарату. В приложениях представлены материалы, которые, по мнению авторов, будут полезны специалистам-практикам для информационного обеспечения проектировочной деятельности, структурирования содержания разделов целевых стратегических программ.
Пособие адресовано руководителям ОУ, специалистам органов управления образованием, а также членам творческих групп (стратегических команд), участвующим в проектировании целевых стратегических программ развития образовательных систем.

Подробное описание

предисловие

Современная эпоха общественного развития характеризуется стремительным нарастанием изменений, развитием инновационных процессов во всех сферах социокультурной жизни.
В мобильном мире, как отмечают социологи, «инновации все более приобретают статус генерального индикатора культурного процесса того или иного общества», а развитие инновационного потенциала социально организованных систем – статус стратегической цели управления. Одним из важнейших инфраструктурных элементов, призванных обеспечить становление конкурентоспособной экономики, инновационной системы на уровне общества, является институт образования. Но для успешного выполнения данной социальной роли сама система образования должна стать релевантной требованиям общества (см. 35, с. 725, 37–46). Только в этом случае она сможет эффективно выполнять свою главную социальную прогностическую функцию: быть самым «работоспособным «агентом» будущего» (14, с. 18).

Способность социальных организованных систем быстро адаптироваться к требованиям и меняющимся условиям внешней среды обеспечивается эффективными механизмами и методами управления изменениями. К ним и относятся программно-целевой, проектный методы. Данные методы, по мнению российских специалистов в области стратегического и инновационного менеджмента, социального управления (В. С. Соловьева, Р. А. Фатхутдинова, А. Г. Гладышева, В. Н. Иванова и др.), являются основой для разработки и определения путей реализации стратегии, развития социальных систем. Выбор и реализация стратегий, как отмечает, В. С. Соловьев, это не только «целесообразная разумная основа жизнедеятельности человека» во всех сферах его бытия, но и «единственно возможная форма существования и развития общества» (см. 117, с. 68). Результаты творческой, коллективной мыследеятельности по обоснованию, разработке стратегий развития социальных организованных систем, определению тактики их реализации воплощаются в целевых стратегических программах, инновационных проектах (см.: 117, с. 65–73, 305–345; 141, с. 391–392).

Сказанное выше свидетельствует об актуальности освоения руководителями и специалистами различных уровней иерархии управления образованием методологии стратегического, инновационного и проектного менеджмента средствами повышения квалификации и самообразования. Настоящее издание призвано оказать им посильную информационную и методическую поддержку.

Теоретической основой для наших рекомендаций и выводов стали работы отечественных исследователей в области философско-методологических проблем образования (Б. С. Гершунский, Л. А. Степашко, Н. Р. Сидоров, А. М. Новиков, А. В. Хуторской и др.); социологии инноватики и инновационного менеджмента (Ю. А. Карпова, Р. А. Фатхутдинов и др.); стратеги-ческого менеджмента и программно-целевого управления образованием (В. С. Соловьев, М. М. Поташник, Т. В. Орлова,
Т. И. Третьяков, А. М. Моисеев и др.); исследования, анализа
и проектирования социальных систем (В. И. Мухин, В. Н. Попов, В. С. Касьянов, В. С. Лазарев, С. Г. Воровщиков, М. М. Новожилова, М. А. Колесникова и др.); проектирования стратегических программ реструктуризации образовательных сетей (Л. И. Фиш-ман, В. В. Дудников, С. В. Астафьева, И. В. Кузнецова, и др.). Для обоснования авторской позиции, теоретических комментариев и т. д. использована литература и из других областей знаний, связанных так или иначе с проблемами проектирования стратегий развития образовательных систем. В первой части настоящей работы использованы и наши собственные методические разработки, основанные на обобщении опыта по информационно-методическому и консалтинговому сопровождению работы муниципальных команд пилотных районов Астраханской области по разработке целевых стратегических программ ре-структуризации сетей образовательных учреждений (см. 103). Работа осуществлялась в рамках технического задания проекта «Моделирование и проектирование  реструктуризации образовательной сети в малых городах и сельской местности Астраханской области», выполненного Астраханским институтом повышения квалификации и переподготовки (АИПКП) при инвестиционной поддержке Национального фонда подготовки кадров (НФПК) и организационной помощи Министерства образования и науки Астраханской области. Редактируя содержание опубликованных нами ранее методических рекомендаций, мы попытались решить следующую задачу: на примере разработки конкретной целевой стратегической программы  раскрыть общую методологию проектирования стратегий инновационного развития образовательных систем (преимущественно муниципального уровня), планирования деятельности по реализации стратегии.

Во второй части работы мы опирались на обобщенный опыт консалтинговой деятельности кафедры управления и экономики образования АИПКП по научно-методическому сопровождению работы проектных групп ОУ Астраханской области над программами развития учреждений.

В целом авторы-составители попытались последовательно осветить главные вопросы, связанные с разработкой и реализацией стратегических целевых программ развития образовательных систем как инструмента стратегического управления. Обе части настоящей публикации содержательно взаимосвязаны. Комментарии, важные для обеспечения эффективности работы стратегических команд, мы выстроили по принципу взаимодополнения. Поэтому мы рекомендуем членам проектных групп (стратегических команд) образовательных учреждений и членам МСК познакомиться с материалами в полном объеме. Выражаем надежду, что Ваш экскурс, уважаемые коллеги, в материалы нашего пособия окажется полезным.

В заключение хотелось бы выразить благодарность руководителям муниципальных органов управления Астраханской области (В. И. Егорову, А. А. Лаптиеву, Ю. М. Корчунову и др.), руководителям образовательных учреждений (М. А. Акимовой, Е. П. Машковой, Н. И. Меланьиной, Г. В. Мезиной, Н. Г. Ткачевой, Н. А. Фроловой, О. Б. Хорах, Е. В. Конищевой, Е. А. Полетаевой и мн. др.). Работа с ними, членами их проектных команд в режиме научно-методического консалтинга стимулировала авторов-составителей на постоянное углубление в теоретические
и методические проблемы программно-целевого планирования. Это партнерское сотрудничество помогло нам не только сформировать свою позицию по многим аспектам проектирования стратегических программ, но и определить содержание комментариев и Приложений. Названные выше руководители фактически являются нашими соавторами, выступив в роли авторов или экспертов некоторых Приложений, размещенных в данной работе. Мы признательны также экспертам НФПК и рецензентам наших материалов (М. Н. Гогловой, Г. Б. Голуб, Н. Н. Рождественской, Л. И. Фишману и др.), конструктивные предложения которых позволили улучшить содержание и стилистику языка настоящих методических рекомендаций. Выражаем признательность и нашим коллегам из других регионов, которые любезно поделились с нами своими разработками в ходе обмена опытом на межрегиональных проектных семинарах.

Материалы раздела 1.5, включая Приложения, подготовлены Е. А. Мясоедовой, параграфы 1.3.1 и 1.3.3 написаны в соавторстве. Автором содержания всех остальных разделов, параграфов, составителем Приложений к ним, научным редактором работы является Н. В. Томилина

Содержание

Предисловие    

Часть 1. Стратегическое управление инновационным про-цессом в системе образования. Разработка стратегий разви-тия структуры муниципальной сети образовательных учреж-дений (ОУ)    

1.1. Изменение структуры сети ОУ – стратегическое направ-ление инновационного процесса в региональной, муници-пальной системах образования    

1.2. Программно-целевой подход в системе стратегического управления. Целевые стратегические программы реструкту-ризации образовательных сетей: этапы разработки и струк-тура    

1.3. Проектирование стратегий развития сети образователь-ных учреждений в рамках целевых стратегических программ    

1.3.1. Информационно-аналитический блок программы или проблемно-ориентированный анализ актуального состояния сети.    

1.3.2. Построение концептуального образа (модели) будущего состояния реструктурируемой сети: определение миссии, це-лей, задач, показателей их достижения    

1.3.3. Разработка стратегии и планирование деятельности
по ее реализации. Риски и ограничения    

1.4. Экспертиза и утверждение стратегической программы, управление ее реализацией    

1.5. Работа с общественностью как составляющая стратеги-ческого управления    

Часть 2. Реализация идей и методологии стратегического управления на уровне ОУ. Целевые стратегические про-граммы развития ОУ    

2.1. Актуализация проблем проектирования стратегий разви-тия на уровне образовательного учреждения (ОУ)    

2.2. ОУ как социальная организованная система и объект стра-тегического управления    

2.3. Стратегическая программа как нормативная модель раз-вития ОУ: этапы разработки и логическая структура разделов и модулей    

2.4. Методические рекомендации по структурированию содер-жания основных разделов программы развития ОУ    

2.4.1. Паспорт и введение.    

2.4.2. Информационная справка или характеристика актуаль-ного состояния ОУ    

2.4.3. Проблемно-ориентированный анализ исходного сос-тояния ОУ    

2.4.4. Определение миссии, целей и задач развития ОУ, по-строение концептуальной модели (образа) прогнозируемого состояния системы    

2.4.5. Проблемы проектирования образовательной программы    

2.4.6. Проектирование стратегии развития обеспечивающей подсистемы ОУ    

2.4.7. Проектирование развития управляющей подсистемы ОУ    

2.4.8. Определение общей тактики реализации программы
и разработка стратегического плана    

Заключение    

Приложения    

Литература

С этим товаром покупают

Товар размещен в разделах

QR-код страницы

Для партнеров

Зарабатывай
с учмагом

Добавить отзыв

Для добавления отзыва необходимо войти на сайт.
Задать вопрос