Русский язык. Диктанты. 1-4 классы: конспекты уроков-диктантов. Познавательные тексты с объяснениями и заданиями

Есть на складе
271 руб.
-10%
243,90 руб.
Нашли дешевле? Снизим цену!
Подписаться на снижение цены
Код 90ч
Авторы-составители Лободина Н. В., Бобкова Н. Н.
Издательство Учитель, 2023
Серия В помощь преподавателю начальной школы
ISBN 978-5-7057-2233-4, 978-5-7057-5340-6
Страниц 282
УДК 372.22
Штрихкод 9785705722334, 9785705753406
Размеры (Ш x В x Т) 140 x 210 x 13 (мм)
Обложка припрессовка глянцевой плёнкой
Переплёт мягкая, склейка
Вес 200 г
Важнейшим элементом подготовки школьников и неотъемлемой составной
частью курса современного русского языка в соответствии с положениями ФГОС НОО являются диктанты.
Использование диктанта на уроках русского языка обеспечивает проверку усвоения знаний и умений, повышает уровень речевой культуры и грамотности обучающихся. В пособии представлена система работы по обучению младших школьников написанию различных видов диктантов (зрительно-слуховые, выборочные, предупредительные и др.): конспекты уроков, современные приемы и формы лексико-грамматической, словарно-стилистической, орфографической и словообразовательной работы, творческие задания. Все тексты подобраны в соответствии с основными разделами программы начальной школы.
Предназначено учителям начальных классов, воспитателям ГПД для применения в учебных целях; полезно студентам педагогических учебных заведений, родителям.

Подробное описание

Введение

«Язык по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и воздействия, средством хранения и усвоения знаний, средоточием духовной культуры народа, основной формой проявления национального и личностного самосознания и, наконец, первоэлементом художественной литературы как словесного искусства. В силу этого обстоятельства язык имеет только ему присущий статус среди других школьных предметов». Одной из ведущих целей обучения русскому языку младших школьников является формирование орфографической грамотности. Под орфографической грамотностью понимается умение обучающихся верно употреблять изученные правила написания.

Достижение названной цели предполагает:

– знакомство школьников с орфографическими понятиями (изучение орфографических правил основывается на осознании понятия орфограмма и «опасные места» в словах, то есть опознавательные признаки орфограмм);

– формирование орфографических умений на основе понятий; нахождение изученных орфограмм в устном и письменном слове и между словами (орфографическая зоркость); правильное написание слов с изученными орфограммами (в том числе слов с непроверяемыми написаниями); обоснование условий выбора изученных орфограмм в устной форме и графическое на письме; нахождение и исправление ошибок в словах (и между словами) с изученными орфограммами;

– формирование умения писать слова с непроверяемыми написаниями.

Орфография связана со всеми уровнями языка, поэтому важно, чтобы ученики овладели необходимым для усвоения орфографии фонетическим, словообразовательным, лексическим и морфологическим минимумом. Целенаправленное включение в канву урока упражнений всех видов способствует постепенному систематическому формированию у учеников умения, которое в методике называется орфографической зоркостью. Важное место в данном процессе и в системе контроля занимают диктанты.

В курсе русского языка, как в основной, так и в начальной школе, предусмотрен текущий, тематический и итоговый контроль.

Текущий контроль осуществляется практически на каждом уроке: в ходе проверки домашнего задания; в ходе устного опроса в начале урока, итогового опроса в конце урока; в ходе выполнения дополнительных заданий к упражнениям.

Для тематического контроля предлагаются проверочные работы: тесты, диктанты. Их цель – проверить усвоение программного материала по каждой крупной теме курса. В ходе проверки учитель анализирует, насколько развиты учебно-языковые, правописные и речевые умения детей по данной теме.

Формы итогового контроля – проверочное и контрольное списывание, контрольные диктанты. Проверочное списывание проводится в начале учебного года и в конце I полугодия, контрольное списывание – в конце учебного года. Проверяя умение правильно, без ошибок и пропусков списывать текст, учитель одновременно имеет возможность наблюдать за развитием умения самоконтроля при письме. Для этого второе и третье списывание сопровождаются дополнительным заданием. При контрольном списывании (в конце года) это задание оценивается отдельно. Контрольные диктанты проверяют развитие правописных умений и навыков у детей.

В качестве дополнительных предлагаются различные виды разборов (фонетический, морфемный, морфологический, синтаксический).

Конспекты уроков-диктантов, представленные в пособии, помогут учителю сориентироваться в выборе и уместном использовании на уроке того или иного вида диктанта согласно структуре урока, изучаемой теме, уровню усвоения обучающимися учебного материала; грамотно выстроить стройную сис-тему работы над текстом диктанта, которая включает в себя лексико-грамматическую, стилистическую, орфографическую, словообразовательную работу, тем самым способствуя развитию у школьников основных правописных умений и навыков, качественной подготовки к написанию диктанта. Ресурсный материал в виде текстов, в том числе фольклорного и краеведческого характера, активизирует познавательную деятельность школьников.

Содержание

Введение    3

З. А. Сушкова, О. В. Субботина

Классификация, цели, особенности проведения диктантов    6

Конспекты уроков-диктантов

Н. В. Лободина

Тема: Сочетания жи–ши, ча–ща, чу–щу (1 класс)    11

Тема: Орфограммы корня: непроверяемые и проверяемые безударные гласные. Парные согласные, непроизносимые согласные (2 класс)    15

Тема: Творческий диктант по картине В. М. Васнецова «Аленушка» (3 класс)    20

Тема: Родовые окончания имен прилагательных (3 класс)    27

Тема: Путешествие в страну Глаголию (4 класс)    33

Тема: Наречие (4 класс)    38

З. А. Сушкова

Тема: Безударные окончания имен прилагательных женского рода (4 класс)    42

Тема: Окончания имен прилагательных мужского и среднего рода в творительном и предложном падежах (4 класс)    53

Тема: Однородные члены предложения. Общее понятие (4 класс)    61

Система работы по применению различных видов диктантов

М. Е. Прокопенко

Тема: Предупредительно-объяснительный диктант (4 класс)    71

Тема: Распределительный диктант после изучения темы «Спряжение глаголов» (4 класс)    76

Тема: Свободный диктант (4 класс)    80

Тема: Творческий диктант (4 класс)    86

Тема: Контрольный (проверочный) диктант (4 класс)    90

Организация словарной работы по тематической группе слов
«Животные» (2 класс)    94

Организация словарной работы по тематической группе слов «Документы» (4 класс)    97

Тексты диктантов

1 класс

Н. Н. Бобкова, О. В. Субботина

Зрительно-слуховые диктанты    99

О. В. Субботина

Зрительные диктанты    110

Слуховые диктанты    113

Выборочные диктанты    115

Слуховые предупредительные диктанты    117

Зрительно-предупредительные диктанты    119

Н. Н. Бобкова, И. Ю. Клюева, О. В. Субботина

Контрольные (проверочные) диктанты    119

2 класс

О. В. Субботина

Слуховые диктанты    130

Зрительные диктанты    133

Зрительно-слуховые диктанты    134

Контрольные (проверочные) диктанты    135

Т. Ю. Родионова

Терминологический диктант    143

Графические диктанты    144

Лексический диктант    145

Выборочные диктанты    146

Творческий диктант    148

Диктанты с грамматическими заданиями    148

3 класс

О. В. Субботина

Контрольные (проверочные) диктанты    151

Т. Ю. Родионова

Лексические диктанты    164

Терминологические диктанты    165

Графические диктанты    167

Выборочные диктанты    169

Творческие диктанты    171

Цифровой диктант    171

Диктанты с грамматическими заданиями    172

4 класс

Н. В. Лободина, О. В. Субботина

Контрольные (проверочные) диктанты    173

Творческие диктанты    192

О. П. Нечаева

Диктанты с использованием фольклорного материала (пословиц
и поговорок)    197

Л. А. Макухина

Диктанты с использованием краеведческого материала    275

Литература    279

Товар размещен в разделах

QR-код страницы

Для партнеров

Зарабатывай
с учмагом

Отзывы

Алекмаа Ховалыг
31 мая 2023 (10:31)
Получила посылку. Благодарю!
Очень довольно,что за короткое время получила нужный мне сборник диктантов.
Желаю Вам удачи и процветания!

Таисия Рыбакова
6 сентября 2017 (11:36)
А мне помогают варианты грамматических заданий к каждому тексту-диктанту. Я выбираю те задания, которые соответствуют уровню развития моего класса. Спасибо!

Людмила Симонова
27 июля 2017 (11:25)
Важно, чтобы проведение контрольного диктанта не превращалось скучное занятие. Для этого надо не просто текст подобрать по изученной орфограмме, но и содержание текста должно соответствовать интересам младших школьников. В пособии собраны познавательные тексты на каждое изученное правило в начальной школе. Спасибо!

Добавить отзыв

Для добавления отзыва необходимо войти на сайт.