Нетрадиционные уроки по биологии в 5-11 классах (исследование, интегрирование, моделирование)

Временно отсутствует
70 руб.
-10%
63 руб.
Код 489
Авторы-составители Высоцкая М. В.
Издательство Учитель, 2008
Серия Нетрадиционные уроки
ISBN 978-5-7057-1385-1
Страниц 80
УДК 371.3
Штрихкод 9785705713851
Размеры (Ш x В x Т) 140 x 195 x 3 (мм)
Вес 58 г
В настоящем пособии освещается опыт работы учителя биологии по развитию творческих и исследовательских способностей учащихся.
Представленные уроки обращают на себя внимание организацией учебно-поисковой деятельности, созданием проблемных ситуаций, приемами формирования практических навыков.
Пособие рекомендуется в помощь учителям средней школы в организации и проведении уроков с учетом современных требований к обучению и воспитанию школьников и может быть использовано независимо от изучаемой программы по данному предмету.

Подробное описание

Введение

Содержание предмета биологии позволяет ребенку в содружестве с учителем познавать мир живой природы, себя, закономерности развития органического мира. Проблемы природы – это проблемы и человека. Поэтому обучение на уроках биологии должно проходить под девизом: «Живя в мире, будь его полноценной частью!».

Но можно ли научиться писать, не взяв в руки ручку? Как узнать, что такое Жизнь, не соприкасаясь с ней?

Перед учеными и учителями стоит постоянный вопрос: как развивать мышление учащихся в процессе обучения?

В действующие программы по предметам, в том числе по биологии, включен раздел «Требования к знаниям и умениям учащихся». Однако практика показывает, что учителя далеко не в полной мере реализуют эти требования, уделяя основное внимание формированию у учащихся знаний, а не умений. И происходит это не всегда потому, что не хотим, а потому, что не знаем или не догадываемся, что важнее: знать или уметь?

Связь между знаниями  и умениями можно охарактеризовать так: «Умения – это знания в действии». Без знаний нет умений, но сами знания не могут быть усвоены и сохранены без умений.

Часто к конечному результату ученик подводится посредством выполнения требований учителя: думай, спрашивай, слушай, повторяй. А как думать? Как смотреть? От ученика скрыты действия и порядок их выполнения. Поэтому необходимо раскрыть приемы, то есть надо показать, из каких действий прием состоит (состав) и в какой последовательности надо выполнять учебные действия (структура приема).

Воспитание ученика-исследователя – это процесс, который открывает широкие возможности для развития активной и творческой личности, способной вести самостоятельный поиск, делать собственные открытия, решать возникающие проблемы, принимать решения и нести за них ответственность. Только в поиске, в ходе самостоятельных исследований развивается мышление ребенка, знания и умения добываются в результате его собственного познавательного труда.

Процесс формирования умений исследовательской деятельности в средней школе начинается уже с 5 класса. Например, в процессе работы с натуральными объектами формируются умения проводить наблюдения, ставить учебные опыты, сравнивать, классифицировать биологические объекты, выполнять практические работы.

Результаты своей деятельности школьники фиксируют в виде описаний, схем, таблиц, учебного рисунка, выводов, обобщений. При отработке таких приемов у учащихся вырабатываются: осознание целей работы, умение выделять основные части, признаки (цвет, форма, размер, запах и т. д.) исследуемого объекта. Выполнение определенной деятельности по исследованию различных явлений в контролируемых и управляемых условиях (с целью установления причинно-следственных связей; создания необходимых условий для проверки одного исследуемого фактора и т. д.) составляет основу учебного эксперимента, опыта и включает следующие действия:

– осознать цель;

– отобрать и подготовить необходимые материалы;

– определить условия для проведения опыта;

– последовательно выполнить все действия;

– записать результаты;

– объяснить полученные результаты;

– сделать вывод.

В представленном уроке по биологии в 5 классе по теме: «Клетка – единица строения живых организмов» у учащихся формируются умения готовить препараты, устанавливать сходство и различие, находить причинно-следственные связи. Учебные приемы сравнения, анализа, классификации формируют у учащихся аналитическую деятельность. Усвоение различных приемов можно выявлять по следующим показателям:

А) ученик может рассказать, из каких действий состоит прием;

Б) ученик правильно выполняет все действия;

В) ученик может осуществить перенос усвоенных действий из теории в практику.

Процесс обучения исследовательским умениям должен быть поступательным, нести черты преемственности от класса к классу, от простого к сложному. Одним из основных методов в этом случае должно стать проведение проблемных уроков (что почти всегда необходимо). Наиболее распространенная цель такого урока – обобщить и систематизировать полученные знания и научиться применять их при рассмотрении нестандартных вопросов (урок-обобщение в 8 классе: «Внутренняя среда организма», урок в 10 классе «Размножение и развитие организмов»).

Конструктивный диалог на уроке начинается с проблемной ситуации – ситуации затруднения, влияющей на активизацию мыслительной деятельности, на формирование нестандартных подходов к решению учебных проблем. Такая ситуация может быть заложена уже в названии урока. Пример: обобщающий урок по экологии в 10 классе: «Я – человек, я – посредине мира». В данном случае, опираясь на приобретенные знания, учащимся необходимо было показать, что разнообразие жизни на планете стремительно уменьшается по вине человека, и осознать, что для решения глобальной проблемы сохранения всего живого на Земле им нужно знание экологических закономерностей, понимание своего положения в природе.

Конечно же, одним из основных приемов формирования практических навыков (умений), необходимых в том числе и для формулирования выводов, доказательств выдвинутых гипотез, всегда была и остается практическая (лабораторная) работа (урок-практикум в 9 классе «Развитие органического мира в архейской, протерозойской, палеозойской эрах»).

Всегда интересна для ребят любого возраста познавательная деятельность, связанная с решением или исследованием проблем, имеющих непосредственное отношение к ним самим. Находя закономерности в обыденной жизни, они начинают ощущать себя частичкой целостного мира. Яркое впечатление оставил у ребят урок в 11 классе «Исследование генеалогического древа рода А. С. Пушкина и составление своих родословных». При подготовке к данному уроку в первую очередь была организована серьезная подготовительная работа, основанная на самостоятельном исследовании поставленной проблемы; акцентировалось внимание на научном подходе к выполнению домашнего задания, переработке сложного по объему и содержанию материала.

Повышению теоретического уровня знаний учащихся способствует создание целостной системы раскрытия основных понятий, поэтапное усложнение изучаемого материала посредством конструирования визуально-графической модели урока. Смоделировать процесс естественного отбора – такая цель была поставлена на уроке биологии в 11 классе «Естественный отбор – направляющий фактор эволюции». Данная форма проведения учебного занятия позволяет определять порядок рассуждений; выявлять отношения, связи и закономерности, существующие в природе; моделировать эти отношения; непосредственно устанавливать ускользающие от сознания учащихся структурные связи между элементами теоретических знаний и собственными выводами, экспериментально подтверждёнными. При подготовке к такому уроку продумываются и формулируются вопросы и задания, позволяющие актуализировать опорные знания и направлять учебно-познавательный поиск учащихся.

Наиболее совершенным методом обучения, с точки зрения исследовательской деятельности учащихся, является работа над проектами. Проектное обучение как тип развивающего обучения базируется на последовательном выполнении комплексных заданий (проектов).

Основная цель проектного обучения – создать условия для развития умения школьников учиться на собственном опыте и опыте других обучающихся в процессе разработки школьного проекта. Для учащихся старших (10–11) классов наиболее интересны и актуальны исследовательские (глубокое изучение проблемы, защита собственных путей решения, выдвижение гипотез) и практико-ориентированные (действия направлены на решение реальных проблем) виды проектов.

Организация учебно-поисковой деятельности на уроке и развитие самостоятельности у учащихся – одно из важнейших условий подготовки школьников к продолжению образования, жизни в обществе, творческому самопроявлению личности.

Содержание

Введение    3

5 класс. Тема: Клетка – единица строения живых организмов    7

8 класс. Тема: Внутренняя среда организма    13

9 класс. Урок-практикум. Тема: Развитие органического мира в архейской, протерозойской, палеозойской эрах    21

10 класс. Тема: Я – человек, я – посредине мира    37

10 класс (экология). Тема: Размножение и развитие организмов    45

10 класс. Тема: Исследование генеалогического древа рода А. С. Пушкина и составление своих родословных (интегрированный урок-исследование по биологии и литературе)    54

11 класс. Тема: Естественный отбор – направляющий фактор эволюции    68

Литература    78

С этим товаром покупают

Товар размещен в разделах

QR-код страницы

Для партнеров

Зарабатывай
с учмагом

Добавить отзыв

Для добавления отзыва необходимо войти на сайт.
Задать вопрос