В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Социально-педагогические технологии работы с "трудными" детьми

  • Социально-педагогические технологии работы с "трудными" детьми — интернет-магазин УчМаг
-10%
172 руб.
154,80 руб.
Нашли дешевле? Снизим цену! В корзину Есть на складе Заказать в ближайшем магазине
Код: 1161 52516750
Авторы-составители: Павлова М. А.
Издательство: Учитель, 2017
ISBN: 978-5-7057-2806-0, 978-5-7057-4406-0
Страниц: 232
УДК: 371
Штрих-код: 9785705728060, 9785705744060
Размеры (Ш x В x Т): 140 x 210 x 10 (мм)
Обложка: припрессовка глянц. плёнкой
Переплёт: мягкая, склейка
Вес: 190 г
Проблема "трудных" учащихся - одна из психолого-педагогических проблем современного образования, требующая решения и построения воспитательной системы в соответствии с ФГОС. Материал пособия раскрывает это важное направление деятельности педагогического коллектива - работу с детьми группы риска: дается характеристика понятий "группа риска" и "зона риска"; предлагаются инструментарий диагностики проблем детей, относящихся к данным группам, и программы коррекции.
Предназначено руководителям образовательных организаций и заместителям директора по воспитательной и социальной работе, классным руководителям, психологам, социальным педагогам, специалистам дополнительного образования, центров семьи и детства, подростковых клубов; может быть полезно родителям.

Подробное описание

Подробное описание

ВВЕДЕНИЕ

…К началу каждого возрастного периода складывается совершенно своеобразное, специфическое для данного возраста, исключительное, единственное и неповторимое отношение между ребенком и окружающей его действительностью, прежде всего социальной. Это отношение мы и назовем социальной ситуацией развития в данном возрасте… Она определяет целиком и полностью те формы и тот путь, по которому социальное становится индивидуальным.

Л. С. Выготский.

Вопросы детской психологии

Проблема «трудных» учащихся – одна из центральных психолого-педагогических проблем сегодняшнего образования. Тяжелое экономическое положение страны, крушение прежнего мировоззрения и несформированность нового, отсутствие должных знаний и умений жить и работать в условиях конкурентного и высокопроизводительного производства – все это привело наше общество к серьезным трудностям и внутренним конфликтам. Особенно трудно в этот период оказалось подрастающему поколению. Среди молодежи усилился нигилизм, демонстративное и вызывающее поведение по отношению к взрослым, чаще и в крайних формах стали проявляться жестокость и агрессивность.

На основании анализа современной психолого-педагогиче-ской литературы можно выделить три существенных признака, составляющих содержание понятия «трудные дети». Первым признаком является наличие у детей или подростков отклоняющегося от нормы поведения.

Под «трудными» школьниками понимаются, во-вторых, такие дети и подростки, нарушения поведения которых нелегко исправляются, корректируются. В этой связи следует различать термины «трудные дети» и «педагогически запущенные дети». Все трудные дети, конечно, являются педагогически запущенными. Но не все педагогически запущенные дети трудные: некоторые относительно легко поддаются перевоспитанию.

«Трудные дети», в-третьих, особенно нуждаются в индивидуальном подходе со стороны воспитателей и внимании коллектива сверстников. Это не плохие, безнадежно испорченные школьники, как неправильно считают некоторые взрослые,
а дети, требующие особого внимания и участия окружающих.

Основные причины трудностей в воспитании отдельных школьников в дезадаптивных отношениях в семье, в просчетах школы, изоляции от товарищей, в средовой дезадаптации вообще, стремлении утвердить себя любым способом и в любой малой группе. Часто действует совокупность, комплекс всех этих причин. Действительно, нередко бывает, что ученик плохо учится из-за неурядиц в семье, а это вызывает пренебрежение к нему учителей и товарищей по школьному классу. Подобная обстановка приводит к наиболее нежелательным изменениям в сознании и поведении ученика.

Необходимость устранения трудностей в обучении и воспитании таких учащихся диктует свои приоритеты. В результате сегодня одним из самых важных и в то же время наиболее сложных направлений профессиональной деятельности школьного психолога, социального педагога и классного руководителя является социально-педагогическая работа с детьми, которых так или иначе всегда выделяют в самостоятельную категорию, но называют при этом по-разному: трудные, трудновоспитуемые, дети группы риска, педагогически запущенные, проблемные, дезадаптированные, дети с отклоняющимся (девиантным) поведением и др.

Разные названия отражают различные точки зрения специалистов на эту категорию детей, которые, в свою очередь, обусловливают и различные подходы в работе с ними.

Понятия «трудные», «трудновоспитуемые», «педагогически запущенные», «проблемные» даны таким детям с позиции педагога, для которого они создают особые трудности, проблемы, неудобства в работе и этим выделяются среди «обычных» детей. Данная точка зрения лежит в основе традиционных педагогических в отношении этих детей подходов, которые в конечном итоге, как правило, сводились к изоляции «обычных» детей от «трудных», например к исключению последних из школы. Поскольку их трудно воспитывать, к ним должны применяться особые меры воспитательного воздействия (нередко с участием милиции).

Понятия «дезадаптированные дети» и «дети с отклоняющимся (девиантным) поведением» имеют социальный, или, скорее, социально-психологический оттенок и характеризуют данную категорию детей с позиции социальной нормы, а точнее – несоответствия ей. Наиболее характерными проявлениями социальной и психолого-педагогической дезадаптации этих детей являются их агрессивное поведение, конфликты с учителями и сверстниками, употребление алкоголя и наркотиков, совершение правонарушений (драки, воровство, мошенничество и др.), непосещение школы, бродяжничество, попытки суицида и т. д. Поэтому такие дети нуждаются в корректировке их социального функционирования и поведения, или шире – процесса их социализации. То есть главная цель при таком подходе – приспособить, адаптировать их к социуму, сделать так, чтобы их поведение не выходило за рамки социальной нормы, не препятствовало установлению нормальных отношений с окружающими.

В современной системе образования одним из самых распространенных и при этом самым неопределенным среди различных названий данной категории детей является понятие «дети группы риска». Слово риск означает возможность, большую вероятность чего-либо, как правило, негативного, нежелательного, что может произойти либо не произойти. Поэтому когда говорят о детях группы риска, подразумевается, что они находятся под воздействием некоторых нежелательных факторов, которые могут сработать или не сработать. При этом речь фактически идет о двух аспектах.

Первый аспект – это риск для общества, который создают дети данной категории. Понятие «группа риска» появилось еще в советский период именно в контексте приоритета общественных интересов. Это понятие позволяло выделять категории людей, семей и т. п., поведение которых могло представлять потенциальную опасность для окружающих и общества в целом, поскольку противоречило общепринятым социальным нормам и правилам.

Второй аспект – и именно под этим углом зрения проблема предстала наиболее выпукло в последнее время – тот риск, которому сами дети постоянно подвергаются в обществе: риск потери жизни, здоровья, нормальных условий для полноценного развития. С этой точки зрения в «группу риска» попадают дети социально не адаптированные к тем условиям существования, которые предлагает общество (семья, школа и т. д.). Так, к ним можно отнести и одаренных детей, чьи физические и психические ресурсы часто ориентированы на развитие одаренности, а не на адаптацию к социуму.

Дети приобретают столь «неприглядный» социальный облик не потому, что они такими рождаются, а под воздействием различных, главным образом, не зависящих от них факторов риска. Среди этих факторов можно выделить следующие основные группы:

· медико-биологические (состояние здоровья, наследственные и врожденные свойства, нарушения в психическом и физическом развитии, травмы внутриутробного развития и т. д.);

· социально-экономические (материальные проблемы семьи, неблагоприятный психологический климат в семье, аморальный образ жизни родителей, неприспособленность к жизни в обществе и т. д.);

· психологические (неприятие себя, невротические реакции, эмоциональная неустойчивость, трудности общения, взаимодействия со сверстниками и взрослыми и т. д.);

· педагогические (несоответствие содержания программ образовательного учреждения и условий обучения детей их психофизиологическим особенностям, темпа психического развития и обучения детей; отсутствие интереса к учению, закрытость для положительного опыта, несоответствие образу школьника и т. д.).

Именно под воздействием этих факторов дети оказываются в группе риска. В литературе встречается достаточное количество классификаций, обозначающих данную категорию детей. Чаще всего сюда относят следующие категории:

· дети с проблемами в развитии, не имеющими резко выраженной клинико-патологической характеристики;

· одаренные дети;

· дети, оставшиеся без попечения родителей в силу разных не имеющих юридической силы обстоятельств;

· дети из неблагополучных, асоциальных семей;

· дети из семей, нуждающихся в социально-экономической и социально-психологической помощи и поддержке.

Такие дети, как правило, лишены нормальных условий для развития, что и приводит к разного рода негативным последствиям психологического и социального характера.

Вполне закономерно появление еще одного названия данной категории детей, которое введено Законом РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (1999), – «ребенок, оказавшийся в социально опасной ситуации». Это понятие высвечивает как главное судьбу самого ребенка, его неоднозначную, рисковую социальную перспективу. Такой ребенок нуждается в помощи, направленной, с одной стороны, на изменение трудной жизненной или социально опасной ситуации, в которой он оказался, а с другой – на минимизацию его социальных, психологических и педагогических проблем и трудностей с целью их поэтапного освоения и разрешения. Именно такой комплексный социально-психолого-педагогический подход в работе с этой категорией детей и должен быть положен в основу разработки социально-педагоги-ческих технологий работы с ними.

При этом необходимо учитывать, что социально-педагогиче-ская работа с детьми группы риска имеет две основные составляющие: выявление детей этой категории в детской среде и организация работы с ними; непосредственная индивидуальная или групповая работа с детьми. Комплексность проблем, которые требуют решения в процессе социально-педагогической работы с детьми группы риска, требует участия в этой деятельности разных специалистов.

Материалы, представленные в данном пособии, с одной стороны, – это попытка систематизировать работу педагогического коллектива с детьми группы риска, с другой – возможность представить эффективные методы работы с данной категорией детей.

Содержание

Введение    3

Теоретические аспекты проблемы «Дети группы риска»    8

Классификация проблем школьников, находящихся в зоне или группе риска    17

Основные направления работы школы с детьми, находящимися в зоне риска    26

Рекомендации по учету психологических особенностей школьников разного возраста в работе с детьми группы риска    33

Практические аспекты проблемы «Дети группы риска»    45

Диагностический инструментарий    50

Анкета по изучению особенностей семейного воспитания    50

Социальный портрет класса    51

Анкета «Выявление поля проблем»    52

Характеристика трудного подростка    54

Методики определения эмоционального состояния учащихся    59

Методика «Предмет чувства»    59

Методика «Семантический дифференциал»    60

Тест «Рисунок семьи»    62

Методика диагностики межличностных и межгрупповых отношений («Социометрия» Дж. Морено)    66

Методика определения профессиональной направленности личности    68

Методика «Интеллектуальный портрет»    74

Методика «Характеристика ученика»    78

Методика для родительского исследования    81

Методика «Карта одаренности»    82

Методика оценки общей одаренности    89

Тест по определению склонности учителя к работе с одаренными детьми    92

Анкета для педагогов, работающих с одаренными детьми    95

Сопровождение детей группы риска в условиях общеобразовательного учреждения    96

Организация подросткового добровольческого движения (волонтерское движение)    96

Профилактическая программа «Сделай себя сам»    106

Введение    106

Программа семинара-тренинга «Сделай себя сам!» в системе альтернативных подходов в профилактике наркотического поведения (9–11 классы)    110

Содержание занятий    112

Занятие 1. Совсем пропащий    112

Занятие 2. Личность ли я?    115

Занятие 3. Кризис идентичности    116

Занятие 4. Как найти место в мире взрослых    118

Занятие 5. Сделай себя сам!    120

Занятие 6. Мои потенциалы    122

Подумай еще раз (профилактическая беседа с подростками)    125

Виват – победителям! (праздник, посвященный награждению победителей школьной олимпиады)    128

Тренинг расширения ролевого репертуара подростка    132

Работа с родителями детей группы риска    152

Зачем нужны родительские собрания? (социально-психологичес-кий тренинг для родителей)    152

Занятие 1. Роль родителей в обучении    154

Занятие 2. Школа и родители    155

Занятие 3. Ресурсы родителей    157

Занятие 4. Инструмент принятия решений    158

Занятие 5. Участие родителей в обучении и воспитании    162

Занятие 6. Общение: умение слушать    164

Занятие 7. Общение: умение говорить    166

Занятие 8. Положительные ролевые модели    169

Занятие 9. Принятие решений    171

Занятие 10. Выбор социального проекта    174

Занятие 11. Планирование социального проекта    176

Занятие 12. Разрешение конфликтов    177

Цикл занятий для родителей    185

Занятие 1    185

Занятие 2    186

Занятие 3    187

Занятие 4    189

Цикл занятий для детей    196

Занятие 1    196

Занятие 2    197

Занятия 3–5    197

Занятие 6 (завершающее)    198

Совместные занятия для детей и родителей    198

Занятие 1    198

Занятие 2    200

Занятие 3 (итоговое)    201

Работа с педагогами по сопровождению детей группы риска    203

Организация индивидуального сопровождения детей группы риска (семинар)    203

Что это такое «трудный класс»? (семинар)    220

Профилактика наркомании среди подростков (материалы к семинару для классных руководителей)    225

Литература    227

свернуть

С этим товаром покупают

Товар размещен в разделах

Добавить отзыв

Для добавления отзыва необходимо войти на сайт.
Вход Регистрация
Поиск: по сайту | по коду товара | расширенный | по тегам
Для выгрузки прайса в формате YML Вам необходимо стать партнером УчМага.
Ознакомиться с условиями участия в партнерской программе
Используйте вашу учетную запись Яндекса для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Odnoklassniki.ru для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Google для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись VKontakte для входа на сайт.
@mail.ru
Используйте вашу учетную запись Яндекса для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Odnoklassniki.ru для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Google для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись VKontakte для входа на сайт.
@mail.ru