Диктанты, изложения, тренировочные упражнения. 5-11 классы. Компакт-диск для компьютера

Есть на складе
135 руб.
-10%
121,50 руб.
Нашли дешевле? Снизим цену!
Подписаться на снижение цены
Код С-44
Авторы-составители Вялкова Г. М., Ситникова Л. Н. и др.
Издательство Учитель, 2008
Серия Учимся вместе. В помощь учащимся
Демо-версия cкачать
Штрихкод 4607128440440
Размеры (Ш x В x Т) 141 x 125 x 10 (мм)
Вес 82 г
Настоящее электронное пособие "Диктанты, изложения, тренировочные упражнения" предназначено для учащихся средних и старших классов. В нем собраны диктанты, изложения и материалы для самостоятельной работы учащихся по повышению грамотности.
Электронное пособие создано на основе целого ряда печатных пособий издательства "Учитель" с использованием программных средств. Важно учитывать, что электронный вариант дает возможность гораздо более интенсивно и эффективно работать с предлагаемым материалом, используя все преимущества компьютера (редактирование, комбинирование, печать, поиск и т. п.).

Подробное описание

Настоящее электронное пособие «Диктанты, изложения, тренировочные упражнения» серии «В помощь учащимся» предназначено для учащихся средних и старших классов. В нем собраны диктанты, изложения и материалы для самостоятельной работы учащихся по повышению грамотности.

Электронное пособие создано на основе целого ряда печатных пособий издательства «Учитель» с использованием программных средств. Важно учитывать, что электронный вариант дает возможность гораздо более интенсивно и эффективно работать с предлагаемым материалом, используя все преимущества компьютера (редактирование, комбинирование, печать, поиск и т. п.).

Пособие состоит из 5 разделов:

В разделе «Диктанты. 5–7 классы» учащимся предлагаются несколько видов диктантов по программе 5–7 классов.

Тренировочно-обучающие диктанты. Тексты для диктантов даны вначале в форме упражнений с различными грамматическими заданиями по программе класса.

Диктанты можно писать под диктовку кого-либо или самостоятельно по памяти.

В подраздел «Ключи к текстам» включены те же тексты: их можно использовать в качестве материала для самопроверки.

Тренировочно-обучающие диктанты позволяют повысить грамотность и развить орфографическую зоркость. Для этого следует обязательно выделять орфограммы на месте пропусков и вслух проговаривать, почему вставлена именно эта буква или знак.

Словарные диктанты помогают в тренировке орфографической зоркости и памяти. В них даются примеры по определенной теме, а также – смешанные – на повторение ранее изученного материала.

Цифровые диктанты – быстрый способ проверки знаний. Его суть заключается в следующем: какое-либо понятие или языковое явление условно обозначается цифрой, например: 1 – «не» с прилагательным пишется слитно; 2 – «не» с прилагательным пишется раздельно. Необходимо попросить кого-либо продиктовать словосочетания, и в тетрадях (на листочках, индивидуальных досках и т. д.) надо зафиксировать только цифры. В результате получается определенный код, который легко и быстро можно проверить. Наиболее эффективной будет проверка, если еще раз произнести словосочетания и объяснить правильность выбора определенной цифры. Например, первое словосочетание было такое: «небрежное письмо». Первая цифра – 1, так как прилагательное без «не» не употребляется. Следующее словосочетание «не высокий, а низкий» – цифра 2, так как есть противопоставление с союзом «а»; третье словосочетание «нездоровый вид» – цифра 1, так как можно подобрать синоним «болезненный» и т. д. Особенно помогает этот вид работы при изучении синтаксиса, когда не нужно записывать целые предложения, чтобы определить или выделить то или иное синтаксическое явление, понятие, а достаточно выбрать нужную цифру. При желании и возможности можно изготовить индивидуальные карточки с цифровым диктантом и работать самостоятельно с этими карточками.

Цифровой диктант помогает в решении следующих учебных задач:

– закреплять учебный материал на практике;

– отрабатывать навык различения языковых явлений на слух;

– определить, какое языковое явление из возможных встретилось в данном материале.

Контрольные диктанты необходимы для комплексной проверки усвоенных знаний. Для этого вида диктантов также необходима помощь со стороны. Диктант сначала медленно и выразительно прочитывается полностью, затем текст читается отдельными предложениями. Темп чтения должен обеспечить возможность спокойно записывать диктуемое.

После окончания записи текста диктующий прочитывает его вторично, делая продолжительную паузу после каждого предложения.


В раздел «Диктанты. 8–11 классы»  включены диктанты – словарные, тренировочно-обучающие, контрольные, которые предназначены для выработки и закрепления  пунктуационных и орфографических навыков.

Для словарных диктантов подобраны слова, написание которых не регулируется правилами и часто вызывает затруднения: непроверяемые безударные гласные, двойные согласные в корне, наречия и наречные выражения. многие на первый взгляд похожие по звучанию или смыслу слова для сравнения и лучшего запоминания даются в паре, чтобы  даже визуально можно было определить разницу.

На основе словарных диктантов можно составлять словосочетания и предложения, подбирать однокоренные слова и изменять форму – подобные виды работ помогут лучше усвоить и прочно запомнить правильное написание слов.

Тренировочно-обучающие диктанты представляют собой как отдельные предложения, так и связные тексты на закрепление тех или иных пунктуационных и орфографических правил, темы которых сгруппированы по общему принципу: правописание Н и НН, НЕ с различными частями речи, дефисные написания слов, обособление определений, пунктуация в сложноподчиненных предложениях и т. д.

Контрольные диктанты представляют собой разнообразные по стилистике и тематике тексты, имеющие не только познавательное, но и воспитательное значение.

В разделе «Изложения. 5–8 классы» подобраны изложения по программе 5-8 классов.

Кроме текстов для изложений, в подразделе «Обучающие изложения» представлена система заданий и вопросов, касающихся содержания текста, его стилистических особенностей. Все тексты являются образцом для обучения логическому мышлению, правильной речи, умению подтверждать те или иные факты, используя художественные приемы и образы.

Серьезное отношение к написанию изложений поможет в работе над сочинениями в старших классах.

Изложение читается дважды. Слушая текст при первичном чтении,  необходимо познакомиться с его содержанием, определить главную мысль; затем  составить черновой план и черновой текст. После прослушивания текста во второй раз, нужно внесите коррективы в черновой вариант и аккуратно записать изложение, затем проверить написанное, соотнести с исходным текстом.

В раздел «Изложения. 9–11 классы» включены тексты для изложений – отрывки из художественных произведений, научно-популярных статей и газетных очерков, публицистических зарисовок. К текстам прилагаются примерные задания.

Как известно, формирование навыков, необходимых для успешной практической деятельности (изложить содержание прочитанного или услышанного, законспектировать лекцию, статью, написать отчет, реферат, составить план и – вообще – четко сформулировать свои мысли), может быть осуществлено только на основе развития мышления в процессе обучения. Именно поэтому необходимо систематически развивать умение связно излагать свои мысли, используя разные виды изложений.

Кроме того, в последние годы на выпускных экзаменах в школе и на экзаменах вступительных во многих учебных заведениях вместо традиционного сочинения предлагается написать изложение. И это, на наш взгляд, вполне логично и обосновано. Ведь способностью сочинять, анализируя литературные произведения, обладает далеко не каждый. В конечном счете большинство сочинений, написанных выпускниками и абитуриентами, – это заимствованные в разной степени чужие мысли, чувства, выводы и рассуждения, попросту говоря, списанные с готовых образцов и лишенные собственного «я».

Изложение (выборочное; с раскрытием отдельных микротем; осложненное дополнительным творческим заданием; с элементами сочинения и т. п.) следует рассматривать как эффективный и целесообразный вид работы. Изложение позволяет проверить:

1) умение раскрывать тему высказывания, последовательно и связно излагать материал;

2) знание норм литературного языка и умение соблюдать их в собственной речи;

3) навыки правописания – орфографические, пунктуационные, грамматические.


Раздел «Самоучитель по орфографии и пунктуации» предназначен для самостоятельной работы учащихся 9–11 классов и поступающих в вузы по совершенствованию орфографических и пунктуационных навыков грамотного письма.

В разделе три подраздела «Орфография», «Пунктуация» и «Комплексный словарь». Первые два подраздела представляют собой систему орфографических и пунктуационных правил по определенным темам.

Тренировочная работа предполагает преодоление двух этапов – теоретического и практического. Первый этап («Теоретический минимум») – знакомство с кратким изложением основных правил русского правописания, каждое из которых имеет свой порядковый номер: 1), 2), 3) и т. д. Изучив теорию, можно переходить ко второму этапу («Проверьте свои знания!»), многие задания которого требуют ссылки на номер правила из «Теоретического минимума».

После самостоятельного выполнения заданий проверить себя помогут ответы-ключи к заданиям. Самопроверка выполнения задания развивает навыки самоконтроля и способствует повышению орфографической и пунктуационной грамотности.

В подразделе «Комплексный словарь» содержатся ответы на многие вопросы, возникающие в процессе изучения родного языка.

Можно использовать игру со словами как тренировочное упражнение, а именно: подбирать односложные слова (дом, том, сом, ром), рифмовать слова, вспоминать слова с одинаковыми приставками, окончаниями, читать слова наоборот, запоминать названия городов и особенно придумывать слова самим. Такие словесные игры позволяют повысить уровень грамотности.

Необходимо обратить особое внимание на словарные слова, помеченные звездочками.


Использованные при составлении данного диска материалы опубликованы в следующих печатных пособиях издательства «Учитель»:

1. Вялкова, Г. М., Сивокозова, Т. Ф. Варианты контрольно-проверочных тестов и заданий с ответами для ЕГЭ по русскому языку, сгруппированные по классам. – Волгоград: Учитель, 2003.

2. Грязнова, М. И. Изложения и диктанты для учащихся 5–8 классов. Сборник текстов с заданиями и пояснениями для самоподготовки. – Волгоград: Учитель, 2004.

3. Кривоплясова, М. Е. Цифровые диктанты на уроках русского языка в 5–7 классах. – Волгоград: Учитель, 2007.

4. Ситникова, Л. Н. Изложения для поступающих в вузы и средние специальные учебные заведения. – Волгоград: Учитель, 2003.

5. Ситникова, Л. Н. Изложения и диктанты для учащихся 9 класса. – Волгоград: Учитель, 2004.

6. Ситникова, Л. Н. Диктанты и изложения. Для учащихся 5–8 классов. – Волгоград: Учитель, 2004.

7. Ситникова, Л. Н. Диктанты и изложения для учащихся 9–11 классов, поступающих в средние специальные заведения и вузы. – Волгоград: Учитель, 2007.

8. Ситникова, Л. Н., Энсани, Р. Ш. Диктанты и изложения. 9–11 классы. – Волгоград: Учитель, 2007.

9. Шайкина, И. П., Мануйленко, В. В. Русский язык для учащихся 9–11 классов и поступающих в вузы. Тренажеры и самоучитель по орфографии и пунктуации. – Волгоград: Учитель, 2005.

Товар размещен в разделах

QR-код страницы

Для партнеров

Зарабатывай
с учмагом

Добавить отзыв

Для добавления отзыва необходимо войти на сайт.
Задать вопрос