Зарубежная литература. 5-11 кл. Нестандартные уроки с использованием новых технологий
Код | 491 |
Авторы-составители | Божко Н. М., Шарова Н. А. и др. |
Издательство | Учитель, 2007 |
Серия | Нестандартные уроки |
ISBN | 978-5-7057-1188-8 |
Страниц | 351 |
УДК | 371.3 |
Штрихкод | 9785705711888 |
Размеры (Ш x В x Т) | 140 x 215 x 14 (мм) |
Вес | 252 г |
Представленные варианты сравнительного и сапостовимого анализа, способствующие развитию речи, помогут подвести учащихся к глубокому пониманию содержания сюжета и особенности стихов, очерков, новелл, повестей, драм.
Пособие адресовано как начинающим, так и опытным учителям русского языка и литературы, будет полезно студентам педагогических вузов и выпускникам средней школы для самостоятельной подготовки к экзаменам.
Подробное описание
От автора-составителя
Уважаемые коллеги! Предлагаемое вам пособие ориентировано на преподавание зарубежной литературы в 5–11 классах для всех типов школ, гимназий, лицеев. Построено на традиционном сочетании монографических и образных тем с учетом новых технологий урока при изучении зарубежной литературы в школе. Планирование уроков основывается на современном уровне историко-литературной науки, а также учитывается опыт российских методистов и учителей-словесников в отборе и структурировании материала. Автор-составитель тематического поурочного планирования достаточно последовательно и доступно выражает взгляды на понимание литературного процесса, происходящего в странах Европы и Запада от Гомера до наших дней и на цели и задачи литературного образования, т. к. преподавание зарубежной литературы в школе часто идет по принципу «остаточного минимума».
Пособие создавалось прежде всего для работы в комплексе с учебниками, а также с основными программами литературного образования – Т. Ф. Курдюмовой, В. Я. Коровиной, А. Г. Кутузова, М. Б. Ладыгина. Основанием для такой универсальности являются, с одной стороны, специфика курса «Зарубежная литература» и соответственно схожесть программ по литературе, с другой – стремление автора предусмотреть максимальное количество вариантов урока: уроки-исследования (циклы «Опыт анализа», «В мастерской художника слова»), уроки-путешествия, уроки-семинары, уроки-практикумы, интегрированные уроки, уроки по развитию речи и т. п. Автор делится своими методическими наработками при анализе произведений зарубежной литературы различного жанра: стихотворения, очерки, новеллы, повести, драмы и т. д.
Представлены варианты сравнительного и сопоставительного анализов как различных авторов, так и одного, но на примере разных произведений.
В данном пособии учителю предлагаются достаточно подробные описания хода каждого урока, предполагаемых ответов учеников. Правда, точка зрения автора не всегда совпадает с традиционными взглядами методологической науки.
Особенностью этого пособия является его полифункциональность. Учитель может заимствовать из него как полные сценарии уроков, так и использовать их частично, встраивая в собственный план урока. Вне зависимости от такого использования пособия, каждый учитель найдет в нем много интересного и информативного материала на различные темы.
Привить учащимся вкус к чтению художественной зарубежной литературы, вовлечь их в диалог с писателем, научить видеть авторскую позицию и способы ее воплощения, аргументированно интерпретировать текст произведения – таковы основные задачи уроков, представленных в данном пособии.
У учителя-словесника появилась еще одна возможность сравнить собственную педагогическую систему с предложенной и выбрать наиболее оптимальный вариант проведения занятия.
Автор надеется, что пособие поможет в работе как опытным педагогам, так и начинающим преподавателям литературы.
Автор-составитель уверен, что сухая схема уроков будет переосмыслена учителями и окрашена творческим отношением к своему делу и любовью к литературе, в том числе и зарубежной.
Содержание
От автора-составителя 3
Анализ эпизода «Одиссей у циклопов» (по поэме Гомера «Одиссея») (2 часа) 5
О чуде гекзаметра. (2 часа) 13
Басни Эзопа. (2 часа) 16
Ожидание чуда. Японские трехстишия – хокку (или хайку) и их создатели. (2 часа) 19
Литературная баллада. Семинар (2 часа) 22
Сравнительный анализ баллад Цейдлица «Ночной смотр» и «Воздушный корабль». (2 часа) 27
«Песнь о Гайавате» Г-. У. Лонгфелло – гимн возвышенному и прекрасному. Анализ эпизода «Пост Гайаваты» (2 часа) 32
Франческо Петрарка и его «Книга песен». Анализ сонета CCLVII Петрарки (2 часа) 36
Книга, называемая «Декамерон». Семинар (2 часа) 45
«Божественная комедия» последнего поэта Средневековья и вместе с тем первого поэта «новой эры» Данте Алигьери. Обзор произведения (2 часа) 52
Плутовской роман «История жизни пройдохи по имени дон Таблос, пример бродяг и зеркало мошенников» Франческо де Кеведо-и-Вильегаса. Лекция с элементами беседы (2 часа) 58
«Идальго странствует по свету…». «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанческий» и его автор Мигель де Сервантес Сааведра (1547–1616). Драматургическая композиция (2 часа) 67
Даниель Дефо (1661–1731) и его знаменитый роман «Жизнь и удивительные приключения морехода Робинзона Крузо». Обзорная беседа (2 часа) 76
Джонатан Свифт и его сатирический роман «Путешествия в некоторые отдаленные страны света Лемюэля Гулливера, сначала хирурга, а потом капитана нескольких кораблей». (1726). (2 часа) 80
Литературная игра в пиратов и поиски сокровищ. (На примерах фактов биографии и романа «Остров сокровищ» Р. -Л. Стивенсона.) (2 часа) 83
Джонатан Свифт и его памфлеты: «Размышления о палке от метлы» и «Путь поэзии». Сравнительный анализ (2 часа) 90
Рудольф Эрих Распэ «Приключения барона Мюнхгаузена». Обзорная беседа с игровыми элементами (2 часа) 93
Артур Конан Дойль, его герой Шерлок Холмс и «холмсоведы». Урок-путешествие (2 часа) 99
Р/р. Написание детектива «Дело о бриллиантовом полумесяце». (2 часа) 106
Вильям Шекспир и его сонеты. Общий обзор с элементами анализа (2 часа) 109
«И я сложу всю жизнь к твоим ногам…» (трагедия В. Шекспира «Ромео и Джульетта»). Комментированное чтение отдельных сцен с последующим их анализом (2 часа) 121
Анализ трагедии В. Шекспира «Гамлет». (2 часа) 129
Бенжамин-Анри Констан де Ребек (1761–1830) и его роман-исповедь «Адольф». Аналитическая работа с текстом произведения (2 часа) 138
«Фауст» Гете – притча о человеке, о его долге, призвании и ответственности перед другими людьми. Идейно-художественный анализ трагедии Гете «Фауст» (2 часа) 144
Публицистика Джозефа Аддисона и Ричарда Стиля. (2 часа) 152
Просветительский классицизм. Вольтер – лидер европейского Просвещения и его «Кандид, или Оптимизм». (2 часа) 155
Памфлет Генри Филдинга «Письмо из Бедлама». (1 час) 162
Изображение человека в литературе европейского классицизм XVII века. Жан Батист Мольер и его комедия положений «Брак поневоле». (2 часа) 166
Жан Батист Мольер и его комедия-балет «Мещанин во дворянстве». Природа комического у Мольера. (2 часа) 172
Изображение в литературе противоречивости человеческого характера. Вашингтон Ирвинг и его «Легенда об арабском астрологе». Анализ новеллы (2 часа) 179
«…Все, что человечество гнетет, всегда во мне противника найдет…». Героические мотивы в лирике Байрона. (1 час) 186
Джордж Гордон Байрон и его лироэпические поэмы «Паломничество Чайльд Гарольда» и «Корсар». (2 часа) 187
«Пусть родом, доходом гордится знатный лорд – шотландской, крестьянской породой был я горд…». Стихотворение Роберта Бёрнса «Честная бедность». (2 часа) 193
Элегии Томаса Грея и Шарля Юбера Мильвуа. Опыт сравнительного анализа лирического произведения (2 часа) 195
Художественное своеобразие новеллы, или «Кавалер Глюк» – фантазия в манере Эрнеста Теодора Амадея Гофмана. (2 часа) 201
Идейно-художественный анализ романа В. Скотта «Айвенго». Общий обзор (2 часа) 208
Художественный мир очерка Виктора Гюго «Клод Гё». (2 часа) 216
Оноре де Бальзак и его новелла о губительной власти денег – «Гобсек». (2 часа) 224
Джеймс Фенимор Купер и его роман о Кожаном Чулке – «Последний из могикан». Общий обзор (2 часа) 233
«Последняя шутка» Лягушонка. (По новелле Эдгара Аллана По «Лягушонок») (2 часа) 236
Жюль Верн и его «Необыкновенные путешествия». «Таинственный остров». Тайна капитана Немо. (2 часа) 239
«Я верю в благородство и достоинство человека». Джек Лондон «Сказание о Кише». (1 час) 244
«Паренек из Фриско» и его «вера в человека, товарищество, дружбу…». Джек Лондон и его рассказ «Любовь к жизни». (1 час) 247
Героический характер в литературе. Джек Лондон «Мексиканец». (2 часа) 250
Анализ новеллы О'Генри «Дары волхвов». (2 часа) 254
Самостоятельный анализ новеллы Луиджи Пиранделло «Черепаха». (1 час) 258
Тема «отцов и детей» в рассказе Джеймса Олдриджа «Отец и сын» из повести «Последний дюйм». (1 час) 260
Литературный очерк «Тремолино» Джозефа Конрада. Анализ очерка (2 часа) 263
В художественном мире реалистической новеллы П. Мериме «Маттео Фальконе». Из цикла «В мастерской художника слова…» (2 часа) 267
Марк Твен и его автобиографическая повесть «Приключения Тома Сойера» (отдельные главы). (2 часа) 276
Марк Твен и его автобиографическая повесть «Приключения Гекльберри Финна» (отдельные главы). (2 часа) 279
Марк Твен и его памфлет «Как я редактировал сельскохозяйственную газету». (1 час) 280
Построение юмористического рассказа на школьную тему. (1 час) 283
Марк Твен. «Принц и нищий» (1882 г.) – книга о суровой действительности. (2 часа) 285
Астрид Линдгрен и детективная повесть «Приключения Калле Блюмквиста». (1 час) 289
Реалистическая повесть Астрид Линдгрен «Расмус-бродяга». (1 час) 291
Жорж Санд и ее сказка «О чем говорят цветы». (2 часа) 293
Оскар Уайльд и его сказка «Соловей и роза». (1 час) 295
Оскар Уайльд и его материально-идеалистическая история «Кентервильское привидение». (1 час) 298
«Пророк или клоун?» Слово неистового ирландца Б. Шоу в английской драматургии. Сопоставительный анализ (2 часа) 300
Эрнест Хемингуэй и его философская повесть «Старик и море». (2 часа) 312
В небе Маленький принц… Сказочная повесть А. Сент-Экзюпери «Маленький принц». (2 часа) 316
Эрнест Сетон-Томпсон и его анималистические произведения. «Снап. История бультерьера». (2 часа) 320
Сказочный мир «Алисы в стране чудес» английского писателя и ученого Льюиса Кэрролла, или Как рождается нонсенс. (Система уроков) (2 часа) 327
Алиса в мире сказочных нелепиц. (Система уроков) (2 часа) 332
Инсценирование сцены суда. Урок-спектакль. (1 час) 335
Фантастические рассказы «Каникулы» и «Зеленое утро» Рея Бредбери. Семинар (2 часа) 335
Сказка Джона Рональда Руэла Толкиена «Хоббит, или Туда и Обратно». (2 часа) 341
Литература 349
С этим товаром покупают
Товар размещен в разделах
QR-код страницы
Для партнеров
с учмагом