Система взаимодействия кл. руководителя с учащимися старших классов

Есть на складе
21 руб.
-10%
18,90 руб.
Нашли дешевле? Снизим цену!
Подписаться на снижение цены
Код 116д
Авторы-составители Литвинова А. А.
Издательство Учитель, 2007
Серия В помощь классному руководителю
ISBN 5-7057-0500-X
Страниц 125
УДК 371.3
Штрихкод 9785705705009
Размеры (Ш x В x Т) 138 x 213 x 5 (мм)
Вес 96 г
В пособии даны теоретические основы педагогических стилей и методов управления учебным коллективом, требования к уровню знаний, умений и практических навыков учащихся.
Целью данного пособия является оказание помощи классным руководителям в реализации системного подхода в процессе планирования и осуществления воспитательной деятельности в классе. В качестве практического материала предложены тесты и образцы итогов исследования, примерные разработки внеурочной тематической работы (классные часы, кружковая работа), примерное планирование "Школы начинающего классного руководителя". Пособие может быть интересным для студентов педагогических институтов, а также слушателей ИПК.

Подробное описание

Введение


Вопрос воспитания для современных

обществ – вопрос жизни и смерти,

вопрос, от которого зависит будущее.

Э. Ренан


Задача совершенствования системы образования всех ступеней в Российской Федерации предусматривает воспитание: политическое, экономическое и нравственное; формирование гражданских качеств личности.

Реформирование политической, экономической и социальной сфер общества, становление демократического, правового и социального государства определяет цели воспитания. Гражданская зрелость, высокая нравственность, ценностные ориентации, развитие интереса к овладению знаниями, практическими навыками, умение ориентироваться в обществе, в учебном и трудовом коллективах, делают воспитательную работу особо значимой для общества.

Гражданские, правовые, этические и эстетические отношения определяют образ жизни человека и свойства его личности, место, которое он займет в обществе.

Воспитание – это целенаправленный и сознательно осуществляемый педагогический процесс организации и стимулирования разнообразной деятельности формируемой личности по овладению общественным опытом: знаниями, практическими умениями и навыками, способами творческой деятельности, социальными и духовными отношениями.

Только при условии, если воспитательное воздействие вызывает у личности внутреннюю положительную реакцию (отношение) и возбуждает ее собственную активность в работе над собой, оно оказывает на нее эффективное и формирующее влияние.

Воспитательная работа в учебном коллективе помогает определить цели, возможности человека; его активные самостоятельные решения и действия способны изменять, совершенствовать, преобразовывать окружающую действительность. На уровне социальных действий человек изменяет устройство общества в процессе практической деятельности.

Вся воспитательная работа построена на познавательном интересе. Гельвецкий К. А. в трактате «Об уме» (М.: 1938, с. 34) писал: «На Земле интерес – есть великий волшебник, изменяющий в глазах всех существ вид всякого предмета».

Но «интерес – писал Рубинштейн в работе «Основы общей психологии». М.: 1946, с. 524 – всегда принимает характер двустороннего отношения. Если меня интересует какой-нибудь предмет, это значит, что этот предмет для меня интересен».

Познавательный интерес подростка к политике, праву, экономике, культуре, искусству – сугубо личностное образование, возникает в семье, школе, ПТУ, СПО, ВУЗе.

Процесс воспитания, направленный на развитие и формирование познавательного интереса учащегося, можно представить как процесс усвоения и умножения воспитанником общественных ценностей в процессе познания, практической, художественной и другой деятельности, переведенной на творческий уровень.

Сегодня в российском обществе идет процесс переосмысления идей, теорий, исторических фактов и важно, чтобы не было упущено еще одно поколение молодых людей в смысле ценностных ориентаций. Нравственно-правовые ценности жизни человека общества остались прежними: Добро, Милосердие, Сострадание, Патриотизм, любовь, Взаимопомощь, Честь, Совесть и т. д.

Педагог во все времена ставил на первое место воспитание Человека и Гражданина, патриота своей Родины. Совершенствуется методика, приходит на помощь учителю-воспитателю научно-технический прогресс, но сохранилось творчество учителя в педагогических коллективах. Значит, процесс воспитания вышел на новый виток развития образования.

В настоящее время осознается необходимость смены образовательной парадигмы. Основное противоречие современной системы образования – это противоречие между быстрым темпом приращения знаний в современном мире и ограниченными возможностями их усвоения индивидом. Это противоречие заставляет педагогическую теорию отказаться от абсолютного образовательного идеала (всесторонне развитой личности) и перейти к новому идеалу – максимальному развитию способностей человека к саморегуляции и самообразованию.

Это главное в инновационном обучении – развитие способностей на основе образования и самообразования. Отсюда и цели воспитания: направленность всей внеурочной работы на удовлетворение интересов личности, на базе познания особенностей, потребностей и возможностей человека. (Меморандум международного симпозиума ЮНЕСКО.)

Единство образования и воспитания подрастающего поколения обязательно принесут свои плоды в образе Человека XXI столетия: мудрого, честного, ответственного.

Идет процесс отказа от старых идеологий, воспитательных концепций воспитания. В конце XX века изменились и средства воспитательного воздействия – это Интернет, современные компьютерные технологии, видео- и аудиопродукция, нетрадиционная печатная продукция, что с одной стороны расширяет диапазон знаний человека, а с другой затрудняет четкое определение человеком своей позиции, своего взгляда, оценку тех или иных событий происходящих в обществе.

Очень трудно осуществлять воспитательную деятельность без знаний основ общей и социальной психологии, педагогики, методики; определить цели и задачи воспитательного процесса внеурочной и досуговой деятельности учащихся, планировать и проводить тематические классные часы, собрания, вечера; работать с активом и с каждым учащимся индивидуально и т. д.

Образование и воспитание как части целостного процесса подготовки специалиста и человека к жизни являются основой для развития, саморазвития и самореализации личности.

Цель данного пособия – помочь классным руководителям в реализации системного подхода в процессе планирования и осуществления воспитательной деятельности в классе. Основная педагогическая задача состоит в необходимости достижения гармоничного взаимодействия всех компонентов воспитательной системы как по горизонтали (в течение четверти, семестра, учебного года), так и по вертикали – на весь период обучения в школе или период профессионального образования.

В основе системы воспитания лежит личностный принцип воспитания учащихся, то есть учет индивидуальных особенностей (в том числе личностных) как учащихся, так и преподавателей. Кроме этого воспитательная деятельность педагога предполагает учет межличностных отношений в семье, с друзьями, в коллективе учебной группы и в коллективе учебного заведения в целом.

В предложенном пособии даны теоретические основы педагогических стилей и методов управления учебным коллективом, требования к уровню знаний, умений и практических навыков учащихся, полученных на уроках общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин с точки зрения педагогических задач воспитательной, мировоззренческой значимости. Эти дисциплины, формируют гражданскую, нравственную, патриотическую и другие направления формирования личности. Здесь же предлагается «Примерная программа основных направлений воспитательной деятельности», тематическое планирование воспитания в классе. В качестве практического материала предложены тесты и образцы итогов исследования, примерные разработки внеурочной тематической работы по некоторым направлениям деятельности классного руководителя (классные часы, кружковая работа, недели учебных дисциплин, работа школьного театра и клуба КВН), примерное планирование «Школы начинающего классного руководителя», «Лектория для родителей».


ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ к учителю

при осуществлении воспитательного процесса


Общие требования к управлению воспитательным процессом

Классный руководитель:

  • владеет основами знаний общей психологии;
  • умеет выработать систему индивидуальной работы по основным направлениям воспитания;
  • знает принципы, содержание, методы, средства и формы воспитательного процесса;
  • имеет целостные представления о процессах и явлениях, происходящих в классе;
  • понимает сущность и социальную значимость своей педагогической деятельности в деле формирования личности выпускника;
  • умеет рационально и эффективно организовать свою работу и деятельность класса, в том числе планировать, анализировать результаты, взаимодействовать с коллегами;
  • психологически готов к выполнению своей профессиональной деятельности;
  • готов к самостоятельному овладению педагогическими знаниями в области психолого-педагогической деятельности.

Содержание

Введение    3

Основные требования к учителю при осуществлении воспитательного процесса    6

1. Требования к уровню знаний, умений и практических навыков в межпредметных и внутрипредметных связях образовательного и воспитательного стандартов    7

Примерная программа основных направлений воспитательного процесса    11

Этическое воспитание    15

Правовое воспитание как необходимое условие формирования правосознания и правовой культуры    18

Экономическое воспитание    20

2. Формирование здорового образа жизни и экологической культуры    21

Экологическое воспитание    21

3. Воспитание культуры общения в семье, трудовом коллективе, быту, обществе в целом    24

Тематика родительских собраний    25

Общая характеристика современных психологических и педагогических направлений в системе воспитательного процесса    25

Каковы психологические характеристики закономерностей воспитания?     42

Диагностика личности    42

Рекомендации классному руководителю при планировании работы    46

Управление воспитательным процессом    49

Планирование    50

Дневник классного руководителя    53

Рекомендации классным руководителям для выбора методов взаимодействия с учащимися при организации мероприятий    55

Педагогическое исследование по выявлению уровня знаний учащихся    62

Педагогическое исследование по определению типа темперамента    66

Как овладеть трудовым процессом и реализовать трудовую активность    97

Заключение    101

Приложения    102

Приложение 1    102

Приложение 2    114

Приложение 3    115

Приложение 4    116

Приложение 5    116

Приложение 6    117

Приложение 7    118

Приложение 8    119

Литература    123

С этим товаром покупают

Товар размещен в разделах

QR-код страницы

Для партнеров

Зарабатывай
с учмагом

Добавить отзыв

Для добавления отзыва необходимо войти на сайт.
Задать вопрос