Сочинения по литературе для учащихся 9–11 классов. Сочинения-образцы и самоучитель по написанию сочинений. Программа для установки через Интернет

Есть на складе
69 руб.
-10%
62,10 руб.
Нашли дешевле? Снизим цену!
Подписаться на снижение цены
Версии товара:
Код СИ-5б
Авторы Гринин Л. Е.
Издательство Учитель, 2022
Серия Сочинения
Электронная версия скачать
УДК 371.3
Данный программный продукт является интернет-версией и доступен через центр управления программами издательства "Учитель".
Инструкция по оплате и установке электронной продукции через Интернет: ознакомиться.
Покупка одного экземпляра программы дает право её использования на одном ПК.
Данный программный продукт не работает без наличия подключения к Интернету и в системах виртуализации, таких как Virtual Box, VMWare.
В пособии собраны сочинения-образцы по всем произведениям школьной программы 9-11 классов, а также на свободную тему. Они помогут учащимся и абитуриентам глубже понять, каким должно быть хорошее сочинение. Главное отличие данного пособия от других в том, что, помимо самих сочинений, здесь имеется самоучитель по их написанию. В его основу положена новая и эффективная методика обучения сочинениям, которая проверена уже на сотнях тысяч школьников. Она основана на том, что весь процесс работы над сочинением можно разложить на ряд последовательных творческих приемов и правил. Овладеть каждым приемом в отдельности не так уж сложно. И если на конкретных сочинениях-примерах объяснять технику одного-двух приемов, вы постепенно научитесь тому минимуму творческих навыков, который позволит вам более свободно владеть пером. Автор использует краткие и конкретные пояснения, раскрывающие сущность того или иного творческого приема, показывает, как переходить от одного этапа работы к другому, как работать над отдельными фрагментами сочинений.
Данное пособие будет очень полезно и учителям-словесникам. Приведенные здесь сочинения-образцы с комментариями, раскрывающими особенности творческого процесса учащихся, могут быть использованы на уроках подготовки и анализа сочинений.

Минимальные системные требования:
- операционная система - Windows XP/VISTA/7/8/8.1;
- процессор - Pentium-II;
- оперативная память - 256 МВ;
- разрешение экрана - 1024х768;
- свободное место на жестком диске - 400 МВ.

Примеры документов

Критика российской действительности в пьесе А. М. Горького «На дне»

Критика российской действительности
в пьесе А. М. Горького «На дне»

План

I. Вступление. Пьеса А. М. Горького – отражение своей эпохи.

II. Главная часть. «На дне» – приговор существующим условиям и порядкам.

1. Причины, толкающие людей в «яму жизни».

2. Жизнь – каторга.

3. «У нас нет имени

4. Так жить невозможно!

III. Заключение. Великий гуманистический призыв.

Строение сочинения и, естественно, его план могут быть и иными. Иногда выделяют как бы две главные части; порой один из подпунктов основной части сам делится на несколько частей, могут быть два (внешнее и внутреннее) вступления или заключения и т. д.

Свобода во что бы то ни стало.

К. С. Станиславский

Хорошо, когда прочитанная книга оставляет след в душе. И если он яркий, мы вдруг задумываемся над тем, какое значение имеет для нас это произведение, что оно дало нам.

Обратите внимание! Это начало может подойти ко многим сочинениям. Это своего рода стандартная деталь , годная для разных устройств. Творчество не терпит казенщины. Но ведь и конструкторы используют целые готовые узлы! Газетчики, например , часто используют всякого рода штампы и ходовые обороты. Главное, чтобы все сочинение не состояло из них, чтобы в нем была своя изюминка.

Со времени создания пьес Горького прошло много лет, но и теперь они читаются и идут в театрах. Видимо, им предопределена долгая жизнь. Можно сказать, что это – энциклопедия предреволюционной России, история, запечатленная мастерски и жизненно. Но нельзя забывать, что в них много общечеловеческого, подходящего не только к прошлой, но и к нынешней жизни.

«Человек – это великолепно! Это звучит... гордо!» Эти слова, сказанные на заре XX века, определяли творческую линию писателя. Он любил людей, поэтому его воображение, пронизанное прекрасной мечтой о великом призвании человека, рождало такие изумительные образы, как Данко.

Но он же выступал и со страстным, горячим протестом против всего, что принижало человека, против всех «свинцовых мерзостей жизни».

В пьесе «На дне» с большой силой и непревзойденным художественным мастерством показаны те ужасные условия жизни, которые толкают на «дно» ее , в «яму». И тогда человек перестает быть человеком. Да разве ж это люди обитают в омерзительной ночлежке Костылева? Они утратили все человеческое, потеряли даже облик человека, превратились в жалких, никому не нужных существователей.

Конечно, во многом эти люди сами виноваты в том, что с ними случилось: у них не хватило твердости или умения бороться с судьбой, желания трудиться, преодолевать трудности. Но виноваты и социальные условия. Это была эпоха быстрого обогащения одних и обнищания других, эпоха, когда рушились остатки вековых устоев. В каждой загубленной судьбе мы видим сплав общественных и личных проблем.

Но даже и здесь, «на дне» жизни, действуют свои неумолимые волчьи законы. Здесь свои «короли» и подвластные, эксплуататоры и эксплуатируемые, хозяева и работники. Законы общества преследуют человека от рождения до смерти, от царских чертогов до вонючей ночлежки. Только в последних все гораздо обнаженнее, а отношения более дикие. И в этом обвинение строю и обществу! Жизнь здесь для нормального человека хуже каторги. Она толкает людей на преступления, черствость, бесчестность. Ворует Васька Пепел, умирает в страшных муках Анна, окончательно спивается Актер; не менее трагична судьба Насти. Они уже не могут подняться.

А ведь это люди, которые знали когда-то и другую жизнь. И поэтому полна страстных мечтаний о будущем Наташа, думает о светлых чувствах Настя, верит в свою мечту больной и опустившийся Актер. У них только и осталось в жизни, что вера. «У нас нет имени! Даже собаки имеют к лички, а мы нет!» – с горьким чувством восклицает Актер. И в этом возгласе нестерпимая обида человека, выброшенного за борт жизни. У них отняли все, у этих забытых людей, но не смогли отнять веры в лучшее. Эт им качеством с избытком обладал сам Горький, наделял он им и своих героев.

Странник Лука, появляющийся в пьесе, сумел заронить и зажечь в сердце каждого искру надежды и мечты. Но после его ухода еще тяжелее стала жизнь ночлежников. Люди эти так изломаны, что им уж нечего ждать. И надежда, оброненная Лукой, лишь разбередила их раны. Поманил старик, а дороги не показал.

Как ореховая скорлупа, раздавлены мечты Клеща о лучшем времени, и в результате мы видим его падшим крайне низко: «Никогда уже он не выберется отсюда». И читателю становится не по себе от этих слов.

Пьеса утверждает: так больше жить невозможно!


От автора

От автора

В этой книге собраны сочинения, которые помогут учащимся 9–11 классов глубже понять, каким должно быть хорошее сочинение, как можно глубоко раскрыть на нескольких школьных страницах сложные темы. Помимо полных сочинений-образцов, здесь помещены также отдельные фрагменты сочинений (начала, концы, отдельные части), на которых легче понять, что такое композиция сочинения, какую роль выполняют те или иные приемы в раскрытии темы.

Я подбирал сочинения для данного сборника очень тщательно, а также провел серьезную редакционную и литературную их обработку. Именно поэтому я говорю, что это сочинения-образцы, на которых действительно можно учиться. К сожалению, во многих подобных сборниках сочинения неважного качества и корявого стиля, либо они просто-напросто списаны с книг и учебников. Составителей заботит не качество, а чтобы вместить туда побольше тем. 100, 200, 500 сочинений! Но проку от этого немного. Учащийся наивно надеется, что учитель задаст на дом те темы, которые есть в купленном им сборнике, и, не затрудняясь, спишет их. Что же, для этих целей и данный сборник может служить не хуже других.

Однако, сколько бы ни было тем в книге, шансов, что с ее помощью можно валять дурака, списывая и списывая сочинения, немного. А уж полагать, что сборник содержит именно ту заветную тему, которая попадется на экзамене, так же реально, как надеяться выиграть в лотерею. Поэтому в итоге такой покупатель чаще всего обнаруживает, что экзаменационная тема в его «шпорах» отсутствует, и он не знает, что писать. Он хотел все, а не получил ничего. Но если бы ученик затратил хоть немного труда на то, чтобы научиться писать сочинения, то убедился бы, что даже на трудные темы всегда есть что сказать.

Вот поэтому-то главное отличие данного сборника от других в том, что, помимо самих сочинений, здесь имеется самоучитель по их написанию. В его основу положена новая методика обучения сочинениям. Я не говорю, что она волшебная или что овладение ею не требует никакого труда, но она эффективна, а главное, проверена уже на сотнях тысяч школьников.

Это не оторванные от практики рассуждения без примеров и конкретики. Нет, моя методика опирается только на примеры. Я исхожу из того, что сразу понять премудрость написания сочинения целиком обычному ученику сразу не по силам. От таких заданий у многих из вас голова идет кругом, а любая творческая работа кажется китайской грамотой, которой не овладеть никогда. Но если учащийся понимает, что написание сочинения – это процесс, который имеет свои правила, а также, что есть определенная (и не столь уж сложная) техника работы над каждым этапом этого процесса: подбором материала и цитат, подготовкой черновых материалов, написанием начала и концовки, переходами от части к части – тогда работа над сочинением становится не сложнее, чем выполнение заданий по алгебре. И в одном и в другом случае нужно только выучить правила и потренироваться в их закреплении.

Таким образом, задача заключается в том, чтобы овладеть этой литературной техникой, «набить руку» в ней, как говорят журналисты. Значит, надо весь процесс работы над сочинением разложить на ряд последовательных творческих приемов и правил. Каждому приему в отдельности научиться сравнительно легко. И если затем демонстрировать, в чем суть определенного приема, на конкретных примерах, то есть сочинениях-образцах, вы овладеете тем минимумом творческой техники, который позволит вам более свободно владеть пером.

Для этого я использую краткие и конкретные пояснения, раскрывающие сущность того или иного творческого приема. В одних случаях комментарии касаются того, как делать начало, в других – как лучше завершать сочинения. В третьих – композиции или плана, или отдельных удачных мест, или переходов от части к части и т. п. Словом, вы можете на практике увидеть, как работать над отдельными фрагментами сочинений, как подходить к теме в целом, как переходить от одного этапа творческой работы к другому.

Вот почему в этом сборнике нет лишнего теоретизирования, ненужных рассуждений, общих мест. Все нацелено на конкретную работу, все сказанное опирается на тексты, которые находятся перед вашими глазами. В комментариях я иногда возвращаюсь к одному и тому же вопросу, например, к тому, как писать план сочинения. Не надо этому удивляться: повторенье – мать ученья.

Пояснения и комментарии выделены полужирным шрифтом.

Сборник разбит на пять частей. Каждая часть предваряется дополнительными советами по овладению творческими навыками. В каждой из трех первых частях собраны сочинения только для одного класса (соответственно для 9, 10 и 11). Но это распределение, конечно, условно, поскольку программа сегодня сильно варьируется: то, что в одних школах изучается в 9 классе, в других – может быть в 11. Здесь также есть сочинения на свободные темы и по произведениям для внеклассного чтения. Четвертая и пятая части сборника включают в себя сочинения сразу для трех классов (9–11).


Ради чего стоит жить, или почему погасло сердце Данко? ("Старуха Изергиль" А. М. Горького)

А вот еще одна работа по произведению А. М. Горького. Она , впрочем, могла бы быть использована и как сочинение на свободную тему , например: «В чем я вижу смысл жизни?» или «Мое представление о том, каким должен быть истинный герой» и т. п.

Ради чего стоит жить ,
или почему погасло сердце Данко?
(«Старуха Изергиль» А. М. Горького)

Только один осторожный человек заметил это и, боясь чего-то, наступил на гордое сердц е ногой.

А . М. Горький

Раньше или позже перед человеком встает вопрос: зачем, для чего жить? И каждый решает его по -своему. Все люди разные. Поэтому одни отбрасывают его прочь, погружаясь в суету и поиск материальных благ, другие мучаются. Лев Толстой признавался, что очень долго не мог найти ответа на проклятый вопрос. Да, хотя уже тысячи лет бьются над решением этой проблемы, готового ответа нет.

Поэтому-то мне кажутся наивными люди, слепо верящие книжным идеалам. Даже самым умным и честным мыслителям я не могу во всем доверять: ведь между ними и мной нет знака равенства. Но, разумеется, у них я учусь многому. К числу таких учителей я всегда причисляю А. М. Горького. В этом сочинении я остановлюсь на его ранних, но очень известных произведениях.

В чем же смысл жизни по Горькому? Он максималист. Этот горячий революционер-романтик считает, что человек должен стать факелом, который осветит людям путь к лучшей жизни.

«О, смелый сокол!.. Пускай ты умер!.. Но в песне смелых и сильных духом всегда ты будешь живым примером, призывом гордым к свободе, к свету!»

Все другие люди, не принимающие эту мораль, – гагары, чайки, стонущие перед бурей, ужи, которым небо не нужно, им «здесь прекрасно... тепло и сыро».

Те, кто живет не для людей, кто ставит себя выше всех остальных, – это лиш ь тень человека, Ларра. Вот что рассказывала об этом смелом и гордом юноше старая Изергиль: «В его глазах было столько тоски, что можно было бы отравить ею всех людей мира».

Не подумайте, что мне так нравятся эти ужи, гагары или Ларра. Нет, мне, конечно, больше по душе мужественный, бескорыстный красавец Данко, идеал писателя. То, что сделал юноша, – прекраснейший, благороднейший подвиг. Он помог сородичам, увел их от врагов, ко торые грозили истреблением племени, увел через страшный, бесконечно длинный, полный опасности лес. Когда людям стало страшно, они, чтобы скрыть это, начали грозить Данко. «Вы сказали: «Веди!» – и я повел!» – возражал им смелый юноша, но те ревели: «Ты умрешь !». И тогда в порыве великого благородства Данко разорвал свою грудь и своим сердцем осветил лес. Люди вышли, но он умер.

Мне больно, когда я читаю это место. Я вижу этих людей, их грубую на туру, не способную понять истинное благородство, подчиняющуюся диким, животным инстинктам. Вот они пляшут у костра, радуясь, что опасность миновала, а трудности позади. Но все забыли, кому обязаны спасением. А тот лежит бездыханный, и на его благородное сердце наступают грязной ногой.

Разве вам не больно? Ради кого пожертвовал жизнью чудесный юноша? Ради этих людей?! Но их трудно назвать людьми, это дикари. Пусть их большинство, все равно. Но мне жизнь Данко дороже всех их жизней, вместе взятых. Почему Данко должен умереть, а тот «осторожный человек» остаться? Разве жизнь так мало стоит, что ее можно отдать ради тех, кто наступит на твое сердце? Ведь жизнь – все, что у нас есть!

Я думаю, можно умереть, пожертвовать собой лишь для тех людей, которые сами способны на это, для настоящих людей. Здесь не жалко ничего!

Подвиг... А как часто жизнь не похожа на представления некоторых о подвиге. Подвиг чаще незаметен. Иногда нужно отказаться от сотни важных, необходимых дел, чтобы закончить одно – самое важное, которое можешь сделать только ты.

Иногда – отказать в помощи, если нужно сохранить здоровье для завершения твоего дела. Не всегда это понимается.

Примером тому может служить обращение к уже больному Горькому, бывшему за границей, молодого поэта В. Маяковского:

Алексей Максимыч,

из-за Ваших стекол

виден Вам еще

парящий сок ол?

Или с Вами

начали дружить

по саду

ползущие ужи?

Говорили

(объясненья ходкие !),


9 класс

9 класс

Основная идея «слова о полку игореве».

Историческая основа и значение «слова о полку игореве».

Изображение дворянства в комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль».

Комедия «Недоросль» Д. И. Фонвизина – осуждение темных сторон русской жизни XVIII века (концовка).

Фамусов в моем представлении.

Чацкий – победитель или жертва? (отрывки из сочинения).

Чем привлекает меня образ чацкого (по комедии А. С. Грибоедова «горе от ума»).

Вольнолюбивая лирика А. С. Пушкина.

Поэзия пушкина – «союз волшебных звуков, чувств и дум».

«чувства добрые я лирой пробуждал...» (по лирике А. С. Пушкина).

Изображение дворянства в романе «евгений онегин».

Татьяна ларина – «милый идеал» автора (вступление и начало главной части).

Тема русской природы в романе А. С. Пушкина «евгений онегин».

М. Ю. Лермонтов о роли поэта и поэзии.

Патриотические мотивы в поэзии лермонтова.

Лермонтов о времени и о себе (по лирике и «герою нашего времени»).

Печорин – «младший брат» онегина (по роману М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»).

Вам жалко Печорина? (начало и конец сочинения).

К сочинению по роману М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» (начало).

Образы помещиков в поэме н. В. Гоголя «мертвые души».

Чичиков – «рыцарь копейки» (по поэме н. В. Гоголя «мертвые души»).

Дамское общество в поэме «Мертвые души» Н. В. Гоголя (начало).

Поэма н. В. Гоголя «мертвые души» и современность.

Подборка высказываний о классиках нашей литературы (Пушкине, Лермонтове, Гоголе).

«Поэт в россии – больше чем поэт».

Творчество ч. Айтматова (краткий литературный обзор).

Пример настоящего человека (отзыв о повести п. Ф. Нилина «же-стокость»).

Они сражались за родину (размышления о войне).

С чего начинается Родина? (свободная тема).

«Листая прошлого страницы...» (размышления о прошлом России).

Думая о прошлом нашей Родины (отрывки из сочинения на свободную тему).

Мои мысли о будущем (свободная тема).


10 класс

10 класс

Можно ли считать базарова положительным героем? (по роману и. С. Тургенева «отцы и дети»).

Письмо к анне сергеевне одинцовой (по роману и. С. Тургенева «отцы и дети»).

Образ базарова (по роману и. С. Тургенева «отцы и дети»).

Образ базарова (по роману и. С. Тургенева «отцы и дети») (начало и конец сочинения).

К сочинению «Я лиру посвятил народу своему» (по лирике Некрасова) (начало).

Мое любимое произведение некрасова.

Образы народных заступников в произведениях Некрасова.

Как понимает н. А. Некрасов роль поэта и поэзии.

Почему катерина названа добролюбовым «лучом света в темном царстве»? (по пьесе а. Н. Островского «гроза»).

В чем сила характера катерины? (по пьесе а. Н. Островского «гроза»).

Нравственные искания героев романа «Война и мир» (концовка).

Война в изображении льва толстого в романе «война и мир».

Образ наташи ростовой (по роману Л. Н. Толстого «война и мир»).

Княжна марья (отрывок из сочинения) (по роману л. Н. Толстого «война и мир»).

Нравственные искания героев романа «война и мир» (начало).

Герои Бородинской битвы (по роману л. Н. Толстого «война и мир»).

Начало к любому сочинению по роману Л. Н. Толстого «Война и мир».

Современны ли сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина? (концовка).

Преступление и наказание родиона раскольникова (по роману ф. М. Достоевского «преступление и наказание»).

К сочинению «Преступление и наказание Родиона Раскольникова» (вариант начала).

В чем вина и в чем трагедия родиона раскольникова? (по роману ф. М. Достоевского «преступление и наказание»).

Почему рахметов – человек особенный? (по роману Н. Г. Чернышевского «Что делать?»).

Слово и дело в жизни героев романа н. Г. Чернышевского «что делать?»

«его врагом была пошлость, и он всю жизнь боролся с ней» (по произведениям А. П. Чехова)

Читая чехова (по рассказам «крыжовник», «по делам службы», «невеста» и др.)

Почему ни гаев, ни раневская не могут быть хозяевами вишневого сада? (по пьесе а. П. Чехова «вишневый сад»).

Отношение к вишневому саду раневской, гаева, лопахина и пети трофимова (по пьесе а. П. Чехова «вишневый сад»).

Почему нежный, честный илья ильич стал обломовым? (по роману и. А. Гончарова «обломов»).

Родина (свободная тема).

Будем добрее друг к другу (по произведениям о школе и школьниках).

Школа и школьники в современной литературе.

Пусть женщины останутся женщинами (по повести С. А. Алексиевич «У войны не женское лицо»).

Товар размещен в разделах

QR-код страницы

Для партнеров

Зарабатывай
с учмагом

Добавить отзыв

Для добавления отзыва необходимо войти на сайт.