Социально-бытовая ориентировка. 5 класс: поурочные планы по программе В. В. Воронковой, С. А. Казаковой

Снято с продажи
Код 3466
Издательство Учитель, 2023
Серия Специальные образовательные организации для обучения детей с ОВЗ
ISBN 978-5-7057-3291-3
Страниц 160
УДК 376
Штрихкод 9785705732913
Размеры (Ш x В x Т) 197 x 285 x 7 (мм)
Обложка припрессовка глянцевой плёнкой
Переплёт мягкая, склейка
Вес 232 г
Одной из главных задач коррекционной школы, поставленных Федеральным государственным образовательным стандартом НОО обучающихся с ОВЗ, является подготовка учащихся
с ограниченными возможностями здоровья к социализации и социально-трудовой адаптации.
В пособии представлены разработки уроков по социально-бытовой ориентировке, в основе которых лежит принцип адаптивности образования к уровням и особенностям развития
учащихся 5 классов. Содержание уроков направлено на изучение программного материала, расширение у школьников круга понятий и представлений, относящихся к личной гигиене,
самообслуживанию, предметам быта, бытовому труду, морально-этическим нормам поведения, ознакомлению с деятельностью организаций, предприятий и учреждений ближайшего окружения школы.
Каждый урок имеет коррекционно-развивающую направленность, представляет собой сложную дидактическую систему и разработан в соответствии с современными требованиями.
Пособие предназначено учителям курса "СБО", педагогам специальных образовательных организаций для обучения детей с ОВЗ.

Подробное описание

ВВЕДЕНИЕ

Под социально-бытовой ориентировкой (СБО) подразумевается комплекс знаний и умений, непосредственно связанный с организацией собственного поведения и общения с окружающими людьми в различных социально-бытовых ситуациях. В своем общем смысле социально-бытовая ориентировка предполагает умение самостоятельно строить свое поведение во всех жизненных ситуациях вне рамок учебной или профессиональной (трудовой) деятельности.

Особо важное значение имеет социально-бытовая ориентировка в процессе социализации детей с ограниченными возможностями. Интеллектуальная недостаточность, наряду с традиционным комплексом отставаний в развитии ребенка, обязательно означает серьёзное ослабление умения приспосабливаться к социальным требованиям общества. Дети испытывают определённые трудности в процессе социализации и социальной адаптации.

Для коррекции этих трудностей и предназначены занятия по курсу СБО, которые направлены:

– на накопление социально-эмоционального опыта, систематизацию внутреннего мира, регуляцию поведения;

– развитие навыков межличностного взаимодействия;

– расширение ролевого репертуара подростка и позитивное программирование его будущего.

Программа курса СБО в 5 классе включает следующие темы: «Транспорт», «Личная гигиена», «Одежда и обувь», «Питание», «Культура поведения», «Семья», «Жилище», «Торговля». 

Изучение программного материала призвано способствовать расширению у обучающихся круга понятий и представлений, относящихся к личной гигиене, самообслуживанию, предметам быта, бытовому труду, морально-этическим нормам поведения, а также к организациям, предприятиям и учреждениям ближайшего окружения школы. Ознакомление учащихся с предметами быта включает в себя усвоение точного названия, назначения, правил обращения с этими предметами, а также выработку необходимых рациональных, правильных навыков использования этих предметов по назначению.

Процесс коррекционного обучения требует разнообразия не только в применении методов, но и в организации различных форм обучения. Одной из основных форм организации обучения является урок.

В 5 классе предусмотрены занятия – 1 час в неделю, 35 часов в год.

поурочные планы составлены с учетом особенностей детей с проблемами в развитии. При планировании уроков использованы разнообразные приемы, методы и средства обучения:

  • словесные – рассказ, беседа,  изложение, повествование, работа с книгой;
  • наглядные – демонстрация, экскурсия, самостоятельная работа, наблюдения;
  • практические работы, письменные и устные упражнения.

Любой урок имеет особенности, отличающие его от другого в зависимости от конкретных задач и содержания.

В 5 классе запланированы следующие типы уроков:

  • вводный – готовит учащихся к восприятию нового материала. На этом уроке устанавливаются, актуализируются и систематизируются имеющиеся у школьников опорные знания по изучаемой теме и сообщаются некоторые сведения общего характера, необходимые для осмысленного восприятия нового материала, с которым предстоит познакомиться на последующих уроках;
  • освоения новых знаний, на котором основное внимание уделяется изучению нового ма-териала;
  • применения знаний в практической деятельности, где основное внимание уделяется практической деятельности;
  • обобщающий (повторительно-обобщающий) урок, на котором систематизируется материал, изученный по определенным темам и разделам;
  • комбинированный урок, на котором сочетаются различные виды работы: объяснение, закрепление, проверка, практическая работа, подведение итогов.

Уроки разрабатывались по следующему алгоритму:

  • тип урока;
  • структура урока;
  • объем и уровень сложности самостоятельной и практической работы на уроке;
  • объем и сочетаемость фронтальных, парных, групповых и индивидуальных форм работы;
  • использование конкретных методов обучения;
  • прогнозирование результата урока;
  • формы и критерии оценки деятельности учащихся на уроке;
  • создание оптимальных условий для проведения урока (дидактический материал);
  • формулирование вопросов, выводов, правил, обобщений, контрольных заданий и т. д.;
  • подготовка словарного материала.

Уроки разработаны на основе тематического планирования, утвержденного на методическом совете школы, в соответствии с программой В. В. Воронковой, С. А. Казаковой «Социально-бытовая ориентировка». К каждому уроку авторы-составители предлагают ресурсный материал: в технологической карте урока в качестве условного обозначения принят знак РМ.

Содержание

Введение    3

Тематическое планирование    5

Урок 1. Введение в предмет    6

ТРАНСПОРТ    8

Урок 2. Виды транспортных средств    8

Урок 3. Правила дорожного движения    11

Урок 4. Обобщение по теме «Правила дорожного движения»    16

ЛИЧНАЯ ГИГИЕНА    20

Урок 5. Выполнение гигиенических процедур    20

Урок 6. Личные вещи. Содержание в порядке личных вещей    25

Урок 7. Уход за руками и ногами    29

Урок 8. Уход за зубами    34

Урок 9. Гигиена зрения    37

Урок 10. Уход за волосами    41

Урок 11. Курение и здоровье    44

Урок 12. Алкоголь и здоровье    49

ОДЕЖДА И ОБУВЬ    55

Урок 13. Одежда, головные уборы, обувь, их назначение    55

Урок 14. Правила и приёмы ухода за одеждой  и головными уборами    59

Урок 15. Правила и приёмы ухода за обувью    62

ПИТАНИЕ    66

Урок 16. Значение питания в жизни человека    66

Урок 17. Состав продуктов питания    70

Урок 18. Место приготовления пищи    75

Урок 19. Кухонная посуда и приспособления    79

Урок 20. Напитки. Приготовление чая    84

Урок 21. Приготовление бутербродов    89

Урок 22. Приготовление пищи из овощей    94

Урок 23. Яйцо. Блюда из яиц    99

Урок 24. Сервировка стола к завтраку    104

КУЛЬТУРА ПОВЕДЕНИЯ    109

Урок 25. Осанка. Формы исправления осанки    109

Урок 26. Формы обращения к старшим и сверстникам    114

Урок 27. Правила поведения за столом    118

СЕМЬЯ    123

Урок 28. Семья, родственные отношения    123

Урок 29. Взаимоотношения всех членов семьи    126

ЖИЛИЩЕ    130

Урок 30. Виды жилья, виды жилых помещений    130

Урок 31. Обычаи и обряды,  связанные со строительством дома, новосельем    133

Урок 32. Организация рабочего места школьника. Почтовый адрес    137

ТОРГОВЛЯ    142

Урок 33. Виды торговых предприятий    142

Урок 34. Правила приобретения продовольственных товаров    147

Урок 35. Маркировка продовольственных товаров    152

Литература    155

С этим товаром покупают

Товар размещен в разделах

QR-код страницы

Для партнеров

Зарабатывай
с учмагом

Отзывы

Любовь Милевская
31 августа 2013 (23:06)
спасибо, быстро и качественно

Добавить отзыв

Для добавления отзыва необходимо войти на сайт.