Социальная адаптация учащихся. 5-9 классы. Программы, планирование, тематические занятия. Программа для установки через интернет

Акция
Есть на складе
252 руб.
-25%
189 руб.
Нашли дешевле? Снизим цену!
Подписаться на снижение цены
Версии товара:
Код СИ-3469
Авторы-составители Родионова С.А., Корепанова Т.А.
Издательство Учитель, 2023
Серия Специальные образовательные организации для обучения детей с ОВЗ
Электронная версия скачать
УДК 376
Данный программный продукт является интернет-версией и доступен через центр управления программами издательства "Учитель".
Инструкция по оплате и установке электронной продукции через Интернет: ознакомиться.
Покупка одного экземпляра программы дает право её использования на одном ПК.
Данный программный продукт не работает без наличия подключения к Интернету и в системах виртуализации, таких как Virtual Box, VMWare.
Социально-педагогическая реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья - важная задача специализированных образовательных организаций в условиях выполнения ФГОС.
В пособии представлены программы, направленные на создание воспитательно-образовательного пространства по социальной адаптации обучающихся. Содержание тематических занятий построено на использовании активных методов, приемов и средств в работе с детьми по их социализации и социореабилитации, что позволит укрепить ценностно-смысловую сферу личности, повысить самооценку, обучить сознательному выстраиванию отношений с окружающими, микро- и макросоциумом, применить приобретенный опыт в жизненных ситуациях.
Предназначено учителям, психологам, классным руководителям, социальным педагогам специальных образовательных организаций всех видов.

Минимальные системные требования:
- операционная система - Windows XP/VISTA/7/8/8.1;
- процессор - Pentium-II;
- оперативная память - 256 МВ;
- разрешение экрана - 1024х768;
- свободное место на жестком диске - 400 МВ.

С этим товаром покупают

Примеры документов

Профессиональное краеведение. Кружевоплетение

Профессиональное краеведение.
Кружевоплетение

Цели деятельности педагога:

образовательные – создать условия для расширения знаний обучающихся о народных промыслах родного края (на примере Липецкой области);

развивающие – способствовать развитию самостоятельности мышления обучающихся;

воспитательные – содействовать воспитанию любви к родному краю, уважения к его традициям, развивать интерес к народному декоративно-прикладному искусству.

Педагогические задачи:

создать условия для ознакомления школьников с наиболее распространенными видами народных ремесел;

способствовать формированию эстетического вкуса, пониманию эстетики крестьянского быта;

содействовать воспитанию трудолюбия, уважения к человеческому труду, к народным традициям.

Оборудование: компьютер, презентация, образцы елецких кружев (воротники, косынки, перчатки, салфетки и др.), барабан для плетения, нитки, коклюшки.

Сценарий занятия

1-я ученица (читает стихотворение А. Былинкиной).

Веками русский человек

Не покладая рук трудился.

И труд его из века в век

Потомками не зря ценился.

Из простоты он создавал

Неповторимые изделья,

На свет рождались мастера,

Хранящие в крови уменья.

Теперь красивая посуда

Украсит в доме стол любой,

И в интерьере свое место

Найдет ларец с витой резьбой.

Снаружи окна расписные

Расскажут о хозяйке нам,

А каменистая тропинка

Укажет направленье вам.

Вступительное слово педагога.

Испокон веку славилась русская земля своими мастерами. Народные художественные промыслы – наиболее яркая форма народного искусства, непреходящая ценность духовной культуры народа.

Сегодня мы поговорим о народном промысле нашего края – елецких кружевах.

Елецкое кружево – вид русских кружев ручного плетения. Центр кружевного промысла, возникновение которого восходит к началу XIX в., – г. Елец (Липецкая область). Елецкое кружево плетется на коклюшках, преимущественно из белых катушечных ниток, реже из льняной, шелковой (а с середины XX в. и синтетической) пряжи. Отличается мягким контрастом мелкого узора (растительного или геометрического) и тонкого ажурного фона.

С середины XIX века промысел распространился во многих селах и деревнях в окрестностях Ельца. Особенно большой размах это искусство получило в конце XIX в. Много выплетали модных в то время черных шелковых косынок.

С 1921 г. существовало товарищество кружевниц. В 1930 г. был организован Елецкий союз кружевниц. Во время Великой отечественной войны елецкий промысел прекратился в связи с оккупацией, а после Победы пережил сложный период восстановления. С 1960 г. елецкое кружево вырабатывается на Елецком комбинате художественных изделий (мерные кружева, воротнички, перчатки и т. д.).

2-я ученица (читает стихотворение Г. Левина «Кружева»).

Елец на год старше Москвы,

Здесь веет еще стариной.

И вряд ли древнее сыщете вы

Промысел кружевной!

Глядишь, и город-то невелик,

А славен уменьем кругом!

И стар здесь и мал к ремеслу привык,

Как терем здесь каждый дом.

Порог переступишь едва –

Застынешь в волнении ты,

От кружев закружится голова,

Закружится от красоты!

И надо уметь беззаветно любить,

Чтоб смолкла любая молва!

И надо поэтом, наверное, быть,

Чтоб так сплетать кружева!


Пояснительная записка

Пояснительная записка

Актуальность программы

Социально-педагогическая реабилитация депривированных детей – приоритетная задача специализированных образовательных организаций. Деятельность современной коррекционной школы направлена на решение важной социально значимой задачи – подготовки ребенка с ограниченными возможностями здоровья к самостоятельной жизни в обществе.

К сожалению, надо признать, что действующая система специальных образовательных организаций, в том числе школ-интернатов для детей, оставшихся без попечения родителей, выпускает пока, в массе своей, людей, мало подготовленных к самостоятельной жизни.

Дети, оставшиеся без попечения родителей, вырастают в закрытых детских учреждениях на полном государственном обеспечении. Это мир специфический, полуизолированный, соприкасающийся с реальностью только отдельными сторонами. Трудности перехода воспитанника из этого мира в самостоятельную жизнь существовали и существуют во всех странах, где преобладает интернатная система воспитания детей-сирот (в том числе социальных).

В течение всего срока содержания ребенка в государственном учреждении его персонал отвечает за жизнь и здоровье своих воспитанников, их материальное благополучие и поведение. Однако функции работников этих учреждений не включают в себя ответственность за будущую самостоятельную жизнь подопечных, а значит, исключают наличие специальной целенаправленной работы в этом направлении.

Если же педагогические коллективы и пытаются работать на такую дальнюю перспективу, то отсутствие серьезной профессиональной оценки данной деятельности не позволяет сделать эту работу систематической и целенаправленной.

После долгого пребывания в искусственно благополучном, привычном, замкнутом пространстве выпускник приходит в неустойчивый и сложный современный мир.

Большинство выпускников специальных образовательных организаций обладают особенностями, которые значительно осложняют их самостоятельную жизнь:

отсутствие опыта социальных контактов с людьми на работе, в сфере обслуживания, здравоохранения и т. п.;

трудности в общении там, где это общение свободно, где требуется самостоятельно строить отношения;

несформированность потребности и способности трудиться;

непонимание материальной стороны жизни, отношений собственности, иждивенчество;

отсутствие личного опыта жизни в семье, тесных эмоциональных отношений;

недостаточное развитие индивидуальности, что характеризуется недостаточным осознанием своих чувств и потребностей, их незначимостью, сниженной социальной активностью;

отсутствие навыков защиты себя в условиях асоциальной среды;

неудовлетворительное состояние здоровья.

Все это приводит к тому, что выпускники специальных коррекционных школ зачастую не дорожат своей жизнью, принимают асоциальный и криминальный образ жизни или, наоборот, первыми становятся жертвами различного рода преступлений.

Учитывая сложный процесс социального развития подростка, приобретения им опыта социальных действий, усвоения социальных норм поведения, на основе которых формируются социально значимые качества личности, была разработана данная программа.

Цель и задачи программы

Цель: способствовать формированию социально значимых качеств личности воспитанника (освоение и реализация необходимых форм социального поведения в условиях семьи и гражданского общества, достижение максимально доступного уровня жизненной компетенции), необходимых ему для успешной социализации.

Достижению цели способствует реализация следующих задач:

– способствовать формированию навыков и потребностей в труде, в определении достойного места в обществе;

– создать условия для управления личностными мотивами поведения;

– способствовать расширению и совершенствованию круга культурных потребностей;

– способствовать развитию умения анализировать собственную деятельность;

– способствовать формированию стремления добиваться результатов и доводить начатое дело до конца;

– способствовать развитию стремления к познанию окружающего мира;

– создать условия для корригирования психических процессов;

– способствовать исправлению искаженного представления о жизни.

Структура и содержание программы

Весь курс занятий состоит из трех разделов.

Раздел I. Формирование основ гражданского самосознания.


Что такое любовь?

Что такое любовь?

Цели деятельности педагога: способствовать формированию понятия «любовь»; показать нравственно-духовное значение любви в человеческих взаимоотношениях; создать условия для определения уровня осознания и понимания детьми понятия «любви»; способствовать развитию эмоциональной сферы обучающихся через обращение к художественным образам, поддерживать и укреплять психическое здоровье детей.

Сценарий занятия

1. Организация начала занятия.

Вступительное слово педагога.

– Мы все очень хотим иметь друзей и не любим быть в одиночестве. Отношения с другими для нас очень важны, мы переживаем, когда происходит ссора с другом, когда нас не понимают. Но есть такое волшебство, которое раскрывает не просто двери, где живут люди, а раскрывает души, сердца, помогает переносить трудности и даже может вылечить больного человека. Я не скажу вам, как оно называется. Пусть это будет моей загадкой. Я прочту вам сегодня сказку С. Аксакова «Аленький цветочек». Надеюсь, вы сами догадаетесь, о каком волшебстве идет речь…

II. Работа по теме занятия.

а) Чтение и обсуждение сказки С. Аксакова «Аленький цветочек».

Педагог читает сказку и после чтения организует дискуссию.

– О чем эта сказка? (О любви, добре, о том, что добро побеждает зло, а любовь сильнее всего на свете, с любовью в сердце можно всего достичь.)

– Давайте назовем героев этой сказки. (Три сестры, их отец, Чудище, звери и птицы в саду у Чудища, купцы.)

– А теперь подумайте и скажите, похожи ли сестры друг на друга? (Нет, они были разными, две старшие были злыми, а младшая была доброй.)

– А что еще можно сказать о трех сестрах, какими они были? (Старшие были завистливые, жадные, а Настенька была добрая, ласковая, заботливая, у нее было доброе сердце, поэтому она и полюбила Чудище.)

– Так что же значит слово «любовь», как вы его понимаете? (Любовь – это когда один человек любит другого, во всем ему помогает, заботится о нем, любовь – это счастье, это очень доброе чувство, это сила и верность тому, кого любишь. Когда человек любит, он желает добра тому, кого любит.)

– Да, я с вами согласна. Это действительно очень доброе и важное чувство. Как вы думаете, почему Настенька полюбила страшное чудовище, которого все боялись? (За то, что оно было добрым, за доброе сердце, за красоту души.)

– А может ли человек полюбить самого себя? Как вы думаете? (Примерные ответы: не знаю, наверное, можно, но это нехорошо; а я себя люблю, когда хорошо себя веду, слушаю родителей, помогаю по дому…)

– Значит, вы считаете, что себя можно любить, особенно когда ты делаешь добро себе и другим. Я вас правильно поняла? (Да, добрые дела и добрые чувства заслуживают любви.)

б) Расширение представлений обучающихся о любви.

Педагог пишет на доске слово «любовь».

– Подберите определения к этому слову. (Сильная, мудрая, справедливая, добрая, заботливая, светлая, могучая, нежная, красивая, теплая.)

– Да, вы очень правильно сказали. Действительно, любовь сильная, потому что она побеждает зло; она добрая и заботливая, потому что сердце, которое любит, открыто для всех; она ласковая, нежная, любовь окутывает тебя теплым мягким покрывалом, делает счастливым, веселым, радостным. Еще приятнее самому приносить людям радость, любовь.

в) Обсуждение пословиц о любви.

Пишет на доске пословицу: «Ум истиной просветляется, а любовь сердце согревает».

– Как вы понимаете эту пословицу? (Любовь согревает сердце человека, сердце живет любовью.)

г) Привлечение внимания обучающихся к проблеме душевного здоровья человека.

– Любовь питает сердце человека, его душу, делает человека лучше, помогает справиться со злом, с трудностями, делает человека счастливым. Значит, мы можем назвать любовь здоровьем нашего сердца, здоровьем души человека.

Пишет на доске: «Любовь – это здоровье души», «Любовь – это здоровье сердца».

Релаксационная пауза

Игра с колокольчиком.

Педагог показывает колокольчик.

– Это колокольчик любви. Тот, у кого он окажется в руках, должен прозвонить им так, чтобы все остальные поняли, что это звуки любви: очень теплые, добрые сигналы человеческого сердца.


Рецензия на программу

Рецензия

на авторскую программу
«Социальная адаптация старшеклассников»
социального педагога специальной (коррекционной)
образовательной школы VIII вида г. Ельца
Родионовой Светланы Анатольевны

Данная программа направлены на формирование социально значимых качеств личности ребенка, необходимых ему для успешной социализации и подготовки воспитанников учреждений государственной поддержки детства к самостоятельной (семейной) жизни.

Внедрение данной программы в учебно-воспитательный процесс способствует управлению личностными мотивами поведения воспитанников, расширению их кругозора, воспитанию умения анализировать собственные поступки, корригировать психические процессы, развитию стремления к познанию окружающего мира.

Программа ориентирована на воспитанников 9 классов специальной (коррекционной) школы-интерната VIII вида, содержит подробную пояснительную записку, в которой раскрываются основные принципы построения программного материала, кратко обозначается содержание предмета, определяются его цели и задачи, предполагаемый результат.

В процессе изложения материала по темам указывается количество годовых и недельных часов, весь курс разделен на блоки:

1. «Формирование основ гражданского самосознания».

2. «Выпускник школы-интерната. Права и обязанности».

3. «Современная семья».

Содержание программы учитывает общие принципы обучения: научность, системность, доступность, логичность изложения материала и принципы коррекционно-развивающего обучения.

В программе конкретизированы пути подготовки воспитанников к более успешной социализации в современное общество.

Среди профилактических задач выделяются следующие:

1. Организация специфической профилактики, направленной на борьбу с вредными привычками.

2. Знакомство с основами правовой культуры.

В программе сформулированы основные требования к знаниям и умениям учащихся, указана используемая литература.

Предлагаемая программа может быть использована для организации просветительской работы с детьми в специальных (коррекционных) учреждениях VIII вида.


Брак и семья

БРАК И СЕМЬЯ

Цели деятельности педагога: создать условия для ознакомления подростков с правовыми основами к заключению брака; способствовать развитию умения работать с анкетой; содействовать воспитанию культуры семьи, семейных отношений.

Оборудование: КоБС, паспорт с отметкой о регистрации брака, свидетельство о заключении брака, репродукция картины В. Пукирева «Неравный брак».

Сценарий занятия

I. Знакомство с темой занятия.

– Сегодня я познакомлю вас с законодательной стороной брачных отношений. Где регистрируются браки и для чего? Какие документы для этого необходимы?

II. Изложение материала (лекция с элементами беседы).

– Итак, для чего? Казалось бы, если двое любят друг друга, то достаточно им начать жить вместе – вот вам и семья, и не нужны никакие отметки в паспорте. Но представьте себе такую ситуацию: женщина заболела и нуждается в материальной поддержке, а мужчина отказывается от выполнения этой обязанности. И заставить его никак нельзя, поскольку нет никаких юридических доказательств того, что он является ее мужем. Или возьмем другой случай: у мужчины и женщины, не оформивших брак в загсе, родился ребенок. Надо зарегистрировать его рождение в загсе. Но мужчина вдруг воспротивился: «Не желаю, чтобы меня записывали отцом ребенка!». Не запишут – значит, матери нужно начинать утомительную и малоприятную процедуру установления отцовства в судебном порядке. В зарегистрированном же браке муж, бесспорно, записывается отцом рожденного ребенка.

Словом, каких бы сторон семейной жизни мы ни коснулись, легко убеждаемся, что регистрация брака – не формальность, без которой вполне можно было бы обойтись, а юридический факт, имеющий существенное значение и для мужчины и женщины, и в особенности для их детей. Без регистрации брака в установленном порядке семьи как таковой не существует. В законе прямо подчеркивается, что юридически признается только брак, заключенный в государственных органах записи актов гражданского состояния. Регистрация брака настраивает людей на серьезное отношение к созданию семьи.

Брак регистрируется в отделах (бюро) записи актов гражданского состояния – отделах загса.

Закон, на основании которого строятся все семейные отношения, оговариваются процедуры заключения брака, развода, родительские обязанности и др., называется Кодексом о браке и семье (КоБС). Кодекс – это свод законов. КоБС определены в том числе условия вступления в брак. В ст. 10 КоБС говорится (педагог читает статью):

1. Взаимное согласие мужчины и женщины. Они вступают в свободный и добровольный союз, желая образовать семью, чтобы вместе воспитывать будущих детей.

Педагог записывает первое условие и предлагает записать его обучающимся.

– Взаимная любовь, сознательное и продуманное стремление заключить брак являются гарантией прочности и долговечности семьи. Каждый человек сам решает, на ком жениться или за кого выйти замуж. И никто не вправе навязывать влюбленным свое мнение. Вы спросите: «А что, разве бывают такие случаи?».

В царские времена такие браки были нередко. Родители бедных семейств отдавали дочерей замуж в богатое семейство, и нередко за мужчину много старше невесты. Посмотрите на репродукцию картины В. Пукирева «Неравный брак».

Обучающиеся рассматривают картину, педагог обращает их внимание на возраст новобрачных, на слезы невесты. Делают вывод, что этот брак недобровольный и не принесет счастья никому.

– Приведите примеры из художественной литературы, из фильмов, подобные этому.

2. Второе условие для вступления в брак – достижение брачного возраста. Семейным законодательством РФ установлен единый брачный возраст для мужчин и женщин – восемнадцать лет. К этому времени человек становится совершеннолетним. Он может самостоятельно пользоваться всеми предоставленными ему законом правами и несет обязанности, то есть обладает полной гражданской дееспособностью. Заметим, что во многих странах брачный возраст значительно ниже.

Законом предусмотрены и препятствия, при наличии которых брак не регистрируется.

3. Обстоятельства, препятствующие заключению брака (ст. 14 КоБС). Не допускается заключение брака:

– между лицами, из которых хотя бы одно лицо уже состоит в другом зарегистрированном браке;

Товар размещен в разделах

QR-код страницы

Для партнеров

Зарабатывай
с учмагом

Добавить отзыв

Для добавления отзыва необходимо войти на сайт.
Задать вопрос