Игротренинги с использованием сенсорных модулей. Старшая и подготовительная группы

Временно отсутствует
150 руб.
Код 4412
Авторы-составители Янчук М. В.
Издательство Учитель, 2024
Серия В помощь педагогу ДОО
ISBN 978-5-7057-3074-2, 978-5-7057-4844-0
Страниц 127
УДК 372
Штрихкод 9785705730742, 9785705748440
Размеры (Ш x В x Т) 140 x 200 x 6 (мм)
Обложка припрессовка глянцевой плёнкой
Переплёт мягкая, склейка
Вес 91 г
В пособии представлены конспекты игровых тренингов по психологическому сопровождению эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста
с использованием сенсорных модулей, которые позволят педагогам решать задачи охраны и укрепления физического и психического здоровья детей в соответствии
с требованиями ФГОС ДО, комплексно и профессионально воздействовать на органы зрения, слуха, обоняния, осязания, на вестибулярные рецепторы ребенка приемами сказко- и игротерапии, релаксации и импровизации; будут способствовать появлению у него позитивных поведенческих реакций и переживаний, формированию самооценки, развитию эмоциональной и познавательной сферы; помогут предупредить и скорректировать нежелательные личностные особенности.
Предназначено руководителям, старшим воспитателям, психологам, воспитателям ДОО, рекомендовано родителям для совместных занятий с детьми.

Подробное описание

ВВЕДЕНИЕ

Любому возрасту, как своеобразному и качественно специфическому периоду жизни человека, соответствует и определённый тип деятельности – ведущая деятельность. Как справедливо указывали Л. С. Выготский и А. В. Запорожец, только согласованное функционирование двух систем: эмоциональной сферы и интеллекта, их единство и взаимодействие могут обеспечить успешное выполнение любых форм деятельности человека.

Умственное развитие ребёнка тесным образом связано с осо-бенностями мира его чувств и переживаний. Маленькие дети часто находятся в «плену эмоций», поскольку ещё не умеют управлять своими чувствами, что нередко приводит к импульсивности поведения и осложнениям в общении не только со сверстниками, но и взрослыми. Негативные проявления в поведении ребёнка чаще всего выражаются в агрессии по отношению к окружающим, чрезмерной активности или тревожности.

развивающий блок данного пособия представляет собой серию конспектов занятий с использованием элементов игрового тренинга, направленных на развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста. В основу игротренингов положена методика терапевтического воздействия сказкой. Каждый игротренинг имеет единый, логически завершённый сюжет, чтобы дети, попадая в волшебный мир сказки, полностью погружались в происходящие события, не переключаясь на что-то иное. В основе данной системы лежат следующие принципы:

  • единство коррекции и диагностики;
  • учёт возрастно-психологических и индивидуальных особенностей;
  • уважительное, доброжелательное отношение к детям;
  • недопустимость пренебрежительного отношения к настро-ению и самочувствию ребёнка;
  • признание индивидуальности, ценности, значимости личности ребёнка;
  • обязательная положительная эмоциональная оценка малейших достижений ребёнка;
  • комплексность методов психологического воздействия;
  • постепенность и последовательность развивающего процесса.

Основные цели – развитие познавательной сферы и органов чувств; коррекция нежелательных личностных особенностей поведения ребёнка посредством сенсорных модулей.

Задачи:

1Диагностические: выявление детей с отклоняющимся поведением; выявление факторов, влияющих на отклонения в поведении детей.

2. Развивающие: формирование у детей представлений о своих сенсорных возможностях; активизация различных функций центральной нервной системы за счёт создания обогащённой мультисенсорной среды; обучение приёмам саморасслабления, снятия психомышечного напряжения, достижения состояния душевного равновесия.

Психологические средства, используемые в работе с детьми

Диагностические:

  1. Наблюдение.
  2. «Тест руки».
  3. Тест «Несуществующее животное».

Развивающие:

  1. Игровая терапия.
  2. Импровизация.
  3. Сказкотерапия.
  4. Релаксация.

Комплектование групп развития

Проведение игровых тренингов осуществляется с подгруппой детей (4–6 человек), формируемых на основе наблюдения и методов индивидуальной диагностики. При этом состав группы не определяется наличием какого-либо сходного признака отклонения в поведении. Напротив, дети с разными проблемами занимаются вместе.

Серия тренингов разработана для детей в возрасте от 5 до 7 лет и включает в себя три этапа: диагностический, развивающий и контрольный.

Диагностический блок.

Цели: диагностика особенностей развития личности; выявление факторов риска; составление индивидуального маршрута развития каждого ребенка  и общей программы психологического сопровождения старших дошкольников.

В целях выявления особенностей психического развития детей, установления нарушений или отклонений в интеллектуальной, эмоционально-волевой, мотивационно-личностной сферах проводится плановое и текущее обследование групп детского сада. Наряду с этим с помощью наблюдения по специальной схеме изучаются сведения о воспитанниках, полученные от педагогов. В результате комплексного анализа выявляются дети с нарушениями в общении, страхами, агрессивностью, психо-моторной гиперактивностью, неустойчивым настроением, тревожным состоянием, заниженной самооценкой и другими проблемами. Для этих детей проводится дополнительная индивидуальная диагностика по проективным методикам «Тест руки» и «Несуществующее животное». На каждого ребёнка, определённого к прохождению курса игротренинга в условиях сенсорной комнаты, заводится индивидуальная карта развития, в которой кратко фиксируется причина назначения, что оказывает значительную помощь педагогу-психологу при планировании дальнейшей работы с данным ребёнком.

развивающий блок.

Цели: гармонизация и оптимизация развития ребёнка; переход от отрицательной фазы развития к положительной; овладение способами многосенсорного восприятия; обучение приёмам саморасслабления и снятия психомышечного напряжения.

Курс состоит из пятнадцати игровых тренингов, проводимых один раз в неделю. Тренинги не дублируют друг друга. Каждый из них имеет свою тему и цель. Перевоплощаясь в определённый образ, дети с увлечением участвуют в процессе развития. Благодаря этому, они могут безопасно проявлять свои эмоции и чувства. Продолжительность игротренинга зависит от индивидуальных особенностей детей и составляет 25–40 минут. Игровые тренинги построены по единой схеме и состоят из трёх частей, каждая из которых направлена на формирование одного из аспектов эмоциональной зрелости старшего дошкольника.

Цели первой части в основном связаны с развивающе-обуча-ющей направленностью, ориентированной на формирование положительных эмоций и установление контакта с психологом и участниками группы (телесная терапия). Первая часть тренинга включает в себя упражнения по формированию когнитивной сферы. Для этого используются элементы сказкотерапии.

Цель второй части заключается в том, чтобы обучить ребёнка многосенсорному восприятию, помочь усвоить главную идею сказки и увидеть возможности её применения в жизни.

Целью третьей части является обучение мышечному аутотренингу расслабления. Чрезвычайно важно обучить приёмам саморасслабления и снятия психомышечного напряжения детей с такими невротическими проявлениями, как возбудимость, страхи, агрессивность, навязчивые состояния, истерические реакции.

Блок оценки динамических изменений (контрольный).

Цели: измерение психологического содержания и динамики реакций; способствование появлению позитивных поведенческих реакций и переживаний; стабилизация позитивной самооценки.

На данном этапе работа педагога-психолога заключается в сравнении показателей первичной диагностики с результатами обследования после цикла тренингов с акцентом на указанные в индивидуальной карте нарушения или отклонения в развитии ребенка. Эта работа подразумевает анализ хронологически зафиксированных в карте развития записей результатов каждого тренинга, критическую обработку данных и внесение необходимых корректив. Существенным критерием оценки на данном этапе является мнение родителей и педагогов по поводу изменений в поведении ребёнка и его отношения к окружающим.

Результаты диагностики, наблюдений педагогов и мнение родителей суммируются, обобщаются и анализируются педагогом-психологом. И в итоге являются своего рода материалом, на основании которого составляется индивидуальная карта развития ребёнка. В ней резюмируются нарушения (отклонения в развитии), выявленные до работы, используемые методы и приёмы работы с данным ребёнком, их эффективность, общая оценка результатов и дальнейшие рекомендации родителям и воспитателям.

Педагог-психолог вносит в свой план работы перечень мероприятий по контролю и дальнейшему наблюдению за детьми, прошедшими курс развивающих игровых тренингов с использованием сенсорных модулей.

Содержание

Введение    3

Конспекты занятий с использованием элементов игрового тренинга для детей старшей и подготовительной групп    8

Страна Фантазия    8

Пуговичное озеро    12

Мастерица Искорка    15

Каменная страна    19

Каменная страна (продолжение)    23

Волшебная лента    27

Волшебная лента (продолжение)    34

Путешествие на «Голубую звезду»    39

Енот    42

Насекомые    46

Котята    50

Маленькие привидения    54

Полёт птиц    59

Путешествие на необитаемый остров    63

Ткачи    66

Приложения    70

Приложение 1. Сенсорная комната и её оборудование    70

Приложение 2. примерная схема наблюдения за поведением ребёнка    74

Приложение 3. Тест руки (hand test)    83

Приложение 4. Тест «Несуществующее животное»    86

Приложение 5. Методы и приёмы коррекции отклоняющегося поведения    99

Приложение 6. Индивидуальная карта развития ребёнка    102

Приложение 7. Психолого-педагогические рекомендации родителям и воспитателям    104

Приложение 8. Эффективное взаимодействие с гиперактивными детьми (занятие с элементами тренинга для родителей)    111

Приложение 9. Эффективное взаимодействие с агрессивными детьми (занятие для родителей)    118

Литература    125

С этим товаром покупают

Товар размещен в разделах

QR-код страницы

Для партнеров

Зарабатывай
с учмагом

Добавить отзыв

Для добавления отзыва необходимо войти на сайт.
Задать вопрос