Диагностика индивидуально-психологических особенностей детей 3-4 лет. Методики выявления и изучения. Программа для установки через Интернет

Есть на складе
126 руб.
-10%
113,40 руб.
Нашли дешевле? Снизим цену!
Подписаться на снижение цены
Версии товара:
Код СИ-4833
Авторы Афонькина Ю. А.
Издательство Учитель, 2022
Серия Диагностический журнал
Электронная версия скачать
УДК 372.3/.4
Данный программный продукт является интернет-версией и доступен через центр управления программами издательства "Учитель".
Инструкция по оплате и установке электронной продукции через Интернет: ознакомиться.
Покупка одного экземпляра программы дает право её использования на одном ПК.
Данный программный продукт не работает без наличия подключения к Интернету и в системах виртуализации, таких как Virtual Box, VMWare.
Психологическая диагностика составляет важную часть образовательной деятельности, позволяет выявить особенности ребенка, ориентируясь на которые педагог будет проектировать содержание образования и выстраивать образовательную траекторию. Предложенный диагностический журнал включает методики психологической диагностики развития детей 3?4 лет в соответствии с направлениями психического развития: интеллектуальное, личностное, эмоционально-волевое, психофизическое. Содержание диагностических ситуаций разработано с учетом их близости к ситуациям образовательной деятельности в соответствии с образовательными областями, определенными ФГОС ДО.
Предназначено управленческому корпусу, старшим воспитателям, педагогам-психологам дошкольных образовательных организаций, специалистам дошкольной педагогики; рекомендовано к использованию в подготовке бакалавров по психолого-педагогическому и специальному (дефектологическому) образованию; полезно студентам и преподавателям высших и средних педагогических учебных заведений.

Минимальные системные требования:
- операционная система - Windows XP/VISTA/7/8/8.1;
- процессор - Pentium-II;
- оперативная память - 256 МВ;
- разрешение экрана - 1024х768;
- свободное место на жестком диске - 400 МВ.

С этим товаром покупают

Примеры документов

Методика диагностики самостоятельности

Методика диагностики самостоятельности

Цель: выявить и изучить проявления самостоятельности в разных видах деятельности.

Метод: наблюдение.

Процедура диагностики. Проводят наблюдение за ребенком в разных видах деятельности.

Обработка данных. Заполняют диагностическую карту. Каждый компонент оценивают в баллах. Подсчитывают средний балл по каждому компоненту на группу детей. На основе суммы баллов по всем компонентам определяют уровень. Составляют оценочные таблицы. В примечании указывают индивидуально-психологические особенности, которые были выявлены в процессе проведения методики.

Балльная шкала оценки компонентов развития
самостоятельности

1. Инициатива.

Критерии оценки:

– проявляет постоянно – 3 балла;

– проявляет часто – 2 балла;

– проявляет иногда – 1 балл;

– не проявляет или очень редко, безынициативен – 0 баллов.

2. Предвидение конечного результата деятельности.

Критерии оценки:

– отчетливо представляет результат деятельности – 3 балла;

– нечетко представляет результат деятельности – 2 балла;

– с помощью взрослого представляет результат деятельности – 1 балл;

– не представляет результат деятельности – 0 баллов.

3. Острое переживание успеха в деятельности.

Критерии оценки:

– бурная радость по поводу успеха – 3 балла;

– удовлетворение по поводу успеха – 2 балла;

– переживания возникают при побуждении взрослого, сам ярко их не проявляет – 1 балл;

– не переживает или переживает редко – 0 баллов.

4. Настойчивость в получении задуманного результата.

Критерии оценки:

– длительно занимается одним делом – 3 балла;

– получение результата требует содействия взрослого в виде напоминаний – 2 балла;

– настойчивость проявляет редко, достигает результата с помощью взрослого – 1 балл;

– не может сосредоточиваться на действиях, действия не подчинены результату – 0 баллов.

5. Отношение к помощи взрослого.

Критерии оценки:

– протестует против прямого вмешательства, опеки, обращается за помощью в объективно трудных ситуациях: когда устал, когда материал потерял новизну и т. п. – 3 балла;

– предпочитает совместную деятельность со взрослым – 2 балла;

– не стремится действовать совместно, может самоустраняться от деятельности, передавать инициативу взрослому – 1 балл;

– не обращается за помощью и/или помощь не принимает, содействие взрослого существенно не улучшает результаты деятельности – 0 баллов.

6. Употребление личных местоимений.

Критерии оценки:

– активно употребляет в речи – 3 балла;

– употребляет иногда – 2 балла;

– употребляет редко – 1 балл;

– не употребляет – 0 баллов.

Шкала оценки уровня развития самостоятельности:

высокий – 18–13 баллов; средний – 12–6 баллов; низкий – 5–0 баллов.


Введение

Введение

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет приоритетные задачи дошкольного образования, среди которых:

‒ охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе и эмоционального благополучия;

‒ обеспечение равных возможностей детей, в том числе независимо от их психофизических и иных особенностей (среди которых ограниченные возможности здоровья);

‒ обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования;

‒ создание благоприятных условий для развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала ребенка как субъекта отношений;

‒ формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным психологическим и физиологическим особенностям детей.

В контексте практического решения поставленных ФГОС ДО задач психологическая диагностика составляет важную часть образовательной деятельности, позволяя выявить особенности ребенка, ориентируясь на которые педагог будет проектировать образовательную деятельность.

Психологическая диагностика в современном ДОО направлена на выявление психологических причин трудностей детей в освоении Основной образовательной программы, на выявление детских склонностей, способностей, признаков одаренности; на изучение готовности ребенка к получению образования в новых образовательных условиях: при поступлении в детский сад, при переходе к начальному образованию, а также в условиях инклюзивного образования. Она своевременно выявляет отклонения от нормального хода онтогенеза, что позволяет их своевременно скорректировать, а значит, избежать проблем дальнейшего психического развития.

Проводя психологическую диагностику, педагог-психолог способствует реализации личностно ориентированного подхода при проектировании деятельности, индивидуализации образовательного процесса, учета в образовательной деятельности специфики индивидуального развития ребенка. Кроме того, результаты психологической диагностики позволяют сделать вывод об эффективности созданных в ДОО образовательных условий для удовлетворения образовательных потребностей детей, обусловленных как их возрастными особенностями, так и спецификой индивидуального развития.

Данный диагностический журнал включает методики психологической диагностики развития ребенка 3‒4 лет в соответствии с направлениями психического развития: интеллектуальное, личностное, эмоционально-волевое, психофизическое. Содержание диагностических ситуаций разработано с учетом их близости к ситуациям образовательной деятельности в соответствии с образовательными областями, определенными ФГОС ДО.

Разработка диагностических методик произведена с учетом следующих базовых идей (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, А. В. Запорожец, Н. Н. Поддьяков, В. Т. Кудрявцев):

– обучение ребенка предполагает развитие высших психических функций;

– обучение дошкольника характеризуется «реактивно-спонтанным» характером, который предполагает, что успешное обучение дошкольника происходит в специфически детских видах деятельности;

– носителями культуры для ребенка, в первую очередь, выступают взрослые;

– изменения в психических процессах и личности ребенка дошкольного возраста обусловливаются развитием ведущей деятельности.

Диагностические процедуры представлены методами естественного эксперимента, беседы и наблюдения. Каждая методика предполагает определенный способ фиксации и оценки тех психологических проявлений у детей, которые являются индикаторами для определения того, насколько успешно решается конкретная общеразвивающая задача.

Оценка полученных диагностических данных производится следующими способами:

1. Составляются индивидуальные или на группу воспитанников диагностические карты, в которых отражаются конкретные психологические факты, а также их балльная оценка в отношении конкретного ребенка и группы детей по определенному параметру. Разработанные шкалы балльной оценки позволяют перевести качественные показатели в количественное выражение.

Таким образом, можно получить представление об индивидуальной динамике становления определенного психологического феномена у конкретного воспитанника, а также о степени сформированности каждого диагностируемого показателя у воспитанников данной возрастной группы.

2. Составляются таблицы, в которых отражаются средние баллы, что позволяет понять, какие общие тенденции наблюдаются у детей данной возрастной группы в становлении психологических феноменов, отражающих успешность решения общеразвивающих задач, а также какие задания вызывают трудности у большинства детей. Эти данные позволяют вносить коррективы в образовательный процесс, то есть поставить его на диагностическую основу.


Методика диагностики предпосылок личностного поведения

Методика диагностики предпосылок
личностного поведения

Цель: выявить и изучить отношение ребенка к ситуации непосредственно образовательной деятельности.

Метод: наблюдение.

Процедура диагностики. Проводится наблюдение за поведением детей в непосредственной образовательной деятельности.

Обработка данных. Заполняют диагностическую карту. На основе суммы баллов определяют уровень. Подсчитывают средний балл на группу детей по каждому компоненту. Составляют оценочные таблицы. В примечании указывают индивидуально-психологические особенности, которые были выявлены в процессе проведения методики.

Балльная шкала оценки компонентов развития предпосылок
личностного поведения

1. Активность.

Критерии оценки:

‒ высокая, выполняет все необходимые действия, инициативен – 3 балла;

‒ средняя, инициатива не выражена – 2 балла;

‒ снижена, отвлекается – 1 балл;

‒ бездействует, не выполняет задания – 0 баллов.

2. Заинтересованность.

Критерии оценки:

‒ высокая, с удовольствием включается в деятельность – 3 балла;

‒ для сохранения интереса нуждается в поддержке взрослого – 2 балла;

‒ исполнителен, интерес не выражен – 1 балл;

‒ интерес не характерен, проявляет негативные эмоции, скуку ‒ 0 баллов.

3. Эмоциональность.

Критерии оценки:

‒ преобладает радость, проявляет восторг, удивление – 3 балла;

‒ общее положительное отношение – 2 балла;

‒ в некоторых ситуациях проявляет психоэмоциональное напряжение (сжимается «в комок», смотрит исподлобья, тревожен) ‒ 1 балл;

‒ проявляет негативные эмоции или равнодушие – 0 баллов.

4. Коммуникативность.

Критерии оценки:

‒ проявляется доброжелательное отношение к детям ‒ 3 балла;

‒ отношение к детям ситуативно ‒ 2 балла;

‒ мешает детям, но стремится к общению – 1 балл;

‒ проявляет негативные эмоции, стремится выйти из общей деятельности; толкается, ссорится с детьми ‒ 0 баллов.

Шкала оценки уровня развития предпосылок личностного поведения:

– высокий ‒ 12‒9 баллов;

– средний ‒ 8‒5 баллов;

– низкий ‒ 4‒0 баллов.


Методика диагностики зрительного внимания и памяти

Методика диагностики зрительного внимания
и памяти

Цель: выявить и изучить особенности зрительного внимания и памяти.

Метод: естественный эксперимент.

Материалы: 2 одинаковых набора из трех цветных карандашей, лист бумаги (использован материал из игрового задания, предложенного Н. А. Сорокиной).

Процедура диагностики. Перед ребенком раскладывают цветные карандаши в определенном порядке и предлагают их рассмотреть (20 с). Затем закрывают карандаши листом бумаги, а ребенка просят выложить карандаши второго набора так же. После этого снова демонстрируют первый набор карандашей и предлагают посмотреть, так ли он разложил. Экспериментальную ситуацию повторяют трижды, варьируя расположение карандашей.

Обработка данных. Выполнение каждого задания по выделенным компонентам и критериям в 3 экспериментальных ситуациях оценивают в баллах, баллы складывают и фиксируют в диагностической карте. На основе суммы баллов определяют уровень. Подсчитывают среднее значение баллов на группу детей. Составляют таблицу распределения детей по уровням. В примечании указывают индивидуально-психологические особенности, которые были выявлены в процессе проведения методики.

Балльная шкала оценки компонентов развития
зрительного внимания и памяти

1. Объем памяти.

Критерии оценки:

– запоминает правильно, допустима одна ошибки – 3 балла;

– допускает 2 ошибки – 2 балла;

– допускает 3 ошибки – 1 балл;

– допускает более 3 ошибок или не может воспроизвести образец – 0 баллов.

2. Проявление внимания во время рассматривания образца.

Критерии оценки:

– рассматривает без отвлечений, внимательно, концентрируясь на образце, – 3 балла;

– рассматривает поверхностно, бегло – 2 балла;

– отвлекается, но пытается рассматривать – 1 балл;

– не принимает задачу рассмотреть образец, а если и принимает, не подчиняет ей свои действия – 0 баллов.

Шкала оценки уровня развития зрительного внимания и памяти:

– высокий – 18–13 баллов;

– средний – 12–6 баллов;

– низкий – 5–0 баллов.


Методика диагностики игровой деятельности (модифицированный вариант методики Р. Р. Калининой)

Методика диагностики игровой деятельности
(модифицированный вариант методики Р. Р. Калининой)

Цель: выявить и изучить особенности сюжетно-ролевой игры.

Метод: наблюдение.

Процедура диагностики. Проводится наблюдение за свободной игрой детей.

Обработка данных. Заполняют диагностическую карту. Подсчитывают сумму баллов в соответствии с выделенными компонентами и критериями их оценки. На основе суммы баллов определяют уровень. Подсчитывают средний балл на группу детей по каждому компоненту. Составляют оценочные таблицы. В примечании указывают индивидуально-психологические особенности, которые были выявлены в процессе проведения методики.

Балльная шкала оценки компонентов развития
сюжетно-ролевой игры

1. Распределение ролей.

Критерии оценки:

‒ отсутствие распределения ролей; роль выполняет тот, кто «завладел» ключевым атрибутом (надел белый халат – врач, взял поварешку – повар) – 1 балл;

‒ распределение ролей под руководством взрослого, который задает наводящие вопросы: «Какие роли есть в игре? Кто будет играть роль Белочки? Кто хочет быть Лисичкой?» и т. д. – 2 балла;

‒ самостоятельное распределение ролей при отсутствии конфликтных ситуаций (например, когда одну роль желают играть 2 и более человек), при наличии конфликта игровая группа либо распадается, либо дети обращаются за помощью к воспитателю – 3 балла;

‒ самостоятельное распределение ролей, разрешение конфликтных ситуаций – 4 балла.

2. Основное содержание игры.

Критерии оценки:

‒ действие с определенным предметом, направленное на другого («мама» кормит дочку-куклу, неважно как и чем) – 1 балл;

‒ действие с предметом в соответствии с реальностью ‒ 2 балла;

‒ выполнение действий, определяемых ролью (если ребенок играет роль повара, то он не будет никого кормить) ‒ 3 балла;

‒ выполнение действий, связанных с отношением к другим людям. Здесь важно, к примеру, не чем «мама» кормит ребенка, а добрая она или строгая ‒ 4 балла.

3. Ролевое поведение.

Критерии оценки:

‒ роль определяется игровыми действиями, не называется ‒ 1 балл;

– роль называется, выполнение роли сводится к реализации действий – 2 балла;

‒ роли ясно выделены до начала игры, роль определяет и направляет поведение ребенка ‒ 3 балла;

‒ ролевое поведение наблюдается на всем протяжении игры ‒ 4 балла.

4. Игровые действия.

Критерии оценки:

‒ игра заключается в однообразном повторении 1-го игрового действия (например, кормление) – 1 балл;

‒ расширение спектра игровых действий (приготовление пищи, кормление, укладывание спать), игровые действия жестко фиксированы ‒ 2 балла;

‒ игровые действия многообразны, логичны – 3 балла;

‒ игровые действия имеют четкую последовательность, разнообразны, динамичны в зависимости от сюжета ‒ 4 балла.

5. Использование атрибутики и предметов-заместителей.

Критерии оценки:

‒ использование атрибутики при подсказке взрослого, самостоятельное прямое использование атрибутики (игрушечная посуда, муляжи продуктов, флакончики от лекарств и т. д.) – 1 балл;

‒ широкое использование атрибутивных предметов, в том числе в качестве заместителей (игру­шечная тарелка как прицеп к грузовику, кубики как продукты и т. д.); на предметное оформление игры уходит значительная часть времени ‒ 2 балла;

‒ использование многофункциональных предметов (лоскутки, бумага, палочки и т. д.) и при необходимости изготовление – 3 балла;

‒ использование небольшого количества ключевых атрибутивных предметов. Предметное оформление игры занимает минимальное время (если, например, нет посуды, могут быть использованы листы бумаги, ладошки или просто ее обозначение жестом) ‒ 4 балла.

6. Использование ролевой речи.

Критерии оценки:

‒ отсутствие ролевой речи, обращение к играющим по имени – 1 балл;

‒ наличие ролевого обращения: обращение к играющим по названию роли («дочка», «больной» и т. д.). Если спросить играющего ребенка: «Ты кто?», назовет свое имя ‒ 2 балла;

Товар размещен в разделах

QR-код страницы

Для партнеров

Зарабатывай
с учмагом

Добавить отзыв

Для добавления отзыва необходимо войти на сайт.