Литература. 9 класс. Рабочая программа и технологические карты уроков по учебнику под редакцией В. Я. Коровиной. Программа для установки через Интернет

Есть на складе
102 руб.
-10%
91,80 руб.
Нашли дешевле? Снизим цену!
Подписаться на снижение цены
Версии товара:
Код СИ-520
Авторы-составители Чермашенцева О. В.
Издательство Учитель, 2022
Серия ФГОС. Планирование учебной деятельности
Электронная версия скачать
Данный программный продукт является интернет-версией и доступен через центр управления программами издательства "Учитель".
Инструкция по оплате и установке электронной продукции через Интернет: ознакомиться.
Покупка одного экземпляра программы дает право её использования на одном ПК.
Данный программный продукт не работает без наличия подключения к Интернету и в системах виртуализации, таких как Virtual Box, VMWare.
Электронное пособие "Литература. 9 класс. Рабочая программа и технологические карты уроков по учебнику под редакцией В. Я. Коровиной" серии "ФГОС. Планирование учебной деятельности" создано в помощь учителям русского языка и литературы, руководителям методических объединений образовательных организаций; рекомендовано студентам педагогических вузов.
В пособии предлагаются рабочая программа и технологические карты уроков по литературе для 9 класса, разработанные в соответствии с основными положениями ФГОС ООО и ориентированные на работу по учебнику В. Я. Коровиной, В. П. Журавлева, В. И. Коровина, И. С. Збарского; под редакцией В. Я. Коровиной.
Рабочая программа включает пояснительную записку и тематическое планирование уроков и педагогических средств, с помощью которых формируются предметные умения и универсальные учебные действия.
В технологических картах уроков обозначены предметные и личностные результаты, метапредметные УУД, сформулированы педагогические цели, предложены традиционные и инновационные формы деятельности, способствующие развитию познавательной активности, коммуникативных умений, позволяющие осуществлять регулятивно-оценочные функции, находить пути решения учебно-практических задач.

Минимальные системные требования:
- операционная система - Windows XP/VISTA/7/8/8.1;
- процессор - Pentium-II;
- оперативная память - 256 MB;
- разрешение экрана - 1024х768;
- свободное место на жестком диске - 400 MB.

С этим товаром покупают

Примеры документов

Ресурсный материал

РЕСУРСНЫЙ МАТЕРИАЛ

Рассказ учителя о Н. М. Карамзине

К чему ни обратитесь в нашей литературе – всему начало положено Карамзиным: журналистике, критике, повести-роману, повести исторической, публицизму, изучению истории. (В. Г. Белинский.)

Кто же он такой, Николай Михайлович Карамзин? В чем его заслуги перед литературой, отечеством?

Николай Михайлович Карамзин родился 1 декабря (по старому стилю) 1766 г. в семье симбирского дворянина. Детство его прошло в деревне на берегу Волги, там он овладел основами грамоты. Затем – симбирский пансион, а вскоре его определили в пансион Шадена, профессора Московского университета, где он получил широкое образование гуманитарного профиля, близкое к университетскому. С 1783 г. – военная служба, которая прерывается в связи со смертью отца. Отставка. Встреча с И. П. Тургеневым, которая приводит Карамзина в Москву. Ранний период творчества писателя связан с кругом Новикова. В годы, когда Новиков возглавлял Типографическую компанию, он привлек Карамзина к сотрудничеству и поручил ему редактирование первого в России специального журнала для детей «Детское чтение» (1785–1789 гг.). Человек и его переживания станут впоследствии неотъемлемой частью творчества Карамзина. Эстетические и мировоззренческие взгляды его формируются под воздействием двух полярных «систем» – масонства, о котором мы уже говорили, и просветительства. Воздействие философских и эстетических идей английского, французского и немецкого Просвещения испытывал Карамзин уже с молодых лет. Он верил в «изящность законов чистого разума», усвоил урок просветителей о внесословной ценности личности. Культура просвещения навсегда стала в глазах Карамзина «палладиумом благонравия».

«Республиканец» в душе, Карамзин переводит на русский язык шекспировского «Юлия Цезаря» (1787 г.) и трагедию Лессинга «Эмилия Галотти» (1788 г.), увлекается в молодые годы ораторами французской буржуазной революции, внимательно следит за развертыванием событий во Франции вплоть до эпохи якобинской диктатуры, которую он переживает болезненно и под влиянием которой испытывает глубокий внутренний кризис. В литературных письмах – «Мелодор к Филалету» и «Филалет к Мелодору» (1793–1794 гг.) – слышно трагическое разочарование писателя в идеалах Просвещения. «Век Просвещения! Я не узнаю тебя – в крови и пламени не узнаю тебя, среди убийств и разрушений не узнаю тебя!» – восклицает Мелодор. В ответ на его сетование Филалет горестно призывает искать «источник блаженства в собственной груди нашей».

Утверждая вслед за Руссо, что республика – лучшая форма правления для малых стран, Карамзин отныне твердо отстаивает благотворность для России и для крупных государств вообще монархии как гарантии прочного общественного порядка. Он признает прочными лишь те изменения государственного и общественного уклада, которые осуществляются мирно, «посредством медленных, но верных, безопасных успехов разума, просвещения, воспитания, добрых нравов».

Карамзин-художник формировался под широким влиянием западноевропейской культуры. Особенно сильным было воздействие, оказанное на Карамзина творчеством Руссо.

Карамзин-просветитель с горячим восхищением относился к Шекспиру, Т. Мору, Ричардсону, Гольдони, Гёте. Его знание европейской культуры – литературы, философии, общественной мысли – носило подлинно энциклопедический характер.

Итогом длительного пребывания за границей (с мая 1789 г. по сентябрь 1790 г.) стали «Письма русского путешественника», надолго ставшие образцом для многочисленных позднейших писателей-«путешественников» эпохи русского сентиментализма.

Карамзин побывал в германии, Швейцарии, Франции, Англии. Его «Письма…» содержат обширный информационный материал об общественной и культурной жизни этих стран. При этом писатель стремится передать чувства, возникающие у него под влиянием увиденного. Анализ этих чувств ведет автора к самоуглублению и самонаблюдению. Прощаясь с читателем в последнем письме, Карамзин делает знаменательное признание: «Вот зеркало души моей в течение осьмнадцати месяцев; оно через двадцать лет (если столько проживу на свете) будет для меня еще приятно – пусть для меня одного! Загляну и увижу, каков я был, как думал и мечтал; а что человеку (между нами будь сказано) занимательнее самого себя?»

«Письма русского путешественника» печатались в «Московском журнале» (1791–1792 гг.), издание которого Карамзин предпринял по возвращении из-за границы.

В «Московском журнале» появилась и повесть Карамзина «Бедная Лиза» (1792 г.), с восторгом принятая современниками.


Пояснительная записка

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по литературе для 9 класса составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте.

В ней также учтены основные положения Программы развития и формирования универсальных учебных действий для общего образования. Кроме того, настоящая программа в определенной степени ориентируется на развитие идей «Примерной программы для начальной школы» (М.: Просвещение, 2010) и учитывает содержание «Примерных программ основного общего образования. Литература» (М.: Просвещение, 2011).

Рабочая программа ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту:

1. Литература. Рабочие программы. Предметная линия учебников под ред. В. Я. Коровиной. 5–9 классы : пособие для учителей общеобразоват. организаций / В. Я. Коровина [и др.]. – М. : Просвещение, 2016.

2. Литература. 9 класс : учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 1 / В. Я. Коровина [и др.] ; под ред. В. Я. Коровиной. – 3-е изд. – М. : Просвещение, 2016.

3. Литература. 9 класс : учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 2 / В. Я. Коровина [и др.] ; под ред. В. Я. Коровиной. – 3-е изд. – М. : Просвещение, 2016.

Общая характеристика учебного предмета

Цели изучения учебного предмета1

Главными целями изучения предмета «Литература» являются:

• формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;

• развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности;

• постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, основанный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма;

• поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;

• овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте (или любом другом речевом высказывании), и создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;

• овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет, и др.);

• использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании.

Структура курса2

Как часть образовательной области «Филология» учебный предмет «Литература» тесно связан с предметом «Русский язык». Русская литература является одним из основных источников обогащения речи учащихся, формирования их речевой культуры и коммуникативных навыков. Изучение языка художественных произведений способствует пониманию учащимися эстетической функции слова, овладению ими стилистически окрашенной русской речью.

Специфика учебного предмета «Литература» определяется тем, что он представляет собой единство словесного искусства и основ науки (литературоведения), которая изучает это искусство.

9 класс – вторая ступень школьного литературного образования (основная школа), образовательный и психофизиологический уровни развития которой определяют основные виды учебной деятельности.

В 9 классе начинается линейный курс на историко-литературной основе (древнерусская литература – литература XVIII века – литература первой половины XIX века), который будет продолжен в старшей школе. В 9 классе активизируется связь курса литературы с курсами отечественной и мировой истории, МХК, идет углубление понимания содержания произведения в контексте развития культуры, общества в целом, активнее привлекается критическая, мемуарная, справочная литература, исторические документы, более определенную филологическую направленность получает проектная деятельность учащихся.

Содержание курса включает в себя произведения русской и зарубежной литературы, поднимающие вечные проблемы (добро, зло, жестокость и сострадание, великодушие, прекрасное в природе и человеческой жизни, роль и значение книги в жизни писателя и читателя и т. д.).

В рабочей программе курс представлен разделами:

1. Устное народное творчество.

2. Древнерусская литература.


Ресурсный материал

РЕСУРСНЫЙ МАТЕРИАЛ

Вступительное слово учителя.

Русская литература начала XIX в. продолжала развиваться в общеевропейском культурном контексте. Уже на исходе предыдущей эпохи были созданы «Путешествие из Петербурга в Москву» Радищева и «Письма русского путешественника» Карамзина – произведения, свидетельствовавшие, что русская мысль находит свои художественные формы для общеевропейских тенденций. Теперь, в первой половине XIX в., русская литература могла бы сказать о себе словами Пушкина: «Я чувствую, что мои духовные силы достигли совершенной зрелости, я могу творить».

В эту эпоху Россия обогатила мировую культуру великими свершениями Пушкина, Грибоедова, Гоголя, Лермонтова, Тютчева. Это классики нашей литературы. Их надо не только читать, надо научиться их перечитывать, потому что каждая встреча с ними таит в себе радость открытия.

Прежде чем мы ответим на вопрос о том, какова роль русской классической литературы в духовной жизни человечества, обратимся к толковому словарю С. И. Ожегова.

Что значит «классик», «классический»?

Классик – 1) выдающийся, образцовый, общепризнанный деятель науки, искусства, литературы; 2) сторонник классицизма в искусстве; 3) специалист по классической филологии, а также человек с классическим образованием.

Классический – 1) являющийся классиком (в первом значении); 2) типичный, характерный; 3) античный, относящийся к греко-римской культуре; 4) связанный с изучением античных языков и литературы; 5) следующий методам классицизма.

Значит, классическая литература – канонизированная литература, образцовая, наиболее значительная. Русская классическая литература соотносится с XIX веком – это золотой век русской литературы, и прежде всего поэзии.

Введение понятия «лирика».

Лирика – это род литературы (наряду с эпосом и драмой), в котором субъективное начало является главным. Лирика выражает сложную духовную жизнь человека (его интересы – личные и общественные; его настроения, переживания, чувства и т. д.). Духовная жизнь человека определяется обстоятельствами, явлениями внешнего мира. Но лирика не касается или почти не касается самих этих явлений: она прямо выражает только мысли, чувства, настроения, переживания.

Лирический герой – это образ поэта-художника, чей внутренний мир находит отклик в сердцах читателей. Лирический герой и автор – как будто одно лицо, и в то же время образ лирического героя глубже и шире, чем только выражение личности самого поэта. Очень точно сказал об этом В. Г. Белинский: «Великий поэт, говоря о себе самом, о своем Я, говорит об общем – о человечестве, ибо в его натуре лежит все, чем живет человечество. И поэтому в его грусти всякий узнает свою грусть, в его душе всякий узнает свою и видит в нем не только поэта, но и человека…»

Лекция «Романтизм как литературное направление»

Неоднократно в своих сообщениях о поэтах вы употребляли слова «романтизм», «романтический», «поэт-романтик».

Да, начало XIX века в русской литературе – это борьба классицизма и романтизма; романтическая муза Жуковского дала толчок развитию новой поэзии, подготовила появление на поэтическом небосклоне Пушкина.

Обратимся вновь к словарю. (Учащиеся конспектируют.)

Романтизм – 1) направление в литературе и искусстве первой четверти XIX в., выступавшее против канонов классицизма и характеризовавшееся стремлением к национальному и индивидуальному своеобразию, к изображению идеальных героев и их чувств; 2) направление в литературе и искусстве, проникнутое оптимизмом и стремлением показать в ярких образах высокое назначение человека; 3) умонастроение, проникнутое идеализацией действительности, мечтательной созерцательностью.

Романтик – 1) последователь романтизма (в 1-м и 2-м значениях); 2) человек, склонный к романтизму (в 3-м значении); 3) человек, проникнутый романтикой, высокими идеями.

Романтизм в России.

Это и особый вид мировоззрения, и художественное направление. Романтизм возник как своего рода реакция на немотивированный оптимизм классицизма, в его основе – разочарование в идеях Просвещения.

В центре художественной системы романтизма – личность.

Основной конфликт – между личностью и обществом.

Романтическая личность – страстная личность.

Но страсти делятся на высокие (это любовь во всех ее проявлениях) и низкие (зависть, жадность, честолюбие).

Романтический герой – это человек с сильным характером, часто он художник; его мировоззрение несовместимо с обыденным миром. Любимая романтическая среда – история и экзотика.


Ресурсный материал

РЕСУРСНЫЙ МАТЕРИАЛ

Слово учителя.

Как будто простенький, непритязательный по сюжету рассказ «Тоска» таит в себе громадное гуманистическое содержание.

Обратим внимание на настоящее время, в котором ведется повествование: это не только прием, оживляющий героев и события, – перед нами не уходящая в прошлое, постоянная душевная боль человека.

Извозчик Иона Потапов и его лошаденка застыли как изваяние под пластами снега. Настойчиво повторяющаяся деталь – снег, пласты снега, засыпающие и красящие набело извозчика и его лошаденку, – вырастает в конце концов чуть ли не в символ холодного и равнодушного мира.

Лошаденка, по всей вероятности, погружена в мысль. Заметим: не хозяин, а лошаденка размышляет; Иона словно окаменел. Поглощенный горем, он должен бы думать о сыне, но, как узнаем далее из рассказа, «про сына, когда один, думать он не может… Поговорить с кем-нибудь о нем можно, но самому думать и рисовать себе его образ невыносимо жутко…».

Какова же «мысль» лошаденки? По сути, это раздумья, которые постоянно должны бы посещать Иону: «Кого оторвали от плуга, от привычных серых картин и бросили сюда, в этот омут, полный чудовищных огней, неугомонного треска и бегущих людей, тому нельзя не думать».

Враждебный город врывается в сознание извозчика истошными криками, руганью, бранью. Попытка Ионы поделиться с седоком-военным своим горем прерывается грубым окриком: «Сворачивай, дьявол! Повылазило, что ли, старый пес? Гляди глазами!» Да и седок остается равнодушен к словам извозчика.

Тройка седоков, сменившая военного, оказывается еще более бесчеловечной. Равнодушие переходит в глумление и даже в рукоприкладство. Но вот что странно: измученный одиночеством человек и ругань, и подзатыльник воспринимает чуть ли не с радостью: все же рядом с ним люди, «и чувство одиночества начинает мало-помалу отлегать от груди». Отсюда – неадекватная реакция на ругань и подзатыльник. «Гы-ы, – смеется он. – Веселые господа … дай Бог здоровья!». Жутью веет от сопровождаемых смехом слов Ионы: «Гы-ы… веселые господа! Таперя у меня одна жена – сырая земля… Хи-хо-хо… Могила-то есть! … Сын-то вот помер, а я жив… Чудное дело, смерть дверью обозналась… Заместо того, чтоб ко мне идтить, она к сыну…»

А когда гуляки покидают сани, Иона долго глядит им вслед: «Опять он одинок, и опять наступает для него тишина… Утихшая ненадолго тоска появляется вновь и распирает грудь с еще большей силой».

Легкий юмор Чехова, пронизывающий весь рассказ, сменяется глубоким, грустым лиризмом, когда он говорит о тоске, «громадной, не знающей границ».

Внешне комичный эпизод беседы извозчика с лошадью на самом деле неизбывно трагичен. Это о нем слова брата писателя: «…вспоминаются слова твоего рассказа, где Иона говорит кобыле: «…был у тебя, скажем, жеребеночек и помер, и ты ему, скажем, мать… Ведь жалко?.. Я, конечно, перевираю, но в этом месте рассказа ты бессмертен».


Ресурсный материал

РЕСУРСНЫЙ МАТЕРИАЛ

Планы сочинений-рассуждений

I. «Лирический герой в стихотворении М. Ю. Лермонтова “Выхожу один я на дорогу…”».

I. Мастерство поэта в изображении переживаний лирического героя.

1. Стихотворение «Выхожу один я на дорогу…» – одно из самых высоких поэтических созданий М. Ю. Лермонтова.

2. Мастерство поэта в изображении переживаний лирического героя.

1) Композиционно-логическая ясность в построении лирического монолога, раскрывающего тему одиночества героя:

а) риторические вопросы с ответами на них, выражающие чувства грусти, одиночества героя в прошлом, настоящем и будущем, заключены в раму двух картин природы;

б) картины природы, предельно обнажающие мысль об одиночестве героя: первая, контрастируя с переживаниями лирического героя, приводит к мысли о невозможности найти успокоение в общении с природой, вторая показывает успокоенность героя в общении с природой только как мечту, как желание, а не как реальность.

2) Ритмико-мелодическая структура стихотворения раскрывает движение переживаний лирического героя от отчаяния до умиротворенности.

II. Грусть лирического героя светла.

II. «М. Ю. Лермонтов как автор стихотворения “Смерть Поэта”».

I. Что побудило М. Ю. Лермонтова написать стихотворение «Смерть Поэта»?

II. Лермонтов – истинно народный поэт, человек большой души, необычайной прямоты и честности.

1. Восхищение поэта светлым гением Пушкина.

2. Глубокая скорбь поэта, вызванная гибелью Пушкина, – частица всенародного горя.

3. Ненависть к его убийцам.

4. Гневный суд поэта над аристократическим Петербургом как проявление неслыханной прямоты и смелости Лермонтова.

III. Что узнала Россия о Лермонтове, прочитав это стихотворение?

III. «Идейная взаимосвязь стихотворений М. Ю. Лермонтова “Бородино” и “Дума”».

I. Раздумья Лермонтова о судьбах своего поколения.

II. Общая мысль стихотворений «Дума» и «Бородино» – упрек поколению 30-х гг. XIX в.

1. Героизм и мужество участников Отечественной войны 1812 г. в смертельной схватке с врагом и позорное малодушие поколения 30-х гг.

2. Единодушие и сплоченность героев 1812 г. – и полная разобщенность поколения 30-х гг.

3. Герои войны 1812 г. навсегда останутся в памяти народной – поколение 30-х гг. «потомок оскорбит презрительным стихом».

III. Каким чувством продиктованы Лермонтову эти стихотворения? («Оба стихотворения выражают жалобу Лермонтова “на настоящее поколение, дремлющее в бездействии, зависть к великому прошедшему, столь полному славы и великих дел”». В. Г. Белинский.)

Товар размещен в разделах

QR-код страницы

Для партнеров

Зарабатывай
с учмагом

Добавить отзыв

Для добавления отзыва необходимо войти на сайт.