Технология формирования общеучебных действий в соответствии с ФГОС. 5-11 классы

Есть на складе
113 руб.
-10%
101,70 руб.
Нашли дешевле? Снизим цену!
Подписаться на снижение цены
Код 5217
Авторы-составители Пировских Н.П.
Издательство Учитель, 2023
Серия ФГОС. Универсальные учебные действия
ISBN 978-5-7057-5134-1
Страниц 103
УДК 373.3/.5
Штрихкод 9785705751341
Размеры (Ш x В x Т) 140 x 195 x 4 (мм)
Обложка припрессовка глянцевой плёнкой
Переплёт мягкая, скрепка
Вес 73 г
Согласно ФГОС овладение школьником универсальными учебными действиями создает возможность для самостоятельного успешного усвоения новых знаний, способов действий и связанных с ними навыков учебной работы. В пособии представлена технология формирования общеучебных действий у обучающихся 5-11 классов, обеспечивающих важную компетенцию школьника - "умение учиться". Описаны приемы и алгоритмы общеучебных действий, одной из составляющих которых являются познавательные универсальные учебные действия: учебно-управленческие, учебно-информационные, учебно-логические, позволяющие педагогу эффективно формировать, развивать и совершенствовать учебную деятельность. Приложения представлены педагогическими технологиями и практическими рекомендациями по рациональному выполнению учебных заданий, способов действий, алгоритмов, применение которых является ценным дидактическим средством в организации учебной работы.
Предназначено учителям-предметникам, заместителям директора образовательных организаций.

Подробное описание

Введение

Человек, который не умеет сам учиться, а лишь усваивает то, что ему говорит учитель, профессор, который умеет ходить лишь на поводу, мало на что годен. Нам надо научить подрастающее поколение учиться самостоятельно овладевать знаниями.

Н. К. Крупская

Эффективность обучения любому учебному предмету зависит от многих факторов: от того, каково содержание этого предмета, насколько оно сложно и трудно для обучающихся; от того, как преподает этот предмет учитель, и т. д. Однако главный фактор, который определяется всеми другими, указанными выше, – это характер деятельности ученика, характер его учения.

Что же определяет характер учения школьника? Среди многих факторов можно выделить один – уровень владения универсальными учебными действиями (УУД).

В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, то есть способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком (собственно психологическом) значении этот термин можно определить как совокупность способов действий обучающегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.

Овладение обучающимися УУД создает возможность для самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умение учиться.

Умение учиться – существенный фактор повышения эффективности освоения обучающимися предметных знаний, формирования умений и компетенций, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального выбора.

Во ФГОС выделены основные виды универсальных учебных действий:

• регулятивные (целеобразование, планирование, контроль, коррекция, оценка, прогнозирование);

 познавательные (общеучебные, логические и знаково-символические);

• коммуникативные.

В регулятивные действия входят действия, обеспечивающие организацию учебной деятельности:

1. Планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата.

2. Целеполагание – постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено обучающимися, и того, что еще неизвестно.

3. Составление плана и последовательности действий.

4. Прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик.

5. Контроль – в форме слияния способа действия и его результата с заданным эталоном в целях обнаружения отклонений и отличий от эталона.

6. Коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона с реальным действием и его продуктом.

7. Оценка – выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

8. Элементы волевой саморегуляции как способности к мобилизации сил и энергии, волевому усилию – к выбору в ситуации мотивационного конфликта, преодолению препятствий.

В познавательные действия входят общеучебные действия, включая знаково-символические; логические и действия постановки и решения проблем.

Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности; умения слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и продуктивно взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками и взрослыми.

Развитие системы универсальных учебных действий в составе регулятивных, познавательных и коммуникативных действий осуществляется в рамках нормативно-возрастного развития личностной и познавательной сфер ребенка. Процесс обучения задает содержание и характеристики учебной деятельности и тем самым определяет зону ближайшего развития универсальных учебных действий.

УУД дают возможность обучающимся  наиболее рационально, на научной основе овладевать всеми предметами, осуществлять все виды деятельности, входящие в учебный процесс школы. Овладение УУД должно обеспечить обучающимся возможность эффективного самообразования в процессе обучения в школе и после ее окончания, продолжения образования в других учебных заведениях.

Действующие ранее стандарты акцентировали внимание на пред-метном содержании образования. Сегодня, когда информация обновляется с огромной скоростью, когда объем человеческих знаний удваивается каждые 3–4 года, современному выпускнику школы важно усвоить не только определенный объем знаний, но и универсальные учебные действия, которые дают ему возможность самостоятельно успешно усвоить новые знания, умения и компетенции, включая умение учиться.

Важнейшей задачей современной системы образования яв-ляется формирование совокупности универсальных учебных действий, обеспечивающих компетенцию «научить учиться», а не только освоение обучающимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин.

Формирование УУД – специальная педагогическая задача.

Одной из составляющих познавательных универсальных учебных действий являются общеучебные действия (ОД), формирование которых освещено в данном пособии.

Для того чтобы выполнить то или иное действие, ученик должен владеть не только знаниями о сущности данного действия, но и определенными умениями для осуществления этого действия.

Овладение ОД обеспечивает обучающимся возможность эффективного самообразования как в процессе обучения в школе, так и после ее окончания.

Содержание

Введение    3

Формирование общеучебных действий    7

Программа формирования общеучебных действий    7

Технология формирования общеучебных действий    8

Контроль формирования общеучебных действий (на примере умения выделять главное)    9

Примерная общая схема построения урока и соответствующего ему конспекта    10

Классификация и систематизация учебных задач (по Д. Толлингеровой)    11

Учебно-управленческие умения    13

Умение намечать задачи учебной деятельности    13

Умение внимательно слушать объяснение учителя, активно воспринимать учебную информацию    14

Память и ее развитие    15

Учебно-информационные умения    19

Работа с учебником на уроке    19

Работа с книгой и другими источниками информации    24

Работа со справочной литературой    25

Приемы активной обработки материала    28

Способы организации работы с текстом    31

Самоконтроль в учении    32

Основы организации научно-исследовательской работы    32

Учебно-логические умения    39

Умение осмысливать информацию, выделять главное и логически запоминать материал    39

Введение и изучение понятий    41

Родо-видовое определение понятий    41

Подведение под понятие    42

Самоконтроль    43

Анализ и синтез    45

Причина и следствие    46

Сравнение. Система обучения сравнению    47

Аналогии    52

Обобщение и классификация: дедукция и индукция    52

Доказательство и опровержение: компоненты и правила    53

Обобщение и систематизация    54

Классификация    55

Приложение    55

Педагогические технологии    55

Заучивание материала наизусть в классе    55

Структурирование материала    58

Определение понятий    60

Лекция-консультация    61

Лекция с обратной связью    63

Алгоритмы общеучебных умений    64

Введение    64

Учебно-управленческие умения    65

Причины трудностей в обучении и рекомендации по их устранению    65

Десять условий успешной работы    67

Как развивать память    68

Как организовать самостоятельную работу    70

Как организовать домашнюю работу    70

Как правильно организовать рабочее место    71

Как совместно выполнять групповые задания    71

Как научиться получать удовольствие от чтения    72

Как готовиться к устному ответу    73

Учебно-информационные умения    74

Экзамены, зачеты, отметки    74

Подготовка к экзаменам    75

Анализ конкретной двойки    78

Как читать книгу    79

Как читать газету    79

Работа с учебником    80

Как работать над каждым параграфом    81

Как нужно запоминать определения терминов    82

Как отвечать на вопросы    82

Работа с художественным текстом    82

Как определить главное    83

Как составить план текста    83

Как составить сложный план    83

Как строить логически связный рассказ    84

Как готовиться к полному изложению (пересказу)    85

Как работать над сжатым изложением (пересказом)    86

Как рецензировать ответ ученика на уроке    86

Как составлять конспект    87

Составление тезисного конспекта    87

Как составлять конспект опорных сигналов    88

Описание учебной картины    88

Виды отзывов    89

Анализ историко-биографического материала    89

Как подготовить доклад    90

Как работать над рефератом    90

Как работать над стихотворением    91

Как заучивать стихотворение    91

Как оформлять рукопись    91

Как писать сочинение-рецензию    92

Как написать работу газетного жанра    93

Развернутая рецензия    94

Как исправить ошибку    95

Постановка эксперимента    95

Учебно-логические умения    96

Решение познавательной задачи    96

Анализ и синтез    96

Алгоритм сравнения    97

Как строить доказательства    97

Алгоритмы обобщения    98

Классификация    98

Литература    100

С этим товаром покупают

Товар размещен в разделах

QR-код страницы

Для партнеров

Зарабатывай
с учмагом

Добавить отзыв

Для добавления отзыва необходимо войти на сайт.
Задать вопрос