В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Психологическая карта учащегося группы риска: диагностика и сопровождение АКЦИЯ

  • Психологическая карта учащегося группы риска: диагностика и сопровождение — интернет-магазин УчМаг
-25%
194 руб.
145,50 руб.
Нашли дешевле? Снизим цену! В корзину Есть на складе Заказать в ближайшем магазине
Код: 2305 51730850
Авторы-составители: Чумаков И. В.
Издательство: Учитель, 2008
ISBN: 978-5-7057-1526-8
Страниц: 462
УДК: 371
Штрих-код: 9785705715268
Размеры (Ш x В x Т): 138 x 213 x 19 (мм)
Вес: 321 г
1 акция по этому товару сегодня Осталось:
До 23:59 22 ноября Скидка 25% по акции Поздравляем логопедов и психологов
Психологическая карта учащегося группы риска предназначена для организации и проведения профилактической работы с подростками по предупреждению социальных отклонений в их поведении. Особое практическое значение имеет предложенная система психологической диагностики и педагогического наблюдения за учащимися, проявляющими раннюю склонность к противоправному поведению. Прилагаются все необходимые методики с подробным их описанием.
Пособие адресовано психологам, работающим в учреждениях образования и социально-правовой профилактики.
Подробное описание

Подробное описание

Введение

Проблема отклонений в поведении подростков в настоящее время приобрела угрожающие размеры. Ее актуальность настолько велика, что она перестала быть предметом профессиональной деятельности только специалистов правоохранительных органов. Размах детской и подростковой преступности порой ставит под сомнение само осуществление образовательного процесса в современной школе. В связи с этим школьные психологи понимают необходимость смещения акцентов работы
с борьбы со следствиями нарушенной социализации в подростковом возрасте на раннюю профилактику девиаций. Такая работа требует новых профессиональных подходов, разработки конкретных форм ее реализации.

Существует необходимость выявления психологических причин нарушения личностного и социального развития школьников с целью организации профилактики возникновения подобных нарушений и прогнозирования поведения учащихся группы риска. В связи с этим в Центре психологической службы комитета по образованию при администрации Тракторозаводского района Волгограда разработана и рекомендована к использованию педагогами-психологами «Психологическая карта учащегося группы риска». Назначение карты заключается в выявлении среди множества способствующих девиации факторов тех основных, которые определяют формирование отклоняющегося поведения в каждом конкретном случае.

В соответствии с решениями Волгоградского городского медико-педагогического совета и городского профессионального совета психологов-практиков содержание карты было одобрено и предложено для внедрения в муниципальных образовательных учреждениях. С 1 сентября 2000 года «Психологическая карта учащегося группы риска» является формой документации педагога-психолога в общеобразовательных учреждениях Тракторозаводского района. Первые результаты ее апробирования были представлены на Всероссийской конференции «Социальное здоровье детей и молодежи как национальная идея современной России» в октябре 2001 года в Москве.

Создание карты было основано на следующих идеях.

Первой ключевой идеей разработки является идея превентивности. Превенция в нашей работе рассматривается в следующих значениях. Прежде всего, пересмотрен сам подход психолога к осуществлению деятельности в этом направлении. Он основан на представлении о том, что совокупность социально-экономических условий жизни, социальной ситуации развития и конституционально-психологических предпосылок может привести детей на путь совершения правонарушений. С другой стороны, профилактическая направленность работы психолога состоит в выборе диагностических средств в соответствии с сензитивными периодами развития ребенка. Так, учебная дезадап-тация первоклассника, вызванная нарушением мотивации учения, в дальнейшем может привести к неблагоприятному течению подросткового кризиса и юношеской социальной незрелости.

Второй ведущей идеей нашей работы стало психолого-педагогическое сопровождение. Оно состоит в переориентации позиции психолога с обобщенного знания об учащихся группы риска на понимание логики индивидуальной жизни отдельного ребенка. Такой подход предполагает субъект-субъектные отношения психолога во взаимодействии с воспитанником.

Третья научная концептуальная идея проведения психолого-педагогического профилактического сопровождения заключается в выборе экзистенционально-гуманистической направленности в осуществлении практической работы. Данный подход предполагает участие компетентного взрослого, вызывающего доверие, в построении жизненного пространства растущего человека.

При разработке карты мы опирались на известные и признанные в профессиональной среде диагностические методики и способы их комплектования. Основными принципами, на которые мы ориентировались при составлении карты, явились следующие:

1. Принцип возрастного развития ребенка, нашедший свое выражение в учете значимой информации от рождения до актуального момента.

2. Принцип системного учета социализирующих факторов на каждом этапе возрастного развития и прогнозирования позитивных и негативных вариантов развития.

3. Принцип наглядного отражения динамики личностного развития школьника с однозначной интерпретацией диагностических данных.

4. Принцип целесообразности коррекционно-развивающей работы с учетом обнаруженных признаков социально-психоло-гической дезадаптации.

5. Принцип участия испытуемого в обсуждении и интерпретации результатов исследования.

6. Принцип преемственности в работе психолога в условиях частой смены кадров.

Карта включает три блока информации о школьнике.

Информация анамнестического характера содержится в двух разделах. В первом находятся данные о внешних событиях в истории развития ребенка до начала ведения карты и по годам обучения в школе (трудные роды, смена места жительства и/или образовательного учреждения, изменения в составе семьи). Информация несколько иного плана содержится в конце карты и относится к непосредственным проявлениям дезадаптации и девиантости (появление страхов и искаженного восприятия, агрессии, неадекватных поступков).

Данные о конституционально-психологических особенностях ребенка составляют второй информационный блок карты. Сюда вошли сведения об особенностях нервной системы и характера учащегося, его познавательных, эмоционально-волевых и регуляторных возможностях.

В третий блок информации о школьнике вошли результаты изучения социально-психологических факторов: положения среди сверстников и взрослых в формальных и неформальных группах, особенности общения с ними и другие.

Использование карты помогло педагогам-психологам осуществить прогностическую интерпретацию результатов исследования и разработать рекомендации педагогам и родителям, направленные на профилактику девиантного поведения школьников. Полученные данные помогли усовершенствовать структуру и содержание коррекционной работы с дезадаптированными учащимися.

Материалы, полученные на основе применения карты, становятся предметом обсуждения на заседаниях школьных медико-психолого-педагогических консилиумов. Педагоги-психоло-ги вместе с опытными педагогами обсуждают психолого-педа-гогические характеристики учащихся, выделяют среди них детей и подростков, отличающихся замкнутостью, скрытностью, необщительностью, напряженностью, озлобленностью, депрессивностью или агрессивностью, и обозначают группу риска в целях организации работы по профилактике девиантного поведения. Обобщенные результаты обсуждения доводятся до сведения членов советов профилактики в виде рекомендаций.

Ведение психологической карты осуществляется с согласия родителей учащегося, или лиц, их заменяющих, или с согласия самого учащегося, достигшего 14-летнего возраста, о чем свидетельствует их подпись на титульном листе.

В рамках опытно-экспериментальной работы по внедрению в практику «Психологической карты учащегося группы риска» в Тракторозаводском центре психологической службы периодически проводятся заседания в форме «круглого стола» с участием педагогов-психологов Центра и образовательных учреждений. По общему мнению участников «круглого стола», карта является перспективной формой психодиагностической и психопрофилактической работы.

По мнению автора-составителя, ведение карты может провоцировать установление субъект-объектных отношений между педагогом-психологом и наблюдаемым учащимся. В связи с этим разработчиком психологической карты высказывается идея о необходимости параллельного использования педагогом-психологом в работе с учащимся группы риска и самой карты, и других форм, например ведения психологического дневника. Дневник может вести сам учащийся, фиксируя для себя и осмысливая с помощью педагога-психолога как повседневную жизненную реальность, собственные переживания, так и психологическую информацию, получаемую от психолога. Все это, как ожидается, будет стимулировать самопознание и саморазвитие школьника

Содержание

Введение    3

Психологическая карта учащегося (образец)    7

Рекомендации по применению и хранению «Психологической
карты учащегося группы риска»    27

Приложение 1

Приложение 1.1 (к пункту 4). дифференциация учащихся
на группы различной психологической ориентации (по Н. В. Мо-розовой)    28

Приложение 1.2 (к пункту 5). Рекомендации для индивидуальной работы с учащимися на уроке в зависимости от типа их нервной системы (разработаны в Психологическом институте РАО)    29

диагностика особенностей нервной системы

1. Шкала оценок для измерения выраженности силы нервной системы учащегося (по Я. Стреляу)    51

2. Шкала оценок для выяснения скоростных и темповых характеристик, обусловленных лабильностью и инертностью нервной системы (разработчики Г. В. Кузахмедова и И. В. Чумаков)    55

Приложение 2

Приложение 2.1 (к пункту 6). личностные опросники р. кеттелла (cpq & hspq)    61

Приложение 2.2 (к пункту 7). Свойства личности у младших школьников с различными вариантами типа личности    123

Приложение 2.3 (к пункту 8). характерологический опросник (опросник К. Леонгарда)    124

метод исследования уровня субъективного контроля (уск)    131

диагностика характерологических особенностей в подростковом возрасте    133

приложение 3

Приложение 3.1 (к пункту 11). методика выявления воссо-здающего воображения    186

Приложение 3.2 (к пункту 16). методика исследования обучаемости А. Я. Ивановой    187

Приложение 3.3 (к листу 3, пунктам 10–17). диагностика познавательного развития в младшем школьном возрасте    219

Приложение3.4 (к пункту 13). Особенности словесно-логического мышления младших школьников в аспекте диагностики интеллектуальной недостаточности    259

Приложение 3.5 (к пункту 18). самопознание и его форми-
рование в младшем школьном возрасте    263

Приложение 3.6 (к пункту 19). использование методики
неоконченных предложений для временной перспективы
школьников (по материалу кандидата психологических наук
Н. Н. Толстых)    285

Приложение 3.7 (к пункту 20). Изучение ценностных ориен-таций школьников подросткового возраста    298

Приложение 3.8 (к пункту 21). Методика Денбо-Рубинштейна    300

Приложение 3.9 (к пункту 22). Исследование уровня притя-
заний детей школьного возраста    302

Приложение 3.10 (к пункту 23). Методика изучения фрустра-
ционных реакций у детей    304

Приложение 3.11 (к пункту 24). проективная методика исследования личности «hand-тест»    330

Приложение 3.12 (к пункту 28). Опросник копинг-стратегий школьного возраста    353

Приложение 3.13 (к пункту 32). Тест описания поведения
(разработан К. Томасом)    354

Приложение 3.14 (к пункту 27). Типы отношения к ситуации учения    361

Приложение 3.15 (к пункту 34). нравственное развитие чело-
века    365

Приложение 3.16 (к пункту 35). межличностные отношения учащихся    366

Приложение 3.17 (к пункту 36). изучение ценностно-ориентационного единства    411

Приложение 3.18 (к пункту 38). методы семейной диагно-стики    414

Приложение 3.19 (к пункту 39). Стиль педагогической деятельности    445

Приложение 3.20 (к пункту 43). Исследование эго-идентич-ности    451

литература    454

свернуть

С этим товаром покупают

Товар размещен в разделах

Для партнеров

Скрыть
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее мышкой и нажмите:
Ctrl + Enter

Добавить отзыв

Для добавления отзыва необходимо войти на сайт.
Вход Регистрация
Поиск: по сайту | по коду товара | расширенный
Для выгрузки прайса в формате YML Вам необходимо стать партнером УчМага.
Ознакомиться с условиями участия в партнерской программе
Используйте вашу учетную запись Яндекса для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Odnoklassniki.ru для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Google для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись VKontakte для входа на сайт.
@mail.ru
Используйте вашу учетную запись Яндекса для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Odnoklassniki.ru для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Google для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись VKontakte для входа на сайт.
@mail.ru