Русский язык. 9 класс: сборник заданий с ответами

Акция
Есть на складе
102 руб.
-10%
91,80 руб.
Нашли дешевле? Снизим цену!
Подписаться на снижение цены
Код 1332
Составители Цветкова Г. В.
Издательство Учитель, 2011
Серия Государственная итоговая аттестация
ISBN 978-5-91651-079-9, 978-5-7057-2485-7
Страниц 155
УДК 371.3
Штрихкод 9785705724857
Размеры (Ш x В x Т) 140 x 200 x 6 (мм)
Обложка офсетный лак
Переплёт мягкая, склейка
Вес 109 г
До 23:59 31 мая Скидка 0% по акции ЕГЭ, ОГЭ, ВПР
Новые технологии проведения государственной (итоговой) аттестации выпускников 9 классов максимально приближены к технологии ЕГЭ.
Пособие содержит 14 вариантов тестовых и творческих заданий по русскому языку с ответами, поэтому может быть использовано школьниками в качестве обучающего и закрепляющего материала как под руководством учителя, так и в самостоятельной подготовке к итоговому тестированию и проверке своих знаний, умений и навыков.
Адресовано учащимся 9 классов, будет полезно учителям русского языка и репетиторам при подготовке выпускников к государственной итоговой аттестации.

Подробное описание

Экзаменационная работа по русскому языку состоит из трёх частей, которые связаны между собой общетематической направленностью.

Если первый текст (для сжатого изложения) носит обобщённо-отвлечённый характер, то второй раскрывает тему на живом, жизненном материале; если первый текст – рассуждение, то во втором могут быть представлены разные функционально-смысловые типы речи и их сочетания.

Первая часть работы – написание сжатого изложения – выполняется на основе прослушанного текста; содержит задание с развернутым ответом (сжатое изложение), проверяющее важнейшие коммуникативные умения, такие как:

  • – умение обрабатывать информацию;
  • – создавать в письменной форме высказывание по заданным параметрам.

Такая форма требует не просто мобилизации памяти школьника и сосредоточенности его на нормах правописания, но, прежде всего, структурированного восприятия содержания текста, умения выделять в нём микротемы, определять в них главное, существенное, отсекать второстепенное. Иными словами, сжатое изложение побуждает выпускника выполнить информационную обработку текста. При этом востребованными оказываются не репродуктивные, а продуктивные коммуникативные умения, и прежде всего умение отбирать лексические и грамматические средства, способные связно и достаточно кратко передать полученную информацию.

Таким образом, чтобы подготовиться к первой части экзамена, достаточно правильно сориентироваться, обратив внимание на особенности сжатого изложения как формы работы с текстом.

Вторая и третья части работы выполняются на основе одного и того же прочитанного текста, который тематически связан с прослушанным, но представляет общую тему несколько иначе.

Вторая часть экзаменационной работы включает задания с выбором ответа (А1 – А7) и задания с кратким ответом (В1 – В14). При этом буквенные обозначения связаны не с уровнем сложности самого задания (все задания второй части не выходят за пределы базового уровня), а с технологией его выполнения: в заданиях с выбором ответа (А) необходимо, как и в едином государственном экзамене, выбрать один ответ из четырёх предложенных, в заданиях с кратким ответом (В) – записать найденный ответ цифрами или словами.

Содержательно задания этой части соответствуют взглядам нейропсихологов на понимание как процесс, включающий понимание значения слова, понимание грамматической конструкции фразы, понимание целого текста1. Поэтому в экзаменационную работу включены задания «на определение значений слов разных типов, на точное выявление конкретных семантических и иных различий между синонимами, на установление гипонимических и гиперонимических отношений, на выявление оценочного компонента в значении слов, на установление тех элементов смысла предложения, которые формально не выражены»2.

Семь заданий с выбором ответа (А) проверяют глубину и точность понимания содержания, выявляют уровень постижения школьниками культурно-ценностных категорий текста: понимание его основной проблемы, позиции автора или героя, характеристики героя, понимание отношений синонимии и антонимии, важных для содержательного анализа; опознавание изученных средств выразительности речи.

Такой анализ соотносится с основными приёмами и аспектами анализа содержания, которые используются как на уроках русского языка, так и на уроках литературы, иностранного языка и других предметов в школе с 5 по 11 класс.


Содержание заданий части А.

A1 – Понимание смысла текста.
A2 – Понимание смысла текста.
А3 – Вопрос о подтексте (вскрытие смысла текста, характеристика действующего лица, персонажа).
А4 – Понимание лексического значения.
А5 – Связь предложений в тексте.
А6 – Понимание подтекста через определение роли средств художественной выразительности; практический навык.
А7 – Вопрос о подтексте. (Роль средств художественной выразительности; теоретический навык.)

Четырнадцать заданий с кратким ответом (В) проверяют комплекс умений, определяющих уровень языковой и лингвистической компетенций выпускников. Все задания имеют практическую направленность, так как языковые явления, проверяемые ими, составляют необходимую лингвистическую базу владения орфографическими, пунктуационными и речевыми нормами. Содержание заданий не выходит за пределы содержания любого из принятых в основной школе учебников для 59 классов и не требует дополнительных тренировочных материалов при подготовке к экзамену.

Эта группа заданий представляет собой определённую ступень к экзамену в 11 классе, а не аналог такого же типа заданий в ЕГЭ.


Содержание заданий части В.

В1 – лексикология.
В2 – орфография.
В3 – орфография.
В4 – орфография.
В5 – пунктуация.
В6 – пунктуация.
В7 – пунктуация.
В8 – грамматика, развитие речи.
В9 – грамматика.
В10 – грамматика.
В11 – грамматика.
В12 – грамматика.
В13 – грамматика.
В14 – грамматика.

Третья часть работы содержит два альтернативных творческих задания (С2.1 и С2.2), из которых выпускник должен выбрать только одно. И то и другое задания проверяют коммуникативную компетенцию школьников, в частности умение строить собственное высказывание в соответствии с заданным типом речи. При этом не случайно особое внимание уделяется умению аргументировать положения своей работы, используя прочитанный текст. выполняется на основе прочитанного текста и содержит 2 альтернативных задания с развёрнутым ответом (сочинение-рассуждение), каждое из которых:

  • проверяет умение создавать в письменной форме высказывание по заданным параметрам;
  • проверяет уровень сформированности ряда речевых умений и навыков, в том числе умение понимать читаемый текст и аргументировать свою точку зрения, используя прочитанное.

Современные потребности развития всех сфер общества – производства, науки, культуры – говорят о необходимости компетентного, конкурентоспособного специалиста, умеющего работать с людьми, умеющего вести конструктивный диалог. Это предполагает овладение умением видеть ситуацию во всем ее реальном многообразии и сложности, учитывая мнения своих оппонентов. Умение отстаивать свои позиции, уважительно относиться к себе и своему собеседнику, вести беседу в доказательной манере служит показателем культуры, рационального сознания вообще.

Заметим, что оба задания этой части одинаковы по уровню сложности, потому что сочинение-рассуждение на лингвистическую тему (задание С2.1) не предполагает каких-либо узких тем и специальных знаний. Эту тему школьники должны раскрыть в широком общекультурном плане, выявляя ценностные ориентиры, которые были сформированы в результате всего курса русского языка в основной школе.

Задание С2.2 направлено на самостоятельную интерпретацию выпускниками смысла одного из ключевых фрагментов текста. На выполнение экзаменационной работы отводится 4 часа (240 минут).


1 Лурия А. Р., Цветкова Л. С. Нейропсихология и проблемы обучения в общеобразовательной школе. М.; Воронеж, 1996.

2 Милославский И. Г. Русский язык как культурная и интеллектуальная ценность и как школьный предмет // Знамя. 2006. № 3.

Содержание

Предисловие    3

     ВАРИАНТ № 1    11

     ВАРИАНТ № 2    19

     ВАРИАНТ № 3    27

     ВАРИАНТ № 4    36

     ВАРИАНТ № 5    44

     ВАРИАНТ № 6    53

     ВАРИАНТ № 7    63

     ВАРИАНТ № 8    71

     ВАРИАНТ № 9    81

     ВАРИАНТ № 10    91

     ВАРИАНТ № 11    99

     ВАРИАНТ № 12    107

     ВАРИАНТ № 13    116

     ВАРИАНТ № 14    125

Ответы к части  А    133

Ответы к части  В    134

Приложения    141

     Приложение 1. Инструкция по выполнению работы    141

     Приложение 2. Критерии оценивания    142

     Приложение 3. Памятки    150

           Памятка № 1    150

           Памятка № 2    152

Литература    154

Товар размещен в разделах

  • ЕГЭ, ОГЭ, ВПР
  • ОГЭ (ГИА-9)
  • Русский язык
  • Тесты

QR-код страницы

Для партнеров

Зарабатывай
с учмагом

Добавить отзыв

Для добавления отзыва необходимо войти на сайт.