В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Химия. Выполнение заданий и решение задач повышенной сложности

  • Химия. Выполнение заданий и решение задач повышенной сложности — интернет-магазин УчМаг
-30%
51 руб.
35,70 руб.
Нашли дешевле? Снизим цену! В корзину Есть на складе Заказать в ближайшем магазине
Код: 1304 5580850
Авторы-составители: Денисова В. Г.
Издательство: Учитель, 2004
ISBN: 5-7057-0392-9
Страниц: 133
УДК: 373.57
Штрих-код: 9785705703920
Размеры (Ш x В x Т): 140 x 195 x 5 (мм)
Вес: 93 г
Настоящее пособие предназначено для самостоятельной подготовки выпускников средних школ к абитуриентскому тестированию по химии повышенной сложности, а также для преподавателей и методистов, которые могут использовать задания данного пособия для составления тестовых работ, контролирующих знания учащихся.
Пособие обобщает опыт проведения ЕГЭ по химии за 2001-2003 годы в разных регионах. В сборник вошли задания по химии по основным темам школьного курса, предназначенные для подготовки к единому государственному экзамену.
Данное пособие составлено на основе рекомендаций Центра тестирования министерства образования Российской Федерации по структуре контрольно-измерительных материалов единого государственного экзамена.
Цель пособия – дать возможность учащимся 11 классов и абитуриентам потренироваться в выполнении заданий повышенной сложности, которые включаются в ЕГЭ, проверить себя по темам школьного курса и подготовиться к предстоящему экзамену.
Подробное описание

Подробное описание

ОСНОВНЫЕ СВЕДЕНИЯ

О ЕДИНОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ ЭКЗАМЕНЕ (ЕГЭ)

1. ЕГЭ – что это за экзамены и зачем они вводятся.

ЕГЭ – это экзамены по отдельным предметам школьной программы, которые сдают выпускники по окончании средней школы, а также абитуриенты, которые закончили школу в предыдущие годы. Есть предметы, которые сдаются в обязательном порядке (математика и русский язык) и предметы по выбору. В настоящее время ЕГЭ проводится в порядке эксперимента, то есть не во всех регионах и не по всем предметам. В каждом регионе набор экзаменов по ЕГЭ может быть особым. Однако и число регионов, где введен ЕГЭ, и число предметов, по которым сдаются ЕГЭ растет. Введение ЕГЭ в обязательном порядке планируется в 2005 году.

Основная цель ЕГЭ – обеспечить равные условия при поступлении в вузы и устранить субъективность в оценке знаний выпускников школ. При проведении ЕГЭ по всей России применяются однотипные задания и единая шкала отметок. Главная особенность ЕГЭ – их результаты учитываются сразу и в аттестате об окончании школы, и при поступлении в вуз. При этом абитуриент может подавать свои документы в любой вуз России.

2. Кто сдает ЕГЭ.

Все выпускники регионов, где проводится ЕГЭ, независимо от их успеваемости, включая и тех, кто претендует на золотые и серебряные медали. Отказаться от участия в ЕГЭ нельзя.

ЕГЭ, но уже позже школьников, могут сдавать и те, кто закончил школу в прошлые годы и поступает в вуз.

3. Виды заданий по ЕГЭ.

Задания делятся на три группы:

А) Задания с выбором предложенного ответа из нескольких возможных. Это наиболее легкая часть. За выполнение только этой группы можно получить тройку.

В) Задания с кратким свободным ответом (одним словом или числом). Например, дается формула, в ней надо поставить какое-то число и записать ответ. За выполнение этих заданий можно получить уже четверку.

С) Это задания с развернутым свободным ответом (включающим словесное обоснование, математический вывод и т. п). Это уже более сложные и творческие задания. За их выполнение  можно получить пятерку.

Общее число заданий в экзаменационных вариантах – от 30 (математика) до 80 (география). При этом заданий типа А больше, чем заданий типа Б, а заданий типа Б больше или столько же, сколько типа С.

4. Невозможность угадать задания по ЕГЭ. Как готовиться к ЕГЭ.

Система разработки заданий, а также система их распределения по регионам и школам разработана так, что угадать, какое задания достанется вам практически невозможно. Поэтому всякого рода предложения по поводу того, чтобы продать «нужный» вариант решения (через интернет или любым другим путем) является заведомым обманом. Дело в том, что число заданий по каждому предмету очень велико. Например, по математике примерно 10 тысяч. И из этой массы сложным путем выбираются задания для ЕГЭ, а затем тасуются по регионам, причем делается это совсем незадолго до проведения экзамена. Поэтому наиболее простой путь – готовится к экзамену, решать аналогичные задания, учить формулы, правила и прочую школьную премудрость.

Главные советы по подготовки к ЕГЭ даны в наших пособиях. Но суть их заключаются в следующем.

Систематическая учеба в школе – это лучшая возможность усвоить знания. Но нужна и дополнительная целенаправленная работа. При этом важно помнить, что требуется тренировка не только для того, чтобы уметь решать или  применять правила, и для того, чтобы не запутаться в самом экзаменационном бланке, не сомневаться в том, куда что вписывать, в какую колонку помещать, «не напрягаться», разбираясь с формулировками заданий и т. п. Если учащийся или абитуриент имеет такую тренировку, он чувствует себя намного свободнее и увереннее, у него будет гораздо больше времени для решения задания, поэтому наши пособия будут полезны при подготовке к ЕГЭ.

5. Как оценивается ЕГЭ.

Результаты сдачи ЕГЭ подсчитываются по стобалльной системе. Но в школьный аттестат этот результат переводится в обычную пятибалльную систему. Пока нет твердой шкалы оценки  решения каждого задания. Это определяют специалисты Министерства образования по результатам проведенного по стране экзамена. Но решения заданий типа С дает намного больше баллов, чем решения заданий типа Б и тем более А. Для получения четверки, например, по математике, в предшествующие годы надо было набрать 45–50 баллов из ста, для получения пятерки – 70%. Правильность ответов заданий А и В определяет компьютер. Задания части С оценивают эксперты.

6. Некоторые правила при проведении ЕГЭ.

На выполнение ЕГЭ школьникам дается от 3 до 4 часов в зависимости от предмета.

ЕГЭ проводится не в вашей, а в базовой школе, которая выбирается специальной комиссией. Проводят экзамен преподаватели, которые не работают в базовых школах и не являются специалистами по данному предмету. За одним столом разрешается сидеть только одному учащемуся. По отдельным предметам учащимся разрешается пользоваться необходимыми инструментами и справочниками. Например, таблицей Менделеева на химии, калькуляторами на химии и физике, но не на математике. За шпаргалки участник может быть выдворен из аудитории. ЕГЭ проводится в мае, июне. Кроме того, в июле вузы проводят ЕГЭ с аналогичной процедурой и материалами для тех, кто давно закончил школу, а решил поступать сейчас. Пересдавать ЕГЭ можно только на основании врачебной справки. Если результаты ЕГЭ Вас не удовлетворяют, вы можете пересдать его, но только через год уже как вступительный экзамен в вуз.

Срок свидетельства о ЕГЭ действует до 31 декабря текущего года. Следовательно, если  вы будете поступать в вуз через год, вам придется снова сдавать этот экзамен. Результаты ЕГЭ можно опротестовать. Апелляции по процедуре и результатам ЕГЭ рассматриваются в установленном порядке в соответствии с Положением о конфликтной комиссии субъекта Федерации.

После того, как школьники написали экзамен и сдали работы, пакеты с бланками (фамилия ученика указывается только на одном из них, остальные связаны с ним лишь опознавательным штрих-кодом) доставляются в райцентр. Там бланки с заданиями типа А и В раскрываются в присутствии наблюдателей, сканируются и в электронном виде пересылаются в региональный центр субъекта федерации, где опять-таки в электронном виде посылаются в Москву. Пакет с заданием С в нераспечатанном виде доставляется в столицу субъекта федерации, там вскрывается на следующий день и раздается экспертам. Шкала баллов и оценки даются на пятый день после экзамена.

При расхождении балла ЕГЭ (по пятибалльной шкале) и годовой оценки на один балл в аттестат идет более высокий, при расхождении в два балла – средний.

7. ЕГЭ и поступление в вузы.

В будущем все вузы обязаны будут принимать во внимание результаты ЕГЭ. Сейчас только некоторые вузы засчитывают результаты ЕГЭ. Они обязаны принимать до 50% студентов по своим специальностям с учетом результатов ЕГЭ. Но их число быстро растет. Речь идет о ЕГЭ, который сдается в июне. Здесь не имеет значения, где сдавался экзамен (в школе, в вузе, в который вы поступаете, или в другом вузе). Результаты июльского ЕГЭ засчитываются только в том вузе, в котором он сдается.

Чтобы узнать, какие именно факультеты принимают экзамены в форме ЕГЭ, лучше всего обращаться  в приемные комиссии конкретных вузов. При подаче заявления о приеме в ВУЗ поступающие, сдававшие ЕГЭ, кроме установленного перечня документов, представляют по своему усмотрению оригинал или заверенную в установленном порядке копию свидетельства.

Свидетельство о результатах экзамена учащийся (абитуриент) направляет в приемную комиссию интересующего его вуза (или нескольких вузов). Это можно сделать и по почте. Приемные комиссии обязаны рассмотреть все присланные свидетельства и сообщить каждому абитуриенту, приславшему заявку (свидетельства), попадает ли он со своей суммой баллов (по предметам, утвержденным в этом вузе на данную специальность) на бесплатный факультет.

Подробнее о ЕГЭ вы можете узнать из материалов официального сайта http://www.ege.net.ru.


ВВЕДЕНИЕ


Настоящее пособие составлено с учетом особенностей заданий центрального абитуриентного тестирования повышенной сложности по химии, опыта проведения экзамена в ряде регионов. В Данном пособии приведены задания по всем темам, включенным в тестирование за 2003 год.

Абитуриентское тестирование повышенного уровня сложности (химия – II) требует от выпускников школ самостоятельной подготовки по таким темам как:

– поведение важнейших окислителей и восстановителей в реакциях, метод электронно-ионного баланса или полуреакций (задания А51, А52, А69–А71, В1–В4);

– понятие о водородном показателе рН (А38, А39, А41, А44, А45);

– понятие о совместном гидролизе солей (А47, А48);

– составление уравнений ядерных реакций (А10, А11);

– понятие об Е, Z-изомерии (А94);

– применение реактивов Гриньяра в органическом синтезе (А101–А102, А119);

– реакции озонелиза (А120);

– случаи протекания реакций присоединения против правила Марковникова (А121, А122);

– правила ориентации в бензольном кольце (А96);

–закон Фарадея (количественные характеристики электролиза).

Не разбираются в базовом школьном курсе следующие расчетные задачи:

– расчет состава газовой смеси по её относительной плотности (А3; А4);

– задачи на неполную нейтрализацию (В8, В11–В13);

– задачи на параллельные процессы (А79, А80);

– задачи на приготовление растворов из кристаллогидратов (А146, А147, В5);

– задачи с использованием молярной концентрации (А148, А149);

– задачи, требующие составление окислительно-восстановительных процессов в общем виде (В9, В10);

– задачи, решаемые с использованием разниц масс (А77, А78).

Как показывает опыт проведения централизованного тестирования, наибольшее затруднение у абитуриентов вызывают задания по таким темам, как:

– взаимное влияние атомов в молекулах органических веществ, зависимость свойства от его строения (А95–А99);

– химическая кинетика (А21–А32, А42);

– степень диссоциации электролитов (А35–А37, А40);

– угол связи, форма молекул, гибридизация (А17, А18);

– определение степени окисления углерода в органических соединениях (А114–А116);

– практическое применение веществ (А126–А131);

В этих заданиях учащиеся допускают больше всего ошибок.

Нередко ошибка происходит от невнимательности абитуриентов.

Например, в задании требуется посчитать сумму коэффициентов в полном ионном уравнении взаимодействия гидроксида железа (III) и серной кислоты.

Для этого надо составить молекулярное уравнение:

(Некоторые абитуриенты считают коэффициенты в этом уравнении: 2 + 3 + 1 + 6 = 12.)

Затем полное ионное уравнение:

(в нем нужно посчитать коэффициенты: 2 + 6 + 3 + 2 + 3 + 6 = 22).

Часть абитуриентов сокращает эту запись и считают коэффициенты в кратком ионном уравнении:

(2 + 6 + 2 + 6 = 16).

Еще одна ошибка в такого рода заданиях связана с тем, что учащиеся не учитывают коэффициенты, равные 1.

Иногда, , невнимательно прочитав задания, абитуриенты пропускают частицу «не».

Например, какое вещество «не» может реагировать с раствором гидроксида натрия:

1) Cl2:        2) HCl;        3) Al;        4) MgO.

Опустив «не», абитуриенты отвечают HCl – наиболее характерное свойство щелочей – взаимодействие с кислотами. На самом деле, NaOH может реагировать и с Cl2 и с Al, менее типичные и используемые в школьном курсе реакции.

Правильный ответ – MgO, который не может реагировать с NaOH.

Следует заметить, что никакое пособие не может охватить всего многообразия заданий по предмету, кроме того, число разновидностей заданий увеличивается год от года.

Поэтому при подготовке к тестированию нужно овладеть теоретической базой по предмету, а затем отрабатывать умения при решении упражнений и задач.

Целью данного пособия является систематизацией знаний по химии, тренировка умения применять теоретические знания на практике, выработка навыка решения тестовых заданий, пополнение знаний, пополнение знаний, способов решение задач.

При составлении тестов была

использована литература.

1. Химия. Тесты 11 класс. Варианты и ответы централизованного тестирования. – М.: Прометей, 2000.

2. Химия: Тесты для 11 класса. Варианты и ответы централизованного тестирования. – М.: Центр тестирования МО РФ, 2001.

3. Тесты. Химия 11 класс. Варианты и ответы централизованного тестирования. – М.: Центр тестирования МО РФ, 2002.

4. Тесты. Варианты и ответы централизованного тестирования. 11 класс. – М.: Центр тестирования МО РФ, 2002.

Пособие поможет выпускникам школ в подготовке к централизованному тестированию, может быть использовано учителем для составления тестов, контрольных работ, для подготовки учащихся к выпускным и вступительным в вузы экзаменам

Содержание

Основные сведения о Едином государственном экзамене (ЕГЭ)    3

Введение    7

Часть А

I. 1. Основыне понятия и законы химии    10

I. 2. Строение атомов и молекул. Переодический закон    13

I. 3. Основные закономерности протекания химических реакций: тепловые эффекты, скорость реакции, химическое равновесие    20

I. 4. Химические реакции в растворах. Электролитическая диссоциация    28

I. 5. Окислительно-восстановительные реакции    35

II. 1. Основные классы неорганических соединений и связь между ними    37

II. 2. Химия металлов    47

II. 3. Химия неметаллов    51

III. 1. Основные понятия органической химии. Изомерия    52

III. 2, 3. Химия углеводородов, кислород- и азотсодержащих соединений    59

IV. 1. Практическое значение химии. Элементы химической технологии    82

IV. 2. Элементы биохимии    86

Задачи части А    91

Часть В

Задачи по неорганической химии    101

Задачи по органической химии    110

Задания для самостоятельного решения    116

Ответы на задания для самостоятельного решения    131

свернуть

С этим товаром покупают

Товар размещен в разделах

Для партнеров

Скрыть
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее мышкой и нажмите:
Ctrl + Enter

Добавить отзыв

Для добавления отзыва необходимо войти на сайт.
Вход Регистрация
Поиск: по сайту | по коду товара | расширенный | по тегам
Для выгрузки прайса в формате YML Вам необходимо стать партнером УчМага.
Ознакомиться с условиями участия в партнерской программе
Используйте вашу учетную запись Яндекса для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Odnoklassniki.ru для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Google для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись VKontakte для входа на сайт.
@mail.ru
Используйте вашу учетную запись Яндекса для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Odnoklassniki.ru для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Google для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись VKontakte для входа на сайт.
@mail.ru