Театральные постановки в средней школе: пьесы для 5-9 классов

Временно отсутствует
178 руб.
-10%
160,20 руб.
Код 1110ю
Авторы Агапова И. А., Давыдова М. А.
Издательство Учитель, 2009
Серия Общешкольные мероприятия
ISBN 978-5-7057-1709-5
Страниц 411
УДК 371
Штрихкод 9785705717095
Размеры (Ш x В x Т) 140 x 215 x 17 (мм)
Вес 297 г
Занятия школьным театром - одно из наиболее предпочитаемых детских увлечений. Они способствуют применению знаний на практике, развивают эрудицию, память, умение выразительно читать стихи и произносить монологи, учат рационально подходить к процессу познания. Представленные комедийные и непритязательные сюжеты для пьес с поучительной развязкой, несложная оформительская работа сделают их постановку простой и доступной. Авторы знакомят с историей возникновения школьного театра, представляют "фирменные" мастер-классы по организации репетиций, созданию сценария собственными силами, рассказывают профессиональные секреты работы драматурга, прилагают краткий словарь психологических театральных понятий.
Книга адресована учителям, завучам по внеклассной работе и руководителям драматических объединений.

Подробное описание

введение

Восемь лет назад писательницы Ирина Агапова и Маргарита Давыдова успешно заявили о себе, издав трилогию книг под общим названием «Праздник в школе». Сегодня школьные праздники и театрализованные торжества не мыслятся без веселых, мудрых и оригинальных представлений, сделанных на основе сценариев и пьес этих авторов.

Их новая книга под названием «Театральные представления в средней школе», которую держит в руках читатель, призвана помочь уважаемому педагогу шире распахнуть перед школьниками дверь в удивительную страну музы Мельпомены – покровительницы театра.

В начале XXI века занятия в школьном театре по-прежнему являются одним из наиболее предпочитаемых увлечений подрастающего поколения России. Об этом свидетельствуют многочисленные психолого-педагогические исследования, проводимые авторами данной книги в школах страны. Конечно, теперь у школьников есть много привлекательных видов досуга – ТВ, видео, компьютер, Интернет, но живое общение друг с другом посредством сценического слова, театрального действия остается незаменимым.

С чего начинается школьный театр? Как правило, с энтузиазма преподавателей школьных дисциплин, в основном – эстетического цикла. По их инициативе создается неформальная группа ребят, обладающих задатками таланта и желанием играть на сцене. Такое объединение педагогов и учащихся, которое принято называть словом «актив», не сразу приобретает статус стабильного творческого коллектива, потому что в нем практически сразу же начнется так называемый «естественный отбор» актеров: кому-то лицедейство покажется неинтересным, кому-то станет тяжело, и такие дети, почувствовав разочарованность в новом увлечении, бросят эту затею.

Но те, кто останутся, – небольшая, но стабильная кучка преданных делу ребят и взрослых – будут преданы театральному делу до окончания школы, а возможно, и гораздо дольше. Именно из подобных небольших «активов», начинающих с короткометражных представлений, вырастают полноценные школьные театры с настоящим репертуаром, постоянным составом и уверенностью в завтрашнем дне. Благодаря все большей заинтересованности участников и с помощью администрации школы самодеятельный театр получает несколько репетиционных часов в неделю, средства для пошива костюмов, «обрастает» разнообразными декорациями.

Школьный театр ценится еще и потому, что способен активно подтолкнуть к работе самостоятельное мышление ребенка. Именно школьные подмостки способствуют тому, чтобы юный человек не просто запоминал и затем автоматически воспроизводил знания, которые дает школа, а умело применял эти знания на практике – блистал эрудицией, хорошей памятью, умением выразительно читать стихи и произносить монологи. Еще одна задача школьного театра состоит в том, чтобы научить школьника ориентироваться в мире информации, добывать самостоятельно знания, рационально подходить к процессу познания.

Школьному режиссеру важно обратить внимание на обязательное присутствие следующих благоприятных факторов – это:

– связь театра с жизнью;

– развитие самостоятельности и активности юных актеров в творческом процессе;

– развитие у юных актеров умения приспосабливаться к полученной роли, даже если она не совсем нравится;

– умение сотрудничать с другими людьми во всех видах деятельности, в общении.

На школьных уроках детей приучают к последовательности в освоении тех или иных видов знаний. Скажем, каждое сочинение начинается с составления его плана. В школьной обыденности составление предварительных планов поощряется во многих направлениях. И дети охотно включаются в данный процесс. Цель педагогической деятельности режиссера – направить приобретенный у детей навык разработки планов в русло театрального кружка. Чем не тема занятия – составление плана работы над ролью, графика репетиций, создание проекта декорации, эскизов костюмов? Связь приобретенных знаний с новой целью – один из плодотворнейших источников новых интересов, особенно интересов интеллектуального свойства.

Работа над созданием начального плана или проекта постановки отвлекает от эгоистического индивидуализма, ведь при этом свое действие каждому из ребят необходимо сообразовывать с благополучием остальных членов коллектива. Даже во время предварительных занятий (написания плана, собеседования, обсуждений и «застольных» репетиций) в работе будущих актеров происходят новые полезные процессы:

– воплощение мысли автора во внешнюю форму;

– решение первостепенных художественных задач и преодоление последующих возникающих затруднений;  

– получение эстетического наслаждения;

– усвоение новых творческих приобретений;

– усиление степени познания, развитие таланта.

Если же дело дошло до сценических репетиций и премьерного воплощения пьесы на школьной сцене, то здесь осуществляется следующий этап театрального действа – освоение новой деятельности, например, сценического движения или постановки танцев; разучивание мизансцен, просматривание и обсуждение отдельных сцен, усиленное получение эстетического наслаждения.

Средняя школа – наиболее продолжительный период учебы, начиная от пятого и заканчивая девятым классом. Поэтому авторы сочли необходимым создать репертуарное пособие для школьного театра, ориентируясь преимущественно на учеников именно этих классов. Пожалуй, это самый трудный, требующий большого внимания со стороны педагогов, самый интересный и запоминающийся детский возраст. Наиболее ответственный и сложный момент в работе школьного театра – выбор репертуара. Чаще всего такая ответственность возлагается на плечи художественного руководителя, процесс отбора пьес или создание нужной тематической композиции производится без участия школьников, в опоре только на тематическую потребность и наличие нужных актеров-исполнителей. На этапе становления школьного театра такое «одноправие» – самое верное решение, поскольку культурный опыт и художественно-эстетический вкус большинства учеников ограничены молодежными «тусовками» сомнительного состава, а полагаться на учеников в этом важном деле – значило бы дать еще одну уступку массовой культуре.

Книга «Театральные представления в средней школе» состоит из четырех глав.

В первой главе педагоги познакомят учащихся с пьесами, герои которых – их ровесники, такие же школьники, а еще школьные учителя, директор, медсестра и психолог – каждый со своим характером, со своим особым видением мира. В этих пьесах нет отрицательных персонажей. Веселые и непритязательные сюжеты, несложная оформительская работа делают постановку таких пьес простой и доступной. Думается, ребят увлекут комедийные сюжеты, которые имеют нравоучительные развязки.

Вторая глава содержит пьесы, которые являются своеобразным откликом на происходящие в мире нетривиальные события. Собранные здесь разработки посвящены необычным датам мирового календаря праздников – центральным торжествам Египта, Мексики. Ученики перенесутся в Древний Египет и узнают, что значат Дни богини Исиды в этой стране. Школьникам будет интересно понять, как проходит Фестиваль мертвых в Мексике, почему совершенно необычное для нас лакомство – «сахарный череп» – следует выбирать как можно тщательнее. Дети с помощью взрослых смогут принять участие в открытии Всероссийской недели театра и посмеяться над казусами, которые иногда происходят с их сверстниками в День святого Валентина. Во всех пьесах добро непременно побеждает зло, а само зло комично и вовсе не так страшно, каким кажется сначала.

Если в первой главе бутафорская работа во время демонстрации спектаклей довольна скромная (чтобы показать школьный класс, требуется минимум деталей – стол, несколько стульев, дети одеты в повседневные костюмы и т. д.), то в пьесах этой главы необходимы  некоторые атрибуты, способные приблизить сценическую обстановку к обстановке, скажем, Древнего Египта или Мексики. Это можно сделать простыми театральными приемами – элементами нарядов, декораций, режиссерско-сценических действий.

Третья глава включает в себя ряд полнометражных пьес продолжительностью около часа каждая. Здесь и веселые комедии с путаницами и переодеваниями, в которых главные герои – современные подростки, и интеллектуальное представление по произведению А. С. Пушкина. Особое место в этой главе занимает философская притча, в которой волшебная щука переносит ребят в прошлое. А еще – необыкновенная пьеса «Осокорь и черный янтарь», написанная по мотивам малоизученных ирландско-британских легенд, где наряду с обычными современными персонажами участвуют кельтские боги, великие герои и священные животные.

Четвертая глава раскрывает технику работы режиссера, начинающего сценариста и актера. В ней изложена не только история возникновения школьного театра, но и приведены подробные «фирменные» мастер-классы по организации репетиций, созданию полноценного сценария собственными силами, рассказаны некоторые профессиональные секреты работы драматурга. Не менее интересно будет детям погрузиться в историю создания школьного театра, которая берет истоки еще в Западной Европе эпохи Средневековья. В финале приведен краткий словарь психологических театральных понятий. Педагог найдет грамотное объяснение таким словам, как «жест», «мимика», «переживание», «эмоция» и др.

Авторы данного сборника – московские писательницы, чьи фамилии уже много лет являются брэндом в литературе аналогичного уровня – символом неизменного качества и высокохудожественного стиля. Им принадлежит более 60 совместно созданных книг, направленных в помощь школьным педагогам, преподавателям эстетических дисциплин, руководителям кружков театральной самодеятельности. Это «Школьный досуг. Школьный театр», «Веселые праздники в школе и дома», «Праздник в начальной школе» и др., также ряд книг по психологии («Сказки о любви»), серия искусствоведческих эссе о любимых артистах – «Москва слезам не верит. Шесть женских судеб», «Николай Караченцов», «Наталья Гундарева и Михаил Филиппов» и др.

Ирина Анатольевна Агапова – психолог, драматург, художник и фотомодель. В 2000 году удостоена звания «Драматург XXI века», номинант конкурса «Современная пьеса – 2003», большинство ее пьес для детей и юношества отмечены первыми премиями и дипломами российских и зарубежных театральных фестивалей («Серебряный котел “дури”», «Сказки старой мельницы», «Сердце природы», «Здравствуйте, я ваш дядя!» и др.). Некоторые пьесы рекомендованы театральным центром «Дебют» при Центральном Доме актера (г. Москва) для профессиональных постановок.

Маргарита Алексеевна Давыдова – кандидат педагогических наук, доцент, композитор, руководитель авторского курса по театральной педагогике Педагогической академии. В 2001 году стала лауреатом конкурса «Правопорядок и общество» за достойный вклад в формирование подрастающего поколения. Ее перу принадлежат более 200 искусствоведческих статей в известных изданиях («Литературная газета», «Культура»), глянцевых журналах («Бурда», «Кинобизнес») и Интернет-газетах. Автор неоднократно получала престижные премии конкурса «Публикация года».

Книга «Театральные представления в средней школе» адресована не только учителям, заместителям директоров по воспитательной работе, организаторам внеклассной работы и руководителям школьных драматических объединений. Она может оказаться полезной для руководителей художественных коллективов домов и дворцов культуры, центров детского творчества, школ-интернатов, молодежных студий, детских лагерей отдыха. Из богатого разнообразия приведенного в ней репертуара всегда можно отыскать сценарий, который окажется весьма уместным для постановки в той или иной ситуации.

Счастливого вам театрального дебюта!

Ирина Агапова, Маргарита Давыдова

Содержание

Введение    3

Глава 1. Ребята из нашей школы    9

И. А. Агапова
С первым сентября! (Веселое представление к началу учебного года)    10

И. А. Агапова
Большой медицинский день (пьеса в одном действии, шести картинах, с эпилогом)    21

И. А. Агапова
Магический сеанс (пьеса в одном действии, шести картинах, с прологом)    44

И. А. Агапова
Нинон-малютка (пьеса в одном действии, пяти картинах)    68

М. А. Давыдова
Телефонное знакомство (пьеса в одном действии, четырех картинах)    84

М. А. Давыдова
Таинственный билет (пьеса в одном действии, трех картинах)    95

Глава 2. Что делается в мире    110

М. А. Давыдова
История, рассказанная египетским сфинксом среди золотого песка (пьеса в двух картинах, с прологом и эпилогом)    112

М. А. Давыдова
Театр – детям и юношеству (открытие Всероссийской недели, 24 ноября)    128

И. А. Агапова
Старый тореро, молодой тореро (пьеса в одном действии, четырех картинах)    158

И. А. Агапова
Каменный гость, или День святого Валентина в школе    178

Глава 3. Достойно служим Мельпомене    188

М. А. Давыдова
Одна повесть Пушкина    189

М. А. Давыдова
Первые шаги психолога (сатирическая комедия)    200

И. А. Агапова
Непростые истины (пьеса в одном действии, пяти картинах)    213

И. А. Агапова
Синдром Мюнхгаузена (эксцентричная комедия в одном действии, четырех картинах, с прологом и эпилогом)    231

М. А. Давыдова
Философская притча для юных (пьеса по мотивам русских народных сказок)    263

И. А. Агапова
Чумовая суббота (комедия в одном действии, четырех картинах)    279

И. А. Агапова
Осокорь и черный янтарь (из цикла «Небылицы Ахтубинского пляжа»; пьеса в одном действии, девяти картинах, с прологом и эпилогом)    307

Глава 4. Мастер-класс от авторов    353

Из истории создания школьного театра    354

Практические рекомендации по созданию школьного театра    355

Превращаемся в сценаристов    357

Репетиции и обсуждения    359

Дисциплинирующая функция театра    362

Физическая подготовка    364

Работа над дикцией    365

Театральный грим    369

Театральные костюмы    370

Театральные декорации    371

Занавес    372

Сценическая коробка    372

Сценические задники    373

Подиум    374

Пригласительные билеты, афиши и программки    374

Режиссура театрализованных игр    377

Словарь психологических театральных понятий    407

Заключение    409

С этим товаром покупают

Товар размещен в разделах

QR-код страницы

Для партнеров

Зарабатывай
с учмагом

Добавить отзыв

Для добавления отзыва необходимо войти на сайт.
Задать вопрос