Мир народной культуры: материалы для занятий с детьми, внеклассные мероприятия

Снято с продажи
Код 1105н
Издательство Учитель, 2009
Серия Воспитание в школе
ISBN 978-5-7057-1792-7
Страниц 175
УДК 371
Штрихкод 9785705717927
Размеры (Ш x В x Т) 138 x 213 x 7 (мм)
Вес 128 г
Воспитание у детей уважения к отечественной культуре - одно из актуальных направлений всей образовательной системы.
Разнообразные темы и формы увлекательных занятий, знакомящих младших школьников и подростков с миром народной культуры, могут стать основой для глубокого ее познания, преодоления стереотипов в восприятии представителей других народов и профилактики межэтнических конфликтов в молодежной среде.
Пособие адресовано организаторам внеклассной работы в школе, классным руководителям, воспитателям, вожатым, педагогам дополнительного образования.

Подробное описание

ОТ СОСТАВИТЕЛЯ

Изучение истории отечественной культуры в настоящее время представляет собой одно из актуальных направлений всей образовательной системы, особенно важное для подрастающего поколения. К сожалению, опыт показывает, что для большей части детей и молодежи, несмотря на изучение в школе, отечественная культура так и остается terra incognita (неведомой землей) – такой же малопонятной и неизведанной.

А главное – на фоне блестящей и активно пропагандируемой культуры Западной Европы и особенно культуры США своя выглядит скромной и неумело предлагаемой для использования и вписывания в современность. Следствием чего становится если не полное равнодушие к ней, то уж отсутствие понимания и внимания – точно, а иногда и просто нежелание признать ее полноценной и интересной. На сегодняшний день чрезвычайно актуальным становится и этническое воспитание, которое способствует правильной самоидентификации личности в рамках своей собственной и мировой культуры, прививает уважение  к разнообразию культур и может служить  профилактикой в попытке избежать этнических конфликтов.

В предлагаемом пособии сделана попытка привлекательно подать родную культуру, доказать ее многоаспектность и несомненную значимость для любого образованного человека, пытающегося осознать свое место в культуре и место своей культуры в мировой мозаике культур.

«Как бы ни понималась роль тысячелетнего культурного наследия в нашей действительности, как бы ни оценивалось прошлое перед лицом настоящего, остается бесспорным, что «новизна» наших дней не может утвердиться без обращения к старине». (Толстой, Н. И. Обращение к читателям // Живая старина: журн. – 1994. – № 4. – с. 2.)

Современное общество, рассуждая о культуре, признает ее существование во множестве разнообразных форм. Исследователями отмечено, что базовой, исходной формой, как правило, является этнокультура. Человек, изначально являющийся воплощением некой этнической культуры, ее продуктом, соотносит переданное ему с собственным творческим потенциалом, становясь тем самым творцом этой культуры.  

Сегодня очевидными для любого, даже непрофессионального наблюдателя, становятся тенденции так называемой глобализации общества, которая, несомненно, сказывается на всех сферах существования культуры. «Укрупнение» масштаба приводит к потере «мелких деталей», которые становятся незначимыми или мыслятся таковыми. Поток жизни захватывает человека, втискивает его в рамки стандарта, превращает в деталь, винтик огромного механизма. В конечном итоге это приводит к потере индивидуального лица человеком и культурой в целом, ибо универсальный мировой стандарт предполагает совпадение с собой, подгонку под себя, а значит, устранение различий.

Это вызывает протест у любого, кто хотел бы не только оставаться самим собой, но и нести культуру своего народа из прошлого в будущее, передавать ее своим потомкам и знакомить с ней всех желающих. Далеко не всегда, глубоко зная свою собственную культуру (культуру своего этноса), человек тем не менее может инстинктивно обращаться к ее историческим корням, как к спасательному кругу.

Основные качества современного человека могут быть типологизированы и разведены по следующим группам: отношение к богам, духам, Богу; отношение к другим людям, отношение к труду, интеллектуальные качества, бойцовские качества, отношение к богатству и собственности, стремление к добру, отношение к родине и государству, волевые качества, отношение к себе, свободолюбие, эмоциональные качества. (Классификация исследователя В. Д. Шадрикова – см. в кн.: Происхождение человечности: учеб. пособие. – М.: Логос, 2004.)

Произведенный с помощью ряда словарей (например: Ожегов, С. И. Словарь русского языка. – 16-е изд., испр. – М.: Рус. яз., 1984. – 797 с.), анализ этих типов качеств четко показывает, что человеческие качества и свойства формируются из природных, представляя собой их трансформацию, развитие в определенных обстоятельствах. Таким образом, становление личности происходит под влиянием ряда факторов. Рассмотрим роль этнокультуры в этом процессе.

Современная действительность требует от человека активности, мобильности и гибкости, прагматичности и, пожалуй, некой нейтральности при отборе ценностей, ибо только в этом случае он может представлять собой объект – носитель так называемых универсальных (общечеловеческих) ценностей, только в этом случае человек может «вписаться» в мировую глобальную культуру.

Понятно, что только в этом случае обязательно может возникнуть вопрос о степени необходимости этнокультуры для современного человека. Зачем она нужна ему, если он говорит на современном языке, поет современные песни, носит новомодную одежду, пользуется интернетом и новейшими технологиями в процессе производства материальных и духовных благ, давно не совершает традиционных обрядов, лечится лекарствами, представляющими собой шедевр современной фармакологии?!

Представим себе новорожденного ребенка, входящего в современный нам мир цивилизации. Родители окружают его вниманием и заботой в соответствии со своим пониманием и своими возможностями. Однако традиционным в их действиях является лишь говорение с малышом на родном языке, реже – использование напевов, пестушек и потешек, игр.

Сказки и загадки присутствуют в его воспитании лишь как элемент фольклора, обрядовая часть отсутствует вовсе, подтексты культуры незнакомы порой даже самому учителю. Видимо, поэтому часто знакомство со своей родной культурой – именно знакомство – поверхностное, внешнее. Невыгодная, неинтересная подача материала довольно часто приводит к угасанию даже поверхностного интереса, ибо в кинематографе, на телевидении, в прессе, вообще в контексте жизни преобладают уже даже не западноевропейские, а американские стандарты.

«Расширение» культурных границ дает возможность сегодняшним родителям одеть своего ребенка в иностранные, яркие одежды, дать в руки симпатичную импортную игрушку, кормить «искусственника» привезенными издалека смесями. Признаем, что это, несомненно, хорошо, когда есть возможность и альтернативный выбор: беру то, что считаю нужным. Но должна ли эта альтернатива распространяться на духовную культуру? Стоит ли держаться своих исторических корней или лучше, современнее, а стало быть, практичнее не иметь приоритетов, а принимать то, что нравится, независимо от культурной принадлежности явления?

Могут ли вообще существовать культурные «якоря» и обязательно ли человеку знать прошлое своего народа, если это – уже прошлая, а не актуальная культура?

Современная система образования пользуется в настоящее время разнообразными концепциями воспитания, большинство из которых ориентированы на личностное усвоение информации и «присвоение» ее детьми и подростками. Часть информации, включенной в эти программы, активно ориентирована на этнокультуру. Урочная и внеурочная деятельность в условиях системы образования, как правило, является довольно разнообразной.

Знакомство с этнокультурной информацией происходит на занятии или уроке либо через включение ее в виде отдельной темы, блока тем и т. д. в предметы гуманитарного и эстетического цикла, либо через введение новых предметов, спецкурсов, факультативов.

Внеурочная деятельность предполагает обширную экскурсионную программу, последовательную и разнообразную работу детей и учащихся с сотрудниками музеев, исследовательскую деятельность, конкурсы, фестивали и т. д.

Опыт работы с педагогами, проходящими курсы в Астраханском институте повышения квалификации и переподготовки, показывает, что сегодня необходимо заниматься не только детьми, но и теми взрослыми, кто имеет отношение к этнопедагогике. Происходит это прежде всего потому, что сегодня взрослыми стали те, кто вырос в эпоху революционной ломки старых традиций. Рушили «до основания», а потом строили. Построили многое. Но разрушенное основание заявило сегодня о себе во весь голос, оставив чувство досады, а то и стыда от того, что не знаем чего-то очень важного, существенного, что обделяем тем самым себя, детей, внуков…

Серьезное освоение теоретического материала расширяет горизонты познания, формирует желание пойти от поверхностного знакомства в глубь материала, прочувствовать его, принять, сделать своим. Уже несколько лет Астраханский институт повышения квалификации учителей проводит семинары-практикумы по ремеслам, предлагает летние практики с выездом, учит обмену педагогическим опытом, поддерживает контакты с коллегами в других регионах.

Хочется верить в то, что намеченные перспективы будут воплощены, мечты реализованы и превратятся в реалии – пусть не сегодняшнего, но завтрашнего дня.

Содержание

От составителя    3

    В. П. Ватаман. Материалы для педагогов

Миф и мифология. Подходы и способы исследования    8

«В некотором царстве, в тридевятом государстве». География сказки    25

Символика и семантика православного храма    32

Личные (лично-семейные) праздники    39

Двунадесятые праздники    44

Символика числа в мировой культуре    58

Народная философия и народная педагогика (концепция Т. А. Пигиловой)    65

    Занятия и мероприятия

Т. Н. Киричкова, Л. А. Байтемирова. Праздник Домового (для младших школьников)    73

О. В. Кошелкина. Физкультурное занятие с элементами фольклора (для младших школьников)    77

И. В. Беседина. Чудо-посуда (занятие для младших школьников)    82

    Литература    88

В. Б. Меркулова. «Там, на неведомых дорожках…» (занятие для младших школьников)    88

    Литература    95

Т. И. Савельева. Русский пряник (занятие для младших школьников)    95

В. В. Конищева. Путешествие с игрушкой (внеклассное мероприятие для учащихся 5–6 классов)    105

О. А. Черничкина. Колокольные звоны России (занятие для учащихся 5 классов)    111

Ю. Х. Забирова. «Что нам стоит дом построить?!» (занятие для учащихся 8–9 классов)    115

Н. В. Майсак. Трудный путь прощения (занятие для учащихся 10–11 классов)    124

    Литература    133

    Творческие работы и исследования

Л. В. Мирошниченко. Народные молодежные игры    134

Т. И. Бименова. Мусульманские праздники история и современность    138

Р. Сатенов. Казахский погребальный обряд    142

А. Воробьева. Зимние святки в Русском городке    146

Приложение. В. П. Ватаман. Проблема воспитания культуры толерантности и современное общество    151

    Литература    157

    Рекомендуемая литература по темам    158

литература    167

С этим товаром покупают

Товар размещен в разделах

QR-код страницы

Для партнеров

Зарабатывай
с учмагом

Добавить отзыв

Для добавления отзыва необходимо войти на сайт.
Задать вопрос