Патриотическое воспитание в лагере. Занятия, традиционные и творческие дела

Акция
Есть на складе
95 руб.
-25%
71,25 руб.
Нашли дешевле? Снизим цену!
Подписаться на снижение цены
Код 846
Авторы-составители Соловьев А. Ю., Шихарев С. С.
Издательство Учитель, 2007
Серия Из опыта работы ВДЦ "Орленок"
ISBN 978-5-7057-1170-3
Страниц 201
Штрихкод 9785705711703
Размеры (Ш x В x Т) 138 x 213 x 8 (мм)
Вес 153 г
До 23:59 14 апреля Скидка 25% по акции Летний лагерь
Как воспитать уважение к чести и достоинству человека; вернуть утраченное чувство патриотизма; приобщить подростков к общественным ценностям и нравственным нормам - таковы основные идеи данного пособия. Предлагаемая программа "Гардемарины, вперед!" раскрывает уникальный опыт работы по патриотическому воспитанию на традициях русской армии и флота в лагере "Штормовой" Всероссийского детского центра "Орленок". Её содержательно дополняет "Школа старого боцмана" - система организации занятий, где подростки осваивают прикладные виды морского дела и совершенствуют общую физическую подготовку.
Представленное разнообразие форм работы: ритуалы и творческие дела, диалоги и тематические "огоньки", вечера памяти и бал "Виват, гардемарины!" - поможет воспитателям и вожатым в оздоровительных лагерях; классным руководителям и педагогам дополнительного образования в школах в решении актуальных воспитательных задач.

Подробное описание

предисловие

Мужество и отвага. Честь и достоинство. Служение Отечеству и верность слову.

Как привить эти бесценные человеческие качества будущим строителям новой России?.. Наша книга – рассказ о том, как продумывается и осуществляется патриотическое воспитание подростков на славных традициях русской армии и флота.

Как я стал человеком

…На черноморском берегу, в районе города Туапсе, находится детский лагерь «Штормовой» – частичка Всероссийского детского центра «Орленок». Частичка эта маленькая, но значимая: для тех, кто работает в этом лагере, и конечно же для тех, кто ежемесячно в него приезжает, – для детей. Невероятно тяжело мне описать специфику лагеря тем, кто не был в нем, не ходил в шлюпочные походы, не изучал историю и традиции флота, не застывал в монумент при выносе знамен: с огнем в глазах, не смея шелохнуться, дабы не нарушить торжественность мгновения… Не понять всего этого человеку непосвященному. Я не говорю уж о таких сугубо военных дисциплинах, как огневая подготовка, самооборона, и сугубо морских: такелаж, подводное плавание… Все это неотъемлемая часть корабля, носящего гордое и яркое имя «Штормовой». И участники смен, и вожатые иначе и не называют свой лагерь: корабль и точка.

Три месяца, долгих три месяца прошло с тех пор, как закончилась смена «Гардемарины, вперед!» – «коронная» смена «Штормового». Весь год вожатые копили силы, идеи, собирались с мыслями, чтобы выплеснуть все это в одну смену. На помощь вожатым приехали моряки-курсанты. Участниками смены стали воспитанники клубов юных моряков и ребята, даже незнакомые с особенностями смены. И радостно, воистину радостно было наблюдать, как меняется образ мыслей, мировоззрение подростка, его отношение к Родине и… к морю. Эта искренняя детская влюбленность в непокоренную стихию поражала меня, вожатого. А если дух романтики раз проникнет в детскую душу, то и всю жизнь он ее не покинет...

Описывать смену я буду посредством рассказа о творческих делах, в ней проведенных, ибо так будет проще мне и читателю. Начнем.

Утром четвертого дня все пришло в движение, все бегали, суетились, что-то искали… И вожатые, и дети – все были в парадной форме. И вот – сигнал: начался конкурс строя и песни. Экипажи маршировали на нижней палубе, демонстрируя знание строевых приемов, показывая всем свою сплоченность. Красиво и зрелищно это было, хотелось сказать: «Ну, просто праздник какой-то!» А это и был праздник для детей. И были победители, и проигравшие, но одно было несомненно: экипажи (отряды) сплотились – каждый в единое целое. И невозможно было уже никакими силами разорвать это единение.

...«Сюрприз». Это было театральное представление по мотивам романа Стивенсона «Остров сокровищ». Это был вожатский спектакль, явившийся приятной неожиданностью для детей. Они смеялись, вскакивали с мест, аплодировали; восторг искрился в их глазах... мало кто узнал впоследствии, что концерт этот их вожатые репетировали до двух-трех часов ночи,  а к 7.30 уже приходили будить свой отряд.

Линейка посвящения в юные моряки. Что такое – быть юным моряком корабля «Штормовой»? Это – честь! Это – долг! Это – клятва верности законам и традициям флота! В этот момент ребятам торжественно вручают наплечные воротники – гюйсы. Грузом ответственности ложится на плечи этот символ принадлежности к морскому братству. И вместе с тем огромную гордость ощущаешь: до слез, до немоты, до комка в горле...

...Линейка памяти погибших в годы войны. Автору этих строк выпала честь писать к ней сценарий и ее проводить. И все: стихи о войне, страшная статистика, музыка, склонение знамен и приспуск флага – все это вкупе творило громыхающую тишину. А в детских глазах читалось понимание значимости происходящего.

Когда смена подошла к концу, самым достойным было присвоено звание «гардемарин». Их было семеро из двухсот участников смены. А за всю десятилетнюю историю таких смен их насчитывается не более восьмидесяти. Каждого подростка вожатые обсуждали до хрипоты. Ведь самое страшное – «разбазарить» звание, потерять силу его символичности. Это звание на всю жизнь дается человеку, и нести его по жизни гардемарин должен с честью, с достоинством. В этих семи новых гардемаринах – сердце смены, ее душа, ее идея.

А когда настала пора прощаться, все говорили очень мало, но по существу. Да слова и не нужны были: благодарность мерцала в глазах, в слезах. И не было для вожатых высшей награды, чем эта благодарность.

Тяжелой была эта смена. Были победы и поражения, ошибки и неудачи, слезы, смех. В одном лишь есть уверенность: эти дни были одними из лучших в моей жизни.

Навсегда запомню одну сцену. Подросток, плача и неловко вытирая слезы, бредет к автобусу, который увезет его далеко-далеко от этих мест. И вот он уже готов забираться по ступенькам, но невидимая сила заставляет его обернуться и... бросая все, он летит назад, виснет на шее у вожатого и надрывно кричит: «Я не хочу уезжать, не хочу! Я вас люблю!» До сих пор в памяти живут глаза этого ребенка, а в ушах – его звонкий голос: «Я вас люблю».

Дмитрий Филиппов,

вожатый лагеря «Штормовой»,

студент V курса филологического факультета

Ленинградского государственного

областного университета им. А. С. Пушкина

Содержание

Предисловие    3

Из истории морской гвардии    5

Программа «Гардемарины, вперед!»    15

Духовный мир гардемарина (воспитательный блок программы)    19

Школа старого боцмана (обучающий блок программы)    25

    Инвариантный блок учебных дисциплин    26

История флотских традиций    26

Корабельная архитектура    29

Шлюпочное дело    30

Такелажное дело    32

Мореходная астрономия    34

Тактическая подготовка морской пехоты    36

Этикет    59

Танец    63

    Вариативный блок учебных дисциплин    65

История развития флота    65

Средства наблюдения и связи    67

Характеристика традиционных дел     69

Дела организационного периода    69

Дела основного периода смены    75

Итоговый период смены    77

Организация соуправления     79

Традиции и ритуалы (сценарии)    81

Открытие смены (линейка)    81

Выбор знаменных групп (конкурс)    86

Посвящение в юнморы (линейка)    89

Линейка памяти    92

Посвящение в гардемарины (линейка)    95

«Прощальная заря»    98

Диалоговые формы работы    102

Организационный сбор экипажа    102

Организационное собрание    106

Итоговое собраниее    113

Тематические «огоньки»    117

Творческие дела    128

Начальные маневры    128

«Свистать всех наверх!» (вечер знакомств)    130

Конкурс строя и песни    138

Открытие Школы старого боцмана    140

«Вчерашние мальчишки, выйдя в море, заслужат звание

мужчин…» (вечер памяти)    144

«И славе флота нет конца» (вечер памяти)    146

Вечер патриотической песни    150

«Леди Совершенство» (конкурсная программа для девушек)    153

«Честь имею» (конкурсная программа для юношей)    157

Материалы для подготовки и проведения бала    161

«Виват, гардемарины!» (сценарий бала)    174

Литературное творчество участников    179

Литература    199

Товар размещен в разделах

QR-код страницы

Для партнеров

Зарабатывай
с учмагом

Добавить отзыв

Для добавления отзыва необходимо войти на сайт.