Коррекция устной и письменной речи у детей 6-8 лет: речевой материал, задания, упражнения

Акция
Есть на складе
126 руб.
-25%
94,50 руб.
Нашли дешевле? Снизим цену!
Подписаться на снижение цены
Код 711г
Авторы Рыбина А. Ф.
Издательство Учитель, 2023
Серия В помощь логопеду
ISBN 978-5-7057-2550-2, 978-5-7057-4388-9
Страниц 87
УДК 376.36
Штрихкод 9785705725502, 9785705743889
Размеры (Ш x В x Т) 140 x 195 x 4 (мм)
Обложка припрессовка глянцевой плёнкой
Переплёт мягкая, скрепка
Вес 62 г
Коррекционно-развивающая деятельность в дошкольной и общеобразовательной организациях обязательна в рамках реализации ФГОС ДО и ФГОС НОО. Предлагаемый в пособии материал в первую очередь предназначен для организации
индивидуальной и групповой логопедической работы по коррекции устной и письменной речи (звукопроизношения, ОНР, чтения и письма) у детей дошкольного
и младшего школьного возраста и представлен связными текстами, упражнениями
с заданиями и вопросами к ним; полезен воспитателям при проведении занятий
по развитию речевых умений ребенка.
Адресован учителям-логопедам, педагогам дошкольного и начального общего образования, рекомендован родителям при подготовке детей к школе для закрепления у них навыков речевой деятельности и чтения.

Подробное описание

Введение

Пособие представляет собой сборник связных текстов для автоматизации и дифференциации звуков, произношением которых ребёнок уже овладел в более простых формах речи: в словах, предложенных чистоговорках.

Многие тексты написаны по тематике чистоговорок и поэтому органически с ними связаны, что позволит продолжить коррекционный процесс на основе уже имеющейся лексической и грамматической базы.

Дидактический материал рассчитан на детей дошкольного и младшего школьного возраста. Может быть использован специалистами-логопедами для коррекции нарушений звукопроизношения, ОНР, заикания, письма и чтения, для профилактики нарушений письменной речи, а также педагогами дошкольного и начального школьного образования, родителями, осуществляющими совместные занятия с детьми по подготовке их к школе, для развития речи и закрепления навыков самостоятельного чтения.

Нарушения письма и чтения представляют собой весьма распространённое явление в последнее время. Также нередки случаи сочетания дефектов устной и письменной речи. Учитывая эти факторы, а также актуальность и сложность существующей проблемы, недостаточное количество литературы с дидактическим материалом, позволяющим профессионально организовать практическую работу в этом направлении, пособие создавалось именно для специалистов, занимающихся с категорией детей, имеющих сложные речевые нарушения, в этой связи тексты путём послогового деления адаптированы для малышей в целях коррекции их устной и письменной речи.

Закрепление правильного произношения звуков в связной речи представляет собой не менее сложный этап в коррекции или развитии речи ребёнка, так как наряду с задачей употребления в самостоятельной речи вновь усвоенных звуков ребёнку необходимо выразить мысль, составить умозаключение, соблюсти последовательность в изложении событий, передать логические взаимосвязи и зависимости, то есть совершить ряд умственных операций и оречевить их. Это сложнейшая умственная работа, потому необходимы упражнения, направленные на развитие этих навыков.

Рассказы на закрепление определенных звуков составлены таким образом, чтобы как можно больше облегчить формирование как речевых, так и мыслительных процессов. Они насыщены изучаемым звуком и не содержат оппозиционных звуков, то есть звуков, противопоставленных по артикуляционным и акустическим признакам, наличие которых в речевом материале на начальном этапе работы дезорганизует процесс автоматизации звукопроизношения, затрудняет высказывание и не способствует закреплению правильного звукопроизношения.

Вопросы и задания к текстам также сформулированы таким образом, что все слова вопроса могут быть использованы при ответах на вопросы по содержанию текста, более того, в речи детей при ответе употребляется вся вопросительная конструкция без трансформации, только лишь посредством замены вопросительного слова.

И дети легко усваивают этот приём.

Например: Кто сидел на скамейке в саду? Соня сидела на скамейке в саду.

Такая методика работы также облегчает работу над текстом и способствует процессу автоматизации звукопроизношения.

Порядок работы предполагает направление от более лёгких, простых звуков к более сложным. По мере овладения произношением сами тексты также заметно усложняются: от простейших по структуре, объёму и содержанию – до сложных, отличающихся от первоначальных наличием абстрактно-логических и причинно-следственных связей и зависимостей.

При работе с детьми дошкольного возраста текст рассказа читает взрослый, школьники сами читают рассказ, а вопросы задаёт взрослый. В случаях тяжёлого нарушения чтения взрослому необходимо контролировать процесс чтения и просить ребёнка повторить предложение, которое он прочитал, либо часть предложения, если оно сложное, или пересказать абзац – в зависимости от того, какие трудности испытывает ваш ученик, так как детям трудно выполнять сразу несколько задач: и понимать, и читать. Сам процесс перевода письменных знаков, сложная техника их оречевления, чтения занимает всё внимание ребёнка, а смысл прочитанного ускользает.

Не следует недооценивать и упускать из виду такую важную часть работы над текстом, как ответы на вопросы по содержанию рассказа, так как именно в процессе этой работы ребёнок может установить, понять и оречевить скрытые причинно-следственные связи, что даёт возможность ребёнку самостоятельно пересказать текст, поскольку наряду с более глубоким пониманием содержания происходит поэтапная работа над текстом, что способствует запоминанию последовательности событий.

Также необходимо убедиться в том, что все слова и выражения понятны ребёнку.

Многие тексты можно инсценировать по следующему методу: рассказ по серии предметных картинок, когда по ходу изложения содержания демонстрируются предметные картинки, отражающие последовательность повествования и основные моменты сюжетных событий. При этом облегчается восприятие содержания рассказа, а предметные картинки являются зрительной опорой плана изложения при самостоятельном пересказе.

Метод рассказа по серии предметных картинок ценен ещё и тем, что служит обогащению и уточнению представлений ребёнка и, соответственно, расширению словарного запаса (например: пасека, улей и др.).

Зрительное восприятие в психической деятельности детей играет большую роль, поэтому важно опираться в работе на наглядные методы. Желательно подбирать красочные картинки, раскрывающие содержание рассказа и облегчающие его восприятие, понимание, пересказ (например, усвоение рассказа «На болоте» без соответствующей наглядности будет затруднено, кроме того, представления и понятия о многих предметах этого рассказа – таких как жёлтые кувшинки, белые лилии, камыши и др. – необходимо конкретизировать через зрительный образ). Также целесообразно (особенно на это замечание следует обратить внимание родителям) использовать любую возможность, чтобы рассмотреть, изучить малознакомый предмет или явление всесторонне, тогда речь малыша будет действительно наполнена содержанием, а проблем, связанных с передачей содержательной стороны речи и грамматическим оформлением высказывания, будет меньше.

Желаю успеха!

Содержание

Введение    3

Звуки [с], [с’] в рассказах    7

Звуки [з], [з’] в рассказах    18

Различение звуков [с], [с’] – [з], [з’] в рассказах    23

Звук [ц] в рассказах    25

Различение звуков [с], [с’] – [ц] в рассказах    27

Звук [ш] в рассказах    32

Звук [ж] в рассказах    35

Различение звуков [ш] – [ж] в рассказах    37

Различение звуков [с], [с’] – [ш] в рассказах    39

Различение звуков [з], [з’] – [ж] в рассказах    44

Звук [ч’] в рассказах    49

Звук [щ’] в рассказах    53

Различение звуков [с], [с’] – [ц] – [ч’] – [щ’] в рассказах    56

Звуки [л], [л’] в рассказах    61

Звуки [р], [р’] в рассказах    69

Различение звуков [р], [р’] – [л], [л’] в рассказах    73

С этим товаром покупают

Товар размещен в разделах

QR-код страницы

Для партнеров

Зарабатывай
с учмагом

Добавить отзыв

Для добавления отзыва необходимо войти на сайт.