Технология. 5-7 классы. Поурочные планы по разделу "Вязание"

Есть на складе
86 руб.
-10%
77,40 руб.
Нашли дешевле? Снизим цену!
Подписаться на снижение цены
Код 101т
Авторы-составители Гурбина Е. А.
Издательство Учитель, 2007
Серия Для преподавателей
ISBN 978-5-7057-0785-0
Страниц 200
УДК 371.214.1
Штрихкод 9785705707850
Размеры (Ш x В x Т) 138 x 213 x 8 (мм)
Вес 152 г
В пособии представлены конспекты занятий по вязанию с учащимися 5-7 классов общеобразовательных учреждений и учреждений системы дополнительного образования, составленные в соответствии с образовательной программой по технологии и с учетом специфики данного вида деятельности.
Занятия предусматривают поэтапное усложнение материала, когда в каждом последующем классе происходит расширение специальных знаний и совершенствование необходимых умений и навыков ручного вязания, конструирования, моделирования игрушек, предметов быта, одежды. Особое внимание уделено развитию художественно-эстетических, творческих, дизайнерских, изобретательских способностей.
Пособие предназначено учителям технологии и педагогам дополнительного образования образовательных учреждений, центров детского творчества. Может быть использовано учащимися.

Подробное описание

введение

Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев…

В. А. Сухомлинский

Считается, что наиболее высокий уровень деятельности достигается человеком в творчестве. Творческая деятельность поднимает личность со ступени потребителя духовных и материальных ценностей до ступени их создателя.

Люди, у которых слабо развиты навыки репродуктивной деятельности, могут являться потенциальными разрушителями культурных традиций общества. При отсутствии целенаправленного педагогического воздействия на развитие творческих способностей учащихся происходит их угасание. Чтобы не пополнялась категория разрушителей, необходимо всех детей, независимо от способностей, приобщать к творческой деятельности.

Декоративно-прикладное творчество является традиционным в любой стране мира. Большинство из нас в детстве брали в руки кисточки, кто-то с интересом и любопытством пытался вязать, вышивать цветы, некоторые делали замечательные игрушки. Предметная среда окружает человека постоянно, она влияет на подсознание, позитивно и негативно формируя его чувства и эмоции, манеру поведения и общения. Значит, и декоративно-прикладное творчество вносит свою лепту в духовное развитие человека через созидательную, эстетически значимую творческую деятельность.

Вязание является одним из традиционных видов декоративно-прикладного творчества. Это древний и в то же время современный вид рукоделия. Разнообразие вязаных вещей огромно: от мелких сувениров и игрушек до изделий, которые можно носить в любую погоду и в любое время года.

Предлагаемые конспекты занятий по вязанию предназначены для обучения детей 11–14 лет. Ими могут воспользоваться как педагоги в учреждениях дополнительного образования, так и учителя технологии. Система занятий рассчитана на 1 учебный год (72 занятия, 144 часа); при углубленном изучении распределена на несколько лет.

Цель поурочных разработок – формирование творческих способностей учащихся посредством расширения общекультурного кругозора и создания условий для творческой самореализации личности ребенка.

Задачи:

Обучающие:

– развивать стремление к углублению знаний;

формировать интерес к декоративно-прикладному творчеству;

– развивать художественный вкус и ориентировать на качество изделий;

– развивать индивидуальные способности обучающихся.

Воспитательные:

– воспитывать уважение к труду;

– формировать чувство коллективизма, гражданственности;

воспитывать чувство патриотизма, любви к народным традициям;

– воспитывать нравственные качества детей (взаимопомощь, добросовестность, честность);

– формировать чувство самоконтроля, взаимопомощи.

Познавательные:

– развивать познавательный интерес к декоративно-прикладному творчеству.

Развивающие:

– развивать личностное самообразование, активность, самостоятельность;

– формировать интерес к освоению опыта познавательной, творческой деятельности;

– содействовать формированию всесторонне развитой личности;

– создавать условия для социального, профессионального самоопределения обучающихся.

Мотивационные:

– создавать комфортную обстановку на занятиях, а также атмосферу доброжелательности, сотрудничества;

– развивать активную деятельность.

Эстетические:

– воспитывать аккуратность, культуру поведения;

– формировать умение видеть красоту посредством демонстрации и изготовления изделий декоративно-прикладного творчества.

Социально-педагогические:

– формирование общественной активности, реализация в социуме;

– формирование профессионального интереса к декоративно-прикладному творчеству.

В предлагаемых конспектах занятий по вязанию необходимо отметить межпредметные связи. Здесь пригодятся знания по математике (расчет, убавление, прибавление петель), черчению (построение чертежей, выкроек), ИЗО (умение правильно подбирать цвета). Знание народных обычаев и традиций, полученное на уроках истории, позволит обучающимся более трепетно относиться к тому, что было создано руками наших предков.

Как уже говорилось выше, возрастной уровень обучающихся – от 11 до 14 лет. Для детей этого возраста важен личный успех в деятельности, удовлетворение своих интересов и некоторое общественное признание. Им также необходимо выразить свою точку зрения в творческом деле, достигнуть успеха в сфере интересной, значимой деятельности, повысить собственную самооценку.

В конспектах занятий по вязанию отражены не только условия и среда активного освоения процесса вязания учащимися, но и предоставлена возможность творческого поиска. Реальный результат в виде готовых изделий говорит о приобретенных навыках и умениях, а также имеет огромное воспитательное значение.

Педагогические технологии

Любая педагогическая система жизненна только в том случае, если она функционирует в режиме развития. Поиск и реализация путей развития в решающей степени обеспечивают ее долговременность и эффективность.

Овладение технологией обучения многократно умножает силы педагога: постигая технологию, он усваивает последовательность процедур, приводящих к успешному результату, обретает профессиональную уверенность и мастерство. Следует выделить следующие этапы педагогической технологии:

– диагностические исследования личности обучающихся;

– целеполагание;

– организационно-деятельностный этап;

– этап контроля, переходящего в самоконтроль, и оценки, переходящей в самооценку;

– анализ конечного результата, рефлексия.

Совокупность этих технологических этапов надежно обеспечивает учащимся овладение определенным объемом знаний, умений и навыков.

Модули обучения

Данная система обучения предполагает обучать детей линейной системе обучения, что наиболее целесообразно для успешного освоения материала и развития самостоятельной деятельности обучающихся.

Обучение включает в себя два модуля:

I модуль – базовый.

Включает в себя объем обязательных знаний, умений и навыков, обеспечивающих успех в достижении начальных ступеней творческой деятельности. Базовый уровень задается по возможности однозначно, в форме, не допускающей разночтений и двусмысленностей. И в то же время технологии освоения объема знаний, умений и навыков на этом этапе должны быть достаточно гибкими, способными адаптироваться к индивидуальным особенностям обучающихся.

II модуль – развитие творческих способностей.

Включает деятельность, направленную на освоение теории и практики данного вида деятельности. Успех на этом этапе обусловлен определенным уровнем развития творческих способностей обучающихся, их отношением к освоению нового материала, уровнем развития их способностей (восприятие, мышление, память и др.).

К основным педагогическим принципам обучения относятся:

– комплексное решение задач обучения и воспитания;

– последовательность и непрерывность педагогического процесса, то есть программный материал располагается в единой последовательности с учетом возрастающей детской компетенции;

– наглядность методической продукции;

– использование разнообразных форм организации занятий: рациональное сочетание фронтального, подгруппового и индивидуального взаимодействия педагога с детьми.

Формы и методы обучения

Учитывая психологические особенности детей, цели и задачи содержания учебного материала, занятия необходимо проводить, применяя разнообразные методы и приемы обучения.

В течение учебного года обучающиеся посещают музеи, слушают лекции о народных традициях и обычаях, где являются не только зрителями и слушателями, но и активными участниками. Но специфика данного учебного предмета такова, что кульминацией работы обучающихся являются конкурсы и выставки. Из этого следует, что основной формой проведения занятий является практическая работа.

Формы подведения итогов

Определяя процесс выявления результативности образовательной деятельности, необходимо отметить:

Во-первых, процедура проверки результата работы обучающихся необходима для выявления истинного ее качества. Несмотря на то что отдельные результаты хорошо просматриваются на конкурсах, выставках и т. д., это не дает полной картины работы учащихся, так как в таких мероприятиях участвуют не все обучающиеся, а в основном способные и занимающиеся вязанием не первый год.

Во-вторых, работа «по образцу» является необходимым начальным этапом при освоении любой деятельности, но задача педагога – развить творческий потенциал ребенка и научить его работать самостоятельно. Поэтому в ходе подведения итогов педагогу надо обратить внимание на наличие у обучающихся необходимых теоретических знаний и на соответствие их практических умений технологическим характеристикам конкретной деятельности.

В-третьих, выявление результатов работы традиционно осуществляется с помощью зачетов, собеседования в конце учебного года.

Для сравнения обучающимися результатов своей практической деятельности в конце каждого месяца оформляется стенд «Лучшая модель месяца», а в конце каждой четверти наиболее удачные работы участвуют в различных выставках декоративно-прикладного творчества.

Очень важно продумать форму оценки практической деятельности обучающихся в течение учебного года: она должна быть конкретна и понятна детям, отражать реальный уровень их подготовки, но не формировать у них позицию «2» или «3». В этом случае на помощь педагогу может прийти 10-балльная (или другая) система оценки (см. Приложение 1), присвоение «званий» разного уровня, вручение знаков и медалей. Главное, чтобы у обучающихся формировалась адекватная оценка собственных достижений, базирующаяся на стремлении к дальнейшему совершенствованию.

Желательно, чтобы сами обучающиеся использовали различные формы промежуточной и конечной самодиагностики, например в картах самоанализа или тетрадях личностных достижений, где обучающиеся сами отмечают уровень своих достижений, приобретенные умения, эмоциональное состояние и т. д. Так стимулируется становление самосознания, саморазвития.

Работу по подведению итогов необходимо построить так, чтобы дети радовались проделанной работе. На каждом занятии педагог должен подчеркнуть достижения каждого обучающегося и обязательно похвалить его, вместе с тем показать лучшую работу. Оценку руководитель использует не только для того, чтобы установить уровень и качество работы, но и для того, чтобы принять задачу на следующее занятие.

Дидактические и методические материалы

Для обучающихся в кабинете  оформлены:

– уголок воспитанника;

– стенды с моделями одежды;

– образцы практических работ;

– журналы, книги.

Знания и умения, которые должны быть получены обучающимися по окончанию обучения

Должны знать:

1. Начальные сведения о свойствах пряжи, спицах, крючках.

2. Иметь представление о пропорции.

3. Начальные сведения о цветовом сочетании.

4. различать понятия: «раппорт узора», «кромочные петли», «накид», «ажур», «цепочка из воздушных петель», «столбик с накидом», «столбик без накида».

5. Иметь представление о народных традициях разных стран.

Должны уметь:

1. Приобрести навыки работы со спицами и крючком.

2. Пользоваться схематичным описанием рисунка.

3. Изготавливать сувенирные изделия.

4. Работать по шаблону.

5. Вывязывать узоры на основе лицевых и изнаночных петель.

6. Прибавлять и убавлять петли.

7. В процессе работы ориентироваться на качество изделий.

8. В процессе обучения строить отношения на основе сотрудничества и доброжелательности, в результате чего происходит сплочение коллектива.

Содержание

Введение    3

Учебно-тематический план    9

Занятие 1. Вводное занятие    10

Занятие 2. Введение в курс    17

Занятие 3. Материаловедение    23

Занятие 4. Простые приемы работы с пряжей    27

раздел «декоративное вязание крючком»

Занятие 5. Основные приемы вязания крючком.    32

Занятие 6. Основные приемы вязания крючком (продолжение)    37

Занятие 7. Основные приемы вязания крючком (продолжение)    41

Занятие 8. Вязание по кругу. Изготовление кошелька    43

Занятие 9. Вязание по кругу. Изготовление кошелька (продолжение)    46

Занятие 10. Вязание по кругу. Изготовление кошелька (продолжение)    50

Занятия 11–12. Прибавление и убавление петель. Изготовление игрушки «Мышка»    53

Занятия 13–14. Прибавление и убавление петель. Изготовление игрушки «Лягушка»    58

Занятия 15–16. Прибавление и убавление петель. Изготовление игрушки «Лягушка» (продолжение)    63

Занятие 17. Экскурсия в музей    69

Занятия 18–19. Прибавление и убавление петель. Изготовление карандашницы    70

Занятия 20–21. Прибавление и убавление петель. Изготовление карандашницы (продолжение изучения темы)    75

Занятия 22–23. Вязание полотна квадратной формы. Изготовление прихватки    78

Занятие 24. Вязание полотна квадратной формы (продолжение изучения темы)    82

Занятия 25–26. Вязание по схемам. Изготовление салфетки    86

Занятия 27–28. Вязание по схемам. Изготовление салфетки (продолжение изучения темы)    90

Занятия 29–30. Подарок к Новому году. Изготовление сувенира «Снеговик»    95

Занятие 31. Подарок к Новому году. Изготовление сувенира «Снеговик» (продолжение изучения темы)    99

Занятие 32. Итоговое занятие за I полугодие    103

раздел «декоративное вязание на спицах»

Занятия 33–34. Виды петель и их образование    107

Занятие 35. Виды петель и их образование (продолжение изучения темы)    114

Занятия 36–37. Вязание по схемам    117

Занятия 38–39. Вязание по схемам (продолжение изучения темы)    121

Занятия 40–41. Вязание по схемам (продолжение изучения темы)    125

Занятия 42–43. Вязание по схемам (продолжение изучения темы)    129

Занятия 44–45. Расчет петель. Изготовление повязки на голову    133

Занятие 46. Расчет петель (продолжение изучения темы). Изготовление повязки на голову    138

Занятия 47–48. Расчет петель (продолжение изучения темы). Изготовление косметички    140

Занятия 49–50. Расчет петель (продолжение изучения темы). Изготовление косметички    144

Занятия 51–52. Расчет петель (продолжение изучения темы). Изготовление косметички    147

Занятия 53–54. Цветоведение. Изготовление куклы    152

Занятия 55–56. Цветоведение (продолжение изучения темы). Изготовление куклы    156

Занятия 57–58. Прибавление и убавление петель. Изготовление прихватки    162

Занятия 59–60. Прибавление и убавление петель (продолжение изучения темы). Изготовление прихватки    166

Занятие 61. Прибавление и убавление петель (продолжение изучения темы). Изготовление прихватки    170

Занятия 62–63. Прибавление и убавление петель (продолжение изучения темы). Изготовление шапочки    173

Занятия 64–65. Прибавление и убавление петель (продолжение изучения темы). Изготовление шапочки    177

Занятие 66. Прибавление и убавление петель (продолжение изучения темы). Изготовление шапочки    180

Занятия 67–68. Крючок в помощь спицам    183

Занятия 69–71. Крючок в помощь спицам (продолжение изучения темы). Изготовление следков    187

Занятие 72. Итоговое занятие за II полугодие    190

Приложения    195

Литература    198

С этим товаром покупают

Товар размещен в разделах

QR-код страницы

Для партнеров

Зарабатывай
с учмагом

Добавить отзыв

Для добавления отзыва необходимо войти на сайт.
Задать вопрос