Сочинения в газетных жанрах

Есть на складе
144 руб.
-10%
129,60 руб.
Нашли дешевле? Снизим цену!
Подписаться на снижение цены
Код 94а
Авторы-составители Гринина-Земскова А. М.
Издательство Учитель, 2023
Серия В помощь преподавателю
ISBN 5-7057-0284-1, 978-5-7057-5882-1
Страниц 147
Штрихкод 9785705702848, 9785705758821
Размеры (Ш x В) 140 x 195 (мм)
Обложка припрессовка глянцевой плёнкой
Переплёт мягкая, склейка
Вес 102 г
В предлагаемом пособии публикуются разработанные автором методические рекомендации по развитию письменной речи учащихся - обучению сочинениям в газетных жанрах. Личностно ориентированная образовательная система нацеливает на новую форму сочинения, отражающую творческий, деятельностный характер современного учебного процесса, обучение которой способно решить задачу успешного написания сочинения. Материалы пособия актуальны, так как их применение является выражением всего комплекса предметных, метапредметных и личностных умений школьников, сформулированных в ФГОС, и позволяет развивать творческие способности обучающихся, совершенствовать навыки устной и письменной речи, формировать активную жизненную позицию в процессе коммуникативного общения, помочь осмыслить их речевую практику, научить правильно, выразительно, связно и точно выражать свои мысли как в устной, так и в письменной форме, поддержать чувство сопричастности к происходящему в мире, обогатить словарный запас и грамматический строй речи школьников, закрепить навыки грамотности, речевой культуры.
Адресовано учителям-словесникам 5-9 классов общеобразовательных организаций, обучающимся, студентам педагогических вузов.

Подробное описание

Посвящается светлой памяти Е. И. Гринина,
яркого человека, педагога, журналиста

ОТ РЕДАКЦИИ

Для учителя-практика по-прежнему пишется очень мало. Вернее, сегодня пишется еще меньше, чем раньше. В условиях, когда у школы, всегда бывшей в государстве на положении бедной родственницы, резко возросло число проблем, о методике забывают все больше. Но ведь детей необходимо учить! Наше издательство будет выпускать отдельные пособия, предназначенные для учителей. Они должны избегать чрезмерного теоретизирования и быть прямым руководством к действию. Поэтому мы для начала решили переиздать работы известного методиста А. М. Грининой-Земсковой. Главное, что выгодно их отличало и продолжает отличать от других, это подход от практики, от нужд учителя. Поэтому-то, хотя работы эти написаны давно, они, на удивление, современны и способны многое дать учителю. С согласия автора мы убрали из них то, что уже отжило свой век по политическим причинам или в связи с изменением программы. Мы также провели сверку их с требованиями современной программы. Сохранены авторский текст, язык и стиль, потому что менять существенно что-либо нельзя, чтобы не уменьшить достоинств работ.

ВВЕДЕНИЕ

Пособие должно помочь учителю-словеснику в работе по развитию письменной речи школьников. Одна из важных сторон этой работы обучение сочинениям в газетных жанрах.

Программа предлагает ознакомить учащихся 5–9 классов с целым рядом газетных жанров*:

5 класс – заметка в газету информационного характера;

6 класс заметка в стенгазету на тему дискуссионного характера;

7 класс – заметка с выводами и предложениями;

8 класс – отзыв о кинофильме, спектакле, картине, скульптуре и музыкальном произведении, о радио- и телепередачах;

9 класс – отзыв о двух или нескольких произведениях современной литературы на одну и ту же или близкую тему.

Вся эта работа как нельзя лучше помогает решать одну из важнейших задач обучения русскому языку в школе – подготовить учащихся, грамотных в широком смысле слова, вооружить их навыками пользования устной и письменной речью.

Действительно, печать, средства массовой информации требуют участия рабочих и специалистов всех без исключения профилей. Значит, какую бы профессию ни избрал наш выпускник, ему необходимо умение изложить в газетном жанре свой опыт, критические замечания и т. д. Конечно, наша общеобразовательная школа не готовит своих выпускников к профессии журналиста. Но если дать школьнику необходимые практические навыки, то не только в ученические годы, но и в будущем, в самостоятельной жизни, он сможет не раз взяться за перо внештатного коррес­пондента в интересах дела, общества, государства.

На школьное сочинение издавна заметно влияет публицистика, то есть общественно-политическая литература на современные, злободнев­ные темы. Прослеживая путь становления и развития сочинения в русской школе с середины прошлого века до наших дней, можно убедиться в закономерном нарастании воздействия публицистики на жанры и стиль школьного сочинения.

В современных же условиях вообще чрезвычайно велико влияние публицистики на жизнь людей всех возрастов. В России издается много газет, выходят журналы почти по всем отраслям промышленности, сельского хозяйства, науки, культуры, искусства, общественной жизни. Во всех областных центрах работают комитеты по радио и телевидению.

В школе освоение газетных жанров происходит, как правило, стихийно, интуитивно, чисто подражательно, ибо ни строгой научной системы теоретических сведений о своеобразии жанров публицистики, ни практических навыков учащиеся пока в школе не получают.

Привить учащимся потребность в публицистических выступлениях (устных и письменных) и дать необходимые навыки в этом увлекательном и нужном деле одна из актуальных задач современной школы, учителя русского языка и литературы.

Публицистические сочинения, или сочинения в газетных жанрах, относятся к тем самым сочинениям по личным наблюдениям и впечатлениям (на материале окружающей действительности), которые наша методика разрабатывает.

Но беда в том, что в школе они в большинстве случаев преподносятся безжанрово. Между тем, как показывает практика, литературное мастерство школьника в сочинениях по личным наблюдениям проявляется наиболее зрело и глубоко, если он умеет не только изложить содержание, но и разработать тему в нужном жанре. Иначе говоря, ученик, как и любой автор, должен научиться в творческой работе владеть содержанием и формой в их диалектическом единстве.

Сочинения в газетных жанрах, как никакие другие, отвечают духу современной школы. Начатая на уроке работа находит естественное продолжение уже в новых формах, не менее интересных для школьников, во внеурочное время (издательская работа – в форме выпуска стенгазет, рукописных журналов, альбомов, стендов, альманахов, учебных пособий по журналистике для школьной библиотеки). Таким образом, сочинения в газетных жанрах проводятся не только с целью знакомства с новым материалом, но и с целью развития творческих способностей учащихся, с целью совершенствования навыков устной и письменной речи.

Прекрасно, если учитель сумеет увлечь учеников удивительной возможностью выражать свое «я», свое мироощущение на бумаге. Тогда сочинения, которые кажутся многим школьникам надоедливой, а порой просто мучительной обязанностью, эти самые сочинения превращаются в радостный труд, в полноценный способ самовыражения. Газетные жанры глубоко затрагивают интересы школьников и приобщают их к жизни страны. Здесь процессы обучения и воспитания наглядно сливаются воедино.

Особое внимание в пособии обращается на вопросы взаимосвязи жанра и стиля публицистического сочинения.

Первая глава книги знакомит учителя с общими теоретическими вопросами методики сочинения. Каждая из следующих пяти глав содержит описание работы над сочинением в газетных жанрах с 5 по 9 класс в определенной последовательности. Сначала учителем сообщаются теоретические и практические сведения о газетных жанрах, они даются в несколько большем объеме, чем понадобится учащимся. Затем излагается методика обучения сочинениям в данном жанре (работа на уроке, редакторская правка учителя, упражнения по закреплению навыков и развитию творческих способностей учащихся).

Разумеется, желателен творческий подход к рекомендациям пособия. И если каждый учитель в меру своих знаний и мастерства научит каждого ученика писать сочинения в газетных жанрах, то наша школа значительно лучше выполнит свой долг перед обществом, свою задачу подготовки учащихся к практической жизни.


* Термины «публицистические сочинения» и «сочинения в газетных жанрах», которые употребляются в пособии, синонимичны.

Содержание

Введение    3

Глава первая. Общие теоретические вопросы методики школьного сочинения при обучении газетным жанрам    6

Глава вторая. 5 класс. Заметка в газету информационного характера    27

Глава третья. 6 класс. Заметка в стенгазету на тему дискуссионного характера    61

Глава четвертая. 7 класс. Заметка с выводами и предложениями    77

Глава пятая. 8 класс. Отзыв о кинофильме, спектакле, картине и др.    96

Глава шестая. 9 класс. Отзыв о двух или нескольких произведениях современной литературы на одну и ту же или близкую тему    113

С этим товаром покупают

Товар размещен в разделах

QR-код страницы

Для партнеров

Зарабатывай
с учмагом

Добавить отзыв

Для добавления отзыва необходимо войти на сайт.
Задать вопрос