Нестандартные уроки по русскому языку в начальной школе

Есть на складе
62 руб.
-10%
55,80 руб.
Нашли дешевле? Снизим цену!
Подписаться на снижение цены
Код 82в
Авторы-составители Пчелина Л. В.
Издательство Учитель, 2007
Серия Нестандартные уроки
ISBN 978-5-7057-0466-6
Страниц 76
УДК 371.3
Штрихкод 9785705704666
Размеры (Ш x В x Т) 140 x 195 x 3 (мм)
Вес 54 г
В пособии представлены разные виды нетрадиционных уроков, апробированных на практике: уроки-семинары, практикумы, уроки-зачеты, уроки-лекции и т. д. Использованы нетрадиционные подходы к работе по русскому языку в начальной школе: нестандартные приемы, развивающие познавательные и творческие способности учеников; работа учащихся в диалоге (пары постоянные и пары сменного состава, малые группы). В работе содержится большой практический материал: тестовые задания; тексты контрольных диктантов; примерное планирование отдельных разделов русского языка с использованием зачетной системы.
Предназначено учителям начальных классов общеобразовательных школ, гимназий, лицеев, может быть полезно студентам педагогических учебных заведений, слушателям ИПК.

Подробное описание

От автора

Актуальность.

В настоящее время педагогическая практика испытывает следующие затруднения:

  • в практике начального общего образования не выделены средства активного контроля и, тем более, не разработаны технические стороны их использования;
  • потеря интереса к учению;
  • отсутствие умения оценивать себя и товарища по классу;
  • отсутствие умения общаться друг с другом;
  • отсутствие навыков самостоятельной работы.

Автор решила данные проблемы:

  • создала систему средств контроля ЗУНов младших школьников, в результате использования которой учитель затрачивает минимум времени и обеспечивает максимум времени активности обучающихся;
  • обеспечила рассмотрение учебного материала с разных точек зрения, что позволяет освоить обучающимся главные и существенные признаки изучаемого материала;
  • исключила формальную диагностику уровня сформированности ЗУНов по основным темам русского языка в начальной школе;
  • сформировала у обучающихся умение адекватно оценивать себя и товарищей по классу;
  • разработала цикл уроков по зачётной системе;
  • создала зачётную систему в начальной школе.

Решение педагогических задач.

  1. Создана система средств, позволяющих младшим школьникам преодолеть трудности в осмыслении своих достижений в сравнении с образцом.
  2. Обеспечение наиболее разносторонней проверки содержания каждой учебной темы по русскому языку (широта, глубина).
  3. Обеспечение условий, позволяющих младшим школьникам использовать имеющиеся знания в нетипичных условиях.
  4. Разработана система средств «активного» контроля, позволяющая в сжатые сроки получить наиболее достоверные результаты.
  5. Развитие умения сравнивать, наблюдать, делать выводы.

Для реализации поставленных задач учитель использует в практике своей работы следующие средства:

  • нестандартную, для начального общего образования, форму учебных занятий «Зачётная система», это:
      1. урок-лекция;
      2. урок-семинар;
      3. урок решения ключевых задач;
      4. урок-консультация;
      5. урок-зачёт;

Форма организации урока:

  • работа в группах;
  • предметное тестирование;
  • задания с элементами творчества.

Представленная система педагогических средств интегрирует в себе уже известные в методике и практике учителей начального общего образования средства (предметные тесты, перфокарты) и новые средства (задания с элементами творчества, зачётная система).

Применение уже известных приёмов и средств практикуется в новых условиях на новом языковом материале и направлено на то, чтобы обеспечить высокую активность младших школьников и сужение временных рамок использования описанных средств.

Таким образом, указанные средства способствуют созданию новой системы средств «активного» контроля, учитывающие возрастные и психологические особенности младших школьников.

Зачётная система – это особая форма организации проверки знаний, умений, навыков младших школьников, является одним из эффективных средств контроля, которая позволяет обеспечить быструю связь, т. е. проверить не только теоретический, но и практический материал.

Цель активизировать мыслительную и познавательную деятельность младших школьников, способность критически мыслить.

Задача – вооружить обучающихся системой умений и навыков учебного труда.

Следует помнить:

Работа проводится по трём направлениям:

1. Планирование программного материала.

2. Активизация деятельности обучающихся в процессе обучения.

3. Система проверки знаний, умений, навыков.

Общие правила организации совместной деятельности.

I направление – подготовительное.

В системе преподавания 4 основных типа уроков: лекции, уроки решения «ключевых» задач, консультации, зачётные уроки.

1. Начиная с 1 класса готовлю детей к урокам-зачётам:

  • учу оценивать себя и товарищей по классу;
  • провожу взаимопроверку тетрадей;
  • веду работу в парах, в четвёрках.

Такая работа учит обучающихся общаться, быть терпимыми друг к другу, к неудачам товарища; дети чаще приходят на помощь друг другу.

2. Во 2–3 классах работа усложняется, так:

  • проводится в четвёрках сменного состава;
  • обучаются консультанты, которые ведут подготовку обучающихся к урокам-зачётам;
  • уже вводятся уроки-зачёты по отдельным темам.

3. Особенности работы в 4 классе – нестандартные уроки.

Уроки-лекции форма, которая предполагает погружение обучающихся в предлагаемую тему; уроки, рассказывающие всё крупными блоками и дающие экономию времени для творческой работы.

Цель создать условия для того, чтобы обучающиеся имели целостное представление о новой теме.

Урок-лекция – это первый урок по новой теме.

Проводится он вот так:

1. На доске записывается план лекции.

2. Далее идёт совместное решение «ключевых» вопросов. Обучающиеся самостоятельно делают для себя новые открытия, опираясь на изучаемый материал.

3. Весь изученный материал конспектируется в тетрадях согласно предложенному плану.

4. Затем предлагается работа в парах, обучающиеся обмениваются полученными знаниями, используя план.

5. Итог подводится у доски. Желающие рассказывают о новой теме.

На первом же по теме уроке обучающиеся знакомятся с вопросами к зачёту, определяя ЗУНы, которыми они должны овладеть при изучении данной темы.

Уроки-семинары предполагают обращение обучающихся к словарям, справочникам, дополнительной литературе.

Цель таких уроков – обобщить и систематизировать знания, полученные при изучении определённой темы.

Уроки-семинары проводятся по следующему плану:

1. За 7–10 дней до семинара сообщаются вопросы и литература.

2. Учитель назначает ассистентов, которые готовят сообщения.

3. Задания к семинару включают как теоретические вопросы, так и практические.

4. Слушаются сообщения ассистентов. В обсуждении принимают участие все обучающиеся.

5. Рецензирование выступлений.

6. Подведение итогов.

Уроки-консультации – это когда вопросы задают дети, а отвечает на них учитель.

Цель таких уроков – проверить подготовку обучающихся к зачёту по определённой теме.

Уроки проходят в форме собеседования. Учитель вовлекает обучающихся в содержание обучения. Обучающиеся могут задавать вопросы до урока или во время урока.

Уроки решения «ключевых» задач предполагают проведение как комбинированных, так и интегрированных уроков-практикумов во время изучения определённой темы.

Цель таких уроков – выполнить минимум основных задач по теме; отрабатывать определённые умения и навыки.

На уроках-практикумах предлагаются задания повышенной трудности; задания, предполагающие использование знаний в нетиповых условиях.

Также практикуется проведение интегрированных уроков.

Например, урок-практикум по теме: К. Паустовский «Однажды ночью». Сочинение-описание «В чём красота русской зимы».

Цель такого урока показать роль прилагательных в художественном восприятии текста, с одной стороны, и формировать навыки правописания падежных окончаний прилагательных, с другой стороны.

II направление – зачётная система.

Зачётные уроки – это организация индивидуальной работы в группе.

Такие уроки проводятся по окончании изучения какой-то темы. Учебный процесс организуется с учётом следующих моментов:

1. Обучающиеся систематически изучают или излагают новую тему, опираясь на рассказ другого.

2. Обучающиеся участвуют в планировании, организации, учёте и контроле работы группы.

3. Обучающимся предоставляется возможность узнать всё, что знают остальные и передавать свои знания другому.

Группы формируются по количеству вопросов. Один обучающийся является консультантом. Каждая группа имеет свою ведомость, а ученик и «зачётную книжку».

Обучающиеся только на одном уроке трижды прослушивают теоретический материал, имеют возможность высказываться по определённой теме, получить оценку за пройденный материал.

В конце III четверти в 4 классе практикуется выбор вопросов к зачёту по разной степени трудности на «3», «4», «5», что даёт возможность обучающимся определить уровень своих знаний. Часто бывает так, что обучающийся сам определил готовность к зачёту на «3», а во время урока заинтересовался и активно участвовал в ходе обсуждения и в итоге получил «4».

Это является стимулом к новым знаниям, появляется интерес и желание учиться.

Форма организации урока: работа в группах.

Данная форма широко применяется при проведении зачётных уроков.

Общие правила организации групповой работы:

1. Учить, как сидеть за партой, чтобы смотреть не на учителя, а на партнёра; как положить учебник, как соглашаться, как возражать.

2. Учитель вместе с обучающимися показывает весь ход зачёта у доски.

3. Разбор нескольких ошибок. Анализировать не содержательную ошибку, а взаимодействие, приведшее к ошибке.

4. Соединять в группы с учётом их личностных склонностей и не только. Упрямцу полезно померяться с упрямцем. Самому слабому обучающемуся нужен не столько сильный, сколько терпеливый. Двух озорников соединять опасно, но при тактичной поддержке можно наладить первые доверительные контакты.

5. Для срабатывания групп нужны минимум 3–5 занятий. Поэтому пересаживать детей не стоит.

6. При оценке работы группы следует подчёркивать не столько ученические, сколько человеческие достоинства: терпеливость, доброжелательность, дружелюбие, приветливость.

7. Для работы групп парты надо ставить так, чтобы детям удобно было смотреть друг на друга:


   или так     , а не так


Предметное тестирование.

Продолжением зачёта является практическая работа, которая проводится на втором зачётном уроке. Одним из видов проверки ЗУНов является тестирование.

Тестирование – это обобщённый материал по ключевым грамматико-орфографическим темам, нацеленный на выявление степени усвоения изучаемого материала.

Цель использования тестового задания – диагностика уровня усвоения ЗУНов по одной теме или сплетению тем в наиболее сжатые сроки.

Тестирование проводится на отдельных карточках для каждого обучающегося. Обучающиеся читают задание, уясняют его и выполняют прямо в карточках: вставляют нужную букву, выбирают из нескольких вариантов правильный; находят ошибки в разборе слов, предложений.

Особенностью проведения такого вида контрольной работы является полная самостоятельность обучающихся.

Структура тестов.

1. Тесты распределены по крупным грамматическим схемам, имеют разделы и подразделы.

2. Задания разбиты на 2 уровня:

I уровень – проверка умения воспроизводить нужную информацию по памяти, узнавать конкретный объём в ряду других;

II уровень – проверка умения применять знания I уровня на практике, поэтому задания II уровня более сложные.

3. Каждый тематический тест состоит из 4 частей:

1) перечень того, что проверяется с указанием уровня и номера соответствующего задания, т. к. в тексте они могут быть расположены в произвольном порядке;

2) сами задания;

3) правильные ответы с указанием максимального балла, который можно получить за выполнение теста, и причина выставления этого балла;

4) ориентировочная оценка по рейтинговой и традиционной системам.

Требования к проведению тестирования.

На начальном этапе тестовое задание выполняется под руковод-ством учителя, что необходимо для освоения обучающимися данной формы работы. Затем работа выполняется самостоятельно.

Когда дети хорошо овладевают техникой выполнения тестового задания, хорошо понимают суть и формулировку, то учитель может предложить обучающимся составить тестовое задание. А это уже показатель наивысшего уровня владения материалом обучающимися.

Если же контроль расширяется, то используется система тестовых заданий, собранная в предметный тест. Предметный тест строится в 3 аспектах в соответствии с содержанием, определённым для проверки.

Требования к содержанию.

В том случае, когда учитель ставит целью проверку знаний по одной теме, то в предметный тест входят задания только по этой теме.

В случае, когда учитель предполагает проверить материал нескольких тем, то в предметный тест входят задания на сущность каждой темы.

При этом следует помнить, что общее количество заданий в предметном тексте не должно превышать десяти.

Что такое предметный тест?

Предметный тест, как система тестовых заданий, проводится с целью:

  • установить глубину и прочность усвоения обучающимися пройденного материала;
  • выявить, в какой степени дети научились применять знания, умения, навыки при выполнении различных заданий.

Для эффективного применения тестов необходимо соблюдение следующих условий:

1. Основным условием является полная самостоятельность обучающихся в процессе выполнения заданий.

2. Задания предлагаются в порядке возрастания сложности.

3. Разнообразие форм подачи тестовых заданий.

4. Чёткость словесных формулировок, вопросов, заданий.

5. Соблюдение требований о дозировке тестовых заданий, в одном предметном тесте – не более 12.

6. Чёткая инструкция учителя в начале работы с обязательным прочтением содержания листа.

Приведу пример работы с тестом для проверки знаний в 4 классе по русскому языку. Урок начинается с того, что учитель раздаёт листы с тестом и просит учеников заполнить верхнюю часть листа (данные о себе). Далее учитель поочерёдно прочитывает задания и содержание заданий, а дети следят. После этого учитель спрашивает, всем ли детям понятно прочитанное и есть ли какие-нибудь вопросы. Учитель может ответить только на вопросы процессуального характера, а на вопросы содержательного плана учитель не должен отвечать. Далее детям предлагается самостоятельно выполнить задание.

1) Отметьте значком (ґ) существительные 3-го склонения:

на площадк.., у двер.., у деревн.., из-под кроват..,на скатерт.., по тропинк.., в тетрад…

2) Вставьте окончания существительных. Отметить значком (ґ) существительные с окончанием -е:

спал в кроватк.., идёт по дорожк.., лежит в портфел.., отметки в тетрадк…

3) Вставьте окончания прилагательных:

в дальн.. дорогу, за ближн.. селом, нет красн.. карандаша, осенн.. вечером.

4) Вставьте в окончания глаголов нужные гласные. Над глаголами II спряжения поставьте значок (ґ):

ребёнок дыш..т, Коля рису..т, девочка плач..т, маляр крас..т, ветер кача..т.

5) Укажите лицо глагола, вставьте в окончания пропущенные буквы:

ты пиш.., чит.., рису.., крас.., танцу.., смотр.., слуша…

6) Подчеркните предложения с однородными членами:

Дедушка с внуками идут на рыбалку. Дедушка и внуки идут в лес.

7) Подчеркните предложение, в котором подлежащее – местоимение:

Детвора играла в снежки. Мы нашли в траве ёжика.

8) В каждом ряду оставьте только близкие по значению слова:

Стужа, метель, снег, пурга, буран.

Зной, тепло, жара, солнце.

Подчеркните слова, которые имеют несколько разных значений: молния, класс, берёза, ключ.

Задания с элементами творчества.

Задания с элементами творчества, или задания повышенной трудности, используются на уроках решения «ключевых» задач, на уроках, практикующих при подготовке к урокам-зачётам и на самих уроках-зачётах как практические задания.

Целью данных заданий является их использование учителем для развития активного, самостоятельного, творческого мышления младших школьников. Главное условие этой цели – применение полученных знаний в новых, нестандартных условиях. Это должны быть задания, требующие от обучающихся на каждом уроке хотя бы небольшого самостоятельного поиска, включающие элементы проблемности, будящие мысль учеников.

Различают 2 вида таких заданий:

Одним из видов таких заданий являются задания на сравнение. Например, в 3 классе при изучении материала по теме «Ударение» важно раскрыть смысло-различительную роль ударения. С этой целью учитель может предложить задание, включающее слова-омофоны. Учитель на доске записывает предложение:

У Кати хорошие игрушки. Кати шар ко мне. У Маши цветы в комнате. Не маши палкой.

1. Прочитайте.

2. Сравните выделенные слова. Есть ли какая разница на письме? А на слух? Прислушайтесь, какой слог сильнее звучит?

3. Спишите, поставьте знак ударения в одинаково написанных словах. Какой вывод можно сделать? Почему в одинаково написанных словах ударение падает на разные слоги? (С ударением связан смысл слов.) Данное задание показывает, что учитель ставит перед обучающимися трудные вопросы, наводящие на размышления. Отвечая на вопросы, дополняя друг друга, дети знакомятся с новым материалом, продвигаются в мыслительной деятельности. Учитель не должен спешить с утверждением правильного ответа. Пусть выскажутся дети. Особого побуждения требуют слабые ученики. С них и нужно начинать: ободрить, поддержать, похвалить за попытку ответить на вопрос. Учитель подводит итоги рассуждения учеников и уточняет конечный вывод.

Другим видом задания является группировка. Чтобы все ученики класса справлялись с заданиями на группировку, нужна определённая организация их выполнения, преследующая цель индивидуализации хода выполнения. Для итогового задания на группировку необходимо дифференцировать по уровню трудности, соблюдая переход от начальной, более сложной формулировки задания к менее сложной, т. е. снижения трудности для ученика. Разные варианты заданий по их трудности могут служить средством самоконтроля обучающихся, если учитель будет предлагать ученику проверить своё решение путём сличения его с последующей инструкцией.

Такой способ самоконтроля углубляет интерес обучающихся к выполняемой работе и формирует их выполнение.

Психолого-педагогическое обоснование.

Психолого-педагогические исследования показывают, что каким бы хорошим не был учитель начального общего образования, он один обеспечить полноценное личностное развитие младших школьников не может. Для этого необходимо организовывать взаимодействие обучающихся между собой в процессе учебной деятельности.

Дать каждому ребёнку возможность утвердиться в себе, попробовать свои силы в микроспорах, где нет ни огромного авторитета учителя, ни подавляющего внимания всего класса.

Дать каждому ребёнку эмоциональную и содержательную поддержку, без которой у робких и слабо подготовленных детей развивается школьная тревожность, а у лидеров неприятно искажается становление характера.

Дать каждому ребёнку опыт выполнения тех рефлексивных учительских функций, которые составляют основу умения учиться. 1 класс – контроль и оценка, позже – целеполагание и планирование. Дать учителю мотивационное средство, вовлечь в содержание обучения, возможность и необходимость органически сочетать на уроке воспитание и обучение, строить и человеческие и деловые отношения детей.

Основные противопоказания.

1. Недопустима пара из двух слабых учеников.

2. Детей, которые сейчас отказываются работать вместе, нельзя принуждать к этому.

3. Можно разрешить ребёнку работать в одиночку, но при этом учитель не должен показывать своё недовольство. (Надо выяснить причину.)

4. Нельзя занимать совместной работой детей более 10–15 минут в 1 классе, более половины урока во 2–3 классе. Это приведёт к повышению утомляемости.

5. Нельзя требовать абсолютной тишины. Должен быть рабочий шум. Бороться надо с выкриками с помощью колокольчика.

6. Нельзя наказывать детей лишением права участвовать в групповой работе.

Содержание

От автора    3

Примерное планирование уроков по русскому языку с использованием зачётной системы.    14

Тема: Состав слова. Зачётный урок. 3 класс.    17

Тема: Имя прилагательное. Урок-лекция. 4 класс.    19

Тема: К. Паустовский «Однажды ночью». Сочинение-описание «В чём красота русской зимы». Интегрированный урок-практикум (2 ч). 3 класс.    20

Тема: Имя прилагательное хлеб языка. Урок-семинар (2 ч). 4 класс.    26

Вопросы к зачёту по теме: Часть речи имя существительное. 4 класс.    27

Контрольный диктант по теме: Имя существительное. 34 классы.    28

Тема: Закрепление знаний об имени прилагательном. Деловая игра «Заседание редакционного совета газеты «Имя прилагательное». Урок-практикум. 3 класс.    29

Тема: Обобщение знаний о глаголе. Урок-семинар (2 ч). 4 класс.    33

Материалы к урокам-практикумам.    37

Раздел. Имя существительное.    37

Раздел. Имя прилагательное.    40

Раздел. Глагол.    41

Раздел. Повторение пройденного за год. 34 классы.    42

Задания повышенной сложности.    44

Тесты.    46

Тест по русскому языку для учащихся 2 класса на начало года.     46

Проверка знаний в 3 классе    47

Проверка знаний в 4 классе    48

Проверка знаний за начальную школу.    49

Контрольные диктанты. 4 класс. (Конец года.)    53

Вариант I.    53

Вариант II.    53

Вариант III.    54

Вариант IV.    54

Тестовые задания. Раздел: Имя существительное.    55

Раздел. Имя прилагательное.    59

Раздел. Глагол.    63

Литература    74

Товар размещен в разделах

QR-код страницы

Для партнеров

Зарабатывай
с учмагом

Добавить отзыв

Для добавления отзыва необходимо войти на сайт.
Задать вопрос