Обучение сочинению по картине. 5-9 классы. Конспекты уроков. Программа для установки через интернет

Есть на складе
85 руб.
-10%
76,50 руб.
Нашли дешевле? Снизим цену!
Подписаться на снижение цены
Версии товара:
Код СИ-2938
Авторы-составители Баландина О. П. и др.
Издательство Учитель, 2023
Серия В помощь преподавателю
Электронная версия скачать
УДК 372.016:811.161.1*05/09
Данный программный продукт является интернет-версией и доступен через центр управления программами издательства "Учитель".
Инструкция по оплате и установке электронной продукции через Интернет: ознакомиться.
Покупка одного экземпляра программы дает право её использования на одном ПК.
Данный программный продукт не работает без наличия подключения к Интернету и в системах виртуализации, таких как Virtual Box, VMWare.
В пособии представлены конспекты уроков развития речи в 5-9 классах, в основе которых - работа по изучению и анализу произведений изобразительного искусства. В уроках осуществляются современные подходы к организации творческой самостоятельной деятельности, связанной с эмоциями и переживаниями, предоставление возможности проявления инициативы, индивидуальности ученика, используются различные активные формы обучения и примеры лексического, словарно-стилистического, орфографического анализа текстов и языковых явлений, отражающие требования к примерной образовательной программе основного общего образования по русскому языку и соответствующие ФГОС.
Предназначено учителям русского языка общеобразовательных школ, гимназий, лицеев, может быть полезно студентам педагогических колледжей.

Минимальные системные требования:
- операционная система - Windows XP/VISTA/7/8/8.1;
- процессор - Pentium-II;
- оперативная память - 256 МВ;
- разрешение экрана - 1024х768;
- свободное место на жестком диске - 400 МВ.

С этим товаром покупают

Примеры документов

Сочинение по картине А. А. Пластова «Сенокос»

Сочинение по картине А. А. Пластова
«Сенокос»*

Цели: познакомить с творчеством художника; углубить знания о том, как выражается в живописи отношение художника к изображаемому; обогатить словарный запас по теме «Лето»; совершенствовать умения анализировать музыкальные и литературные произведения, находить в них эпитеты, сравнения; воспитывать любовь к родной природе.

Оборудование: репродукция картины А. А. Пластова «Сенокос»; запись музыкального произведения П. П. Чайковского «Времена года»; пословицы и поговорки о первом летнем месяце; стихотворения о луговых цветах.

Ход урока

I. Организационный момент. Сообщение темы урока.

Заранее подготовленный ученик читает стихотворение И. Бродского «Ария насекомых».

Пчелки, бабочки, жучки –

Мы как нотные значки.

Нашу роль нельзя сужать

До умения жужжать.

Наша музыка простая:

Затихает, улетая,

Улетает, затихая.

Возвращается, порхая.

– Что вы представили, слушая это стихотворение? (Лето. Яркая зеленая трава. Много насекомых на поле, лугу.)

– Кто из вас был летом на лугу?

– Что вам особенно запомнилось? Какие чувства у вас возникали при этом?

– Какую работу выполняли на Руси летом на полях и лугах? (Косили траву.)

– Сегодня познакомимся с работой Аркадия Александровича Пластова «Сенокос». Напишем сочинение.

II. Рассказ о творчестве художника.

Пластов писал картину «Сенокос» в селе Прислониха Ульяновской области. Он родился в этом селе в 1893 году и прожил здесь всю жизнь. Окрестности Прислонихи и жизнь односельчан были сюжетами всех его картин. Пластов писал «Сенокос» летом 1945 года. 9 мая 1945 года был подписан мир, закончилась страшная война. «...Я, когда писал эту картину, все думал: ну, теперь радуйся, брат, каждому листочку радуйся – смерть кончилась, началась жизнь. Лето 1945 года было преизобильно травами и цветами в рост человека, ряд при косьбе надо было брать в два раза уже обычного, а то, где место было поплотнее, и косу бы не протащить и вал скошенных цветов не просушить... Но несказанно прекрасное солнце, изумруд и серебро листвы, красавицы березы, кукование кукушек, посвисты птиц и ароматы трав и цветов – всего этого было в преизбытке».

Художник рассказывал о самом сильном впечатлении своего детства. В Прислониху приехали богомазы (мы бы сейчас сказали – реставраторы) подновить потускневшие росписи церкви, построенной дедом, расписанной дедом и отцом Аркадия Пластова.

«Вот мы с отцом полезли под купол к веселым кудрявым богомазам: запах олифы, баночки с красками, саженные пророки, архангелы с радужными крыльями обступили меня кругом. Контуры были в палец толщиной, о прилизанности икон не было и помина. Живопись была мазистой, резкой. Как зачарованный, я во все глаза глядел на то, как среди розовых облаков зарождается какой-нибудь красавец в хламиде цвета огня. И потрясающий, неведомый восторг, какой-то сладостный ужас спазмами сжимал мне сердце. Тут же я взял с отца слово, что он мне купит вот таких же порошков и я так же натру себе этих красных, синих, огненных красок и буду живописцем, и никем больше», – вспоминал впоследствии художник.

Отец Аркадия хотел, чтобы его сын стал священнослужителем, и поэтому отдал его учиться в Симбирское духовное училище. В городе мальчик скучал по дому, рисовал родную деревню, и бегал на базар – хоть посмотреть на приехавших торговать из Прислонихи.

В 1908 году, когда Пластов учился уже в семинарии, в Симбирске организовали сельскохозяйственную выставку. В художественном отделе выставки показал свои первые картины молодой (было ему 23 года) Дмитрий Иванович Архангельский. Отец Аркадия, увидев работы Архангельского, сказал сыну: «Вот бы у кого тебе поучиться».

«А у них в семье, – рассказывал Архангельский, – было принято так: раз нужно – значит, нужно. И откладывать решение незачем. Пришел ко мне Аркадий – мрачный, мужиковатый, настоящий хитрый деревенский парень. Поглядел исподлобья и сказал: "Я у вас учиться хочу"». И учение началось.

В 1911 году Пластов поехал в Казань посмотреть выставку В. Д. Поленова. Картины замечательного пейзажиста поразили начинающего художника свежестью красок, умением передать и сияние солнца, и прозрачность пронизанного солнцем воздуха: «Был я тогда поднят до каких-то заоблачных высот – ведь я видел картины одного из тех, кто, по моим тогдашним понятиям, коснулся вершин возможного».


Сочинение по картине И. Грабаря «Февральская лазурь»

Сочинение по картине И. Грабаря
«Февральская лазурь»*

Цели: развивать чувство прекрасного, связную устную и письменную речь; формировать умение анализировать произведения изобразительного искусства.

Ход урока

I. Актуализации имеющихся знаний.

– Вспомните отрывок из стихотворения А. Кушнера «Что я знаю».

Если видишь: на картине

Нарисована река,

Или ель и белый иней,

Или сад и облака,

Или снежная равнина,

Или поле и шалаш, –

Обязательно картина

Называется… (пейзаж).

Читают стихотворение, дополняют слово.

– Что такое пейзаж? (Пейзаж (фр. paysage – местность, страна) – картины природы в художественном произведении.)

Рассказ о многообразии пейзажей.

Пейзажная живопись очень разнообразна. Есть пейзажи, точно передающие те или иные уголки природы, а есть такие, которые создала фантазия художника. Есть пейзажи, в которых художники сумели очень точно описать состояние природы. Вспомните картину пейзажиста А. Саврасова «Грачи прилетели». (Демонстрация репродукции картины.) Как поэтично изобразил он приход ранней весны: рыхлый, розоватый снег, прозрачные дали, суету прилетевших грачей. Смотришь на картину, и тебя охватывает предчувствие наступающей весны.

– Давайте посмотрим, как художники изображают разные времена года.

Демонстрация репродукций картин: И. Э. Грабарь. Мартовский снег; И. И Шишкин. Утро в сосновом лесу; И. И. Шишкин. Золотая осень; И. И. Шишкин. Зима.

– Мы посмотрели несколько репродукций, на которых были изображены 4 времени года. Как вы думаете, почему человек с древних времён любит изображать картины природы?

II. Изучение нового материала.

– Зима только кажется белой, но в ней столько оттенков, столько красок. Один из русских художников, кто сумел заметить это, – Игорь Эммануилович Грабарь (1871–1960 г.).

Подбор материалов к сочинению.

Рассмотрим картину И. Э. Грабаря «Февральская лазурь». Чтобы понять идею картины, что двигало художником, нужно обратиться к истории ее создания.

Он писал свою «Февральскую лазурь» зимой–весной 1904 года, когда гостил у друзей в Подмосковье. Во время одной из своих обычных утренних прогулок он был поражен праздником пробуждающийся весны: «Я стоял около дивного экземпляра берёзы, редкостного по ритмическому строению ветвей.

Заглядевшись на неё, я уронил палку и нагнулся, чтобы её поднять. Когда я взглянул на верхушку берёзы снизу, с поверхности снега, я обомлел от открывшегося передо мною зрелища фантастических красок: какие то перезвоны и перекликания всех цветов радуги, объединенные голубой эмалью неба.

Природа как будто праздновала какой-то небывалый праздник лазоревого неба, жемчужных берез, коралловых веток, сапфировых теней на сиреневом снегу».

Неудивительно, что художнику захотелось передать хоть десятую долю этой красоты. На этот раз художник быстро вернулся за холстом, а потом в один сеанс с натуры набросал эскиз будущей картины.

Над этой картиной И. Грабарь работал на открытом воздухе, в глубокой траншее, которую он специально вырыл в снегу.

– Почему картина так названа? (Лазурь – это светло-синий цвет, природная светло-синяя краска.)

– Какой февральский день изобразил художник? (Солнечный, морозный, ясный.)

– А небо какое? (На переднем плане синее, на горизонте нежно-голубое, лазоревое.)

Опишите снег. Много ли его, какого он цвета на солнце и в тени? (Снег искрится, оттенки самые разные: сиреневый, фиолетовый в тени, голубой, розоватый па солнце.)

– Береза. Что поразило художника в ней, почему захотелось ее написать? (Ствол как мантия из горностая, листва на ветках серая, блекло-желтая.)

– Что можно сказать о других берёзах? (Как будто в воздухе парят гибкие стволы.)

А теперь составим словосочетания, которые могут пригодиться нам в работе над сочинением.


Введение

Введение

Развитию школьника, становлению его личности и, следовательно, усвоению знаний в наибольшей мере способствует организация самостоятельной деятельности, связанной с эмоциями, переживаниями, предоставление простора инициативе, индивидуальности ученика. Детское сочинение, написанное после просмотра репродукций картин, – уникальное дидактическое средство развития, воспитания, обучения школьников, развития личности в целом, это своеобразная форма самовыражения, самосознания ребенка. В сочинении проявляется (а значит, и воспитывается) восприятие красоты природы, красоты человека.

Ценность детского сочинения определяется по тому, насколько в нем нашли отражение чувства, мысли, свежесть восприятия ребенком каких-либо явлений.

Обучение написанию сочинений должно начинаться в начальных классах, где ребенок еще легко выходит за рамки границы норм и правил, в 7–8 классах детей уже трудно свернуть с протоптанной колеи шаблонности, которая чаще всего и воспитывается педагогами.

В данном пособии представлены уроки, в центре которых – работа по изучению и анализу картины. Уроки иллюстрируют различные подходы к такому сложному творческому процессу, как сочинение по картине.

Взрослые должны отказаться от стремления приспосабливать детское восприятие окружающего к своему собственному, должны научиться видеть в работах детей ростки творчества. Поэтому задача учителя не столько в разработке методики написания сочинений, сколько в поисках условий организации речевого творчества детей.

При работе с картиной необходимо использовать определенную последовательность, которая включает следующие этапы:

1. Подготовка обучающихся к восприятию внешнего, конкретно-исторического плана произведения живописи (соответствующие искусствоведческие тексты, комментарии учителя).

2. Проведение лексико-семантической и орфографической работы по тематике картины, а также усвоение отдельных художественных терминов, позволяющих охарактеризовать особенности данного произведения как вида искусства.

3. Рассказ учителя или обучающихся о творческом пути художника с анализом его отдельных ключевых произведений.

Рассказ может сопровождаться сообщением сведений об истории создания анализируемой картины (исторический комментарий, раздумья художника над композиционным решением картины, поиск прототипов, работа с этюдами, эскизами) и судьбе произведения (история его восприятия современниками, оценка произведения в настоящее время).

4. Рассматривание и анализ картины. Живопись, как и другие виды искусства, является образно-знаковой системой. В ней мысль художника находит свое внешнее оформление в цвете, в гармоническом построении и расположении объектов действительности. В результате анализа у школьников должно быть сформировано целостное восприятие картины, предполагающее понимание и приближение к мировоззренческой концепции художника.

5. Творческая работа по картине. Произведения живописи дают возможность обучающимся создавать сочинения любого типа речи: повествование, рассуждение, описание.

При подготовке к сочинению по картине целесообразно использовать текст-образец, так как картина в сочетании с текстовым материалом эффективнее воздействует на умственную деятельность и эмоциональную сферу обучающихся, а значит, и на их речь.

В качестве образца при подготовке к сочинению по картине может быть использован искусствоведческий текст. При подборе такого текста к рассматриваемой на уроке картине нужно учитывать следующие требования:

– доступность;

– информативность;

– художественная и эстетическая ценность;

– композиционная завершенность;

– жанр и стиль текста с учетом поставленной коммуникативной задачи;

– объем текста (в соответствии с возрастными возможностями обучающихся и условиями урока).

Отобранные учителем искусствоведческие тексты должны иметь много общего в плане содержания и в плане речи. Содержанием этих текстов, как правило, является описание конкретного объекта – картины определенного художника, иногда сообщение сведений о художнике, передача собственных впечатлений от этой картины, информация из области искусствоведения. Для синтаксиса указанных текстов характерно наличие назывных предложений, удобных для передачи содержания картины, частое использование конструкций с однородными членами, сравнительных предложений. В таких текстах часто используются конкретные слова и пространственная лексика, имена прилагательные, описательные глаголы, причастия, наречия, а также специфическая лексика (искусствоведческие термины). Эти тексты представляют жанр описания с элементами повествования или рассуждения. Написаны они в научно-популярном стиле, иногда с элементами художественной и разговорной речи. Некоторые тексты могут быть отнесены к публицистическому стилю.


Приложение

Приложение

Словарь терминов

Ассоциация – связь между отдельными представлениями, при которой одно из представлений вызывает другое.

Гармония – согласованность, соразмерность, единство частей и целого в художественном произведении.

Жанр – исторически сложившееся внутреннее подразделение в большинстве видов искусств. В изобразительном искусстве основные жанры определяются прежде всего по предмету изображения (пейзаж, портрет, натюрморт, бытовой жанр, исторический жанр и т. д.).

Живопись – произведение, в котором изображение наносится на специально подготовленный холст масляными красками.

Композиция – построение художественного произведения.

Палитра – перечень красок, которыми пользуется художник.

Перспектива – происходит от латинского слова «ясно вижу» – система изображения на плоскости пространства и объемных тел, их удаления от наблюдателя.

Светотень – градация светлого и темного, распределение различных по яркости цветов, тональных и цветовых оттенков.

Символ – художественный образ, воплощающий какую-либо идею.

Тон – в переводе с греческого «ударение, напряжение» – простейший элемент светотени, светонасыщенность отдельного видимого участка предмета.

Художественный образ – обобщение размышлений и оценки мира художником, который является выразителем мировоззрения определенного исторического времени.

Цвет – световые волны, зрительно окрашивающие материальный мир в определенные тона спектра. В изобразительном искусстве цвет несет важнейшую функцию эмоционального и смыслового воздействия произведения искусства.

Локальный цвет в живописи – чистый, основной цвет, присущий данному предмету (например, трава – зеленая, небо – голубое). Смешение красок, взаимопроникаемость, цветовые контрасты и тончайшие нюансы предполагают изменчивую, подвижную цветовую систему художественного произведения. Цвет является важнейшим средством художественной выразительности в изобразительном искусстве.

Литература

1. Бялик, В. Энциклопедия живописи для детей. Пейзаж / В. Бялик. – М. : Белый город, 2006.

2. Вершины русской поэзии. Век ХIХ. – М. : Эксмо, 2005.

3. Есенин, С. Собрание сочинений : в 2 т. / С. Есенин. – М., 1991.

4. Савина, Л. Н. Интеграция как сущность образования : примерное планирование интегрированных занятий / Л. Н. Савина, Е. А. Шмидт. – Волгоград, 2006.

5. Сочинение по картине в 5 классе : метод. пособие / Л. А. Ходякова [и др.]. – М. : АСТ : Астрель, 2003.


Приложения

Приложения

Приложение 1

Искусствоведческий текст

Портрет Лопухиной – признанный шедевр Боровиковского. Он воплотил здесь представления своего времени о женской прелести. Прелести удивительной, почти неземной, однако, увы, недолговечной – Лопухина скончалась в возрасте 22 лет. Но пока ничто не омрачает ее прекрасного лица – это подлинно гармоничный человек в расцвете красоты.

Колористическое решение холста продиктовано замыслом. Голубые, сиреневые, жемчужно-белые, золотистые тона – нет ни единого резкого акцента. Словно намекая на незримые нити, связывающие человека и природу, Боровиковский прибегает к перекличке цветов в передаче одежды и пейзажа: голубой пояс – голубые васильки, сиреневая шаль – сиреневая роза.

Пользуясь лессировками, художник как бы сплавляет красочные массы, избегает угловатых форм, предпочитая плавные, круглящиеся линии. Ритмы спокойны – контурам фигуры вторят изгибы крон деревьев, колосьев и васильков; роза наклонена так же, как головка девушки.

Поэтический, интимный характер паркового фона дает нам ключ к «тайнику сердца» портретируемой. (М. Алпатов.)

Приложение 2

Словарь искусствоведческих терминов

Лессировка (нем.) – один из приёмов живописной техники, состоящий в нанесении очень тонких слоев прозрачных и полупрозрачных красок поверх высохшего плотного слоя. Основное назначение лессиров-ки – достигать особой чёткости и звучности тона или вносить тонкие цветовые коррективы в детали живописи.

Ритм (от греч. «мирное течение») – повтор в пространстве или во времени одинаковых (сходных) элементов и отношений через соизмеримые интервалы. В искусстве ритм – одно из главных средств создания художественной формы, с помощью которого автор и соединяет детали в единое целое, и расчленяет необработанный материал, благодаря чему всякое художественное произведение становится организованным и упорядоченным.

Фон (фр. «дно», «глубинная часть») – любая часть изобразительной и орнаментальной композиции по отношению к включённой в эту композицию, находящейся «ближе» к зрителю и выделяющейся детали, фигуре. Обычно предметы и фигуры ближнего плана изображаются более детально и контрастно, чем те части картины, которые по отношению к ним являются фоном. Это одно из средств изображения на картине глубины пространства.

Акцент (от лат. – ударение) – выделение звука или созвучия главным образом усилением громкости. Выделение чего-либо.

Контур (фр. Contour) – в изобразительном искусстве внешние очертания фигуры или предмета как одно из средств художественного выражения. В этом значении термины относятся к рисунку в широком смысле слова, охватывающему все разновидности изобразительного искусства и все технические приёмы. В рисунке как разновидности графики и в технике рисования вообще контуром называют также совокупность линий, обозначающих важнейшие очертания изображаемого.

Пейзаж (фр. Paysage) – жанр изобразительного искусства, воспроизводящий естественную или изменённую человеком природу. Картина, написанная в этом жанре, также называется пейзажем.

Колорит (от лат. цвет, окраска) – в живописи система соотношений цветов, служащая для раскрытия художественного образа. В зависимости от преобладания тех или иных красок, колорит может быть спокойным или напряжённым, холодным или тёплым, светлым или тёмным. Колорит отражает цветовое многообразие мира, индивидуальность и внутреннее состояние художника. Колористическое решение – цветовое решение.

Гармоничный – быть в соответствии, в согласованности с кем-чем-нибудь.

Интимный портрет (лат. Intimus – личный) – жанр, призванный показать глубоко личное, сокровенное, задушевное.


Литература

1. Алпатов, М. Эпизоды об изобразительном искусстве : кн. для учащихся / М. Алпатов [и др.]. – М. : Просвещение, 1993.

2. Искусство : книга для чтения / сост. М. В. Алпатов, Н. Н. Ростовцев, М. Г. Неклюдова. – М. : Просвещение, 1969.

3. Искусство. Энциклопедический словарь школьника / сост. П. Кошель. – М. : ОЛМА-Пресс, 2000. – 446 с. : ил.

4. Никитина, Е. И. Русский язык. Развитие речи. 8 класс / Е. И. Никитина. – М. : Дрофа, 2009.

5. Савина, Л. Н. Интеграция как сущность образования : примерное планирование интегрированных занятий / Л. Н. Савина, Е. А. Шмидт. – Волгоград, 2006.

6. Современный словарь-справочник по искусству / науч. ред. и сост. А. А. Мелик-Пашаев. – М. : Олимп : ООО «Фирма «Издательство АСТ», 1999.

Товар размещен в разделах

QR-код страницы

Для партнеров

Зарабатывай
с учмагом

Добавить отзыв

Для добавления отзыва необходимо войти на сайт.