Физическая культура. 1-4 классы. Организация работы по предмету. УМК "Школа России". Рабочие программы по урочной и внеурочной деятельности. Методические ресурсы. Программа для установки через Интернет

Есть на складе
102 руб.
-10%
91,80 руб.
Нашли дешевле? Снизим цену!
Подписаться на снижение цены
Версии товара:
Код СИ-842.2
Авторы-составители Хайрутдинов Р. Р. и др.
Издательство Учитель, 2023
Серия Учебно-методический комплекс
Электронная версия скачать
Данный программный продукт является интернет-версией и доступен через центр управления программами издательства "Учитель".
Инструкция по оплате и установке электронной продукции через Интернет: ознакомиться.
Покупка одного экземпляра программы дает право её использования на одном ПК.
Данный программный продукт не работает без наличия подключения к Интернету и в системах виртуализации, таких как Virtual Box, VMWare.
Электронное пособие "Физическая культура. 1-4 классы. Организация работы по предмету. УМК "Школа России" серии "Учебно-методический комплекс" создано в помощь учителям физической культуры, тренерам дополнительного образования; рекомендовано заместителям директора и организаторам внеурочной деятельности в ОО.
Предлагаемое электронное пособие содержит соответствующий ФГОС НОО комплект материалов:
- рабочие программы по физической культуре, содержащие организацию урочной и внеурочной деятельности по учебнику В. И. Ляха (УМК "Школа России");
- методические ресурсы по организации внеурочной деятельности спортивно-оздоровительного направления, использование которых будет способствовать созданию в образовательной организации конструктивного пространства для формирования у школьников активной культуры здорового образа жизни и реализации их физического потенциала.

Минимальные системные требования:
- операционная система - Windows XP/VISTA/7/8/8.1;
- процессор - Pentium-II;
- оперативная память - 256 MB;
- разрешение экрана - 1024х768;
- свободное место на жестком диске - 400 MB.

С этим товаром покупают

Примеры документов

Приложение

Приложение

Русские народные игры

1. «Удар по веревочке».

Для игры необходима замкнутая в круг веревочка. Игроки берутся обеими руками за веревочку с внешней стороны. Выбирается один водящий, который должен находиться в центре круга, образованного веревочкой. Цель водящего – осалить, то есть ударить по руке одного из играющих, находящихся с внешней стороны круга. Те, кто находятся с внешней стороны круга, во время атаки водящего могут отпустить от веревочки только одну руку. Если играющий отпускает от веревочки две руки или по одной из них попадает водящий, то уже именно он становится в круг, игра продолжается дальше.

2. «Большой мяч».

Игра, в которой необходимо образовать круг. Дети берутся за руки, выбирается один водящий, который становится в центр круга, около его ног находится большой мяч. Задача игрока, находящегося в центре, – ударом ноги по мячу вытолкнуть его за пределы круга. Тот игрок, который пропускает мяч, выходит за пределы круга, а тот, кто попал, становится на его место. При этом все поворачиваются спиной к центру круга и стараются не пропустить мяч в круг. Важным условием является то, что мяч в течение всей игры нельзя брать в руки.

3. «Шар в лунке».

Игра, имеющая множество разновидностей. Для игры в земле вырывают неглубокую ямку, в которую кладут шар. Все играющие должны иметь при себе прямые палки длиной около метра. Путем жребия выбирается исполник – игрок, который будет охранять шар. Все остальные игроки отходят за условную черту, на определенное расстояние от лунки, и начинают в порядке установленной очереди метать палки, стараясь попасть в шар. У всех игроков, бросивших мимо, палки остаются лежать на месте.

Если никто не попадает в шар, то исполник катит мяч своей палкой в сторону ближней к нему палки, стараясь в нее попасть. Если это ему удается, то он бежит за исходную для бросков линию (также называемую домом). Исполником становится тот, в чью палку попал шар. Если же в процессе игры кому-либо удается выбить шар из лунки, в тот же самый момент те игроки, чьи палки находятся в поле, бегут их забирать, а исполник должен установить шар на место. Таким образом, игроки получают возможность произвести дополнительный бросок. Во время метания палок исполнику рекомендуется находиться чуть в стороне от шара, чтобы избежать попадания палки в него.

4. «Зайки».

Игра проводится на открытом пространстве. Из всех игроков выбирается один «охотник», все остальные изображают зайцев, стараясь прыгать на двух ногах. Задача «охотника» – поймать самого непроворного «зайца», осалив его рукой. Но в игре существует одно немаловажное условие: «охотник» не имеет права ловить «зайца», если тот находится на «дереве». В контексте данной игры деревом будет являться любая щепочка или же пенек. Это условие сильно усложняет «охотнику» жизнь, что часто во время игры приводит его в негодование. Однако как только удается осалить одного из «зайцев», он тут же становится «охотником», принимая на себя незавидную обязанность – ловить «зайцев».

5. «Прыганье со связанными ногами».

Всем участникам завязываются ноги плотной широкой веревкой или платком. После чего все становятся около исходной линии и по сигналу ведущего начинают прыгать в сторону финишной черты. Победителем является тот, кто быстрее всех преодолел расстояние. Расстояние не должно быть слишком большим, так как прыгать с завязанными ногами достаточно тяжело.

6. «Без соли соль».

Для этой игры выбираются двое водящих, которые садятся на землю друг напротив друга так, чтобы подошвы их ног соприкасались между собой. Водящим завязывают глаза плотной матерчатой повязкой. Руки водящих находятся за их спинами. Все остальные – игроки в поле. Полевые игроки, подойдя поочередно с одной из сторон к водящим, кричат «Без соли соль!» и беспрепятственно перепрыгивают через их ноги. На обратном пути необходимо кричать «Соль!» и постараться снова перепрыгнуть через ноги водящих. Отличие лишь в том, что водящие стараются руками поймать прыгунов. Если это им удается, то происходит смена водящего. Тот, кого поймали, садится на место того, кто его поймал, и уже ему завязывают глаза.

7. «Растеряхи».

Дети, принимающие участие в этой игре, становятся в один ряд, берутся за руки, образуя тем самым цепочку. По правую сторону цепочки назначается вожак, который по команде начинает бег со сменой направления, и вся цепочка начинает движение за ним. Однако никто кроме вожака не знает направления движения, поэтому достаточно сложно удержать равновесие и не рассоединить цепочку. Чем дальше игрок находится от вожака, тем ему сложнее удержать равновесие, не упасть или не разорвать цепь.

8. «Горелки» («Огарыши», «Столбом», «Парами»).


Эстетика. Эстетика спорта. Эстетическое воспитание. Эстетическое сознание

Эстетика. Эстетика спорта.
Эстетическое воспитание. Эстетическое сознание

Слово «эстетика» произошло от греческого aisthetikos, что в переводе означает «чувствующий, относящийся к чувственному восприятию». Эстетика – наука о природе и закономерностях эстетического освоения действительности, о «творчестве по законам красоты».

Как термин, обозначающий определенную область знания, был введен немецким философом Баумгартеном в середине XVIII века. Однако история эстетики уходит в глубокую древность (упоминание о ней встречается в древних мифологических текстах). Предмет «эстетика» исторически весьма подвижен и изменчив. На каждом новом этапе развития эстетики обнаруживается неполнота сложившихся представлений об эстетическом отношении человека к миру и к самому себе.

На современном этапе развития общества наряду с проявлением эстетического в природе и искусстве важным объектом интереса эстетической науки стали виды эстетической деятельности: техническая эстетика, дизайн, эстетика организации среды, вопросы эстетического воспитания, эстетика спорта. Попытаемся соединить вопрос физического воспитания с вопросом эстетического воспитания.

В сферу проблем, исследуемых эстетикой, входят эстетические чувства и взгляды, вкусы, идеалы, словом, эстетическое сознание. Важнейшим разделом эстетики является разработка категорийного аппарата. В категориях эстетики предстают эстетические отношения человека к действительности. Эстетические категории всегда выступают в определенной взаимосвязи друг с другом, образуя исторически изменчивую, но для каждого конкретно-исторического периода иерархически упорядоченную систему. Иными словами, эстетика раскрывает историческую жизнь искусства в культуре (в том числе, и в физической культуре как одной из составляющих всей мировой культуры).

Проблема эстетики – отношение эстетического сознания к объективной реальности, и именно характером ее решения определяется поляризация основных направлений в истории эстетической мысли.

В античную эпоху эстетическое мировоззрение рассматривалось как единство практического отношения к предметам и явлениям, самым непосредственным образом связанное с жизнью человека, выражающее жизненно важное для него отношение к окружающей действительности. Затем приходит интерес к самому человеку. Появились новые понятия (мера, гармония). Прекрасное стали рассматривать как общее понятие, отличая его от отдельных прекрасных вещей, что было совершенно правильно, так как одно дело «прекрасное» как понятие, и другое – прекрасная вещь. (Так, выполняя упражнения, можно ориентироваться на общепринятые понятия красоты, а не только на красивое (идеальное) выполнение данного конкретного упражнения.)

В эпоху Средневековья эстетика отстаивала идею сверхчувственного, божественного происхождения красоты. Видимая красота получает осмысление как символ невидимой. Люди начинают осознавать как объективные, так и субъективные аспекты прекрасного. Красоту видят не в решениях и исполнении, а в украшениях.

В поздний период Средневековья большое внимание уделяется видимой красоте и искусству. Наслаждение при созерцании доставляют только вещи, обладающие определенными объективными свойствами (соответствие частей целому, а целого – назначению вещи, должная пропорция, выраженность во внешней форме сущности вещи, гармоничность, соразмерность, идеальная цветовая гамма, упорядоченность, соответствующая величина вещи и т. п.).

Для эпохи Возрождения характерно идеализированное представление о человеке как о единстве разумного и чувственного, как о свободном существе с беспредельными творческими возможностями. Эстетическое мышление опирается на человеческое восприятие и на чувственно-реальную картину мира.

В Новое время акцентируют внимание на духовно-эстетических аспектах человеческой жизнедеятельности.

В революционно-демократической эстетике нашли свое обоснование принципы реализма, художественной правды и народности искусства (акробатические построения, с помощью которых создавались фигуры, демонстрировавшие идейную направленность, которые с эстетической точки зрения выглядели очень органично и приятно).

На данный момент эстетика продолжает свое развитие.

Рассматривая понятие «эстетика», подразумеваем слово «искусство». Обучая детей подходить к выполнению упражнений или различных движений с эстетической точки зрения, мы стараемся сформировать у них отношение к данным действиям как к искусству – искусству выполнять движения эстетически грамотно. Как только понимание этого появится у школьников, им значительно легче будет выполнять различные физические упражнения, движения и действия.

Проводя уроки физической культуры, мы не занимаемся спортом, в лучшем случае используем некоторые спортивные элементы, воспроизведение которых требует эстетического их выполнения.

«Эстетика спорта»


Стихотворное сопровождение упражнений как средство эстетического воспитания

Стихотворное сопровождение упражнений
как средство эстетического воспитания

Стихи помогают организовать мыслительную деятельность, способствуют развитию координации движений, тренируют память; содержание стихов помогает воспитывать как эстетические, так и этические чувства.

Чтобы стихотворения несли не только смысловую и развлекательную нагрузку, но и имели эстетическую направленность, их следует подбирать очень осторожно. Очень хорошо подходят стихи Корнея Чуковского и Агнии Барто. Остается только подобрать стихотворения, близкие по смыслу к определенному уроку (упражнению, заданию и т. п.).

Стихи К. Чуковского, кроме замечательной ритмичности, очень хорошо подходящей для проведения упражнений (отсчитывать такты с такими стихами совершенно не нужно, сами стихотворные паузы и акценты говорят о том, когда выполнять то или иное движение), хороши и с эстетической точки зрения. Их тоже необходимо подбирать, всегда есть более подходящие и менее подходящие к данному конкретному упражнению (заданию) стихи.

В плане эстетического восприятия хороши также стихи Бориса Заходера, Сергея Михалкова, Самуила Маршака. Несмотря на всю привлекательность с эстетической (и с этической) точки зрения, эти стихотворения по своей ритмичности меньше подходят для выполнения физических упражнений. Это говорит о том, что при подборе нужного стихотворения сопровождения нужно учитывать не только эстетическую и этическую составляющую, но и целесообразность и удобство использования подобранного материала.

Приведем примеры использования стихотворений.

Ученики выполняют маршировку:

Раз, два, раз, два,

Замелькали пятки,

Как чудесно босиком

Бегать на зарядке.

Раз, два, раз, два,

Бегать на зарядке*.

Или выполняют ходьбу по кругу топочущим шагом и в такт шагам произносят:

Вот поезд наш едет,

Колеса стучат,

А в поезде нашем

Ребята сидят**.

Или выполняют ходьбу:

Поезд мчится и свистит,

И колесами стучит.

Я стучу, стучу, стучу,

Всех до дачи докачу.

Чу-чу, чу-чу,

Всех до дачи докачу***.

Хорошо выполнять общеразвивающие упражнения под стихотворное сопровождение. Например, упражнение для развития равновесия выполняют, стоя на правой ноге.

Стало палубу качать, Плечи вверх.

Равновесье удержать Руки в стороны.

Вместе постараемся Дети пытаются дотянуться

до соседей, не толкаясь, а стараясь

удерживать стойку на одной ноге.

И за борт не свалимся. Руки на пояс.

То же самое выполняют, стоя на левой ноге.

Или:

И. п. – стойка ноги врозь, руки вверху «в замок». Выполняется «рубка дров». «Удар топора вниз» совпадает с последним слогом, но работают не только руки, в последний момент дети приседают:

Надо утром печь топить,

Чтоб обед нам всем сварить.

Дров я быстро наколю,

Очень я обед люблю.

Или:

И. п. – о. с.

Вот – правая рука вверх, кисть согнута. (Кисть – это «голова змеи», которая смотрит вперед.)

Змея – вторая рука вверх, кисть согнута.

Она – кисти поворачиваются пальцами друг к другу («змеи» смотрят друг на друга).

Пугает – кисти возвращаются обратно («змеи» смотрят вперед).

И – кисти разворачиваются наружу («змеи» смотрят в разные стороны).

К себе – кисти поворачиваются пальцами друг к другу («змеи» смотрят друг на друга).

Не подпус- – «Змеи» отворачиваются.

Кает – «Змеи» смотрят друг на друга.

Раскрывает капюшон – руки медленно через стороны (дугами наружу), сохраняя округлость, опускаются в и. п.


Эстетика в играх

Эстетика в играх

Возникает вопрос: «Как следить за красотой движений и действий во время игры, когда дети целиком и полностью погружаются в игровой процесс?». В первую очередь – это красота моментов, во вторую – красота придуманных и сыгранных комбинаций. Кроме того, если есть возможность, можно заранее познакомить детей с персонажами игры, которая будет разучиваться на следующем уроке, и попросить кого-нибудь из детей сделать костюм или шапочку (ушки, нос и т. п.) для названного персонажа. Такие элементы творчества хорошо использовать в играх, где есть яркие персонажи, играющие важную роль в игре.

Рассмотрим подвижные игры.

Кружева

Для этой игры потребуется выбрать двух водящих, один будет выполнять роль челнока, другой – ткача. Остальные дети встают парами в круг или полукругом лицом к центру. Дети в парах берут друг друга за руки и делают ворота. Обратить внимание учеников на построение для игры, круг должен удерживаться ровным.

Начало игры: «челночок» встает у второй пары, а «ткач» – у первой. По сигналу «ткача» «челночок» начинает бегать змейкой, пробегая ворота, не пропуская ни одних, а «ткач» его старается догнать. Если «ткач» догонит «челночок» прежде, чем тот добежит до конца полукруга или до первой пары круга, то он становится «челночком». Ребенок, бывший «челночком», идет к началу полукруга или круга, выбирает игрока первой пары и встает с ним на противоположном конце полукруга, игрок, оставшийся без пары, становится «ткачом».

Если же «челночок» добежит до последних ворот и не будет пойман, то они с «ткачом» встают последними, а первая пара начинает игру. Один из игроков первой пары выполняет роль «челночка», а второй – «ткача».

Можно перед игрой познакомить учащихся с картинами известных художников, на полотнах которых изображены ткачи. («Ткач у станка» Винсента Ван Гога; «Ткач» Иоханнеса Дирка.) Можно продемонстрировать кружева.

Бугнай

Игра пришла из Казахстана. Бугнай – это кличка.

Играющие усаживаются по кругу, скрестив ноги впереди (или сидят за партами). Водящий, выбранный по жребию, начинает пересчитывать игроков: «Первый бугнай, второй бугнай, третий бугнай…» и т. д. – до последнего. Затем он неожиданно называет какой-нибудь номер, (например: «Шестой бугнай!»). Названный быстро встает с места и, в свою очередь, называет номер, после чего быстро садится обратно. Вызванный встает и также называет любой из номеров. И так каждый раз: вызванный быстро встает, называет номер и быстро садится. Если кто-то, когда назовут его номер, не встанет или встанет другой игрок, то ему дается какое-либо задание (ответить на вопрос, угадать загадку, станцевать, спеть, проскакать на одной ноге и т. д.). После этого он называет новый номер по своему желанию.

В заключение отмечают тех, кто ни разу не ошибся.

Игра способствует развитию внимания и быстрой реакции на сигнал (в данном случае – слова). Можно познакомить детей с различными вариантами кличек, имен, названий, которые используются как на Родине, так и в других странах (городах, местностях и т. п.), ведь вместо слова «Бугнай» можно использовать любое другое слово: домашние животные – кошка, собачка, хомячок и т. п.; профессии – плотник, столяр, археолог и т. п.; спортивный инвентарь или оборудование – мяч, канат, волан и т. п. Кроме того, можно использовать английские слова, только заранее объяснив перевод слова.

Повтори-ка

Один из играющих показывает движениями какого-либо зверя, например, зайчика. Следующий повторяет движения зайчика и от себя прибавляет движения другого животного – лисы. И так каждый следующий игрок, выполнив движения всех показанных ранее животных, добавляет от себя еще одно, новое. Побеждает тот, у кого лучшая память и воображение, учитывается эстетичность показа.

Тень

Эту игру можно использовать для развлечения, разминки и для небольших двух-трехминутных перерывов (физкультминуток).

Дети строятся парами – один впереди, другой сзади на шаг от первого. Один ребенок выполняет разные движения, другой копирует их (превращается в его тень), через некоторое время дети меняются. Выбирается самая удачная пара (многое зависит от показывающего игрока, так как подбор упражнений сильно влияет на выполнение, однако и повторяющему надо постараться не ошибиться).

При выполнении обращать внимание на эстетичность показа.

Горелки с платочком

Один из вариантов обычных горелок.

Все участники игры встают парами друг за другом, водящий стоит впереди колонны и держит в руке над головой платочек.

Играющие говорят хором:

Гори, гори, масло,


Эстетика в разминке

Эстетика в разминке

Разминка является важной составляющей урока. В большинстве своем она служит для подготовки всех систем организма к дальнейшему занятию, но почему бы не использовать ее еще и для развития эстетических качеств учеников? Как это можно организовать? Первый вариант: использовать построение в круг и дать детям возможность смотреть друг на друга, оценивая точность и правильность положения рук, ног, туловища, головы и т. п. В этом случае учитель предлагает движение, а затем сам смотрит, ходит по кругу от ученика к ученику, исправляя все неточности, дети же, глядя друг на друга, учатся видеть, как упражнение должно выглядеть правильно. Учитель может продолжать отсчитывать ритм и темп выполнения упражнения, останавливаясь на важных местах, например, в положении руки в стороны, вверх, вперед и т. п.; остановив детей в таком положении, он может легко пройти и на конкретных примерах показать, у кого из учеников получается более красиво, а у кого менее. Попробовав выполнить различные упражнения, можно дать детям задание, чтобы они попытались дома перед зеркалом сделать те упражнения, в которых у них оказалось больше всего ошибок.

Второй вариант: ученики строятся в две шеренги друг напротив друга. Проводится разминка или часть разминки в парах. Все упражнения выполняет весь класс, но сначала первую половину разминки за правильностью и красотой выполнения следит первая шеренга, а вторую половину – вторая (учитель сообщает, когда происходит смена выполнения задания первой и второй шеренги). Например, ученики поднимают руки в стороны. Если у ученика есть ошибка (правая рука выше уровня плеча), то его напарник движением своей левой руки (зеркальный показ) дает ему понять, куда надо опустить руку (если тот ошибается в движениях туловища, головы или ног, то и показываются эти ошибки соответствующими частями тела) или же сам поправляет его. И так с любым движением. На самом деле помочь друг другу точно выполнять все движения детям будет довольно трудно, но с помощью такого варианта разминки ученики научатся видеть, когда упражнение выполняется правильно, а когда нет, постепенно они научатся чувствовать, когда упражнение выглядит эстетично, а когда в нем есть какие-то неточности или даже серьезные ошибки. Однако второй вариант проводится уже тогда, когда дети в целом научились сохранять основные положения рук и ног, используемые в разминке.

Кроме того, детям можно дать задание, чтобы они сами постарались подготовить свои разминки, небольшие, на 5–7 упражнений, только поставить два основных условия: первое – упражнения должны быть максимально эстетичными (с точки зрения показывающего ученика); второе – ученик сам должен показать эти упражнения максимально эстетично (четко, красиво, без ошибок и помарок). Чтобы дети смогли хорошенько подготовиться, проводящих лучше назначать заранее, сначала по желанию, затем уже тех, кто остался. Пусть дети постараются дома подготовиться получше, потренируются перед зеркалом, чтобы потом, выполняя в зале разминку, все остальные ученики не только четко представляли, что от них хочет проводящий, но и могли визуально оценить, как же хорошо может выглядеть выполнение данного, вполне возможно, очень простого упражнения.

Товар размещен в разделах

QR-код страницы

Для партнеров

Зарабатывай
с учмагом

Добавить отзыв

Для добавления отзыва необходимо войти на сайт.
Задать вопрос