Справочник учителя истории и обществознания. Программа для установки через Интернет

Есть на складе
105 руб.
-10%
94,50 руб.
Нашли дешевле? Снизим цену!
Подписаться на снижение цены
Версии товара:
Код СИ-2948
Авторы-составители Сечина Т. И. и др.
Издательство Учитель, 2022
Серия В помощь преподавателю
Электронная версия скачать
УДК 373.3/.5
Данный программный продукт является интернет-версией и доступен через центр управления программами издательства "Учитель".
Инструкция по оплате и установке электронной продукции через Интернет: ознакомиться.
Покупка одного экземпляра программы дает право её использования на одном ПК.
Данный программный продукт не работает без наличия подключения к Интернету и в системах виртуализации, таких как Virtual Box, VMWare.
Пособие содержит материалы, раскрывающие деятельность учителя истории и обществознания во всем многообразии и многоаспектности: современные образовательные технологии (развивающая технология обучения, исследовательская и проектная, кейс-технология, модульная, технология критического мышления и другие), интерактивные методы и приемы организации учебной деятельности на уроках истории и обществознания, которые позволят изучать большой объем материала, подготовить обучающихся к ЕГЭ, развивать умение критически анализировать документ, формулировать свое суждение о важнейших событиях, теориях, концепциях, фактах, рассуждать об историографии вопроса, обучать школьников таким мыслительным операциям и способам деятельности, как знание и запоминание, умение и навыки, анализ. Применение практических рекомендаций повысит уровень профессиональной компетенции и педагогической культуры учителей, усовершенствует творческий потенциал, обеспечит развитие образовательного процесса, ориентированное на модернизацию образования, в соответствии с ФГОС.
Предназначено учителям истории и обществознания, руководителям предметных методических объединений школ, гимназий, лицеев; рекомендовано выпускникам педагогических вузов.

Минимальные системные требования:
- операционная система - Windows XP/VISTA/7/8/8.1;
- процессор - Pentium-II;
- оперативная память - 256 МВ;
- разрешение экрана - 1024х768;
- свободное место на жестком диске - 400 МВ.

С этим товаром покупают

Примеры документов

Введение

Введение

Традиционная цель исторического образования – усвоение и запоминание фактической истории. Но в условиях расширения информационного поля, появления различных интерпретаций и нередко противоположных оценок прошлого происходит изменение цели исторического образования. Оно предусматривает обучение способам обработки, анализа, структурирования и критики исторической информации. Учитель, работающий только по традиционной системе, в настоящее время теряет связь с жизнью, надежду на перспективу в будущем. Традиционные наработки, методические приёмы сохраняются, но какие же произошли «наращения» в современном уроке, чем он обогатился, какие новые задачи решает современный урок и, главным образом, каков современный механизм решения новых задач современного исторического образования? Это один из аспектов, освещенных в пособии. Раскрыты нетрадиционные методы преподавания истории и обществознания, которые позволят: изучать большой объём материала, подготовить обучающихся к ЕГЭ; обучать школьников таким мыслительным операциям, как анализ, синтез, сравнение, классификация, аналогия, обобщение; развивать умения критически анализировать документы, формулировать свое суждение о важнейших событиях, теориях, концепциях, фактах, рассуждать об историографии вопроса; побуждать познавательную активность и вовлекать обучающихся в различные виды деятельности.

Модернизация российского образования, концепция профильного образования вызвали необходимость введения новых стандартов, программ и учебников. Образование направлено на обеспечение перехода от передачи знаний к развитию творческих способностей каждого обучающегося, раскрытию им своих возможностей, подготовке к жизни в современных условиях на основе системно-деятельностного (компетентностного) подхода и придания образовательному процессу воспитательной функции. Целью образования становится общекультурное, личностное и познавательное развитие обучающихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться. Главным является личностный результат, поэтому и главное предназначение учителя сегодня – воспитание граждан России. Учитель сам должен являться носителем образа человека, народа, страны и передавать этот образ молодому поколению. Современный учитель должен: демонстрировать универсальные и предметные способы действий, инициировать пробные действия учеников, консультировать и корректировать школьников и искать способы включения в работу каждого ученика; уметь осуществлять тематическое планирование учебного процесса на основе планируемых результатов образования, проектировать конкретные учебные ситуации, организовывать работу обучающихся в группах и парах, в мобильных группах; обеспечивать индивидуальную поддержку учеников, организовывать их проектную деятельность. В соответствии с введением ФГОС происходит постепенный отход от классно-урочной системы в школе. Проектная деятельность способствует формированию умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. Важным моментом деятельности учителя является владение современной оценочной деятельностью.

В пособии представлены материалы, которые будут полезны учителям истории и обществознания в процессе реализации ФГОС. Педагоги найдут интересные идеи и рекомендации по использованию современных образовательных технологий (развивающая технология обучения, исследовательская и проектная, кейс-технология, модульная, технология критического мышления и другие), интерактивные методы и приемы организации учебной деятельности на уроках истории и обществознания. Предложены составленные в соответствии с ФГОС образцы рабочей программы, модели (сценария) и технологической карты урока.

Хочется надеяться, что пособие окажет существенную помощь в организации образовательного процесса на достойном уровне.


Перечень нормативных документов по организации деятельности учителя истории и обществознания

Перечень нормативных документов
по организации деятельности
учителя истории и обществознания
(на основе электронных образовательных ресурсов)

1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации».

2. Федеральные государственные образовательные стандарты. – Режим доступа : минобрнауки.рф/документы/543

3. Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования. – Режим доступа : минобрнауки. рф/новости/4136/

4. Примерная программа основного общего образования по истории (V–IX классы).

5. Примерная программа основного общего образования по обществознанию (V–IX классы).

6. Примерная основная образовательная программа образовательной организации.

Тематическое планирование.

Тематическое планирование по истории.

Тематическое планирование по обществознанию.

Рабочие программы.

Рабочие программы по истории (по классам):

С-767. История Древнего мира. 5 класс. Рабочая программа и технологические карты уроков по учебнику А. А. Вигасина, Г. И. Годера, И. С. Свенцицкой. Компакт-диск для компьютера. – Волгоград : Учитель, 2015.

С-795. История Средних веков. 6 класс. Рабочая программа и технологические карты уроков по учебнику Е. В. Агибаловой, Г. М. Донского. Компакт-диск для компьютера. – Волгоград : Учитель, 2015.

Рабочие программы по обществознанию (по классам):

С-388. Рабочие программы. Обществознание. 5–11 классы (по программам А. И. Кравченко, С. И. Козленко, И. В. Козленко). Компакт-диск для компьютера. – Волгоград : Учитель, 2014.

С-631. Обществознание. 5–6 классы: рабочие программы и технологические карты уроков по учебникам под редакцией Л. Н. Боголюбова, Л. Ф. Ивановой. Компакт-диск для компьютера. – Волгоград : Учитель, 2015.

С-605. Обществознание. 10–11 классы. Рабочие программы и технологические карты уроков по учебникам под редакцией Л. Н. Боголюбова. Компакт-диск для компьютера. – Волгоград : Учитель, 2015.

Должностные инструкции, права и обязанности и другие документы, регламентирующие и организующие образовательную деятельность учителя в кабинете истории и обществознания.


Требования к кабинету. Техническое оснащение

В. В. Головцова

Требования к кабинету.
Техническое оснащение

Учебный кабинет – это учебное помещение школы, оснащенное наглядными пособиями, учебным оборудованием, мебелью и техническими средствами обучения, в котором проводится учебная, факультативная и внеклассная работа с обучающимися и методическая работа по предмету. Это общепринятое определение учебного кабинета. Но развитие информационных технологий и реализация программы «Информатизация образования» ведут к пересмотру понятия «кабинет истории и обществознания». Основным инструментом в кабинете истории должен стать компьютер, а сам кабинет – превратиться в информационно-тематический мини-центр.

Требования к кабинету истории и обществознания:

– наличие проекционной техники;

– оснащение устройствами оцифровки графики и видеороликов;

– возможность организации интерактивного диалога между учителем и учениками;

– подключение к Интернету и к внутришкольной сети;

– возможность тиражирования материалов в печатном виде.

Техническое оснащение кабинета:

– компьютер с мощными мультимедийными возможностями;

– мультимедиапроектор;

– акустическая система;

– интерактивная доска;

– сканер;

– принтер;

– система обратной связи.

Содержание работы заведующего кабинетом:

– перевод собранного методического материала в электронный вид;

– пополнение коллекции ресурсов новыми цифровыми материалами.

Необходимо копировать важный методический и исторический материал в сети Интернет. Так как средний срок жизни сайта в Интернете составляет один-два года, то обнаруженный материал через какое-то время может оказаться недоступным.

Учитель истории (заведующий кабинетом) может образовать две папки: «Методические материалы» и «Исторические ресурсы». В папке «Методические материалы» педагог будет хранить примерные программы, рабочие программы, тематическое планирование, поурочные планы, экзаменационный материал, тестовые задания, проверочные работы и т. п.

Для общего пользования учитель создает папку «Исторические ресурсы» («Обществоведческие ресурсы»), в которой сам будет по классам размещать и удалять файлы. Возможные подразделы: «Персоналии», «Документы», «Исторические монографии», «Исторические карты», «Фотографии и иллюстрации», «Документальные фильмы», «Художественные исторические фильмы», «Презентации» и т. д. Ученики могут находить и копировать нужные документы для подготовки домашних заданий, проектной деятельности и другого.

Насыщение школ техническими ресурсами позволяет создавать автоматизированные рабочие места учителя, включающие техническое обеспечение, содержательный и методический аспекты. Учитель получает возможность: осуществлять информационную поддержку учебного процесса, создавать собственные информационные ресурсы, осуществлять быстрый поиск и доступ к необходимой информации, постоянно обновлять и накапливать информацию, а также повысить свое профессиональное мастерство и выйти на новую технологию организации труда.

Направления реализации автоматизированного рабочего места:

– подготовка к учебным занятиям и внеклассным мероприятиям;

– проведение уроков;

– индивидуальная работа с учениками (использование материалов для подготовки сообщений, написания рефератов, выполнения заданий и др.);

– работа с классом на уроке;

– межшкольная работа (использование материалов для выступлений на семинарах, конференциях, для публикаций);

– работа с группами школьников (проектная деятельность);

– корректировка учебного процесса;

– методическая работа и представление своего опыта для молодых специалистов.

Автоматизированное рабочее место представляет собой рабочий инструмент учителя, который способен повысить качество, эффективность труда учителя за счет его технологизации.

Оформление интерьера кабинета.

Несмотря на внедрение новых технологий, оформление кабинета истории и обществознания остается важным инструментом учебного процесса. Информация, размещенная на стендах, помогает учащимся в реализации умений воспринимать, обобщать, оценивать, делать выводы; повышает познавательный интерес к предмету, расширяет кругозор школьников.


Структура урока

В. В. Головцова

Структура урока

Предмет ________________________ Класс ___________________

Тема урока _______________________________________________

(При написании конспекта урока на каждом из его этапов необходимо отразить цели и задачи деятельности учителя и ученика, методы и способы достижения поставленных целей, основное предметное содержание соответствующих этапов, организацию работы на каждом из этапов с учетом реальных особенностей класса, в котором проводился данный урок в предшествующий период.)

1. Организационный момент.

постановка цели, которая должна быть достигнута обучающимися на данном этапе урока (что должно быть сделано обучающимися, чтобы их дальнейшая работа на уроке была эффективной).

определение целей и задач, которых учитель хочет достичь на данном этапе урока.

описание методов организации работы обучающихся на начальном этапе урока, настроя учеников на учебную деятельность, предмет и тему урока (с учетом реальных особенностей класса, с которым работает педагог).

2. Опрос обучающихся по заданному на дом материалу.

определение целей, которые учитель ставит перед учениками на данном этапе урока (какой результат должен быть достигнут обучающимися).

определение целей и задач, которых учитель хочет достичь на данном этапе урока.

описание методов, способствующих решению поставленных целей и задач.

описание критериев достижения целей и задач данного этапа урока.

определение возможных действий педагога в случае, если ему или обучающимся не удается достичь поставленных целей.

описание методов организации совместной деятельности обучающихся с учетом особенностей класса, с которым работает педагог.

описание методов мотивирования (стимулирования) учебной активности обучающихся в ходе опроса.

описание методов и критериев оценивания ответов обучающихся в ходе опроса.

3. Изучение нового учебного материала.

постановка конкретной учебной цели перед обучающимися (какой результат должен быть достигнут учениками на данном этапе урока).

определение целей и задач, которые ставит перед собой учитель на данном этапе урока.

изложение основных положений нового учебного материала, который должен быть освоен обучающимися (на основе содержания данного пункта эксперт выносит суждение об уровне владения педагогом предметным материалом).

описание форм и методов изложения (представления) нового учебного материала.

описание основных форм и методов организации индивидуальной и групповой деятельности обучающихся с учетом особенностей класса, в котором работает педагог.

описание критериев определения уровня внимания и интереса обучающихся к излагаемому педагогом учебному материалу.

описание методов мотивирования (стимулирования) учебной активности обучающихся в ходе освоения нового учебного материала.

4. Закрепление учебного материала

постановка конкретной учебной цели перед обучающимися (какой результат должен быть достигнут учениками на данном этапе урока).

определение целей и задач, которые ставит перед собой учитель на данном этапе урока.

описание форм и методов достижения поставленных целей в ходе закрепления нового учебного материала с учетом индивидуальных особенностей обучающихся, с которыми работает педагог.

описание критериев, позволяющих определить степень усвоения обучающимися нового учебного материала.

описание возможных путей и методов реагирования на ситуации, когда учитель определяет, что часть обучающихся не освоила новый учебный материал.

5. Задание на дом.

постановка целей самостоятельной работы для обучающихся (что должны сделать ученики в ходе выполнения домашнего задания).

определение целей, которые хочет достичь учитель, предлагая задание на дом.

определение и разъяснение обучающимся критериев успешного выполнения домашнего задания.


Развивающие технологии обучения

В. В. Головцова

Развивающие технологии обучения

Развивающее обучение это специально организованное, в соответствии с законами психического развития школьников, обучение. Результат – формирование человека, способного самостоятельно поставить задачи и найти оптимальные способы и средства их решения. Роль учителя – организовать высокую мотивацию и активную деятельность ученика по овладению знаниями. Для этого нужна система дидактических условий:

– умение слушать, читать, наблюдать, классифицировать, обобщать;

– умение самоконтроля.

Дидактическая структура знаний по истории: факты, представления, понятия, причинно-следственные связи, закономерности и мировоззренческие идеи. Успешное овладение структурой знаний по истории возможно, если ученик владеет общеучебными умениями и навыками.

Метод развивающего обучения – метод постановки учебных задач. Различие между вопросом как методом проверки знаний в традиционной системе обучения и учебной задачей в развивающем обучении: вопрос предполагает ответ по тексту учебника – кто, что, когда, зачем и т. д. Задача предполагает поиск информации, перенос усвоенных знаний и умений – установите, объясните, определите, найдите и т. д.

Показатели развивающего обучения личности:

– уровень сформированности понятийного мышления;

– самостоятельное нахождение обучающимися логических связей, закономерностей;

– деятельностный подход обучающихся к усвоению знаний.

Таким образом, развивающая системаэто знания + умения + учебная деятельность + система специальных заданий. В итоге школьники должны: уметь обозначить проблему в истории и видеть пути решения этой проблемы; знать специфику эпох и вклад исторических деятелей; знать дискуссионные темы и уметь раскрывать их содержание.

Способы поддержания работоспособности
детей и учителей

1. Не задерживаться долго на одном и том же материале.

2. Теоретический материал давать небольшими дозами.

3. Чередовать трудный и легкий материал, эмоциональный и рациональный, теоретический и практический.

4. Чередовать методы и приемы работы: письменные и устные, графические и текстовые, вербальные и практические и т. д.

5. Чередовать деятельность обучающихся и учителя: самостоятельная работа учеников и рассказ учителя, беседы и чтение текста про себя; использовать релаксацию.

6. Исключить повторы ответов обучающегося.

7. Исключить оценочные суждения со стороны учителя типа: «правильно», «верно» и другие, так как срабатывает эффект законченности работы и думать далее нет смысла.

8. Исключить на уроке замечания обучающимся, морализацию и нравоучения.

9. Изменить привычную структуру урока: исключить повторение темы пройденных уроков (пройденный материал должен включаться в новый через систему заданий и приемов сравнения), новую тему урока можно объявлять в разных вариантах и в конце урока.

10. Учет психического состояния детей, в том числе и настроение, выявляется через форму психологической защиты.

Принципы развивающего обучения

1. Обучение ведется на высоком уровне трудности. Ставятся задачи, вызывающие учебные затруднения у обучающихся, для их решения должны требоваться размышления, коллективные обсуждения, выдвижение предположений и их проверка, обращение к дополнительной литературе, наблюдения, исследования.

2. Знания не даются в готовом виде, ученик должен их добывать, выполнив задание, требующее интенсивной умственной работы.

3. Ведущая роль теоретических знаний. Процесс познания на уроках включает взаимозависимость явлений, связей, осмысление которых осуществляется на основе собственных наблюдений и анализа. Любая тема должна быть представлена сначала в общем виде. На втором этапе исследования или изучения рассматриваются части целого. После изучения деталей на третьем этапе вводятся части изученного. Процесс познания выстраивается по спирали. Учитель ставит вопрос, просит выполнить наблюдения, предлагает высказать свою точку зрения, прочитать учебник, чтобы найти ответ, поработать с дополнительной и справочной литературой.

4. Обучение проходит в быстром темпе.

5. Осознание школьниками процесса учения (для чего и зачем он делает то, что необходимо).

6. Работа над развитием всех обучающихся; предоставляется возможность каждому на уроке реализовать в какой-то определенной степени свой потенциал.

Результативность в системе общего развития обучающихся

Товар размещен в разделах

QR-код страницы

Для партнеров

Зарабатывай
с учмагом

Добавить отзыв

Для добавления отзыва необходимо войти на сайт.
Задать вопрос